Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т. д. Таким образом, вся экономика находилась в полном подчинении правительству.

Содержание работы

Введение 4
1. Государство в экономике. Теоретические аспекты 8
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику 8
1. 2. Роль государственного регулирования экономики 10
1. 3. Функции государственного регулирования экономики 11
1. 4. Методы государственного регулирования экономики 16
2. Роль государства в условиях рынка на практике. Пример развитых стран 22
2.1. Экономически эффективное государство: американский опыт 22
2. 2. Обеспечение национальной экономической безопасности 22
2. 3. "Правила игры" в рыночной среде 25
2. 4. Государственное воздействие - количественные параметры 26
2. 5. Французское индикативное планирование 28
3. Правительство России и финансовый кризис 1998г 33
3. 1. Российское правительство-виновник или жертва обстоятельств 33
3. 2. Угрозы в среднесрочной перспективе. Инфляция 43
Заключение 47
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике..docx

— 419.04 Кб (Скачать файл)

1.3 Цели и функции  государственного регулирования  рыночной экономики

Объекты государственного регулирования экономики – это  сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты  государственного регулирования экономики:

- экономический  цикл;

- секторальная, отраслевая  и региональная структура хозяйств;

- условия накопления  капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платёжный баланс;

- цены;

- НИОКР (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы);

- условия конкуренции;

- социальные отношения,  включая отношения между работодателями  и работающими по найму, а  также социальное обеспечение;

- подготовка и  переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические  связи.

Очевидно, перечисляемые  объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами – условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Роль государства  в рыночной экономике проявляется  через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического  благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Как правило, государство  корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение  неэффективно. Государство берет  на себя ответственность за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится  о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так  как рыночный механизм не в состоянии  должным образом удовлетворять  коллективные потребности людей. Участие  государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально  справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему  также принадлежит сфера фундаментальных  научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции  современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция  государства имеет предметнополитическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две  группы регулирующих функций государства:

а) Функции обеспечения  правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной  движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической  стабильности, экономического роста

Основные регулирующие функции государства состоят  в следующем:

- стимулирование  сбалансированного экономического  роста;

- обеспечение занятости;

- регулирование  цен;

- создание правовой  основы;

- распределение  ресурсов;

- обеспечение социальной  защиты;

- регулирование  рынка труда;

- сохранение и  улучшение окружающей среды;

- региональная  политика;

- реализация национальных  интересов.

Перечень функций  государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью  поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной  жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических  результатов. За государством всегда сохраняется  организация денежного обращения  и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной  науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической  деятельности, включая организацию  таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства  в рыночную экономику.

К исключительной прерогативе государства относятся  высшие национальные интересы, экономическая  безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство  обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и  защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

Таким образом, основными  направлениями экономической деятельности государства являются:

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций,  очерченных минимально необходимыми  и максимально допустимыми границами  вмешательства государства в  экономику. В решении этих экономических  проблем рыночный механизм обнаруживает  свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие  и организация выполнения хозяйственного  законодательства, т.е. правовой  основы предпринимательства, налогообложения,  банковской системы и др.

2. Анализ основных  макроэкономических показателей  социально-экономического развития  России

2.1 Приоритеты экономической  политики в 2005 году 

Экономико-политическая ситуация в 2005 г. в основном продолжала логику и тенденции предыдущего  года, причем главным было сохранение достаточно высоких темпов экономического роста при нарастающей роли государства  в экономической жизни страны.

Среди основных характеристик 2005 г. можно выделить следующие:

Во-первых, сохранение благоприятной экономической динамики на фоне высокой конъюнктуры цен  на основные товары российского экспорта (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Динамика основных макроэкономических индикаторов в 2002-2005годах

Экономический рост достиг более высоких значений, чем  прогнозировалось на рубеже 2004–2005 гг., – 6,4% ВВП против ожидавшихся 5,9%. Причем экономика росла несмотря на сохранение двух обстоятельств, способных негативно влиять на процесс роста: продолжалось укрепление курса рубля и усиливалось вмешательство государственной власти в хозяйственную жизнь. Приток нефтедолларов, создавая проблемы для денежных властей, одновременно способствовал решению бюджетных проблем страны, таких как досрочное погашение внешнего долга и его снижение до беспрецедентно низкого уровня, за чем последовало присвоение России суверенных инвестиционных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами. Не менее важно, что темпы роста российской экономики превышали аналогичный показатель наиболее развитых стран, а также большинства посткоммунистических стран (см. табл. 2.2).

Таблица 2.2

Динамика ВВП  в России и в ряде других стран (прирост в % к предыдущему году)

Во-вторых, в политике Правительства РФ продолжали сохраняться  элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического роста:

− с одной стороны, совершенствование общих условий  хозяйствования –продолжение административной, налоговой и бюджетной реформ, монетизация льгот и ряд других преобразований;

−с другой стороны, формирование механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП), что предполагало появление принципиально новых инструментов экономической политики, обеспечивающих прямое участие государства в выработке и реализации конкретных хозяйственных проектов (особые экономические зоны, инвестиционный фонд, концессионное законодательство).

Непреодолимого  противоречия между двумя перечисленными подходами нет. Создание особых экономических  зон в принципе можно рассматривать  как способ частичной либерализации  экономики в отсутствие возможностей для полномасштабной либерализации. Аналогично, концессионное законодательство может рассматриваться как альтернатива более рыночным инструментам – аренде и приватизации – в тех случаях, когда политические факторы требуют вменить в обязанность частным управляющим решение некоторых социально-экономических задач. Противоречие появляется только тогда, когда второй подход рассматривается как самостоятельный и применяется в тех случаях, когда политические обстоятельства позволяют реализовывать меры первого подхода.

В-третьих, продолжалась интенсивная дискуссия относительно среднесрочной программы социально-экономической  политики и приоритетов деятельности власти. Второе полугодие 2005 г. ознаменовалось в этой области двумя принципиально  важными решениями. В сентябре были обозначены новые приоритеты, в результате чего центральными в деятельности власти стали не чисто экономические, а  социальные ориентиры. А в декабре Правительство после почти двухлетних дебатов смогло наконец сформулировать среднесрочную программу своей деятельности.

В-четвертых, на фоне высоких цен на основные товары российского  экспорта продолжалось усиление зависимости  российской хозяйственнополитической жизни от развития топливно-энергетического сектора и условий экспорта его продукции. Строго говоря, эту тенденцию нельзя оценить однозначно. С одной стороны, зависимость бюджета от поступления нефтедолларов, несомненно, возросла, поскольку расширились масштабы использования этих средств на инвестиционные и социальные цели бюджета. С другой стороны, эта зависимость остается не столь уж значительной по сравнению с тем, какой она могла бы быть с учетом исключительно высоких цен на продукцию ТЭКа, что обеспечивается наличием Стабилизационного фонда и сохраняющейся пока достаточно консервативной бюджетной политикой.

Не следует сбрасывать со счетов и такой аспект усиления зависимости от внешнеэкономической  конъюнктуры, как сохранение значительных масштабов внешней задолженности. В то время как суверенная задолженность  продолжала сокращаться, общая задолженность  остается в абсолютном выражении  весьма существенной. Частные коммерческие организации (как финансовые, так  и нефинансовые) активно заимствовали средства за рубежом, чему способствовали как исключительно благоприятные  макроэкономические показатели России, так и низкие ставки по кредитам на мировых финансовых рынках.

В-пятых, несмотря на слабость институциональной среды  в стране нарастала инвестиционная деятельность. Повышенную активность проявляли иностранные инвесторы: прямые иностранные инвестиции выросли  в 1,5 раза и их объем впервые превысил приток в другие посткоммунистические страны – 13,1 млрд. долл. (в долях ВВП этот показатель остается, естественно, невысоким – 2,4%, однако он выше, чем на Украине в 2005 г.). Правда, отечественные инвесторы продолжают проявлять сдержанность или предпочитают инвестировать из-за рубежа, т.е. в форме иностранных инвестиций. Отчасти эта осторожность связана с "проблемой 2008 г." – бизнес хочет не только знать имя будущего президента России, но и понять реальный механизм, который будет задействован для появления этой фигуры. В этой связи стоит обратить внимание на фактическую стагнацию инвестиционной активности в отраслях ТЭКа, несмотря на исключительно благоприятную ценовую конъюнктуру и резкую активизацию инвестиций в странах, добывающих нефть в схожих природно-климатических условиях (например, в Канаде).

Эти проблемы становятся важнейшими в условиях завершения трансформационного кризиса и выхода на траекторию современного экономического роста.

2.2 Анализ динамики  ВВП в России 

Российская экономика  в 1999–2005 гг. характеризовалась динамичным развитием практически всех видов  экономической деятельности. Экономический  рост наблюдался при благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуре  и внутренней социально-политической стабильности (табл. 2.3). Особенностью функционирования и структурных преобразований являлось расширение внутреннего рынка на фоне динамичного роста и потребительского, и инвестиционного спроса. Повышение  деловой активности базировалось на опережающем росте инвестиций относительно динамики конечного потребления  и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных  сдвигов произведенного и использованного  ВВП. При увеличении ВВП за последние 7 лет на 57,5% фактическое конечное потребление домашних хозяйств выросло на 65,0% и инвестиций в основной капитал – на 90,1%. На характер развития и трансформационные сдвиги внутреннего рынка существенное влияние оказывала положительная динамика производства товаров и услуг. В 2005 г. по сравнению с 1998 г. объемы выпуска промышленной продукции увеличились на 62,8%, сельского хозяйства – на 28,9%. Рост производства товаров поддерживается развитой за годы реформ инфраструктурой рынка услуг. Коммерческий грузооборот транспорта по сравнению с 1998 г. увеличился на 41,7%, объем услуг связи – на 296,8% и розничной торговли – на 68,5%.

Информация о работе Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике