Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа
В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т. д. Таким образом, вся экономика находилась в полном подчинении правительству.
Введение 4
1. Государство в экономике. Теоретические аспекты 8
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику 8
1. 2. Роль государственного регулирования экономики 10
1. 3. Функции государственного регулирования экономики 11
1. 4. Методы государственного регулирования экономики 16
2. Роль государства в условиях рынка на практике. Пример развитых стран 22
2.1. Экономически эффективное государство: американский опыт 22
2. 2. Обеспечение национальной экономической безопасности 22
2. 3. "Правила игры" в рыночной среде 25
2. 4. Государственное воздействие - количественные параметры 26
2. 5. Французское индикативное планирование 28
3. Правительство России и финансовый кризис 1998г 33
3. 1. Российское правительство-виновник или жертва обстоятельств 33
3. 2. Угрозы в среднесрочной перспективе. Инфляция 43
Заключение 47
Список литературы 53
Объекты государственного
регулирования экономики – это
сферы, отрасли, регионы, а также
ситуации, явления и условия социально-
Основные объекты государственного регулирования экономики:
- экономический цикл;
- секторальная, отраслевая
и региональная структура
- условия накопления капитала;
- занятость;
- денежное обращение;
- платёжный баланс;
- цены;
- НИОКР (научно-
- условия конкуренции;
- социальные отношения,
включая отношения между
- подготовка и переподготовка кадров;
- окружающая среда;
- внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами – условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Роль государства
в рыночной экономике проявляется
через его функции. Деятельность
государства направлена на достижение
генеральной цели – блага человека,
его нравственного и
Как правило, государство
корректирует те "несовершенства",
которые присущи рыночному
Экономические функции
современного государства довольно
многообразны и сложны. Каждая функция
государства имеет
Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста
Основные регулирующие функции государства состоят в следующем:
- стимулирование
сбалансированного
- обеспечение занятости;
- регулирование цен;
- создание правовой основы;
- распределение ресурсов;
- обеспечение социальной защиты;
- регулирование рынка труда;
- сохранение и улучшение окружающей среды;
- региональная политика;
- реализация национальных интересов.
Перечень функций
государства этим отнюдь не исчерпывается.
Государство, пытаясь решить проблемы,
неподвластные рынку, осуществляет
антимонопольную политику с целью
поддержания конкуренции, обеспечивает
свободу предпринимательства, законность
и порядок в хозяйственной
жизни, стимулирует деловую активность
и использование имеющихся
К исключительной
прерогативе государства
Таким образом, основными
направлениями экономической
1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.
2. Выполнение функций,
очерченных минимально
3. Разработка, принятие
и организация выполнения
Экономико-политическая ситуация в 2005 г. в основном продолжала логику и тенденции предыдущего года, причем главным было сохранение достаточно высоких темпов экономического роста при нарастающей роли государства в экономической жизни страны.
Среди основных характеристик 2005 г. можно выделить следующие:
Во-первых, сохранение
благоприятной экономической
Таблица 2.1
Динамика основных макроэкономических индикаторов в 2002-2005годах
Экономический рост достиг более высоких значений, чем прогнозировалось на рубеже 2004–2005 гг., – 6,4% ВВП против ожидавшихся 5,9%. Причем экономика росла несмотря на сохранение двух обстоятельств, способных негативно влиять на процесс роста: продолжалось укрепление курса рубля и усиливалось вмешательство государственной власти в хозяйственную жизнь. Приток нефтедолларов, создавая проблемы для денежных властей, одновременно способствовал решению бюджетных проблем страны, таких как досрочное погашение внешнего долга и его снижение до беспрецедентно низкого уровня, за чем последовало присвоение России суверенных инвестиционных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами. Не менее важно, что темпы роста российской экономики превышали аналогичный показатель наиболее развитых стран, а также большинства посткоммунистических стран (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Динамика ВВП в России и в ряде других стран (прирост в % к предыдущему году)
Во-вторых, в политике Правительства РФ продолжали сохраняться элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического роста:
− с одной стороны,
совершенствование общих
−с другой стороны, формирование механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП), что предполагало появление принципиально новых инструментов экономической политики, обеспечивающих прямое участие государства в выработке и реализации конкретных хозяйственных проектов (особые экономические зоны, инвестиционный фонд, концессионное законодательство).
Непреодолимого
противоречия между двумя перечисленными
подходами нет. Создание особых экономических
зон в принципе можно рассматривать
как способ частичной либерализации
экономики в отсутствие возможностей
для полномасштабной
В-третьих, продолжалась
интенсивная дискуссия
В-четвертых, на фоне высоких цен на основные товары российского экспорта продолжалось усиление зависимости российской хозяйственнополитической жизни от развития топливно-энергетического сектора и условий экспорта его продукции. Строго говоря, эту тенденцию нельзя оценить однозначно. С одной стороны, зависимость бюджета от поступления нефтедолларов, несомненно, возросла, поскольку расширились масштабы использования этих средств на инвестиционные и социальные цели бюджета. С другой стороны, эта зависимость остается не столь уж значительной по сравнению с тем, какой она могла бы быть с учетом исключительно высоких цен на продукцию ТЭКа, что обеспечивается наличием Стабилизационного фонда и сохраняющейся пока достаточно консервативной бюджетной политикой.
Не следует сбрасывать
со счетов и такой аспект усиления
зависимости от внешнеэкономической
конъюнктуры, как сохранение значительных
масштабов внешней
В-пятых, несмотря
на слабость институциональной среды
в стране нарастала инвестиционная
деятельность. Повышенную активность
проявляли иностранные
Эти проблемы становятся важнейшими в условиях завершения трансформационного кризиса и выхода на траекторию современного экономического роста.
Российская экономика
в 1999–2005 гг. характеризовалась динамичным
развитием практически всех видов
экономической деятельности. Экономический
рост наблюдался при благоприятной
внешнеэкономической