Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 03:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке предложений по усовершенствованию социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику и функции социальное обеспечение в современных условиях, выяснить его функции и дать классификацию основных видов социального обеспечения;
2) определить значение социального обеспечения для различных групп населения;
3) провести анализ технологии социального обеспечения;
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения
1.3 Финансирования социальной защиты населения
Выводы
2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения (на примере Люберецкого района Московской области)
2.1 Управление социальной защитой населения Люберецкого района Московской области
2.2 Характеристика и функции социального обеспечения
2.3 Технологии социального обеспечения
Выводы
3. Разработка проектных предложений для совершенствования работы Управления социальной защиты населения
3.1 Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения
3.2 Оценка эффективности разработанных проектных предложений
Выводы
Заключение
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) [6, с.25].
Социальная помощь выполняет функцию
вспомоществования по бедности отдельным
группам населения в
Социальное обеспечение - это система
создаваемых государством правовых,
экономических и
Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам [8, с.114].
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:
1) пенсионное страхование;
2) социальное страхование на
случай временной
3) социальное страхование от
несчастных случаев на
4) медицинское страхование [9, с.34].
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения (СЗН) - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
Основные уровни органов социальной работы:
- федеральный уровень (республика);
- регион;
- трудовой коллектив;
- негосударственные (
Важную роль в системе
социальной защиты населения играют
профессиональные союзы, администрация
и различные формы
Основные функции управление социальной защиты населения на федеральном уровне:
1) организация пенсионного
обслуживания и обеспечения
2) социальное обслуживание;
3) медико-социальная экспертиза;
4) реабилитация инвалидов
и оказание протезно-
помощи;
5) социальная помощь семье и детям;
6) подготовка законодательства по социальной защите населения;
7) внешнеэкономическое
и международное
8) разработка положений
по основам социальной
9) анализ и прогноз
уровня жизни различных
10) подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
11) разработка социальных нормативов и т. д. [4, с.317].
Функции управления социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
1) обеспечение и решение
производственно-экономических
2) плановую и финансово-
3) создание различных фондов социальной помощи;
4) решение экономических проблем и др. [4, с.317].
Функции трудового коллектива:
1) производственно-экономическая;
2) б) политическая;
3) в) управленческая;
4) г) социальная;
5) д) воспитательная [4, с.317].
Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» [2, с.255].
Социальными функциями трудового коллектива являются:
1) совершенствование
2) развитие социальной структуры коллектива;
3) улучшение отношений внутри коллектива;
4) улучшение социального
5) организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;
6) соблюдение принципа социальной справедливости [2, с.255].
Определенные функции
1) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
2) б) социальная реабилитация инвалидов;
3) в) правовая помощь
социально нуждающимся
В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
1. Экономическая функция
выражается в оказании
2. Политическая функция,
направленная на сближение
3. Демографическая функция
способствует стимулированию
4. Социально-реабилитационная
функция связана с
В таблице 1.1 представлена социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения.
Рисунок 1.1
Первое направление социальной защиты - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.
24 июля 1998г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним, государство «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает также «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».
Закон появился вовремя,
так как переход к новым
социально-экономическим
Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.
Особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые призваны оказывать помощь той категории подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа.
Таким образом, социальная
защита детей и подростков на современном
этапе согласуется с
Второе направление социальной защиты - это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся» [2, с.346]. Труд, его вознаграждение и, как результат, денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека. Человек труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации - болезнь, временный период безработицы либо другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоятельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, поскольку для этого в стране есть все условия.
Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.