Программы адресной социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Система социальной защиты в России сложна. Она включает в себя пенсии по старости, предполагающие отчисление взносов, пособия по безработице, дотации льготникам и членам их семей, родовые пособия, пособия на детей, субсидии на оплату услуг ЖКХ, социальные услуги для лиц, содержащихся в учреждениях интернатного типа, и многое другое. Критерии участия во многих таких программах не связаны с уровнем дохода претендента (например, пенсии и льготы).

Содержание работы

Введение 3
1. Виды социальных программ 4
2. Преимущества адресности 6
3. Основные этапы осуществления адресной программы. Издержки адресности 8
Политические издержки и неустойчивость адресных программ 9
Отбор получателей, оказание помощи. 9
Высокие административные расходы. 10
Частные, или альтернативные, издержки. 11
4. Результаты программы. Отрицательные и положительные стимулы 12
5. Механизмы адресности (методы определения целевой группы) 13
6. Государственная социальная помощь. Описание адресных программ в Российской Федерации 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

адрес[1].doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

В региональном законодательстве можно выделить три вида программ государственной социальной помощи.

ГСП для преодоления длительной бедности. Воздействие программ ГСП на длительную бедность будет более сильным, если одновременно выполняются следующие условия:

- программа осуществляет  денежные выплаты на протяжении  некоторого периода (минимум три  месяца);

- программа использует  индивидуальную оценку материального  положения (прежде всего доходный фильтр) и не имеет категориальных фильтров;

- существует практика проверки материального положения и нуждаемости заявителей посредством надомных обходов домохозяйств.

Что касается первого критерия (продолжительность выплат), то, по мнению авторов, разовая помощь является более оправданной в сложной или экстремальной жизненной ситуации, когда материальное положение граждан резко ухудшается в силу внешних обстоятельств, таких как пожар, наводнение и др. А вот для того, чтобы вывести индивидуума или домохозяйства из бедности, требуется более длительная помощь.

По поводу же обходов заметим, что в интересах экономической эффективности требуется строгое соблюдение правил допуска к программе. Чтобы оказывать ощутимую помощь наиболее нуждающимся, необходимо минимизировать ошибку включения (приток в программу семей с относительно высокими доходами). В противном случае происходит распыление бюджетных средств, в условиях ограниченного финансирования уменьшается размер пособия и наиболее нуждающиеся граждане оказываются в проигрыше.

ГСП для преодоления краткосрочной, или временной, бедности. Для эффективной борьбы с бедностью помимо программ длительной адресной помощи должны быть и программы, нацеленные на преодоление временной бедности, возникшей вследствие различных внешних причин, обычно объединяемых под общим названием "экстремальная ситуация". В большинстве своем программы региональной государственной социальной помощи в большей степени отвечают нуждам временно бедных, нежели длительно бедных граждан и домохозяйств.

Некоторые региональные законодатели сознательно приравнивают трудную жизненную ситуацию к экстремальной жизненной ситуации. Основываясь на более узком определении, они добиваются как минимум одной очевидной цели - сокращения круга потенциальных участников программы ГСП.

Региональные программы с категориальными фильтрами адресности. Характерной чертой российской системы социальной поддержки на региональном уровне являются неадресные, по сути, программы ГСП, доступ к которым осуществляется лишь по категориальной принадлежности, без доходных ограничений. Присутствие подобных программ в законе о ГСП противоречит его основной концепции, которая заключается в разработке и регулировании системы адресной социальной помощи, основанной в первую очередь на принципе проверки доходов. Кроме того, наличие в законе разнородных программ утяжеляет и запутывает его, затрудняя понимание региональными практиками его ключевой идеи и назначения.

Заключение

 

 Если социальная политика  государства направлена на снижение  уровня бедности, то средства, выделяемые  в виде социальных пособий, должны доставаться бедным и только бедным. Именно адресные программы позволяют направить помощь исключительно тем, кто в ней нуждается, и не тратить ресурсы на относительно обеспеченных людей.

Важно соблюдать основные этапы осуществления адресной программы:

- постановка целей программы, определение целевой группы;

- отбор получателей (выбор  процедуры отбора, организация отбора);

- оказание помощи (выбор  средств и формы оказания помощи, организация процесса оказания и получения помощи);

- мониторинг результатов.

Необходимо соблюсти баланс интересов граждан с различным уровнем доходов - тех, кто нуждается в адресной помощи, и тех, кто платит налоги и делает отчисления от своего дохода в социальные фонды.

При разработке процедур отбора получателей и оказания помощи необходимо выбрать такие процедуры, которые позволят выделить именно тех, кто в наибольшей степени соответствует целевой группе.

Важно соотносить затраты на отбор и организацию процесса предоставления помощи с размерами самой помощи.

При разработке адресной программы необходимо помнить о том, что она не должна способствовать возникновению ситуаций, когда ее участникам становится экономически выгодно подстраивать свое поведение под действующие институты социальной помощи. Адресные программы должны поощрять встречные обязательства получателей, когда бедные семьи, чтобы получить помощь, обязуются отправить детей на учебу, или пройти вакцинацию, или найти работу и т.п.

Выгоды и издержки адресности в существенной степени зависят от того, какой механизм осуществления адресности будет использован в конкретной программе. К таким механизмам относятся:

- метод оценки доходов;

- метод оценки доходов  и имущественного положения;

- косвенный метод определения  доходов;

- категориальный метод;

- самоадресация;

- метод обеспечения адресности силами местного сообщества или общественности.

Для оценки результатов тех или иных адресных программ необходимо вычислять и сравнивать показатели "утечки" средств в пользу небедных и непопадания в ряды участников реально нуждающихся граждан. Количество ошибок исключения бедных из социальных программ можно уменьшить, например, путем создания наблюдательных советов, которые могут рассматривать случаи отказа в назначении пособия, если семья считает такой отказ необоснованным.

11. Важнейшей задачей при разработке программ адресной социальной помощи является оптимизация расходов на проверку нуждаемости.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Коваленко Е.А., Строкова Е.Л., Феоктистова О.А. Модели организации адресной социальной помощи: метод. пособие. – М.: Фонд "Институт экономики города", 2009 г.
  2. Никонова Л.С., Четверикова М.Н. Адресная социальная защита: опыт муниципальных образований. М.: Фонд "Институт экономики города", 2003.
  3. Управление программами социального обслуживания и социальной помощи / под. ред. А.Л. Александровой. М.: Фонд "Институт экономики города", 2007.
  4. Социальная помощь: на пути к адресности: сб. статей / под ред. М.И. Либоракиной. М.: Фонд "Институт экономики города", 2001.
  5. Александрова А.Л. и др. Международный опыт организации программ адресной социальной помощи. М.: Фонд "Институт экономики города", 2001.

 

 


Информация о работе Программы адресной социальной помощи