Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа
В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т. д. Таким образом, вся экономика находилась в полном подчинении правительству.
Введение 4
1. Государство в экономике. Теоретические аспекты 8
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику 8
1. 2. Роль государственного регулирования экономики 10
1. 3. Функции государственного регулирования экономики 11
1. 4. Методы государственного регулирования экономики 16
2. Роль государства в условиях рынка на практике. Пример развитых стран 22
2.1. Экономически эффективное государство: американский опыт 22
2. 2. Обеспечение национальной экономической безопасности 22
2. 3. "Правила игры" в рыночной среде 25
2. 4. Государственное воздействие - количественные параметры 26
2. 5. Французское индикативное планирование 28
3. Правительство России и финансовый кризис 1998г 33
3. 1. Российское правительство-виновник или жертва обстоятельств 33
3. 2. Угрозы в среднесрочной перспективе. Инфляция 43
Заключение 47
Список литературы 53
Введение 4
1. Государство в экономике. Теоретические
аспекты 8
1.1. Причины государственного вмешательства
в экономику 8
1. 2. Роль государственного регулирования
экономики 10
1. 3. Функции государственного регулирования
экономики 11
1. 4. Методы государственного регулирования
экономики 16
2. Роль государства в условиях рынка на
практике. Пример развитых стран 22
2.1. Экономически эффективное государство:
американский опыт 22
2. 2. Обеспечение национальной экономической
безопасности 22
2. 3. "Правила игры" в рыночной среде
25
2. 4. Государственное воздействие - количественные
параметры 26
2. 5. Французское индикативное планирование
28
3. Правительство России и финансовый кризис
1998г 33
3. 1. Российское правительство-виновник
или жертва обстоятельств 33
3. 2. Угрозы в среднесрочной перспективе.
Инфляция 43
Заключение 47
Список литературы 53
В 1991 году Россия вступила в
полосу реформ. Этот процесс продолжается
до сих пор и носит глобальный
характер. Затронуты все сферы
общественной жизни, но наиболее сильным
преобразованиям подвергается экономика.
В экономике перемены очень сильны
и наиболее заметны. Происходит переход
от сверхцентрализованной плановой экономики
к свободному рыночному хозяйству. Тем
интереснее становится тема государственного
регулирования экономики, то есть вмешательства
государства в экономические процессы
в обществе. Ранее государство выполняло
все экономические задачи глобального
характера, такие как ценообразование,
определение объемов производства того
или иного товара и т. д. Таким образом,
вся экономика находилась в полном подчинении
правительству. Из этого ясно следует,
что вскоре частные лица потеряли интерес
к производственной сфере из-за подавляющего
и тотального контроля. Это падение интересов
привело к уменьшению эффективности производства,
замедлению научно - технического прогресса,
падению темпов экономического роста.
Таким образом, к началу 1980-х российская
экономика оказалась в глубочайшем кризисе.
Однако и совершенно свободная от вмешательства
государства рыночная экономика невозможна,
ведь хотя и рыночный механизм свободной
конкуренции имеет много достоинств, его
возможности велики, но все же не безграничны.
Существуют области, где механизм свободной
конкуренции не срабатывает и требуется
вмешательство государства.
Государственное регулирование экономики
в условиях рыночного хозяйства представляет
собой систему типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера,
осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями
в целях стабилизация и приспособления
существующей социально-экономической
системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства
возникали и обострялись экономические
и социальные проблемы, которые не могли
быть решены автоматически на базе частной
собственности. Появилась необходимость
значительных инвестиций в отрасли малорентабельные
или нерентабельные с точки зрения частного
капитала, но необходимые для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах;
отраслевые и общехозяйственные кризисы,
массовая безработица, нарушения в денежном
обращении, обострившаяся конкуренция
на мировых рынках требовали государственной
экономической политики.
Теоретически понятие государственной
экономической политики шире, чем понятие
государственного регулирования экономики,
так как первая может основываться и на
невмешательстве государства в хозяйственную
жизнь (Известный принцип экономического
либерализма laisser faire - laisser passer). В современных
условиях невмешательство государства
в социально - экономические процессы
немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости
государственного регулирования, а о его
масштабах, формах и интенсивности. Поэтому
термины "государственное регулирование
экономики" и "государственная экономическая
политика" в наше время идентичны .
Объективная возможность государственного
регулирования экономики появляется с
достижением определенного уровня экономического
развития, концентрации производства
и капитала. Необходимость, превращающая
эту возможность в действительность, заключается
в нарастании проблем, трудностей, с которыми
и призвано справиться государственное
регулирование экономики. В современных
условиях государственное регулирование
экономики является составной частью
процесса воспроизводства. Оно решает
различные задачи: это, например, стимулирование
экономического роста, регулирование
занятости, поощрение прогрессивных сдвигов
в отраслевой и региональной структуре,
поддержка экспорта. Конкретные направления,
формы, масштабы государственного регулирования
экономики определяются характером и
остротой экономических и социальных
проблем в той или иной стране в конкретный
период. В силу ряда причин наиболее развитый
механизм государственного регулирования
экономики сложился в некоторых странах
Западной Европы (ФРГ, Великобритания,
Франция, Нидерланды, Австрия, Испания),
в Японии, в ряде быстро развивающихся
стран Азии и Латинской Америки. Слабее
развито государственное регулирование
экономики в США, Канаде, Австралии. Тем
не менее государственное регулирование
экономики и в этих странах играет значительную
роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры,
при высоких показателях безработицы
и инфляции. Особенно важна роль государственного
регулирования экономики в развивающихся
странах, создающих независимую экономику,
в бывших социалистических странах, осуществляющих
переход от планового хозяйства на базе
государственной собственности к рыночному
хозяйству на базе частной собственности.
Введение 3
Глава 1 Развитие идей
либерализма и государственного
вмешательства в истории
1 Развитие идей
либерализма в истории
2 Развитие идей
государственного
Заключение 29
Список литературы 31
Это кейнсианцы, выступающие за активное вмешательство государства в экономику и монетаристы, призывающие свести государственные регуляторы к минимуму.
В современном мире
руководства промышленно
Великая депрессия 30-х годов явилась крупнейшей экономической катастрофой в современной истории. В течении 1929-1932 годов промышленное производство во всём мире было в значительной степени свёрнуто, сократившись почти наполовину в США, на 40%- в Германии, примерно на30%-во Франции и “лишь” на 10%- в Великобритании, где экономический кризис начался ещё в 20-х годах.
Промышленно-развитые страны столкнулись также с уникальной по своим масштабам дефляцией, в результате которой цены упали почти на 25% в Великобритании, чуть больше (на 30%) – в Германии и США, и более чем на 40% - во Франции. Однако, величайшие потери человеческого капитала выражались в безработице. Великая депрессия стала глобальным явлением, перекинувшись из развитых стран в развивающиеся.
Чем же был вызван столь крупномасштабный, всеобъемлющий кризис? Дж.М.Кейнс был первым, кто дал рациональное объяснение этому феномену. В своей “Общей теории занятости, процента и денег” Кейнс проанализировал макроэкономическую среду, что позволило объяснить хроническую безработицу того времени, а также предложить действия, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создание условий для роста производства и преодоления массовой безработицы.
Какие же методы предложил Кейнс для вывода экономики из кризиса?
Необходимо снизить проценты на кредиты. Это, во-первых, даст возможность предпринимателям более активно брать кредиты, а во-вторых, сделает для владельцев капитала более выгодным вложение средств в производство, нежели в ценные бумаги. Все вместе это увеличит приток инвестиций, а следовательно повысит темпы и масштабы производства.
Следует увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Увеличение спроса на товары и услуги (инициированное государством) должно оживить производство. Последнее, во–первых, сделает инвестиции более привлекательным видом вложения денег и привлечет дополнительный капитал, во-вторых, повысит занятость, что в свою очередь, увеличит платежеспособность населения, а значит еще более увеличит спрос на товары и услуги.
Рекомендуется обеспечить перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика позволит увеличить массовую величину спроса, задействовав в экономической жизни страны все слои населения.
В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица (рис. 1). Рассматривая два инструмента регулирования спроса: денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов государства, которые стимулируют инвестиции фирм.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие идей
либерализма и государственного
вмешательства в истории
1. Развитие идей
либерализма в истории
2. Развитие идей
государственного
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Неосуществимость многих либеральных реформ в постперестроечном российском обществе — особенно после 1991 г. — снова пробудила общественный интерес к идеям и историческим судьбам русского либерализма, к тем периодам отечественной политической истории, когда он играл определенную роль. Поворот, происшедший в историографии русского либерализма (от замалчивания его существования и резко негативной оценки его «буржуазности» в советское время до его восторженной оценки и стремления увидеть в нем единственно возможный образец для подражания в начале 90-х годов), вполне понятен: противоречивость либеральной модели развития страны в контексте исторической ретроспективы во многом созвучна той ситуации, которую сегодня переживает наше общество.
Неоднозначный опыт социальных преобразований последних лет подтверждает непреходящую ценность многих основных идей и принципов в разработке которых отечественный либерализм сыграл огромную роль. В научной и публицистической литературе существуют различные мнения о роли русского либерализма в общественной жизни и культурно-историческом опыте России, о причинах поражения либерального политического движения в начале XX в., о неспособности либеральных идей глубоко проникать в русскую почву, преобразовать ее.
Известно, что идеология либерализма — продукт западной цивилизации: его истоки восходят к христианству, ренессанской и реформаторской традициям, ньютоновской научной революции и Просвещению, а стержневые идеи и принципы классической либеральной парадигмы—признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность — были порождены буржуазным обществом на заре его становления. Либеральные идеи проникли в Россию в XVIII в., практически сразу после их появления и теоретического оформления в Европе, и неверно относить либерализм лишь к западному заимствованию, как считает большинство зарубежных исследователей. Либерализм является одной из интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми условиями развития России, а именно — с ее
сегодняшний день
в экономической науке
В современном мире
руководства промышленно
Великая депрессия 30-х годов явилась крупнейшей экономической катастрофой в современной истории. В течении 1929-1932 годов промышленное производство во всём мире было в значительной степени свёрнуто, сократившись почти наполовину в США, на 40%- в Германии, примерно на30%-во Франции и “лишь” на 10%- в Великобритании, где экономический кризис начался ещё в 20-х годах.
Промышленно-развитые страны столкнулись также с уникальной по своим масштабам дефляцией, в результате которой цены упали почти на 25% в Великобритании, чуть больше (на 30%) – в Германии и США, и более чем на 40% - во Франции. Однако, величайшие потери человеческого капитала выражались в безработице. Великая депрессия стала глобальным явлением, перекинувшись из развитых стран в развивающиеся.
Чем же был вызван столь крупномасштабный, всеобъемлющий кризис? Дж.М.Кейнс был первым, кто дал рациональное объяснение этому феномену. В своей “Общей теории занятости, процента и денег” Кейнс проанализировал макроэкономическую среду, что позволило объяснить хроническую безработицу того времени, а также предложить действия, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создание условий для роста производства и преодоления массовой безработицы.
Какие же методы предложил Кейнс для вывода экономики из кризиса?
Необходимо снизить проценты на кредиты. Это, во-первых, даст возможность предпринимателям более активно брать кредиты, а во-вторых, сделает для владельцев капитала более выгодным вложение средств в производство, нежели в ценные бумаги. Все вместе это увеличит приток инвестиций, а следовательно повысит темпы и масштабы производства.
Следует увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Увеличение спроса на товары и услуги (инициированное государством) должно оживить производство. Последнее, во–первых, сделает инвестиции более привлекательным видом вложения денег и привлечет дополнительный капитал, во-вторых, повысит занятость, что в свою очередь, увеличит платежеспособность населения, а значит еще более увеличит спрос на товары и услуги.
Рекомендуется обеспечить перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика позволит увеличить массовую величину спроса, задействовав в экономической жизни страны все слои населения.
В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица (рис. 1). Рассматривая два инструмента регулирования спроса: денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов государства, которые стимулируют инвестиции фирм.
Заключение
В заключение работы подведем обобщающие выводы:
Русский либерализм прошел три волны, три этапа в своем историческом развитии. Каждый из них имел свои особенности.
Условно политико-социологическое
и философско-правовое содержание идей
либерализма первой волны можно
охарактеризовать как официальный
вариант. Второй волны — как более
«правый» по сравнению с классическим
либерализмом (синтез идей и ценностей
либерализма и консерватизма), а
третьей волны — как более
«левый» вариант (синтез классического
либерализма и некоторых
Концепции либерального
консерватизма старались
Другие авторы связывают
перспективы российского