Разработка проектных предложений для совершенствования работы Управления социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 03:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке предложений по усовершенствованию социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать характеристику и функции социальное обеспечение в современных условиях, выяснить его функции и дать классификацию основных видов социального обеспечения;

2) определить значение социального обеспечения для различных групп населения;

3) провести анализ технологии социального обеспечения;

Содержание работы

1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения

1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения

1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения

1.3 Финансирования социальной защиты населения

Выводы

2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения (на примере Люберецкого района Московской области)

2.1 Управление социальной защитой населения Люберецкого района Московской области

2.2 Характеристика и функции социального обеспечения

2.3 Технологии социального обеспечения

Выводы

3. Разработка проектных предложений для совершенствования работы Управления социальной защиты населения

3.1 Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения

3.2 Оценка эффективности разработанных проектных предложений

Выводы

Заключение

Файлы: 1 файл

дипломная РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

 

5) метод социальной экспер-тизы нормативных решений,

 

6) метод анализа информации,

 

7) метод оценки состояния  различных объектов.

 

Рис. 2.1 Технология финансирования и распределения средств на социальное обеспечение

 

Технология социального  обеспечения - это комплексное образование, состоящее из нескольких технологий (рис.2.2). Наиболее общая технология социального обеспечения представлена на рис.2.3.

 

Рис.2.2 Основные элементы технологии социального обеспечения.

 

Рис.2.3 Общая технология социального обеспечения

 

Одной из основных технологий социального обеспечения является технология пенсионного обеспечения. Технология обеспечения граждан пенсиями по Федеральным законам «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ» представлена на рис.2.4. Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Они могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления непосредственно. При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда проверяет правильность оформления заявления, сличает подлинники, регистрирует заявление, требует документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой. После проверки документов пенсия назначается со дня обращения за ней. Перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения производится без заявления пенсионера, а в сторону увеличения - на основании письменного заявления гражданина.

 

Рис.2.4 Технология обеспечения  граждан пенсиями по Федеральным  законам «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ»

 

Преобразования пенсионной системы страны носят структурный  и институциональный характер. Происходит формирование новых пенсионных институтов: базовых пенсий, страховых пенсий и накопительных пенсий. Пенсионная модель -- как сочетание данных институтов -- основывается на принципах и механизмах, сочетающих борьбу с бедностью (базовые пенсии), объединение личных и коллективных усилий по зарабатыванию пенсионных прав с целью частичного замещения заработков (страховая и накопительные пенсии).[34]

 

При рассмотрении структуры  новой пенсионной системы России обращает на себя внимание доминирование в ней института базовых пенсий, на долю которого приходится половина направляемых на пенсионное обеспечение финансовых ресурсов. Базовая пенсия устанавливается в одинаковом для всех пенсионеров размере. По- своему социально-экономическому содержанию она представляет собой социальную помощь (в виде социальной пенсии -- как по размеру, так и по функции социальной защиты), а ее финансовый механизм представляет форму государственного перераспределения (в неоправданно больших размерах) финансовых средств, принадлежащих населению.[22]

 

Институту страховых  пенсий в новой пенсионной системе  уделено второстепенное место. Кроме  того, его роль в будущем будет  снижаться: с 40% в финансовых ресурсах сейчас до 20% через пять лет. В подавляющем  большинстве развитых стран этот пенсионный институт играет главную и определяющую роль в пенсионном обеспечении населения. Его сильные стороны (высокий уровень надежности и сохранности финансовых средств, наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения, приемлемый и высокий уровень замещения заработков) позволяют Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения рекомендовать его в качестве основного института пенсионного обеспечения.[35]

 

Важное место в новой  пенсионной системе призван занять институт накопительных пенсий, основанный на долгосрочных инвестициях. Сегодня на его долю приходится 10% финансовых ресурсов, а через пять лет -- уже 30 -- 35%.[22]

 

Состояние пенсионной системы  зависит от многих слагаемых: уровня заработной платы, положения на рынке труда, страховой и социальной политики государства. Данная система сталкивается с рядом существенных проблем. Среди них - низкая доля заработной платы и пенсий в ВВП, явно недостаточный для достойной жизни размер пенсии, необходимость выработать оптимальный пакет законов о профессиональных пенсионных системах, а также надёжную законодательную базу, гарантирующую сохранность средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

 

Следующей технологией социального обеспечения является технология обеспечения граждан пособиями. Выделяют множество видов пособий. Технология обеспечения граждан пособиями почти одинакова. Мне бы хотелось рассмотреть технологии обеспечения граждан пособием по безработице и ежемесячным пособием на ребенка. Технология обеспечения граждан пособием по безработице представлена на рис.2.5.

 

Рис.2.5 Технология обеспечения  граждан пособием по безработице

 

Порядок регистрации  безработного гражданина определяется Правительством РФ. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства не позднее 11 дней со дня предъявления документов. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными.

 

С 1 января 2005 года на рынке  труда изменились правила игры. Законом  о «Монетизации льгот» (№122-ФЗ) подвергся  радикальным изменениям Закон «О занятости населения в РФ». Предлагаемые изменения направлены на экономию затрат федерального бюджета по обеспечению содействия занятости населения и, самое главное, значительное снижение социальной защищенности работников на рынке труда. Внесены предложения по изменению всей системы финансовой поддержки безработных граждан. Если до принятия закона размер пособия по безработице устанавливался законом о занятости (минимальный-30% от прожиточного минимума, максимальное - не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ), то предлагается ежегодное определение минимального и максимального размера пособия.[36]

 

Социальная поддержка  безработных будет полностью  зависеть от располагаемых финансовых ресурсов государства.

 

В настоящее время  все большее внимание привлекает вопрос выплаты ежемесячных пособий  на детей. Граждане, имеющие детей, при  обращении в органы социальной защиты населения по месту жительства за назначением пособия на ребенка предоставляют сведения о доходах семьи, которые указываются в заявлении. Органами социальной защиты проводится проверка сведений, которые им представлены, и если сведения достоверны, назначается пособие не позднее 10 дней после обращения.

 

Федеральное финансирование пособий предполагает усиление ответственности  органов социальной защиты населения  за целевое расходование средств, в  частности за строжайшее следование установленным законодательным нормам при назначении и выплате пособий, положениям постановлений Правительства, определяющих порядок назначения и выплаты пособий и порядок учета доходов для определения права на пособие. Еще одна проблема -- полнота учета доходов для определения права на пособие. Здесь выделяется несколько аспектов: во-первых, далеко не везде учитываются доходы от личного подсобного хозяйства, что занижает доходы претендентов на получение пособия, и предоставление пособия в этом случае не оправдано, во-вторых, полнота учета доходов при получении алиментов, ведении индивидуальной трудовой деятельности и прочих аналогичных доходов. С другой стороны, федеральные органы исполнительной власти совместно с аналогичными структурами субъектов Российской Феде-рации должны искать эффективные пути проверки правильности заяв-ленных гражданами доходов, в том числе в случае, когда проблематично получение подтверждающих документов. Сегодня пособие вы-плачивается почти на 18 млн. детей, по сути, это пока единственный опыт крупномасштабного предоставления социальных выплат на адресной основе.[22]

 

В социальной политике нельзя ставить знак равенства между  механизмом выплаты пенсий и пособий, ведь у детей есть родители, которые  обязаны их содержать. Но чтобы снять  напряжение с самой проблемы, связанной с размером детских пособий, надо увеличить заработную плату родителей, которая бы соответствовала стоимости потребительской корзины на семью, включая детей. При этом условии роль детских пособий в бюджете семьи снизится.[37]

 

В технологии обеспечения  граждан пособиями виден недостаток - несовершенство механизма финансирования выплат из бюджета.

 

С 1 января 2005 года технология предоставления государством социальных льгот была заменена денежными компенсациями. Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными компенсациями находятся в центре внимания специалистов.

 

Реформа технологии льгот  проводится в соответствии с концептуальными  подходами к разграничению предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуп-равления. Реформы социальных обязательств государства основывается на фиксации полномочий и обязанностей всех уровней власти. В этой связи в законодательной базе предусматриваются технологические изменения [38].

 

1) изменение порядка  финансирования и условий реализации  мер социальной защиты;

 

2) разграничение полномочий  в социальной сфере между федеральными  органами и органа-ми власти  субъектов РФ, передача части функций в области обеспечения льгот с федерального на региональный уровень;

 

3) изменение существующего  порядка финансирования оплаты  труда работников бюджетной сферы  и правовой базы, регулирующей  прожиточный минимум.

 

Технология взаимодействия федеральных органов государственной власти и региональных не отработана до конца. Вопросы выплат ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным по политическим мотивам переданы на региональный уровень. Регионы могут устанавливать формы социальной поддержки по своему усмотрению - либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньги. B силу неодинаковой бюджетной обеспеченности регионов положение льготников в них будет резко различаться. По мнению представителей ряда субъектов Федерации, осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств по социальной поддержке такой категории льготников, как ветеран труда, большинству из них без субвенций центра будет весьма сложно. В соответствии с Федеральным законом граждане, которым социальная поддержка будет оказываться за счет средств федерального бюджета, будут учитываться в системе индивидуального (персонифицированного) учета, ведение которого осуществляет Пенсионный фонд РФ.[39]

 

К положительным моментам новой системы социальной поддержки можно отнести:

 

1) денежное обеспечение  действующих льгот;

 

2) улучшение сбалансированности  бюджетов всех уровней путем  отмены (реструктуризации) расходных  обязательств, не обеспеченных источниками  финансирования.

 

К отрицательным:

 

1) отсутствие у большинства субъектов Федерации финансовых ресурсов на обеспечение передаваемых на их уровень льгот;

 

2) понижение уровня  социальной защиты ряда категорий  населения;

 

3) понижение уровня  правового регулирования вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

 

Переход от натуральных  форм оказания помощи к денежной в  большей степени отвечает требованиям  социальной справедливости. Во-первых, устранив или хотя бы уменьшив региональные различия в размере помощи, можно, если не ликвидировать, то, по крайней мере, снизить степень дискриминации ее получателей, характерной для действующей системы. Во-вторых, такой переход способствует выравниванию условий доступа к получению льгот. В-третьих, общество получает четкое представление об объеме своих социальных обязательств, что приводит к пристальному рассмотрению проблем социальной справедливости, выравниванию уровня доходов различных групп населения.

 

Важнейшим звеном технологии социального обеспечения является технология социального обслуживания (рис.2.6).

 

Рис.2.6 Технология социального  обслуживания населения

 

Основанием для получения  государственного социального обслуживания служит трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность  гражданина, преодолеть которую самостоятельно он не может. Данная ситуация является основанием для бесплатного государственного социального обслуживания.

 

Государство гарантирует  гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законодательством. Несмотря на постепенное развитие структуры государственных учреждений социальной защиты, уровень социального обеспечения в РФ остается недостаточным. Развитие технологии социального обслуживания тормозят многие факторы: недостаточно развитая правовая база системы социального обслуживания; ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для развития системы; недостаточное использование дополнительных финансовых источников, в том числе неправительственного общественного сектора; слаборазвитая инфраструктура всей социальной помощи; недостаточное применение целевого комплексного планирования развития социального обслуживания в РФ с учетом научных исследований, инноваций и международной практики; недостаточная профессиональная подготовка социальных работников.[27]

 

Серьезной проблемой  является несовершенство методов государственного регулирования формирования финансово-экономической  базы учреждений социальной защиты на региональном уровне. Так, планиро-вание базируется только на количественных показателях без учета принципа экономической, социальной целесообразности, обстановки на территории, необходимости оказания услуг социально-незащищенному населению, бюджетные ассигнования учреждения социального обслуживания зависят сегодня от его размеров, что не способствует эффективному использованию денежных средств. Целесообразнее было бы при финансировании учреждений исходить из расчета на одного жителя территории с учетом поправочных коэффициентов. Экономические источники функционирования государственных (муниципальных) унитарных предприятий социального обслуживания весьма ограничены, так как формируются из местных бюджетов и внебюджетных средств, полученных от оказания платных услуг, сбора пожертвовании и т.п. В то же время они должны обеспечить гарантируемое государством право гражданина на социальное обслуживание [27].

Информация о работе Разработка проектных предложений для совершенствования работы Управления социальной защиты населения