Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования - изучить содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Объект исследования - профилактика дезадаптации в Государственном казенном образовательном учреждении Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Предметом исследования - содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические характеристики воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
2) Изучить причины дезадаптации воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ……………….4
1.1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ………………………………………………………………………..4
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ…………………………… …….10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ...………16
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В «НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ-ШКОЛЕ №1»…...………………………………………….16
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………
Социальный педагог: осуществляет деятельность по правовой защите воспитанников детского дома. Определяет социальный статус ребенка, характеристику условий пребывания ребенка в семье, соблюдение социальных норм поведения, наличие родственников и связь с ними. Социальный педагог выступает координатором деятельности всех структур адаптационного процесса. Регулирует деятельность психолога, воспитателя, медика. Консультирует воспитателя, педагогов и совместно с ними определяет дальнейшую деятельность по решению проблем ребенка и организации наиболее эффективной педагогической деятельности по адаптации.
Воспитатель: выявляет трудности в обучении, определяет статус в детском коллективе, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Определяет интересы и увлечения, соблюдение правил поведения.
В " Нижнетагильском детском доме-школе №1" воспитатель является главным помощником в адаптации ребенка. Когда ребенок приходит в детский дом, воспитатель, во-первых, знакомит его с группой, с распорядком дня, с режимом, с коллективом воспитателей, со всем персоналом учреждения, во-вторых, совместно с психологом проводит игры, тренинги, беседы направленные на адаптацию ребенка к коллективу детского дома.
Таким образом, ПМПК определяет наиболее оптимальные пути решения проблем ребенка, его адаптации и реализации его возможностей и резервов развития,
2) Создание благоприятных
условий для воспитания в
В "Нижнетагильском детском доме-школе №1" дети живут небольшими группами по 10 человек, которые формируют по разновозрастному принципу. Мальчики живут отдельно от девочек по 2-3 человек в комнате. Братьев и сестер определяют в одну группу, тем самым не нарушая семейных связей и создавая в целом, благоприятные условия адаптации ребенка в детском доме.
3) Формирование нормативно-
В работе используется гибкая система разрешаемого и запрещаемого, но при этом как воспитатели, так и дети должны знать четко определенную границу терпимости: например, нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из детского дома, не поставив в известность воспитателя и т.д.
4) Формирование эмоционально-
Воспитатели должны научиться разным видам общения с детьми, чтобы помочь ребенку выйти из позиций изоляции, оппозиции и агрессии, - и не дать возможности замкнуться на одном из этих видов поведения.
Так, социальный педагог консультирует воспитателей по различным педагогическим вопросам, дает рекомендации в отношении выбора стиля взаимодействия с ребенком. Но зачастую этой информации не хватает в решении вопросов профилактики дезадаптации. Воспитатели в процессе помощи ребенку в адаптации к условиям детского дома руководствуются в основном, своим личным опытом, а также субъективным представлением об этом процессе, при этом, не принимая во внимание общепринятых теоретических оснований данного процесса, ввиду их недостаточной компетентности в этой области.
5) Развитие адекватной
самооценки положительных
6) Расширение спектра
досуговых мероприятий и
Главное, учесть индивидуальные особенности, интересы и потребности каждого ребенка, и не принуждать его к деятельности, которой он не хочет заниматься, учитывать желания и устремления.
7) Организация трудовой деятельности. Систематическое участие ребенка, подростка в труде вместе с воспитателями и воспитанниками должно давать ему опыт участия в позитивно-преобразующей деятельности, налаживания взаимодействия в коллективе, формирования навыков трудового общения и отношений товарищеской взаимопомощи и ответственности.
Совместный труд в группе формирует уважительное отношение к результатам личного и коллективного труда, бережное отношение к средствам труда, имуществу. И, конечно, педагогически грамотно организованный коллективный труд помогает в наиболее эффективной адаптации к новым для ребенка условиям.
В "Нижнетагильском детском доме-школе №1" осуществляется хозяйственно-бытовой труд, который заключается в соблюдении гигиены жилья, уборке помещений и территорий детского дома, а также организация труда по самообслуживанию, который включает соблюдение личной гигиены, организации индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению.
Таким образом, комплексный характер взаимодействия всех специалистов учреждения, а также грамотная организация быта, досуга, трудовой деятельности, формирование эмоционально-положительных взаимодействий с ребенком, педагогический такт воспитателя, а также формирование нормативно-правовой культуры, выработка у детей понимания важности и умения соблюдать социальную нормативность, способствуют эффективной социально-психологической адаптации ребенка в условиях детского дома. Однако компетентность воспитателей в профилактике дезадаптации является недостаточной, а социальный педагог не занимается данной деятельностью в силу занятости по правовой защите воспитанников детского дома. Также в "Нижнетагильском детском доме-школе №1" отсутствует конкретная программа, технология по профилактике социально-психологической дезадаптации, поэтому представляется необходимым предложить рекомендации специалистам по профилактике социально-психологической дезадаптации в детском доме.
2.2 Рекомендации
специалистам по профилактике
социально-психологической
Анализируя содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в "Нижнетагильском детском доме-школе №1", можно сделать вывод, что профилактика дезадаптации осуществляется не в полной мере ввиду отсутствия целостности. Основываясь на этом и на анализе научной литературы по данной теме, можно предложить следующие рекомендации по улучшению работы по социально-психологической дезадаптации в условиях детского дома.
Социально-психологическая дезадаптация воспитанников детского дома может возникнуть в любом возрасте, что обусловлено особенностями личности, кризисными периодами, влиянием различных биологических, социальных, педагогических, и психологических факторов, сочетающихся с неудовлетворением личностно значимых потребностей, к которым можно отнести потребность в общении, самоутверждении, в принятии, в защите, в любви, эмоциональном контакте с взрослым и т.д.
Исходя из основных причин и факторов дезадаптации, а также особенностей развития воспитанников детского дома, можно сказать, что профилактика социально-психологической дезадаптации воспитанников детского дома дошкольного возраста должна быть направлена на повышение познавательной активности, формировании навыков общения, развитии самостоятельности, в создании теплых, дружественных отношений с взрослым, развитие игровой деятельности и создание ситуаций успеха.
В младшем школьном возрасте для профилактики дезадаптации следует развивать произвольные формы поведения, развивать навыки общения и умение разрешать конфликты, формировать адекватную самооценку и удовлетворять потребность в эмоциональном контакте с взрослым.
В подростковом возрасте, необходимо формировать адекватные социальные ожидания и адекватную оценку своих возможностей, понижать уровень тревожности и агрессивности, способствовать формированию волевой сферы.
В старшем школьном возрасте профилактика социально-психологической дезадаптации заключается в формировании умения общаться с людьми вне учреждения, формирование нормативно - правовой культуры, повышение уверенности в себе, профориентация.
Также можно отметить, что профилактическую деятельность, для наибольшего результата, необходимо проводить в непрерывном процессе помощи ребенку на всех возрастных этапах в развитии его личности.
Исходя из основных направлений профилактики социально-психологической дезадаптации необходимо создание условий, при которых ребенок может рассчитывать на поддержку и помощь (необходимые ему для дальнейшего развития и накопления внутренних ресурсов), создание условий, в которых он может обрести уверенность в себе, раскрыть способности в каком либо виде деятельности, развить природные задатки и позитивные качества личности, с помощью которых он будет осваивать позитивные формы вхождения в коллектив.
Для этого целесообразно будет рассмотреть профилактику с точки зрения технологии, целью которой, будет повышение адаптивных возможностей личности, профилактики и коррекции социально-психологической дезадаптации; развития рефлексии, ценностно-смысловой сферы, снятия психологического стресса и формирования адекватной самооценки.
Данные рекомендации направлены на профилактику социально-психологической дезадаптации воспитанников детского дома подросткового возраста, так как этот период является кризисным, и характеризуется сменой ведущего вида деятельности, а также активного становления личности.
1. Диагностический этап.
Основными задачами данного этапа являются:
Изучение психолого-педагогической обстановки и установление контактов между ребенком и группой, воспитателями, педагогами;
Выбор конкретных методик и техник;
Определение причин неэффективности адаптивных возможностей.
Для решения поставленных задач можно использовать следующие методики:
Наблюдение - основной эмпирический метод, который предусматривает преднамеренное и целенаправленное визуальное, слуховое восприятие и фиксирование процессов и явлений, с целью анализа и практического использования. Проводиться в естественных или специально организованных условиях.
Для наблюдения, с целью выявления симптомов дезадаптации целесообразно применять "Карту наблюдения Д. Стотта", адаптированную Дубровиной И. В.
Данная карта состоит из 16 блоков. Каждый блок содержит показатели, по которым можно судить о процессе адаптации и наличии дезадаптации:
1. Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям
2. Депрессия
3. Уход в себя
4. Тревожность по отношению к взрослым
5. Враждебность по отношению к взрослым
6. Тревога по отношению к детям
7. Недостаток социальной нормативности
8. Враждебность к детям
9. Неугомонность
10. Эмоциональное напряжение
11. Невротические симптомы
12. Неблагоприятные условия среды
13. Сексуальное развитие
14. Умственная отсталость
15. Болезни и ограничения нарушения
16. Физические дефекты
Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации. В данной технологии на этом этапе можно использовать такие виды беседы как:
- введение в эксперимент - проводиться с целью привлечь к сотрудничеству;