Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т. д. Таким образом, вся экономика находилась в полном подчинении правительству.

Содержание работы

Введение 4
1. Государство в экономике. Теоретические аспекты 8
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику 8
1. 2. Роль государственного регулирования экономики 10
1. 3. Функции государственного регулирования экономики 11
1. 4. Методы государственного регулирования экономики 16
2. Роль государства в условиях рынка на практике. Пример развитых стран 22
2.1. Экономически эффективное государство: американский опыт 22
2. 2. Обеспечение национальной экономической безопасности 22
2. 3. "Правила игры" в рыночной среде 25
2. 4. Государственное воздействие - количественные параметры 26
2. 5. Французское индикативное планирование 28
3. Правительство России и финансовый кризис 1998г 33
3. 1. Российское правительство-виновник или жертва обстоятельств 33
3. 2. Угрозы в среднесрочной перспективе. Инфляция 43
Заключение 47
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике..docx

— 419.04 Кб (Скачать файл)

 

 
Номер плана

 
Период охвата, годы

 
1

 
1947-53

 
2

 
54-57

 
3

 
57-61

 
4

 
62-65

 
5

 
66-70

 
6

 
70-75

 
7

 
76-81

 
8

 
81-85

 
Промежуточный

 
82-83

 
9

 
84-89

 
10

 
89-92

 
11

 
93-97


 
 
Планы составлялись, как правило, на пятилетия, в них фиксировались  общие черты желаемого экономического и социального развития. При этом решающую роль играет не сам план, а  процесс (процедура) его составления. В результате этого процесса происходит обмен информацией и достигается  консенсус между различными участниками  хозяйственной деятельности и разными  уровнями хозяйствования и управления. 
Главное содержание плана составляло определение «актов государственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи государства в области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные мероприятия. Иными словами, французское индикативное планирование четко ориентировано на инвестиционную деятельность. Индикативный план по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики: с его помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный план принимается и утверждается Парламентом Франции. 
Самим планированием занимается Комитет по модернизации, куда входят работники министерств и органов местной власти, представители промышленников и профсоюзов, ученые и специалисты (всего около 5 т. ч.). Существенными распорядительными полномочиями располагает такой орган французской системы планирования, как Фонд экономического и социального развития, финансируемый из бюджета. Фонд обеспечивает прогнозирование, включаемое в индикативный план. Эффективность системы планирования можно оценить по двум линиям. Во – первых, сравнивая плановые показатели с фактически достигнутыми. Во – вторых, - осуществляя международные сопоставления (были ли достигнуты большие темпы экономического роста и более рациональное использование ресурсов и т. п.). 
К концу 90х гг. индикативное планирование ослабило свои практические управленческие позиции. Причина видится в том, что в условиях новых технологий экономические процессы становятся более комплексными, а макроэкономика усложнилась настолько, что перестала быть «прозрачной» для централизованного управления. 
В целом же французская модель «планируемого капитализма» заслуживает положительной оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста: в 50-60х гг. достигает в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. – 5,6; в 1973-79 – 3,0; в 1980-88 – 1,8; а в 1989-95 – 1,7%. 
В результате Франция сегодня находится в числе ведущих индустриальных держав, лидирующих по производству ВВП и уровню промышленного технологического развития. 
 
Глава III. Правительство России и финансовый кризис 1998г.  
 
В условиях России наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком сложным и резким был переход от системы планирования к так называемой рыночной экономике. По сути дела, никто не знал какую политику проводить, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Конечно, стоит разобраться по порядку. Любые действия целесообразно оценивать с точки зрения задач и итогов. Однако итоги плачевны, имея под собой благородные цели, многие реформы оказались либо экономически неоправданными, либо запоздалыми. 
Уже в 1997г. на международной научно – практической конференции, проводимой Советом Федерации и Институтом экономики РАН, поднимается вопрос о государственном регулировании рыночной экономики, т.е. можно говорить о кризисе проводимой до этого экономической политике. И, все- таки, стоит обратиться к рекомендациям той конференции, так как они и являются теми задачами, решением которых будет проводимая политика. 
Итак, активизация роли государства в условиях современной России приобретает ключевое значение. От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, возможность ее выхода из тяжелейшего общественного кризиса, судьба социально – экономических реформ, перспективы создания экономической системы, обеспечивающей динамический и эффективный рост экономики и достойный уровень благосостояния народа. Важно принять во внимание как общие тенденции мирового развития, связанные с существенными изменениями роли и функций государства, так и специфические особенности нашей страны, ее традиции и нынешние исходные условия. 
Национальные экономические интересы России, сложные проблемы переживаемого ныне трансформационного периода, задачи предотвращения угроз социальной и экономической безопасности – все это предопределяет приоритетное значение разрабатываемой стратегии социально – экономического развития, а также необходимость настройки системы государственного регулирования и ее реализацию. 
Суть новой социально – экономической стратегии и стержень концепции реформирования – в постепенном, поэтапном движении России к собственному варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной регулирующей роли государства. 
Немаловажно было бы остановиться на том, какую политику правительство собиралось проводить в финансовой сфере, которая впоследствии приведет к кризису 17 августа 1998г. 
Продолжение экономических реформ в России тесно связано с дальнейшими преобразованием финансовой, кредитно – денежной и налогово-бюджетной систем, с настраиванием их деятельности на индуцирование деловой активности: трудовой, предпринимательской, инвестиционной. Для этого нужна целостная концепция развития финансовой системы России, которая была бы согласованна между основными ветвями власти и в главных своих принципах закреплена в законодательном порядке. 
В рамках этой концепции необходимо определить систему мер по эффективному использованию сбережений в инвестиционном процессе. В основу разработки такой системы следует положить оценку условий и факторов кризисного состояния сбережений населения, выявление направлений их эффективного использования в обеспечении экономического роста. 
В порядке изменения практики отказа от прямого кредитования, от фактического ответвления значительных средств из сферы банковского оборота на финансирование государственных расходов. Целесообразно ввести в режим жесткого регулирования денежную эмиссию с четким определением каналов распределения средств, включая направление части эмиссии на прямое кредитование бюджетного финансирования. На этой основе возможно восстановить основополагающую функцию денежной эмиссии – авансирование экономического роста. 
Высокая степень разрушения денежной системы и утрата деньгами присущих им функций требуют разработки государственной программы полного восстановления функциональных качеств рубля. В рамках этой программы предстоит: принять Закон «О введении режима государственной поддержки национальной валюты (рубля)», установить весь спектр полномочий и ответственности ЦБР по полному восстановлению функционального потенциала национальной валюты. 
Стратегия активизации банковского кредитования должна быть оформлена в виде государственной программы и обрести прочную законодательно – правовую основу. 
Налогово-бюджетной политике необходимо ориентироваться не столько на фискальные цели, сколько на решение задач экономического роста, научно – технического прогресса и социального развития. В этой области важно обеспечить: 
1) постепенное уменьшение нагрузки налогового бремени на реальную сферу производства, уменьшение удельного веса ВВП, перераспределяемого посредством налогов и бюджета; 
2) совершенствование налоговой системы в направлениях: 
·создание стимулов для инвестиционной активности, экономического роста и развертывания предпринимательской деятельности; 
·более справедливое распределение налогового бремени между гражданами, имеющими разные уровни дохода. 
Политику реальной стабилизации необходимо начать с оздоровления финансов предприятий и отраслей, с решения проблем формирования и целевого использования инвестиционного потенциала производства, возмещение и накопление капитала на новой технической основе. Основным направлением воздействия кредитно – денежных регуляторов должно стать повышение кредитоспособности предприятий реального сектора экономики, для чего необходимо: восстановить оборотный капитал в отраслях реального сектора экономики; обеспечить постепенное наращивание инвестиций в основной производственный капитал, его структурную перестройку и модернизацию. 
Предстоит активизация государственного регулирования процессов ценообразования с использованием различных методов. Правительству РФ надлежит разработать с участием Банка России стратегию развития финансового рынка, устойчивость которой будет базироваться на реализации следующих принципов: скоординированности развития всех сегментов финансового рынка и полноты реализации ими своего функционального назначения; достижения баланса интересов участников финансового рынка; нивелирования различий в уровнях доходности разных финансовых инструментов; обеспечения глубокой интегрированности финансового рынка и реального сектора экономики. 
На конференции рассматривались также вопросы социальной политики, совершенствования федеративного устройства России, государственного регулирования отношений собственности, институциональных преобразований и др. И, все - таки, наиболее важным был вопрос о финансовой политике государства, приоритетным этот вопрос оставался на протяжении всего реформирования периода 1992 – 1998гг. Таким образом, становиться непонятным, почему именно в сфере финансов, которой уделялось столь огромное внимание правительства, произошел кризис 17 августа 1998г. 
Стоит обратиться непосредственно к действиям правительства, которые нынешний мэр Москвы Ю. Лужков характеризовал следующим образом: «Я считаю, что главной ошибкой правительств России 1992 – 1998гг. было отсутствие явного образа действий».7Как знать, быть может, именно некомпетентность правительства привела к нынешнему состоянию экономики. На этот счет существуют различные точки зрения, как резко критикующие, так и оправдывающие действия правительства. Рассмотрим и ту, и другую.

Наиболее радикальная точка  зрения.Вместо проведения четко выверенной стратегии рыночных преобразований правительственные структуры все более погружаются в сугубо рутинную работу, зачастую выполняющуюся в режиме пожарной команды: выбивание налогов, выклянчивание очередной порции кредитов МВФ, преодоление зимних энергетических кризисов в регионах, Улаживание социальных конфликтов. Слабее становится и социальная база реформ. 
Ситуация сейчас такова, что экономические реформы лишь предстоит разворачивать. Многое придется начать заново, причем как в разработке теории трансформации планово – распределительной экономики в рыночную, так и в выборе адекватной условиям страны модели и практических методов ее реализации. 
В случае России необходимо акцентировать особое внимание на такой «вечной» проблеме как «экономика и политика», которая во многом предопределила сокрушительный финал семилетних рыночных экспериментов (1992 – 1998гг.) над российской экономикой и населением страны. Сейчас можно уверенно утверждать, что приоритет политических задач перед экономическими задачами и критериями – одна из основных причин неутешительных для народного хозяйства и большинства населения итогов так называемого демократического правления в России с 1990г. и рыночных экспериментов в стране с 1992г. 
Многие шаги первых правительственных команд реформаторов абсолютно необъяснимы с точки зрения целесообразности и эффективности, однако все становится на свои места, если исходить из главенства политических критериев успеха экономического реформирования. Сюда можно отнести: поспешную приватизацию государственной собственности, настойчивое стремление реформаторов расчленить естественные монополии; политический след четко просматривается и в финансовом кризисе 1998г. Дело в том, что праворадикальное крыло исполнительной власти заблаговременно начало подготовку к парламентским и президентским выборам. Для обеспечения победы нужно было поставить на контроль финансовые потоки, а значит, и олигархов. Естественно, те, кто были связаны с банками и олигархами, насторожились, что усилило панику на без того уже неспокойных финансовых рынках (усилился поток $ за рубеж, резко сократился золотовалютный запас страны). 
Итак, проводимая в течение 8 лет экономическая политика в преобладающей мере служила средством перераспределения власти и собственности, орудием политической борьбы. 
Наиболее объективная точка зрения.При анализе причин нынешнего кризиса важно понять, что он явился не результатом чьей – то злой воли или некомпетентности, а стечения обстоятельств, многие из которых складывались против нас. Рассмотрим логическую цепь событий, приведших к кризису. 
 
q«Черный вторник» в октябре 1994г. ирешительныйотказотэмиссионногокредитованиябюджетногодефицита. После такого резкого поворота в бюджетной политике необходимо было обеспечить улучшение сбора налогов, сокращение государственных расходов и дефицита бюджета, а уже для сокращения дефицита – переход на его финансирование за счет внешних и внутренних займов. Таков был единственно верный путь, но он не был реализован. 
qРаскручивание рынка ГКО, КО (казначейские обязательства) и КНО (казначейские налоговые освобождения), гарантий и затем поручительств Минфина по кредитам коммерческих банков на покрытие текущих бюджетных расходов. Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на конец 1995г. и на 1996г. Опасность пирамиды ГКО к августу 1996г. стала очевидной. Все это были попытки увернуться от жестоких требований стабилизации. Правительство медлило с решительными действиями. Дума же прямо противодействовала. Налоги стали собираться хуже, ГКО стали самым простым выходом на текущий момент. О последствиях в целом стали задумываться только осенью 1996г. Погашение инфляции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государственного долга привело к отложению инфляции. То, что произошло в августе 1998г. – первый ее взрыв. 
qНачало 1997г. – либерализация рынка ГКО. «Горячие деньги» устремились в Россию. К середине лета доля нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в результате доходность последних упала на 18 – 20% годовых, упали и процентные ставки. Экономика «задышала». Намеченный план, казалось, стал осуществляться, но одновременно возрос и риск, связанный с привлечением «горячих денег». 
qМарт 1997г. – обновление состава правительства РФ, приход в него А. Чубайса и Б. Немцова. Один из первых шагов – секвестр8на 30% только что с трудом утвержденного бюджета. Принятые «молодыми реформаторами» меры могли дать плоды, если бы они быстро добились существенных успехов и получили поддержку не только президента РФ, но и общества. 
qИюль 1997г. – аукцион по «Связьинвесту» и начало информационной «войны» олигархов «по полной программе» против Чубайса и Немцова. Итог – пепелище. И самое главное – потеря доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности служить обществу. 
qОсень 1997г. – полный отказ левой Думы от сотрудничества с «молодыми реформаторами». Стало ясно, что надежда наскоком преодолеть сопротивление парламента по налоговому и бюджетному кодексам, по земельной реформе, по социальным льготам несостоятельна. 
qНоябрь 1997г. – до России докатилисьпервые отзывы «азиатского кризиса».Начинает расти доходность ГКО – до 40%. Процентные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Стало ясно, что наметившийся прорыв к экономическому росту не состоится. Например, преобладание государственного долга, ранее ослабленное притоком зарубежных «горячих денег», теперь из – за этого же будет обостряться. Роль «азиатского», а в действительности мирового кризиса нельзя недооценивать. Конечно, если бы мы не впустили нерезидентов на рынок ГКО, то влияние мирового кризиса на нашу экономику было бы намного меньше. 
qМарт 1998г. – отставка В. Черномырдина, политические интриги с утверждением С. Кириенко привели к вхождению в правительство коммунистов. Этот процесс затянулся на месяц. Вероятно, кризис бы произошел и без смены правительства, но политическая стабильность, обеспечивающаяся раньше тандемом Б. Ельцин + В. Черномырдин, была подорвана. Кризис доверия усилился. 
q12 мая 1998г. Начался обвал на финансовых рынках. Помимо смены правительства ему предшествовало заявление председателя счетной палаты Х.Кормакова о целесообразности одностороннего прекращения платежей по долгам, а также банкротство «Токобанка», в котором значительная доля принадлежала иностранным инвесторам. Последние ускорили вывод капиталов. Доходность ГКО растет, достигая 100% и более. Правительство готовит антикризисную программу: берем долг на еврорынке под все более высокий процент, размениваем внутренний долг на внешний. В итоге, внешний долг самой России (без долгов СССР) увеличился в 2 раза. 
qВ конце июля 1998г. Россия получает первый транш – 4,8 млрд. $. Мало. Передышка, ожидаемая правительством и ЦБР, продолжалась 8 – 10 дней. На рынке ГКО их доходность снова устремилась вверх. 
Наступило время принимать крайние меры, так как стало ясно, что дальнейшее удержание сложившейся ситуации бессмысленно. Кризис переходил в открытую фазу (резко обесценилась национальная валюта; банковский кризис; падение капиталов фондового рынка; отрицательное сольдо платежности баланса; спад производства). В его основе лежит проводимая с 1994г. нерешительная и безответственная бюджетная политика. Доходы бюджета все более не соответствовали обязательствам государства, а разрыв заполнялся заимствованиями. «Внешний фактор не подействовал бы на нас, если бы не наши внутренние проблемы. И самая главная среди них – это многолетняя привычка жить в долг»9. 
Если бы не было осложнений на мировых рынках и доходность ГКО не превышала бы 20%, то сохранилась бы теоретическая возможность за 2 –3 года радикально изменить ситуацию, сводя бюджет с первичным профицитом и гася задолженность при минимуме новых займов. Такого рода планы разрабатывались с осени 1997г., но было уже поздно. 
Наступил кризис 18 августа 1998г. Меры, принятые правительством С. Киреенко, при всех отягчающих последствиях избавили страну от иллюзий, поставили ее на почву реальности. Воздействие этих мер на экономику было крайне тяжелым. Решение о расширении валютного «коридора» практически привело к крупнейшей девальвации рубля, а затянувшаяся почти на месяц неопределенность на валютном рынке имела самые существенные краткосрочные последствия: скачек цен на 45% за первые 1,5 месяца; остановка потоков импорта, ажиотаж на потребительском рынке, опустевшие полки магазинов. 
Но необходимо признать, что эти решения были неизбежными, но намного запоздавшими. Попытки удержать стабильный курс рубля и не допустить упоминаемых последствий стоили стране около 9 млрд. $ из валютных резервов, а также увеличения масштабов и эффекта девальвации. Следовало бы либерализовать курс не позднее 1 января 1998г., перейти на «плавающий» курс. Конечно, будь это решение принято раньше, его негативные последствия тоже сказались бы раньше, но они, видимо, были бы не столь ощутимыми. И, по крайней мере, не совпали бы с дефолтом. 
Мораторий на выплату долгов нерезидентам в течение 90 дней также ныне осуждается. Однако так или иначе, но в течение примерно 1,5 – 2 месяцев краткосрочные последствия кризиса были отчасти преодолены. Цены в октябре и ноябре поднялись соответственно на 4,5 и 7,5 %, курс стабилизировался на уровне 15 – 17 рублей за $. Возобновилась торговля, хотя объем импорта сильно упал. Сказалось влияние рыночных сил, а также достаточно эффективных действий ЦБ по восстановлению платежей и стабилизации валютного рынка. Деятельность нового правительства оценивается удовлетворительно, оно, несмотря на риторику об усилении роли государства, почти ничего не делало такого, что могло сразу дать отрицательный эффект. 
 
Угрозы в среднесрочной перспективе. 
 
Инфляция.С точки зрения перехода к рыночной экономике финансовый кризис 1998г. означал срыв третьей, наиболее успешной, как казалось, попытки финансовой стабилизации 
Первый взрыв инфляции был остановлен. Если бы ее удалось избежать, то уже через 1,5 года страна вернулась бы к ситуации лета 1997г. и могла бы продолжить поступательное движение. 
Но этого не получилось. На 4 квартал 1998г. правительство провело эмиссию, направленную на покрытие бюджетного дефицита (примерно 4,7 млрд. рублей). Операции ЦБ по поддержанию банковской системы обошлись в 30 – 35 млрд. рублей плюс к этому пополнение валютных резервов примерно 15 млрд. рублей. Итог сказался уже в декабре, когда инфляция достигла 11,6% против 5,7% в ноябре. 
На 1999г. в программе правительства заложена инфляция 30%, по минимальным оценкам специалистов она достигнет 70 – 80%. Если не будет получен кредит МВФ, тогда, по мнению правительственных экспертов, возможна инфляция до 300%. 
Если судить по другим решениям правительства РФ и разделам его программы, то напрашивается вопрос: что будет выполняться – жесткий бюджет или иные решения? Совместить их невозможно. Большое смягчение бюджетной и денежной политики грозит гиперинфляцией с вытекающими отсюда последствиями. Страна была отброшена в 1992г., только без резервов того времени, истощенная предыдущими тремя попытками стабилизации и лоббистскими усилиями по их срыву. 
Банковский кризис.Долги к июлю 1998г. составили 19,2 млрд. $. С ухудшением ситуации контрагенты потребовали дополнительных гарантий. Банковский кризис был неизбежен, события 17 августа дали ему толчок. Руководство ЦБР предложило план реконструкции банковской системы, который выглядел очень сомнительно. Предпочтение в нем отдается поддержке банкам, которые могут вызвать новые кризисы. Пока тот или иной план будут реализованы, повисла угроза вообще лишиться банковской системы. В целом ситуация такова, что банковская система имеет отрицательный капитал. Доверие к ней подорвано надолго. Рекапитализация возможна лишь за счет привлечения иностранных инвестиций или посредством эмиссии. 
Реструктуризация внешнего долга.Правительство РФ в 1999г. по внешним вкладам должно заплатить 17,5 млрд.$. Официально признано, что это невозможно. Договоренности о реструктуризации долга альтернатив нет. 
До 2015г. России придется, даже если она ничего не будет занимать, выплачивать в среднем в год около 12 – 15 млрд.$. Это примерно 10% ВВП 1998г. и  доходов федерального бюджета, около 40% национального накопления. Страна на весь этот период будет лишена перспектив экономического роста. Отсюда следует, что переговоры о реструктуризации долга должны опираться на четкую позицию. Надо разработать программу, убедительную для кредиторов, обеспечивающую продолжению реформ и развитию экономики, причем поддерживаемую всеми ветвями власти российского государства, а такого единодушия крайне трудно достигнуть. 
 
В данный момент Россия находится по уровню ВВП на душу населения на уровне Албании, Доминиканской Республики, Перу и Парогвая. Сейчас необходима политика восстановления и упрочнения доверия граждан к государству. Утверждение нового подхода к экономическому реформированию предполагает признание долглсрочности трасформационных процессов и ориентировку на глубину и прочность, а не на скорополительность экономических преобразований. Немало времени требует поиск и освоение страной своей ниши на мировом рынке. Становление новой хозяйственной ментальности, традиций, формирование новых социальных групп – тоже длительный процесс. 
Возобновление рыночных реформ требует перенесения центра тяжести на институциональную и управленческую деятельность. 
Можно ли говорить о поражении российских рыночных реформ в итоге прошлогоднего августовского кризиса? В целом для российских реформ – это отступление или пауза. Она очень опасна, так как может затянуться на 10 –15 лет, в течение которых страна будет находиться в промежуточном, переходном состоянии; лишенная сильных импульсов развития. Но эта пауза может дать стимул для борьбы за преобразования, способные создать в стране эффективную рыночную экономику и социальную базу демократии. Существует реальный прогноз дальнейшего развития: «Правительство проводит сбалансированную политику, немного поддерживая производство, немного борясь с инфляцией, коррупцией и преступностью. В результате до парламентских и президентских выборов установится «умеренная» инфляция – до 100% в год. Производство слабо падает, тоже происходит и с уровнем жизни. Чтобы хоть как – то повлиять на ситуацию, необходима мобилизация всех общественных сил, на деле выступающих за демократию и рыночную экономику».10  
Глава IV. Выводы по работе.  
 
Экономическая роль государства неуклонно возрастает. Под прямой контроль и регулирование попадают все новые виды деятельности в нашем сложном взаимосвязанном обществе. Одна из основных задач правительства заключается в том, чтобы обеспечить правовую и социальную среду, которая способствовала бы эффективному функционированию рынков. 
Причины государственного вмешательства были определены А. Смитом еще в 18 в.: 
Шобеспечение национальной обороны; 
Шотправление правосудия; 
Шактивная социальная политика; 
Шсбор налогов на нужды государства. 
В настоящее время появляются все новые и новые причины государственного вмешательства, которые связаны с возникновением новых экономических проблем, новых «макроэкономических видов зла»: безработица, инфляция, циклические колебания, экономический рост и др. 
Чтобы разобраться в какой мере государство должно вмешиваться, необходимо обратить внимание на его роль в экономике, особенно рыночной или переходной. 
В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. В рыночной же таким регулятором является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль, оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где действие рыночных регуляторов в силу различных причин неэффективно. На переходном этапе система государственного регулирования определяется двумя главными тенденциями. С одой стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь свой всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования. На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. 
Роль государства в экономике характеризуется его функциями. Можно выделить две группы регулирующих функций государства: 
2. Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде; 
3. Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста. 
Осуществляя эти функции, государство становится полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образуя экономический организм. 
Свои регулирующие функции государство выполнят посредством административных и экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта; экономические и косвенные методы – не ограничивают. Административные методы диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Экономические методы непосредственно взаимодействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производство и потребление товаров и услуг. 
Было бы ошибкой полагать, что активная государственная политика проводится лишь в переходной и командной экономике. Наоборот, в пределах рыночной экономики регулирующая роль государства становится все более значимой. 
В условиях рынка пред государством встает трудная задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием. Примеры развитых индустриальных стран США и Франции свидетельствуют о том, что достижение такой золотой середины возможно. 
Американский опыт создал такую категорию, как экономически эффективное государство. В годы социальных и экономических кризисов государство брало на себя активную роль по стабилизации. «Рейганомика» была первой оформленной программой государственного регулирования в США, она была направлена на обеспечение национальной экономической безопасности страны, такой курс продолжает сейчас и «команда» Клинтона. Пытаясь дать определение экономически эффективного государства, можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и отстаивает национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Государство может считаться эффективным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного законодательства. Государство по характеру своей экономической деятельности становится одновременно и составляющим элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общества в целом. 
В результате в экономически и политически сильном государстве заинтересованы и бизнес, которому нужны ясность и стабильность «правил игры» внутри и вне страны, и все слои населения, права которых гарантированны государством. 
Обращаясь к французской системе индикативного планирования, стоит подчеркнуть, что в нашей стране официально поднимался вопрос о создании подобной системы, поэтому французский опыт представляет для нас определенный интерес. Система индикативного планирования опирается на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве. 
Во Франции создана уникальная «демократическая система планирования», позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные пропорции таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного функционирования рыночных субъектов». Французское индикативное планирование четко ориентируется на инвестиционную деятельность. Индикативный план по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики: С его помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. 
В условиях России очень трудно дать оценку регулирующей роли государства, слишком сложным и резким был переход от командной системы к рыночной. По сути никто не знал, что делать, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Скорость движения экономических реформ превышала скорость изменения менталитета, т. е. даже тогда, когда реформы были экономически эффективны и оправданны, их зерна были брошены в не благодатную почву. 
Россия в силу своей ментальности, традиций и даже географического положения не может полностью принимать опыт других стран, поэтому правительство вынуждено было «изобретать» что – то новое в короткие сроки, пренебрегая тем, что процесс трансформации командной системы в рыночную носит обычно затяжной, долгий характер. Эта спешка и привела к настоящему положению в стране, которая на сегодняшний момент истощена 8 – летней реформацией. Экономические реформы сменяющих друг друга правительств чаще всего носили характер исправления ошибок предшественников, и зачастую не имели экономического оправдания. Другими словами, экономическая политика превратилась в способ раздела и дележки имущества. Справедливости ради, надо отметить, что некоторые меры правительства были эффективными, но запоздалыми. Такой была проведенная не вовремя денежная эмиссия, непродуманные действия правительства в использовании денежных суррогатов (ГКО и др.) и др. 
Необходимо акцентировать особое внимание на такой «вечной» проблеме, как «политика и экономика», которая во многом предопределила сокрушительный характер реформации. Сейчас можно с уверенностью сказать, что приоритет политических задач перед экономическими – одна из основных причин неутешительных для народного хозяйства и населения страны итогов. 
Одним из тормозящих факторов проведения реформ в жизнь является несогласованные действия различных ветвей власти, такое промедление в решении важных для страны экономических задач стоило нам многого. 
Смена глав правительства, несогласованность Правительства с Думой, нерешительные экономические реформы привели к сокрушающему итогу – финансовому кризису 17 августа 1998г. Нельзя, конечно, недооценивать воздействие на нашу экономику мирового финансового кризиса, но если бы действия правительства были более обдуманными и опережали события, а не становились их итогами, сам кризис и его последствия не были бы столь разрушительными. Можно сказать, что кризис явился последствием нерешительной и безответственной финансовой политики, проводимой с 1994г. (несвоевременная эмиссия, допуск нерезидентов на рынок ГКО, дефицит бюджета, «привычка жить в долг» и др.). 
Однако необходимо признать, что действия правительства после наступления кризиса носили решительный и действенный характер, В результате которых удалось стабилизировать краткосрочные последствия кризиса: скачек цен, девальвацию рубля, продовольственный кризис. 
Сейчас наше правительство лишь находится на пороге рыночных преобразований. Ситуация в стране плачевна, Россия находится по уровню ВВП на душу населения на уровне Албании, Доминиканской Республики, Перу и др.; полностью подорвано доверие граждан к правительству. Чтобы хоть как – то повлиять на ситуацию, необходима мобилизация всех общественных сил, на деле выступающих за демократию и рыночную экономику. 
 
Список литературы:  
 
2) Макконнелл К. Р., Брю С. Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». В 2 т.: Таллинн. – 1995г. 
 
4) Платонов В. С. «Введение в бизнес. Основы рыночной экономики». Ростов н/Д.: изд. «Феникс»,1997г. 
 
6) Самуэльсон П. «Экономика». Севастополь: изд. «Ахтиар», 1995г. 
 
8) А. Пороховский «Экономически эффективное государство: американский опыт» // ВЭ. - 1998г. - №3. – с. 81-89 
 
10) А. Евграшин «Из практики французского индикативного планирования» // РЭЖ. - 1998г. - №2. – с. 84-87 
 
12) Ю. Лужков «Россия в XXI в.: процветание или прозябание?» // ВЭ. – 1998г. - №12. – с. 4-11 
 
14) В. Кириченко «Усиление госрегулирования: Углубление или приостановление реформационных преобразований?» // РЭЖ. – 1999г. - №2. – с. 3-13 
 
16) С. Меньшиков «Взгляд на реформы и регулирование экономики» // ВЭ. – 1997г. - №6. – с. 23-35 
 
18) «Государство в меняющемся мире (Всемирный банк. Отчет о мировом развитии)» // ВЭ. – 1997г. - №7. – с. 4 35 
 
20) А. Илларионов «Критерии экономической безопасности» // ВЭ. – 1998г. - №10. – с. 35-59 
 
22) «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики (рекомендации научно – практической конференции, проведенной Советом Федерации РФ и Институтом Экономики РАН)» // РЭЖ. – 1997г. - №4. – с. 3-16 
 
24) Е. Ясин «Поражение или отступление? (российские реформы и финансовый кризис)» // ВЭ. – 1999г. - №2. – с. 4-29 
 
26) Правительство РФ «Программа стабилизации экономики и финансов» //ВЭ. – 1998г. - №7. – с. 4-27


Информация о работе Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике