Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т. д. Таким образом, вся экономика находилась в полном подчинении правительству.

Содержание работы

Введение 4
1. Государство в экономике. Теоретические аспекты 8
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику 8
1. 2. Роль государственного регулирования экономики 10
1. 3. Функции государственного регулирования экономики 11
1. 4. Методы государственного регулирования экономики 16
2. Роль государства в условиях рынка на практике. Пример развитых стран 22
2.1. Экономически эффективное государство: американский опыт 22
2. 2. Обеспечение национальной экономической безопасности 22
2. 3. "Правила игры" в рыночной среде 25
2. 4. Государственное воздействие - количественные параметры 26
2. 5. Французское индикативное планирование 28
3. Правительство России и финансовый кризис 1998г 33
3. 1. Российское правительство-виновник или жертва обстоятельств 33
3. 2. Угрозы в среднесрочной перспективе. Инфляция 43
Заключение 47
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике..docx

— 419.04 Кб (Скачать файл)

Введение 4 
1. Государство в экономике. Теоретические аспекты 8 
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику 8 
1. 2. Роль государственного регулирования экономики 10 
1. 3. Функции государственного регулирования экономики 11 
1. 4. Методы государственного регулирования экономики 16 
2. Роль государства в условиях рынка на практике. Пример развитых стран 22 
2.1. Экономически эффективное государство: американский опыт 22 
2. 2. Обеспечение национальной экономической безопасности 22 
2. 3. "Правила игры" в рыночной среде 25 
2. 4. Государственное воздействие - количественные параметры 26 
2. 5. Французское индикативное планирование 28 
3. Правительство России и финансовый кризис 1998г 33 
3. 1. Российское правительство-виновник или жертва обстоятельств 33 
3. 2. Угрозы в среднесрочной перспективе. Инфляция 43 
Заключение 47 
Список литературы 53

Введение

В 1991 году Россия вступила в  полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы  общественной жизни, но наиболее сильным  преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход  от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т. д. Таким образом, вся экономика находилась в полном подчинении правительству. Из этого ясно следует, что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и тотального контроля. Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства, замедлению научно - технического прогресса, падению темпов экономического роста. Таким образом, к началу 1980-х российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе.  
Однако и совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна, ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.  
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.  
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.  
Теоретически понятие государственной экономической политики шире, чем понятие государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины "государственное регулирование экономики" и "государственная экономическая политика" в наше время идентичны .  
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Австрия, Испания), в Японии, в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии. Тем не менее государственное регулирование экономики и в этих странах играет значительную роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической  мысли и хозяйственной практике

1 Развитие идей  либерализма в истории экономической  мысли и хозяйственной практике 5

2 Развитие идей  государственного вмешательства  23

Заключение 29

Список литературы 31

Выдержка из работы

Это кейнсианцы, выступающие за активное вмешательство государства в экономику и монетаристы, призывающие свести государственные регуляторы к минимуму.

В современном мире руководства промышленно развитых стран используют идеи обоих групп, в зависимости от поставленных целей, применяя те или иные инструменты  из их общего багажа.

Великая депрессия 30-х годов явилась крупнейшей экономической катастрофой в  современной истории. В течении 1929-1932 годов промышленное производство во всём мире было в значительной степени свёрнуто, сократившись почти наполовину в США, на 40%- в Германии, примерно на30%-во Франции и “лишь” на 10%- в Великобритании, где экономический кризис начался ещё в 20-х годах.

Промышленно-развитые страны столкнулись также с уникальной по своим масштабам дефляцией, в  результате которой цены упали почти  на 25% в Великобритании, чуть больше (на 30%) – в Германии и США, и  более чем на 40% - во Франции. Однако, величайшие потери человеческого капитала выражались в безработице. Великая депрессия стала глобальным явлением, перекинувшись из развитых стран в развивающиеся.

Чем же был вызван столь крупномасштабный, всеобъемлющий  кризис? Дж.М.Кейнс был первым, кто дал рациональное объяснение этому феномену. В своей “Общей теории занятости, процента и денег” Кейнс проанализировал макроэкономическую среду, что позволило объяснить хроническую безработицу того времени, а также предложить действия, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создание условий для роста производства и преодоления массовой безработицы.

Какие же методы предложил  Кейнс для вывода экономики из кризиса?

Необходимо снизить  проценты на кредиты. Это, во-первых, даст возможность предпринимателям более  активно брать кредиты, а во-вторых, сделает для владельцев капитала более выгодным вложение средств в производство, нежели в ценные бумаги. Все вместе это увеличит приток инвестиций, а следовательно повысит темпы и масштабы производства.

Следует увеличить  государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Увеличение спроса на товары и услуги (инициированное государством) должно оживить производство. Последнее, во–первых, сделает инвестиции более привлекательным видом вложения денег и привлечет дополнительный капитал, во-вторых, повысит занятость, что в свою очередь, увеличит платежеспособность населения, а значит еще более увеличит спрос на товары и услуги.

Рекомендуется обеспечить перераспределение доходов в  интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика позволит увеличить массовую величину спроса, задействовав в экономической  жизни страны все слои населения.

В итоге, утверждал  Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица (рис. 1). Рассматривая два инструмента регулирования спроса: денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической  мысли и хозяйственной практике

1. Развитие идей  либерализма в истории экономической  мысли и хозяйственной практике………………………………………………………….5

2. Развитие идей  государственного вмешательства  …………………………23

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………31

Введение

Неосуществимость  многих либеральных реформ в постперестроечном  российском обществе — особенно после 1991 г. — снова пробудила общественный интерес к идеям и историческим судьбам русского либерализма, к  тем периодам отечественной политической истории, когда он играл определенную роль. Поворот, происшедший в историографии русского либерализма (от замалчивания его существования и резко негативной оценки его «буржуазности» в советское время до его восторженной оценки и стремления увидеть в нем единственно возможный образец для подражания в начале 90-х годов), вполне понятен: противоречивость либеральной модели развития страны в контексте исторической ретроспективы во многом созвучна той ситуации, которую сегодня переживает наше общество.

Неоднозначный опыт социальных преобразований последних  лет подтверждает непреходящую ценность многих основных идей и принципов в разработке которых отечественный либерализм сыграл огромную роль. В научной и публицистической литературе существуют различные мнения о роли русского либерализма в общественной жизни и культурно-историческом опыте России, о причинах поражения либерального политического движения в начале XX в., о неспособности либеральных идей глубоко проникать в русскую почву, преобразовать ее.

Известно, что идеология  либерализма — продукт западной цивилизации: его истоки восходят к  христианству, ренессанской и реформаторской традициям, ньютоновской научной революции и Просвещению, а стержневые идеи и принципы классической либеральной парадигмы—признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность — были порождены буржуазным обществом на заре его становления. Либеральные идеи проникли в Россию в XVIII в., практически сразу после их появления и теоретического оформления в Европе, и неверно относить либерализм лишь к западному заимствованию, как считает большинство зарубежных исследователей. Либерализм является одной из интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми условиями развития России, а именно — с ее

сегодняшний день в экономической науке доминируют две школы, изначально являющиеся непримиримыми  антагонистами. Это кейнсианцы, выступающие за активное вмешательство государства в экономику и монетаристы, призывающие свести государственные регуляторы к минимуму.

В современном мире руководства промышленно развитых стран используют идеи обоих групп, в зависимости от поставленных целей, применяя те или иные инструменты  из их общего багажа.

Великая депрессия 30-х годов явилась крупнейшей экономической катастрофой в  современной истории. В течении 1929-1932 годов промышленное производство во всём мире было в значительной степени свёрнуто, сократившись почти наполовину в США, на 40%- в Германии, примерно на30%-во Франции и “лишь” на 10%- в Великобритании, где экономический кризис начался ещё в 20-х годах.

Промышленно-развитые страны столкнулись также с уникальной по своим масштабам дефляцией, в  результате которой цены упали почти  на 25% в Великобритании, чуть больше (на 30%) – в Германии и США, и  более чем на 40% - во Франции. Однако, величайшие потери человеческого капитала выражались в безработице. Великая депрессия стала глобальным явлением, перекинувшись из развитых стран в развивающиеся.

Чем же был вызван столь крупномасштабный, всеобъемлющий  кризис? Дж.М.Кейнс был первым, кто дал рациональное объяснение этому феномену. В своей “Общей теории занятости, процента и денег” Кейнс проанализировал макроэкономическую среду, что позволило объяснить хроническую безработицу того времени, а также предложить действия, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создание условий для роста производства и преодоления массовой безработицы.

Какие же методы предложил  Кейнс для вывода экономики из кризиса?

Необходимо снизить  проценты на кредиты. Это, во-первых, даст возможность предпринимателям более  активно брать кредиты, а во-вторых, сделает для владельцев капитала более выгодным вложение средств в производство, нежели в ценные бумаги. Все вместе это увеличит приток инвестиций, а следовательно повысит темпы и масштабы производства.

Следует увеличить  государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Увеличение спроса на товары и услуги (инициированное государством) должно оживить производство. Последнее, во–первых, сделает инвестиции более привлекательным видом вложения денег и привлечет дополнительный капитал, во-вторых, повысит занятость, что в свою очередь, увеличит платежеспособность населения, а значит еще более увеличит спрос на товары и услуги.

Рекомендуется обеспечить перераспределение доходов в  интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика позволит увеличить массовую величину спроса, задействовав в экономической  жизни страны все слои населения.

В итоге, утверждал  Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица (рис. 1). Рассматривая два инструмента регулирования спроса: денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

Заключение

В заключение работы подведем обобщающие выводы:

Русский либерализм прошел три волны, три этапа в  своем историческом развитии. Каждый из них имел свои особенности.

Условно политико-социологическое  и философско-правовое содержание идей либерализма первой волны можно  охарактеризовать как официальный  вариант. Второй волны — как более  «правый» по сравнению с классическим либерализмом (синтез идей и ценностей  либерализма и консерватизма), а  третьей волны — как более  «левый» вариант (синтез классического  либерализма и некоторых социалистических и социал-демократических идей) по сравнению с «чистым» экономическим  и политическим либерализмом.

Концепции либерального консерватизма старались избежать крайностей как либерализма, так и консерватизма (радикализма левых либералов, их «верхоглядного прогрессизма» и реакционности официальной казенщины), предлагали создать противовес безгосударственному и безрелигиозному «отщепенству» (П. Б. Струве), «нигилистическому морализму» (С. Л. Франк) и «самообожествляющемуся героизму» (С. Н. Булгаков) русской интеллигенции, не способной освободить народ ни до, ни во время первой русской революции.

Другие авторы связывают  перспективы российского либерализма  новой, четвертой волны с такой  его формой, как «новый» либерализм, или социальный либерализм, сближающий ценности отечественного либерализма  и социалистические идеи. Их многие идеи и ценности по-прежнему остаются одним из важнейших компонентов  современной человеческой культуры и теоретическим фундаментом  для возможного в России либерализма  новой четвертой волны.

Информация о работе Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике