Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т. д. Таким образом, вся экономика находилась в полном подчинении правительству.

Содержание работы

Введение 4
1. Государство в экономике. Теоретические аспекты 8
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику 8
1. 2. Роль государственного регулирования экономики 10
1. 3. Функции государственного регулирования экономики 11
1. 4. Методы государственного регулирования экономики 16
2. Роль государства в условиях рынка на практике. Пример развитых стран 22
2.1. Экономически эффективное государство: американский опыт 22
2. 2. Обеспечение национальной экономической безопасности 22
2. 3. "Правила игры" в рыночной среде 25
2. 4. Государственное воздействие - количественные параметры 26
2. 5. Французское индикативное планирование 28
3. Правительство России и финансовый кризис 1998г 33
3. 1. Российское правительство-виновник или жертва обстоятельств 33
3. 2. Угрозы в среднесрочной перспективе. Инфляция 43
Заключение 47
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике..docx

— 419.04 Кб (Скачать файл)

Россия окажется готовой к реализации умеренных, закономерных и — одновременно —  вынужденно-необходимых проектов: либо либерально-консервативного, синтезирующего идеи классического либерализма с вековыми устоями и национальными традициями государственности и духовной культуры, либо «ново-либерального», гарантирующего в своем социальном идеале всем своим гражданам «право на достойное человеческое существование», если мы, конечно, хотим свободную, обновленную Державу Российскую, а не считаем Россию «колоссом на глиняных ногах». Впервые законченная экономическая теория, появилась именно в стане противников государственного вмешательства – с тех пор идеи этой группы экономистов называют классическими.

В истории известны периоды, когда различные государства  отдавали предпочтение тому или иному  подходу к управлению экономикой, переходя от классического принципа laissez faire (т.е. абсолютного невмешательства

102

Государственное вмешательство

Перевод

Государственное вмешательство

так в настоящее время  называется обыкновенно прямое или  косвенное воздействие государства  на сферу народного хозяйства. Иногда, впрочем, термин Г. вмешательство употребляется  в гораздо более широком смысле — в смысле ограничения сферы  самоуправления или даже вообще расширения прав государственной или административной власти в противоположность развитию свободы граждан. Приурочиваемое к  области народного хозяйства  Г. вмешательство противополагается  индивидуальной инициативе и полной свободе хозяйственной деятельности. Оно может иметь более или  менее широкое содержание в зависимости  от условий места и времени. Бесконечный  спор, который до настоящего времени  ведется экономистами двух противоположных  направлений, т. е. сторонниками свободы  и Г. вмешательства, никогда не будет  разрешен, пока вопрос будет ставиться  чересчур абсолютно, абстрактно и вне  связи с исторически развившимися формами государственного общежития. Цели, задачи и средства Г. вмешательства  постоянно изменялись, и сфера  воздействия государства то расширялась, то суживалась. Всюду и всегда, однако, при наличности хотя бы только зародышей  государственной власти последняя так или иначе отражалась на хозяйственной деятельности отдельных лиц. В эпоху патриархального быта, при отсутствии центральной государственной власти, старейший глава семьи и рода осуществляет многие из современных функций государственной власти, влияя, между прочим, и на хозяйственную деятельность зависящих от него членов семьи или рода. В дикой охотничьей или кочевой орде, живущей грабежом и насилием, подчинение членов власти военачальника есть не только зависимость дисциплинарная или политическая, но и совместная, соподчиненная хозяйственная форма предприятия. Дарование жизни побежденному врагу под условием превращения его в раба и принудительной работы на победителя есть грубейшее проявление силы или власти политической, видоизменяющееся в экономическое господство одного лица над другим. Грубое физическое насилие сменяется, прежде всего, родовыми и сословными формами зависимости и соответственного принуждения к труду. Так в государствах древнего Востока (Индия, Египет) строй хозяйства обусловливался делением всего народа на касты. Промышленная деятельность в этих странах была весьма строго регламентирована целым рядом предписаний, которым придавалось значение божественных законов. То же самое мы встречаем и в древней Иудее, где многие из законов Моисеевых регулировали хозяйственные и юридические отношения людей между собою и к государству. Таково установление годов субботних (для обеспечения отдыха земле через 7 лет) и юбилейных (для обеспечения равномерного распределения имуществ), установление жертвоприношений в пользу жрецов (первоначальный вид повинностей или налогов) и т. п.

Древние классические государства  Греции и Рим олицетворяют собой  кульминационный пункт торжества  идеи поглощения личности государством. Здесь трудно даже определить, где  кончается сфера частной и  где начинается сфера государственной  жизни и деятельности. Даже теперь принципиальные противники Г. вмешательства  нередко злоупотребляют примером этих своеобразных древних государств, желая  этим запугать нынешние народы или  правительства. На всех этих исторических ступенях широкое право Г. вмешательства  покоилось на основах политической, кастовой или сословной зависимости, хотя интересы защищались и экономические  — господствующих классов, жрецов, воинов, полноправных граждан и рабовладельцев. В средневековую и феодальную эпоху на место единой власти выступают  отдельные властелины — феодалы, вотчинники — или власть целых  сословий, как духовенства или  соединенных в цеховые корпорации горожан и ремесленников. Настоящая  государственная власть почти ничего не может да и не хочет никому предписывать, будучи слабой и не считая себя призванной заботиться о благе народа как одного целого. Права и функции этой власти переходят к представителям патримониальной, вотчинной юрисдикции — феодалам. Они регулируют барщинный труд своих крепостных и вообще к их земле приписанных лиц. Власть и права феодалов имеют своим первоначальным источником политическое начало — завоевание. Но затем постепенно все более и более проявляет свое значение экономический источник их властвования — принадлежность им земли, как своего рода первоначального капитала. Оба источника господства и зависимости — политический и экономический — здесь как бы взаимно уравновешиваются. То же и в ремесленном сословии, где необходимость солидарности в деле самозащиты политической, т. е. в борьбе с посягательствами на свободу горожан со стороны других сословий, вызывает строгую регламентацию хозяйственной деятельности. Это выражается в ограничении свободной конкуренции для устранения розни интересов внутри одного и того же сословия. Общегосударственное вмешательство выступает снова, и весьма ярко и определенно, в эпоху абсолютизма государственной власти. Цель этого вмешательства была сначала политическая: имелось в виду уничтожить внутреннюю цеховую дисциплину, обеспечивавшую солидарность интересов ремесленного сословия. Таково было значение первого, наиболее строгого ремесленного регламента (le livre de métier), изданного Людовиком IX в 1229 г.; прежние единые цехи были раздроблены на мелкие их подразделения, начавшие враждовать между собой на пользу абсолютизма. В момент наибольшего развития абсолютизма наличность вполне установленной политической зависимости эксплуатировалась уже как средство регулировать экономические отношения граждан, во-первых, в интересах всего народного хозяйства, во-вторых — прямо в интересах казны. В первом отношении, согласно указаниям теории меркантилистов, считалось необходимым всячески поощрять обрабатывающие отрасли промышленности для обеспечения наибольшего вывоза более ценных продуктов и привлечения этим путем наибольшего количества денег в страну. Ради этих целей промышленность строго регламентировалась в смысле установления способов производства товаров и улучшения их качества. Рядом с этим нередко преследовалось избыточное, по взглядам того времени, потребление ценностей, что выражалось в мерах против роскоши. При умелом руководстве этой политикой (Кольбер) результаты получались довольно удачные. В это же время развиваются и идеи протекционизма как системы покровительства внутренней промышленности путем высоких или даже запретительных таможенных тарифов. В конце концов все эти меры выродились в ряд фискальных стеснений промышленности и породили реакцию. На смену Г. вмешательству, вполне ограничивавшему свободу хозяйственной деятельности, явилось сперва учение физиократов, доказывавших преимущества полной свободы хозяйственной деятельности, создавших употребляемый доныне лозунг: laissez-faire, laissez-passer, но впавших в другую односторонность — именно, видевших единственный источник народного богатства в земледелии. В стране, раньше других осуществившей у себя идеалы политической свободы, — в Англии почти одновременно с учением физиократов, а отчасти еще ранее (Дэдлей Норт — малоизвестный экономист конца XVII в.) явилась более широкая и точная формулировка начал свободы торговли и промышленности, как отпор прежним регламентативным и протекционистским ее стеснениям и без указанной односторонности физиократов. Настоящий глава этого нового учения о преимуществах свободы хозяйственной деятельности, знаменитый Адам Смит, создал целую школу и имеет до сих пор рьяных, иногда даже до слепоты, приверженцев. Успех учения Смита и его школы обусловливался одновременно и параллельно развивавшимися политическими и юридическими учениями, ставившими превыше всего свободу индивидуальности во всех сферах жизни и отрицавшими целесообразность Г. вмешательства в каком бы то ни было отношении, кроме установления или, вернее, поддержания правового порядка. Таковы сходящиеся в этом отношении учения Канта, В. Гумбольдта, Руссо и большинства французских энциклопедистов. Последовательный ряд мирных переговоров и кровавых революций в разных западноевропейских странах имел своею целью устранить прежние формы чрезмерного Г. вмешательства и обеспечить более полную свободу граждан. Но установившийся там на новых началах строй государственной и хозяйственной жизни скоро стал вызывать необходимость различных поправок и улучшений. Критика нового общественного порядка на почве экономической выразилась наиболее резко в различных учениях социалистов и коммунистов. Первые все целиком и некоторые фракции последних (за исключением анархистов), стали снова требовать расширения функций и задач государства, желая заменить чисто хозяйственную деятельность, покоящуюся на свободной конкуренции, деятельностью государственною (см. Социализм и Коммунизм). Но и на почве основ существующего общественного порядка идея Г. вмешательства стала развиваться все больше и больше, как в смысле восполнения частной инициативы граждан, так и в смысле прямой замены некоторых отраслей частного хозяйства общественными или государственными формами. В наиболее общей, сравнительно, форме вопрос о Г. вмешательстве ставится теперь по отношению к свободе международной торговли или современному протекционизму. Отсюда и ходячее наименование противников Г. вмешательства школою свободной торговли, причем понятию торговли придается широкое значение хозяйственной деятельности вообще. Нередко еще употребляется наименование этой школы "манчестерской", по месту зарождения знаменитой Хлебной лиги, т. е. общества, боровшегося в 40-х годах за отмену английских покровительственных хлебных законов (см. Манчестерская школа, Протекционизм). Трудно перечислить все те стороны и вопросы народного хозяйства, в которых может проявляться и действительно проявляется теперь Г. вмешательство. Особенно серьезное значение оно приобретает в деле регулирования отношений хозяев и рабочих, или в борьбе труда с капиталом. Тут Г. вмешательство выступает на почву социальной политики (иногда называемой государственным социализмом), стремясь оградить и защитить интересы рабочих как стороны фактически слабейшей в борьбе за большее вознаграждение и лучшие условия работы. Относящиеся сюда законодательные меры носят общее название фабричного законодательства (см.), так как борьба эта наиболее обостряется в крупных промышленных предприятиях. Задачами этого законодательства служит охранение интересов подрастающего поколения и женщин или всех вообще рабочих установлением более коротких сроков работы, различных санитарных гигиенических мер и т. д. Особое и быстро развивающееся значение приобретает в настоящее время обязательное страхование рабочих от временных болезней, несчастных случаев, старости и вообще потери способности к труду (особенно в Германии и Австрии). В России рядом с развивающимся фабричным законодательством особенное значение ввиду преобладания сельскохозяйственной промышленности имеют регулирование порядка землевладения (общинного), организация переселения или расселения, меры по народному продовольствию, хлебной торговле, по устройству общественных элеваторов, по кустарным промыслам, содействие к приобретению крестьянами земель при помощи крестьянского банка и т. д. Наиболее резкий пример Г. вмешательства в форме замены частной инициативы государственною можно видеть в совершающейся почти везде замене частного железнодорожного хозяйства государственным или в строгом подчинении жел.-дор. тарифов государственному надзору или регулированию.

С изменением существа и  задач Г. вмешательства изменяется и внешняя форма его применения. Г. вмешательство теперь выражает собой  преимущественно защиту и разграничение  взаимно сталкивающихся интересов  в народном хозяйстве. Место прежнего правительственного произвола заступает  сознательное регулирование различных  вопросов через посредство представительных и совещательных общественных учреждений. Относительно теоретической постановки вопроса о Г. вмешательстве трудно дать хотя бы самое сжатое общее  литературное указание, так как один перечень сочинений общих и частных  потребовал бы слишком много места. Особенно выдается в этом отношении  немецкая литература, в которой теперь несомненно преобладает направление в пользу Г. вмешательства. Большие заслуги в этом отношении оказало учреждение там в 1872 г. учено-практического общества под названием Verein für Socialpolitik, разрабатывающего на своих периодических собраниях и в печатных изданиях ("Schriften des V. f. S. Р.") множество теоретических и практических вопросов. Во главе этого направления стоят наиболее выдающиеся современные экономисты, как Ад. Вагнер, Шеффле, Шмоллер, недавно умерший Лоренц Штейн и др. Развитие вопроса о Г. вмешательстве дает вообще более богатое содержание современной науке полицейского и административного права и отражается даже на чистой юриспруденции в области гражданского права и философии права стремящейся установить и выяснить значение "цели в праве" и существо интересов, защищаемых гражданско-правовыми институтами, которые теперь уже не столь резко, как прежде, противополагаются публично-правовым (в особенности благодаря трудам Иеринга). Правильной постановке вопроса о Г. вмешательстве много содействовали органические теории общественного развития, установившие смысл взаимодействия различных сторон общественной жизни. Наиболее последовательное развитие этой теории находится в сочин. Шеффле "Bau u. Leben des socialen Körpers". В то же время, однако, другой представитель органической теории, Герберт Спенсер, приходит к выводам, безусловно противным государственному вмешательству, и вообще вместе с Тэном представляется самым решительным противником идей Г. вмешательства вообще. Наиболее упорствует против признания Г. вмешательства до настоящего времени большинство французских экономистов, с Полем Леруа-Больё, Молинари и др. во главе. В молодой русской экономической науке большинство ученых и литераторов примыкают по своим взглядам к числу принципиальных сторонников Г. вмешательства, разрабатывая относящиеся сюда вопросы преимущественно на почве практических нужд и задач русского народного хозяйства.

В. Яроцкий.

 

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Вмешательство государства в рыночную экономику. Причины огосударствления экономики  

 

 

Общепризнано, что современная  рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной  деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в  экономику. Так, классики экономической  теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Однако разразившийся  в 1929—1933 гг. кризис капиталистической  экономики ознаменовал конец  «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства  государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики  теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).

Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е  годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Экономическая роль государства  в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству принадлежит  почти весь национальный доход, то это  чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую  систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика  имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?

Если государство распоряжается 10—50 % национального дохода, то такая  экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая — в руках частных  владельцев. "

Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних  обстоятельств, например войны. Так, в США в 1929—1940 гг. доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10—13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой войны (до 45 %). Однако с начала 50-х годов эта доля колебалась на уровне 15— 30 % национального дохода.

Заметим: в США в отличие  от других промышленно развитых стран  размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и  достигает 40—50 %.

Почему растет государственный  сектор? Главными причинами являются:

рост расходов на оборону  и военно-космические исследования;

рост народонаселения;

решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство  государства в экономику вызвано  стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием  рыночной экономики. 

 

18+

Келис Консалтинг, Москва

Исследования  рынка, концепции, ТЭО, бизнес-планы, инвестиции в бизнес!

Инвесторам  и кредиторам:

"Келис Консалтинг" приглашает в рентабельные бизнес проекты.

Кредитные карты банков России

Предлож-я от разных банков России. Заявка онлайн на получение кредитки

"Остров  ненужных людей"

Смотрите  новые серии онлайн в хорошем качестве!


begun


 

В 70—80-х годах нашего столетия наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному  механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства 

Общепризнано, что современная  рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной  деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в  экономику. Так, классики экономической  теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Однако разразившийся  в 1929—1933 гг. кризис капиталистической  экономики ознаменовал конец  «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства  государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики  теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).

Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е  годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Экономическая роль государства  в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству принадлежит  почти весь национальный доход, то это  чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую  систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика  имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального  дохода («национального пирога») у государства  и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование. Этот переход государственной  собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?

Если государство распоряжается 10—50 % национального дохода, то такая  экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая — в руках частных  владельцев. )

Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних  обстоятельств, например войны. Так, в  США в 1929—1940 гг. доля государства  в национальном доходе колебалась в  пределах 10—13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой  войны (до 45 %). Однако с начала 50-х  годов эта доля колебалась на уровне 15— 30 % национального дохода.

Заметим: в США в отличие  от других промышленно развитых стран  размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и  достигает 40—50 %.

Почему растет государственный  сектор? Главными причинами являются:

рост расходов на оборону  и военно-космические исследования;

рост народонаселения;

решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом,

вмешательство государства  в экономику вызвано стремлением  правительства смягчить неэффективность  и «несправедливость», связанные  с функционированием рыночной экономики.

В 70—80-х годах нашего столетия наблюдался как бы обратный

процесс: усилился интерес  к рыночному механизму. Причиной

явилось снижение эффективности  государственного сектора. Од

нако это не означает, что происходит полное свертывание госу

дарственного вмешательства 

Государство всегда будет  иметь свою долю в рыночной экономике.

Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических  целей:

1.         Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

2.         Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

3.         Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

4.         Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.

5.         Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6.         Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение не-

допустимо. В то же время  ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7.         Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

8.         Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

Этот перечень можно дополнить  и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.

Анализ перечисленных  целей позволяет отметить, что  некоторые из них могут противоречить  другим или взаимно исключать  друг друга. Например, экономический  рост и полная занятость могут  вызвать повышение цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство  в распределении может снизить  мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить  экономический рост. Следовательно,

общество вынуждено разработать  систему приоритетов в осуществлении  задач, которые будут различны для  разных периодов времени, для отдельных  стран и регионов.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических  целей общества лежит в основе экономической политики того или  иного государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет  как минимум следующие экономические  функции.

1)         создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;

2)         защиту конкуренции;

3)         производство социально значимых товаров (услуг);

4)         защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;

5)         перераспределение доходов и ресурсов

6)         стабилизацию экономики.


Содержание

Введение 2

1. Необходимость  государственного вмешательства  в рыночную экономику 4

1.1 Причины государственного  вмешательства в рыночную экономику. 4

1.2 Понятие и  сущность государственной экономической  политики 8

1.3 Цели и функции  государственного регулирования  рыночной экономики 11

2. Анализ основных  макроэкономических показателей  социально-экономического развития  России 16

2.1 Приоритеты экономической  политики в 2005 году 16

2.2 Анализ динамики  ВВП в России 20

2.3 Динамика и  доля валового сбережения и  валового накопления в ВВП  25

2.4 Конечное потребление  домашних хозяйств и изменение  параметров уровня жизни населения  29

Заключение 35

Список использованной литературы 37

Введение

Изучение экономической  роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Отечественная экономическая наука  переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х  гг., в конце 90-х гг. она опять  была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

В России продолжается процесс формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная  в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.

В такой ситуации регулирующая роль государства также  приобретает искаженный характер, далёкий  от того, каким должен быть в условиях цивилизованного рынка. Это усложняет  изучение проблем государственного регулирования экономики России. Многие инструменты экономической  политики российского государства  находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений  и повышением уровня их зрелости, с  более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма  будет претерпевать изменения и  государственное регулирование  экономики. Экономические функции  государства во все большей мере будут сосредотачиваться на усилении роли рынка, на смягчении его "провалов", на более полной реализации неуклонно  возрастающей взаимосвязи экономических  и социальных отношений.

После радикальных  рыночных преобразований стала признаваться необходимость усиления экономической  роли государства. Но это усиление должно идти не в направлении продолжения  прежнего экономического курса и  усиления деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной корректировки рыночных преобразований.

Информация о работе Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике