Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:19, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день возникла потребность в комплексном изучении деловой активности молодежи в условиях современной России. Важно отметить роль молодежи в жизни общества, в тех преобразованиях, которые происходят в стране. Усиление молодежного фактора во всех сферах жизни общества, особенно проблема повышения деловой активности молодежи, ее становление как субъекта экономической деятельности в значительной степени предопределяют плодотворные перспективы стабилизации общественного развития.
Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Развитие экономической самостоятельности и деловой активности молодых людей как объективная потребность развития социума………………………………………..........................................................10
1.1. Молодежь как социально-экономический ресурс общества……………......10
1.2. Сущность деловой активности молодёжи и факторы ее обуславливающие…………………………………………………………………..17
Глава 2. Проблемы молодежного предпринимательства и пути их решения
……………………………………………………………………………………….24
2.1.Государственное регулирование развития молодёжного предпринимательства: анализ нормативно-правовой базы……………………..24
2.2. Молодежное предпринимательство в России: её состояние, проблемы и перспективы развития……………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………...............37
Список использованных источников и литературы……...............................39
Понятийный словарь……………..……………………………………...................45
______________________________
38 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. // Министерство образования и науки Российской Федерации - М., 2006.
Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня страны. На сегодняшний день в Российской Федерации государственную молодежную политику регулируют следующие правовые акты:
1. Федеральный закон «Об основах государственной
молодежной политики в Российской Федерации»39.
2. Концепция государственной молодежной
политики в РФ40.
3. Стратегия государственной молодежной
политики в РФ 41.
Рассмотрим подробнее
положения Стратегии государственной
молодежной политики в Российской Федерации,
определяющие развитие деловой активности
молодежи.
Цель данной стратегии - развитие потенциала молодежи в интересах России. Среди ее приоритетов - информирование молодых людей о возможностях, которые предоставляет им общество, вовлечение их в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; помощь отдельным группам граждан (инвалиды, сироты, находящиеся в трудной жизненной ситуации).
Основные принципы реализации - определение приоритетов, проектный подход, взаимодействие структур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость и отчетность. Российский Союз Молодежи является одним из разработчиков Стратегии. Стратегия государственной молодежной политики (далее - Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
Государственная молодежная политика «является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для
39 Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». // Принят 27 октября 1999 года.
40 Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации // Протокол заседания Правительственной комиссии РФ по делам молодежи от 05.12.2001 г. № 4.
41 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. // Министерство образования и науки РФ - М., 2006.
успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности»42.
Данная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Ориентирована политика преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, обращены ко всей молодежи России, открывают возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставляя молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам. Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными стали такие направления, работа по которым обеспечвает создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход способствует взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.
______________________________
42 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. // Министерство образования и науки РФ - М., 2006.
Государственная молодежная политика «призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:
1. Системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;
2. Выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;
3. Вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении43.
Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечивает улучшение положения молодых людей, приводит к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
______________________________
43 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. // Министерство образования и науки РФ - М., 2006.
Для реализации деловой активности молодежи как одного из приоритетных направлений, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития бизнеса в России, предложены различные социальные проекты, такие как Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Доброволец России», «Молодая семья России» и «Карьера». Основными целями проекта «Карьера» являются: самоопределение молодежи на рынке труда; развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи44.
Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи; на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда; на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда; на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей; на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его
законных прав и интересов; на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика стала инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое
______________________________
44 Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2006. - №4 (116).
вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач. Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
Таким образом, реализации молодежной политики в последние годы уделяется все больше внимания, причем не только на федеральном, но и на местном и региональном уровнях. В регионах помощь молодежному предпринимательству стараются оказывать в основном комитеты по делам молодежи и молодежные парламенты.
2.2. Молодежное предпринимательство в России: ее состояние, проблемы и перспективы развития
В современной России на региональном и муниципальном уровнях управления осуществляются разнообразные программы поддержки малого предпринимательства. Выделение малого предпринимательства в качестве целевой группы призвано создать условия для предотвращения монополизации и формирования матричной структуры гражданского общества. Вместе с тем, малое предпринимательство − «достаточно обширный и разноплановый сектор и, следовательно, возникает необходимость сосредотачивать государственную поддержку лишь на магистральных направлениях, служащих достижению социальных целей. В самом деле, нет необходимости поддерживать «малые предприятия», образованные в результате аутсорсинга и аутстаффинга»45;
______________________________
45 Бабинцев В.П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики // Молодежная политика: информационный бюллетень. - 2005. - № 96-100. - С. 65.
производственную (и созидательную вообще) деятельность следует поощрять больше, нежели коммерцию.
Среди целевых групп в рамках малого предпринимательства, на которые следует обращать особое внимание в плане государственного регулирования, особо выделяется молодежное предпринимательство.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием роли социокультурных регуляторов, которые в ряде случаев начинают доминировать над экономическими процессами. В этом плане необходимо учесть, что «молодежь является не просто социально-демографической группой, а носителем специфических социокультурных характеристик. Среди последних наиболее для нас значимо социальное самочувствие молодежи»46.
Если обратиться к истории предпринимательства, можно увидеть, что характерной чертой данного явления была именно маргинальность. Предпринимателями нередко становились представители тех слоев, которые не вписывались в структуры традиционного общества. Согласно логике Й. Шумпетера, с которой трудно не согласиться, продуктом маргинального состояния предпринимателей была инновационность − поначалу как необходимое условие выживания, а затем как осознанное конкурентное преимущество. Перспективная теоретическая модель, которая как раз и должна быть воплощена в результате регулятивного воздействия, сводится к формуле «молодежь − предпринимательство». Реальная же ситуация, скорее, соответствует формуле «молодежь − бизнес», и то не в полной мере47.
В 90-е гг. ХХ в. степень участия молодежи в предпринимательстве определялась ее ролью в ходе приватизации. Первая волна молодежного предпринимательства пришлась на 1991-1993 гг., причем одна часть молодых людей шла в предприниматели в силу созидательного энтузиазма (в то время как старшее поколение опасалось возврата к прежним формам хозяйствования), а другая часть пополняла ряды криминалитета. Все же в результате
______________________________
46 Коломейчук Л.А. Особенности управления социальной сферой в России // Микроэкономика. - 2009. - №1. - С.106-111.
47 Корнилов Д.Д. Занятость молодежи в условиях переходной экономики (состояние, проблемы, перспективы). - Архангельск, 2004. – С. 183.
приватизации молодым людям достались лишь мелкие для взрослых ниши предпринимательской деятельности. Начиная с 1996-1997 гг., сфера молодежного предпринимательства стала сокращаться, прошла волна массовых банкротств молодых предпринимателей. Вероятные причины тому − с одной стороны, монополизация экономики представителями крупного бизнеса, а с другой − недостаточный уровень бизнес-образования молодежи, ее неспособность конкурировать с профессионалами, тем более в рамках правового поля48.
Информация о работе Развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи в России