Развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день возникла потребность в комплексном изучении деловой активности молодежи в условиях современной России. Важно отметить роль молодежи в жизни общества, в тех преобразованиях, которые происходят в стране. Усиление молодежного фактора во всех сферах жизни общества, особенно проблема повышения деловой активности молодежи, ее становление как субъекта экономической деятельности в значительной степени предопределяют плодотворные перспективы стабилизации общественного развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Развитие экономической самостоятельности и деловой активности молодых людей как объективная потребность развития социума………………………………………..........................................................10
1.1. Молодежь как социально-экономический ресурс общества……………......10
1.2. Сущность деловой активности молодёжи и факторы ее обуславливающие…………………………………………………………………..17
Глава 2. Проблемы молодежного предпринимательства и пути их решения
……………………………………………………………………………………….24
2.1.Государственное регулирование развития молодёжного предпринимательства: анализ нормативно-правовой базы……………………..24
2.2. Молодежное предпринимательство в России: её состояние, проблемы и перспективы развития……………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………...............37
Список использованных источников и литературы……...............................39
Понятийный словарь……………..……………………………………...................45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-Соцработа.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

       Рассмотрим, что предопределяет российскую специфику молодежной среды как особой социальной группы. Три фактора здесь играют основную роль. Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий XX в. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигала на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных инициатив.

        Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, являлась, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.

        Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений22.

       Молодежь является «такой группой общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы либо непосредственно, либо через свою семью. Духовные ценности молодежи, ее взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на политические и общественные программы, на экономические процессы»23.

_______________________________

22 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. – М., 2003. – С. 82.

23 Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2005. - № 4 (78). – С. 46.

       Молодежь составляет почти четверть населения республики это существенная часть избирательного корпуса, значительная часть трудового потенциала страны. Молодежные проблемы существуют в любом обществе, они имеют под собой два очень важных основания. С одной стороны, они являются отражением всех тех процессов, которые происходят в обществе. С другой – молодежные проблемы в значительной степени обусловлены особенностями молодежи как социально-демографической группы общества. 
        Молодежная проблема включает в себя множество граней, аспектов. Проблемы молодежной социализации, политической, экономической, культурной, проблемы установления нормальных отношений с иными социальными группами, проблемы молодой семьи, образования, досуга, здоровья, проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры молодежи, адекватной потребностям национальной экономики, – это далеко не полный перечень тех проблем, которые объединяются в единую молодежную проблематику любого общества. Очень большой проблемой для общества является рост проявлений отклоняющегося поведения и молодежной преступности, конфликтов между поколениями24.

        Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, которая выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.

        Молодежь – это главный ресурс общества, это его будущее. Но свое предназначение она выполнить не сможет, если ей не будут предоставлены определенные гарантии со стороны общества. Прежде всего, она нуждается в гарантиях приобретения знаний, соответствующих общественным

____________________________________________

24 Боровиков Л.И. Реализация личностно-созидающего подхода в социокультурном развитии молодежи // Социализация молодежи в условиях развития современного образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1.– Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – С. 52.

потребностям, профессиональной подготовки, возможностей для вхождения в самостоятельную жизнь, создания условий для образования семьи.  
        Молодежь как социальная группа отличается тем, что она испытывает серьезные трудности на этапе жизненного старта, в первую очередь, с трудоустройством, у молодежи острее стоят жилищные и материальные проблемы. На современном этапе усложнились проблемы психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы вовлечения молодежи в систему социальных взаимосвязей.  
       Во многих международных документах, докладах и научных исследованиях подчеркивается, что практически во всех странах мира молодежь является наиболее уязвимой группой общества. Молодежь как социально-демографическая группа имеет целый ряд отличительных особенностей. Она является наиболее подвижной частью общества, группой, наиболее восприимчивой к новым явлениям действительности, к новым знаниям, новым представлениям о мире. Но молодежи присущи черты маргинальности. Она легче поддается манипулированию, в ней не сформированы устойчивые представления и убеждения, еще затруднена политическая и социальная ориентация. В политической культуре молодежи значительную роль играют элементы «субкультуры», «контркультуры», или «культуры протеста». 
       Молодежь как социально-демографическая группа включает в себя людей в возрасте от 16 лет до 30–31 года. Именно на эти годы приходятся главные «социодемографические» события в жизни человека: получение среднего и высшего образования; выбор и получение профессии; начало трудовой деятельности; вступление в брак, рождение детей. 
        Можно заключить, что молодежь – это специфическая социально-демографическая общественная группа, имеющая общие социально-психологические особенности и ориентации, обусловленные характером социальных отношений на данном этапе развития общества. Но в то же время молодежь – это такая социально-демографическая группа, которая является внутренне дифференцированной. Внутри нее есть группы с характерными для них возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловлены определенным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества, особенностями социализации молодежи. 
        Социально-психологические особенности молодежи, ее социальные и политические ценности обусловливаются не только уровнем социально-экономического, культурного развития, но и уровнем политического развития общества. Социальное и экономическое развитие государства в значительной мере зависит от молодежного фактора, который во многом определяет будущее страны. Молодое поколение обычно рассматривают как объект воспитания и образования, забывая, что молодежь – это и субъект общественного производства, который способен к самостоятельной сознательной деятельности. Субъектность молодежи возрастает по мере ее организованности. Молодежные организации и объединения разных типов и форм – от стихийных молодежных движений до четко оформленных объединений – главный показатель субъектности молодежи, который оформляет ее в Общественную силу, способную воздействовать на государство в интересах всего общества и самой молодежи. Осознание молодёжи своей сопричастности к этим историческим переменам и участие в них могут способствовать устойчивости процесса реформирования социальной структуры общества.

        Молодежь – важнейший социальный и электоральный ресурс общества – привлекает сегодня особое внимание политиков и лидеров общественного мнения. Все они хотят знать, какую роль готова (или не готова) играть молодежь в развитии демократии, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства.

        Молодежь - стратегический ресурс развития общества. Ее деятельное включение в экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развитию как отдельного региона, так и страны в целом.

 

 

       1.2. Сущность деловой активности молодежи и факторы ее обуславливающие

       

        Формирование нового мироотношения, ключевым моментом которого является созидательная деловая активность, обусловили повышенный интерес к различным социальным и внесоциальным формам проявления активности. Активность «стала универсальным элементом мироотношения людей в эпоху развития информационного общества, и вполне естественно стремление выявить все грани и стороны активности. Активность всегда выступала существенным элементом человеческого мироотношения. Однако она проявлялась всегда в той или иной конкретной форме, соответствующей практике. Можно сказать, что категория «активность» начинает приобретать черты всеобщности лишь на сравнительно недавнем этапе развития истории. Устойчивой тенденцией этого этапа является возрастание активности людей в социальном действии, превращение ее в неотъемлемую черту всякого (а не только трудового) отношения к миру. Особенность становления объективного содержания активности состоит в том, что она начинает проявляться в данной форме при непосредственном участии духовного фактора, сопровождается осознанием человеком своих целей и задач. Это находит проявление во всем многообразии конкретных форм целостного, созидательного отношения человека к миру в трудовой, общественной, культурной, духовной областях, к собственной жизни и ее качеству»25.

       Активность как всеобщее мироотношение включает в себя и трудовое отношение, и предполагает формирование активности как всеобщего и универсального признака социального субъекта. Таким образом, «труд, в своей всеобщей форме, детерминирует развитие до степени всеобщности самой активности. Превращение социальной практики в реальный способ жизнедеятельности общественного человека, заключающийся в предметно-чувственном взаимодействии человека с реальными предметами объективного

________________________________________

25 Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильности общества. – М., 2007. – С. 53.

 

мира, свидетельствует о том, что активность, как сущностная определенность практики предстает как способ и форма реализации этого взаимодействия. Особенность активности в данном смысле заключается в том, что человек выступает как инициативное существо»26.

        Следовательно, «активность» можно определить, как «всеобщую характеристику способа бытия человека - субъекта целенаправленного творческого изменения природной и социальной действительности. Основой для этого выступает предметно-преобразующая деятельность, социальная практика, которая обуславливает как объективное становление активности, так и возможность ее развития и воспитания в процессе обучения»27.  В настоящий момент, опираясь на социально- психолого-педагогические исследования ученых, можно говорить о существовании таких разновидностей активности, как: созидательная, инновационная, профессионально-трудовая, политическая, информационная.

        Понятие «деловая активность», - считает В.А.Ануфриев, характеризует отношение личности к различным сферам социальной жизни, ее конкретную социально-экономическую деятельность, которая может иметь различную направленность и интенсивность. Выражая меру проявления социальной дееспособности человека, деловая активность составляет главное в характеристике личности как субъекта общественных отношений. В конечном счете, деловая активность характеризует отношение человека к труду, обществу и общественно-политической деятельности. В зависимости от разнообразия объективных и субъективных причин эта мера может быть очень высокой (социально-активная) и очень низкой (социально-пассивная).

        Деловая активность может выражаться в различных формах как групповой, массовой, так и индивидуальной деятельности и поведения.

       Поэтому в различных источниках выделяется разнообразный набор форм деловой активности. Среди наиболее значимых выделяют: профессионально-трудовую, общественно-политическую, управленческую,

___________________________________________

26 Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. – М., 2005. – С. 83.

27 Там же. – С. 88.

морально-нравственную. Каждая из данных форм может характеризоваться как творческая (продуктивная), и нетворческая (репродуктивная).

        Категория «инновационная активность» является производной категории «деловая активность» и может рассматриваться лишь на ее основании. Деловая активность - понятие более широкое и употребляется в основном в связи с энергичными действиями субъекта по включенности в определенную акцию, которая может принимать различные масштабы. Инновационная активность, таким образом, - это лишь вид той или иной формы деловой активности.

       Под инноваицонной активностью понимается «такое выражение созидательной активности, в процессе которой индивид проявляет личностное творчество и способствует значительному преобразованию социальных отношений, условий жизни и т.п. Инновационную активность можно определить как качественную характеристику личности человека, свидетельствующую об ориентации его на творчество, инновации, производство нового знания (продукта, услуги и т.п.) и внедрения его в жизнь. Внутренний механизм формирования инновационной активности можно представить в виде следующих элементов: потребность в инновационной деятельности – интерес к творчеству, нетрадиционным, эвристическим видам деятельности – восприятие, усвоение последней как ценности – формирование ценностных ориентаций на создание нового – наличие социальных установок на его реализацию – достижение поставленной цели, внедрение инновации»28.

       В объективном плане деловая активность выражается в результатах качественных исторически позитивных преобразований, социальных отношений каждого конкретного общества. В субъективном плане деловая активность есть «некоторая установка личности на созидательную деятельность, необходимость преобразования социальных условий; понимание общественной значимости преобразований, удовлетворенность или неудовлетворенность уровнем и характером социальных отношений (субъектом взаимодействия которых она является), а также социальным статусом»29.

_____________________________________________

28 Овчинников В.И. Потребности личности как фактор её социальной активности // Социальная активность и духовное богатство личности / Под общ. ред. К.М. Никонова. – М., 2005. – С. 161.

29Там же. – С. 163.

        Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привёл к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и болезненной данная ситуация оказалась для молодёжи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.

Информация о работе Развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи в России