Развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день возникла потребность в комплексном изучении деловой активности молодежи в условиях современной России. Важно отметить роль молодежи в жизни общества, в тех преобразованиях, которые происходят в стране. Усиление молодежного фактора во всех сферах жизни общества, особенно проблема повышения деловой активности молодежи, ее становление как субъекта экономической деятельности в значительной степени предопределяют плодотворные перспективы стабилизации общественного развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Развитие экономической самостоятельности и деловой активности молодых людей как объективная потребность развития социума………………………………………..........................................................10
1.1. Молодежь как социально-экономический ресурс общества……………......10
1.2. Сущность деловой активности молодёжи и факторы ее обуславливающие…………………………………………………………………..17
Глава 2. Проблемы молодежного предпринимательства и пути их решения
……………………………………………………………………………………….24
2.1.Государственное регулирование развития молодёжного предпринимательства: анализ нормативно-правовой базы……………………..24
2.2. Молодежное предпринимательство в России: её состояние, проблемы и перспективы развития……………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………...............37
Список использованных источников и литературы……...............................39
Понятийный словарь……………..……………………………………...................45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-Соцработа.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

        Можно выделить несколько аргументов, приводимых молодыми людьми в пользу работы по найму, что снижает их деловую аквтиность:

1. Повышение удовлетворенностью  работой по найму в силу  роста заработной платы, особенно в московских фирмах;

2. Недостаток свободных ниш в  бизнесе;

3. Желание стабильности в жизни;

4. Недостаток специальных знаний, необходимых предпринимателю49.

       Проблемное поле, обусловливающее необходимость целенаправленного регулирования молодежного предпринимательства, состоит в следующем:

1. Стремительное сокращение доли  молодежного предпринимательства, особенно в высокотехнологическом производстве;

2. Неудовлетворительные социальные  характеристики молодых предпринимателей. Главная проблема − широкие масштабы деликвентности, также исследователи отмечают ориентацию на потребительство, снижение культуры и качества досуга.

3. Доминирование в среде молодых  предпринимателей ориентации на прибыль. Для сравнения, в среде молодых предпринимателей Канады на первом месте стоит мотив быть самому себе начальником, тогда как стремлению получить доход отводится второе место.

4. Слабое знакомство молодых  предпринимателей с технологиями ведения

___________________________________________

48 Куликов В. О болевых точках социально-экономического развития России // Рос. экон. журнал. - 2009. - № 1-2. - С.3.

49 Сунгатуллина Г. // Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально-значимой деятельности: Вестник МГУ. – 2008. - №3. – С. 45.

бизнеса, в частности, формальное отношение к бизнес-плану только как к средству, необходимому для получения поддержки50.

       Представляется, что в деле развития молодежного предпринимательства акцент должен делаться не столько на предпринимательстве, сколько на молодежи, которой необходимо помочь в обретении субъектного потенциала. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность должно способствовать накоплению ею социального капитала, который затем может быть трансформирован как в финансовый капитал, так и в человеческий51.

        Необходимо отметить, что для молодого человека предпринимательская деятельность в узком смысле при всех своих достоинствах, таких, как раннее взросление, независимость и инновационность, имеет ряд существенных недостатков:

1. Помеха для образования. Информационное  общество требует увеличение объемов времени, необходимого для получения полноценного образования. Следовательно, мирное сосуществование предпринимательства и учебы затруднительно;

2. Несформированность моральных  устоев. Свойственные подростковому возрасту неуравновешенность, максимализм и критическое отношение к существующим нормам, будучи воспроизведены в рамках деловой активности, могут служить дестабилизирующим фактором среды деловых отношений. Напротив, длительное образование призвано не только давать объем знаний, но и укреплять в человеке социально значимые ценности.

3. Семейные проблемы. Поскольку  предпринимательская деятельность требует полной самоотдачи, у молодых людей могут возникнуть проблемы с созданием семьи52.

        Исходя из вышесказанного, предпринимательство следует понимать не как стремление к наживе, а как активное отношение к миру, творческий подход к делу. Молодой человек, воспитанный в лоне данной традиции, сможет реализовать свою личность, даже оставаясь наемным работником. Если судить

50 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М., 2010. – С. 213.

51 Там же. – С. 214.

52 Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2006. - №4 (116).

по общественному мнению, молодые предприниматели нуждаются, в первую очередь, в финансовой поддержке.

     Опрос, проведенный в 2009 г. среди представителей частных фирм в Управлении по труду и социальному партнерству Администрации г. Москвы, показал, что «молодые предприниматели испытывают потребность в финансовой (31,3%), налоговой (16,7%) и кредитной (27,1%) поддержке. На втором плане оказалась информационная и правовая помощь. Учитывая, что вопрос был открытым, смысл, вкладываемый респондентами в понятие финансовой поддержки, достаточно сложно конкретизировать и превращать в рекомендации для органов управления, тем более что прямая финансовая поддержка противоречит идее свободного рынка. Один из возможных вариантов налоговой поддержки демонстрирует ответ из интервью: «Как может предприниматель молодой раскрутиться, если еще не успел встать на ноги, он должен платить налоги. Вот я знаю, за границей, там два-три года какие-то минимальные налоги, потом человек раскручивается и через два-три года он уже платит нормальные налоги, как все и еще плюс то, что он какую-то компенсирует то, что он раньше не платил». Другие интервьюируемые в качестве форм поддержки указывали на информационную, которая могла бы состоять в том, чтобы предпринимателям напоминали о необходимости постановки на налоговый учет, а не взимали в первом же случае крупные штрафы»53.

        В качестве технологий поддержки молодежного предпринимательства предлагаются создание бизнес-инкубаторов, Управляющей компании, Ресурсного центра, бизнес-карты города. Канадские исследователи предлагают, среди прочего, два заслуживающих внимания момента:

1. Организация рекламной компании  по вовлечению молодежи в бизнес. При этом необходимо разработать специальный бренд, посвященный проблеме молодежного предпринимательства;

2. Создание института менторов  − индивидуальных учителей молодых предпринимателей. Недостаток данной меры − нежелание

________________________________________

53 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М., 2010. – С. 213.

потенциальных менторов делиться секретами ведения дела − может быть сглажен, если сделать акцент на межпоколенном сотрудничестве. Так, в рамках одной из программ «Белгородской торгово-промышленной палаты было организовано обучение представителей региональной бизнес-элиты западными

бизнесменами»54.

       Таким образом, поддержка молодежного предпринимательства может и должна быть выдвинута в качестве одной из социальных целей регионального и муниципального развития. В условиях ограниченных ресурсов поддерживаемую категорию допустимо ограничить, во-первых, малыми и, во-вторых, инновационными предприятиями. В административном плане достижение указанной цели должно осуществляться путем межведомственного взаимодействия структур, отвечающих за экономическое развитие и молодежную политику. В конечном счете, формирование «моральной экономики» позволит предотвратить отрицательные последствия затянувшегося социального кризиса.

 

 

Заключение

 

          В работе изучены особенности развития молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи в России.

         В ходе  исследования были решены следующие задачи:

1) охарактеризована молодежь как  социально-экономический ресурс  общества;

2) проанализирована сущность деловой активности молодёжи и факторы её обуславливающие;

3) представлен анализ нормативно-правовой  базы государственного регулирования  развития молодёжного предпринимательства;

4) охарактеризованы состояние, проблемы  и перспективы развития молодежного  предпринимательства в России.

        Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Современный этап развития общества характеризуется возрастанием роли социокультурных регуляторов, которые в ряде случаев начинают доминировать над экономическими процессами. В этом плане необходимо учесть, что молодежь является не просто социально-демографической группой, а носителем специфических социокультурных характеристик. Среди последних наиболее для нас значимо социальное самочувствие молодежи.

        Предпринимательство следует понимать не как стремление к наживе, а как активное отношение к миру, творческий подход к делу. Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привёл к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и болезненной данная ситуация оказалась для молодёжи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.

       Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которые выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. В этой связи государственная молодежная политика (ГМП) рассматривается как «система формирования мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем.

       Целью государственной  молодежной политики является  развитие и реализация потенциала  молодежи в интересах России. Активная молодежная политика - забота  любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня страны. На сегодняшний день в Российской Федерации государственную молодежную политику регулируют следующие правовые акты:  Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», Концепция государственной молодежной политики в РФ, Стратегия государственной молодежной политики в РФ.  Представляется, что в деле развития молодежного предпринимательства акцент должен делаться не столько на предпринимательстве, сколько на молодежи, которой необходимо помочь в обретении субъектного потенциала. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность должно способствовать накоплению ею социального капитала, который затем может быть трансформирован как в финансовый капитал, так и в человеческий.

 

Литература:

 

Нормативно-правовые документы:

1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. // Министерство образования и науки Российской Федерации - М., 2006.

2. Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации от 3.июня 1993 г.

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

4. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства

5. Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». // Принят Государственной Думой 27 октября 1999 года и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 11 ноября 1999 года. Отклонен Президентом Российской Федерации (письмо от 25 ноября 1999 г. N Пр-1552). 
6. Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации: Сборник документов. / Под редакцией В.А. Лукова. - М., 2006.  
7. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации // Протокол заседания Правительственной комиссии РФ по делам молодежи от 05.12.2001 г. № 4.

 

Литература:

  1. Алексин В.А., Плетнев Н.Я. Муниципальная молодежная политика и ее информационное обеспечение. - М., 2005. - 184 с.
  2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений. – М., 2005.
  3. Арефьева Г.С. Социальная активность: Проблемы субъекта и объекта в социальной практике и познании. – М., 2004.
  4. Афонина В.Н. Молодежная политика в региональном политическом дискурсе // Ученые записки СКАГС. - Ростов-на-Дону, 2006. - № 1. - С. 89.
  5. Бабинцев В.П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики // Молодежная политика: информационный бюллетень. - 2005. - № 96-100. - С. 65.
  6. Боровиков Л.И. Реализация личностно-созидающего подхода в социокультурном развитии молодежи // Социализация молодежи в условиях развития современного образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1.– Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – С. 52-57.
  7. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. - М., 2004. – 312 с.
  8. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодёжи. – Екатеринбург, 2007.
  9. Гонтмахер Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е.Гонтмахер, В.Трубин // Общество и экономика. - 2005. - №9-10. - С.30-69.
  10. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М., 2010.
  11. Государственная молодежная политика. Региональный опыт реализации: Северо-западный федеральный округ. - М., 2008.
  12. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2006. - №4 (116).
  13. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии (новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже ХХ – ХХ1 веков). – Барнаул, 2005.
  14. Григорьева И.А. Теория и практика социальной работы: монография / И.А.Григорьева, В.Н.Келасьев. - СПб., 2004. - 536 с.
  15. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. - СПб., 2000. – 216 с.
  16. Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы: сб. статей / Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова. - М., 2004. - 187 с.
  17. Давыдов Ю.Н. Действие социальное // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. – М., 2010. – С. 609.
  18. Демографический ежегодник 2009 год. Статистический сборник, Госкомстат России, – М., 2010.
  19. Доган М., Пеласси Д. Политическая социализация: от поколения к поколению // Сравнительная политическая социология. Социально-политический журнал, 2004. – №4. – С. 23-25.
  20. Доэл М. Практика социальной работы. / Пер с англ. - М., 2005. – 233 с.
  21. Ентелис Г.С., Щипанова Д.Г. Протестный потенциал российской молодежи. - М., 2007.
  22. Жандарова Я.В. Жизненные силы личности - основа созидательной активности // Социализация молодежи в условиях развития современного образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2.– Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – С.88-94.
  23. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. Т. 1. – М., 2007.
  24. Зимняя И.А. Социальная работа с различными группами населения // Под ред. И.А. Зимней. Вып. 5. – М., 2008. - 192 с.
  25. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильности общества. – М., 2007.
  26. Иконникова С.Н. Социология о молодёжи. – СПб., 2005.
  27. Ильинский И.М. Молодежь как глобальная проблема человечества. Молодежная политика как императив XXI века. - М., 2005.
  28. Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического центризма. - М., 2007.
  29. Ильинский И.М., Алещенок С.В., Володин И.А. и др. Молодежь планеты: Глобальная ситуация в начале XXI века, тенденции и перспективы. - М., 2004.
  30. Ильинский И.М., Криворученко В.В. Молодежь и молодежная политика: термины и понятия. – М., 2005.
  31. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М., 2007. – 584 с.
  32. Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2005. - № 4 (78). – С. 46-54.
  33. Карпенко О. М. Молодежь в современном политическом процессе в России. - М., 2006.
  34. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. – М., 2009.
  35. Коломейчук Л.А. Особенности управления социальной сферой в России // Микроэкономика. - 2009. - №1. - С.106-111.
  36. Корнилов Д.Д. Занятость молодежи в условиях переходной экономики (состояние, проблемы, перспективы). - Архангельск, 2004.
  37. Куликов В. О болевых точках социально-экономического развития России // Рос. экон. журнал. - 2009. - № 1-2. - С.3-16.
  38. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 2005.
  39. Луков В.А. Закон о молодежи: документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России. В 2 т. – М., 2008.
  40. Луков В.А. Теоретические и методологические основы изучения молодежного движения: Сборник докладов и выступлений. - М., 2004.
  41. Ляшенко Л.И. Организация и управление социальной работой в России. - М., 2005. – 312 с.
  42. Магун В.С. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи в столице и провинции // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. – М., 2006. – 306-317.
  43. Максимова Т.М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи //Здравоохранение в Российской Федерации. - 2006. - №2. – С. 17-18.
  44. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. – М., 2004.
  45. Мастерова Ю.И. Политическая активность российской молодежи в условиях распространения информационных технологий: Автореферат дисс. канд. полит. наук. – М., 2009.
  46. Мид M. Культура и мир молодежи. Избранные произведения. – M., 2008.
  47. Молодая семья. Выпуск 2 /Под общ. Ред. А.Д. Плотникова. - М., 2004.
  48. Молодежное движение Европейского Севера: прошлое, настоящее и будущее: Материалы респуб. науч.-практич. конф., Архангельск, 3 апр. 2005 г. – Архангельск, 2005.
  49. Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. Сборник докладов и выступлений. - М., 2003.
  50. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. // Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1-2./ Научн. ред. В.Т. Лисовский.- СПб., 2005.
  51. Молодые исследователи о молодежном движении: Сборник научных статей. - М., 2003.
  52. Мордкович В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения // Факторы социальной активности населения. – М., 2006.
  53. Морозов В.В., Скрябов А.П. // Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ: Социально-политический журнал. – 2005. - №1 – С. 24-28.
  54. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 3-14.
  55. Никольский Д.И. // Социология молодежи. - М., 2007.
  56. Овчинников В.И. Потребности личности как фактор её социальной активности // Социальная активность и духовное богатство личности / Под общ. ред. К.М. Никонова. – М., 2005.
  57. Омельченко Е.Л. Молодёжь: Открытый вопрос. - Ульяновск, 2009.
  58. Паньшин В.Е. Концептуальные основы изучения государственной молодежной
  59. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. – М., 2008.
  60. Петрова Т.Э. Социология молодежи в России: Этапы и закономерности становления. – СПб., 2008.
  61. Подходы к реализации государственной молодежной политики: Япония, Германия, Швеция // Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ. - М., 2005.
  62. Положение молодежи в России. Аналитический доклад. - М., 2009.
  63. Полутин С.В. Молодежь в процессе социального воспроизводства (системный анализ). Автореф. дисс…д-ра социол. наук. – Саранск, 2008. – 32 с.
  64. Помогая другим - помогаешь себе: Методические рекомендации по организации добровольческой деятельности молодежи. // Министерство по молодежной политике. - Архангельск, 2003.
  65. Потапова С.А. Социальная активность студенческой молодёжи современного молодого города (на материалах г.Нижнекамска). – СПб., 2007.
  66. Проблемы молодежи, детей и семьи в диссертационных исследованиях (гуманитарно-социальный аспект): Библигр.указатель за 2000-2010 гг. /Сост. Э.Ш.Камалдинова / Моск.гум.- социальн.академия. - М., 2010.
  67. Прохода В.А. Гражданская идентичность российской молодежи // Вестник МГУ. Сер. 18. – 2006. – № 1. – С. 24-40.
  68. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. – М., 2007.
  69. Радаев В.В., Шкаратан О.И.Социальная стратификация. – М., 2005.
  70. Ричардсон Г. Образование для свободы. – М., 2007.
  71. Родионов И.Н. Государственная молодежная политика: Сущность, этапы, основные тенденции: Автореферат дисс… канд. ист. наук. – М., 2004.
  72. Российская молодежь: проблемы и решения. - М.: Центр социального прогнозирования, 2005.
  73. Руткевич М.Н., Потапов В.П. Молодежь России: социальное развитие. - М., 2007.
  74. Сборник методических рекомендаций в области государственной молодежной политики (для молодежных, детских и студенческих общественных объединений) / Министерство по молодежной политике. - Архангельск, 2006.
  75. Семенов В.Е. Государственная молодежная политика: историко-теоретический аспект: монография. - Ставрополь, 2010.
  76. Семенова В.В. Социология молодёжи // Социология в России / Под ред. Ядова В.А. - М., 2006.
  77. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2009. - 424 с.
  78. Смирнов А.С. Государственная молодежная политика в современных условиях // ЭКО. - 2005. - №5. - С. 23-25.
  79. Современное состояние молодежного общественного движения в РФ: Независимый центр социологических исследований «Политкурьер». – М., 2008.
  80. Соколов В.И. История молодежного движения России. – Рязань, 2002.
  81. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. / Отв. ред. В.Т. Лисовский. - М., 2005.
  82. Социологическое исследование. Минобразование России. - М., 2004.
  83. Справочное пособие по организации деятельности молодежных общественных объединений, действующих на территории СЗФО. / Министерство по молодежной политике. - Архангельск, 2008.
  84. Сулемов В.А. Молодежные движения в России // Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. – М., 2000. – С. 727-728.
  85. Сунгатуллина Г. // Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально-значимой деятельности: Вестник МГУ. – 2008. - №3. – С. 45-49.
  86. Тальников Е.В. Государственная молодежная политика: методика выработки конструктивных решений // Российский экономический журнал. - 2005. - №2. - С. 9-11.
  87. Тарасов А. // Молодежь как объект классового эксперимента: Свободная мысль. – 2009. - №10. – С. 14-19.
  88. Тарцан В. Н. Государственная молодежная политика в современной России // Политические исследования (ПОЛИС). – 2010. -№ 3.-С. 156-160.
  89. Тарцан В. Н. Международный опыт в сфере реализации молодежной политики // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 4. – С. 210-219.
  90. Тарцан В. Н. Молодежная политика в странах мирового сообщества // Россия в процессе реформ. Социально-политические аспекты: Сб. статей. – М.: Современная экономика и право, 2009. – С. 298-302.
  91. Тарцан В.Н., Щенина О.Г. Социально-политические проблемы молодежи // Россия в поиске эффективной политики модернизации: Сб. статей. – М., 2010. – С. 152-165.
  92. Тимофеева Р.И. Методология изучения конституционно-правовых основ реализации государственной молодежной политики. – Уфа, 2006.
  93. Филиппов Ф.Р. Молодежь // Российская социологическая энциклопедия. – М., 2008.
  94. Черниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). - СПб., 2004.
  95. Чупров В.И. // Молодежь в общественном воспроизводстве: Социс. – 2008. - №3 – С. 25-27.
  96. Чупров В.И. Молодежь; Социология молодежи // Социологическая энциклопедия. В 2 т. – М., 2003. Т. 1. – С. 674-675.
  97. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодёжь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. – М., 2009.
  98. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. – М., 2006.
  99. Широков Д.А. Молодежная политика: проблемы выработки приоритетов // Власть. - 2006. - №12. - С. 27-37.
  100. Шурбе В.З. Качество жизни студентов // Социализация молодежи в условиях развития современного образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2.– Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – С.129-140.
  101. Шурбе В.З. Новая Россия: к вопросу о сущности качества жизни // Россия – евразийская общность: культура и цивилизация. Материалы научного симпозиума, 27 января 2005 г. – г. Новосибирск., 2005. – С. 147-151.
  102. Щегорцев В.А. Политическая социализация личности // Политология. – М., 2003. С.139-149.
  103. Экономические и социальные стратегии среднего класса. Московский центр Карнеги. - М, 2005.

Информация о работе Развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи в России