Реформа Российского образования на примере средней школы, как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ реформ в области среднего образования и изучение мнений по поводу реформ преподавателей и учеников средней школы.
Задачей настоящей работы является:
описание общей концепции проекта федерального закона “Об образовании”.
анализ новелл проекта федерального закона <Об образовании>, изучить опыт становления и развития реформ образования в России.
описание проблем в сфере образования, требующих законодательного урегулирования, определить существующие социальные проблемы образования.
описание критики проекта федерального закона. анализ общественного резонанса при обсуждении проекта федерального закона “Об образовании”.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..........2

Глава 1. Федеральный закон об образовании…………………………...9

Глава 2. Новеллы проекта об образовании……………………………..11
Глава 3. Описание проблем в области образования…………………...16
Глава 4. Критика проекта федерального закона об образовании……..20

Глава 5 Отношение населения к реформе образования……………….29


Заключение……………………………………………………………..…27

Список литературы и других источников……………………………....34

Приложение……………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Отчет!.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ


 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

Кафедра прикладной социологии

 

 

 

 

Отчет

по результатам  исследования (desk – research)

 

«Реформа Российского образования на примере средней школы, как социальная проблема»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса,

гр. «Реклама и маркетинг»

Аксёнов Н.

 

Преподаватель:

д.с.н., проф. Гришина Е.А.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………..........2

 

Глава 1. Федеральный закон об образовании…………………………...9

 

Глава 2. Новеллы проекта об образовании……………………………..11

Глава 3. Описание проблем в области образования…………………...16

Глава 4. Критика проекта федерального закона об образовании……..20

 

Глава 5 Отношение населения к реформе образования……………….29

 

 

Заключение……………………………………………………………..…27

 

Список литературы и других источников……………………………....34

 

Приложение……………………………………………………………….35

 

 

 

Введение

 

Для любого современного общества, в  т.ч. и России, одной из самых актуальных проблем является проблема образования. Сейчас она становится все серьезней  и острей. Для решения данной проблемы 1992 года вышел Закон Российской Федерации «Об образовании». Наиболее важным основанием для разработки проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" является явно обозначившийся в последние годы разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования.

Образование в Российской Федерации — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Практически каждый период в стране начинался с заявления  властей о необходимости реформы образования. Сегодня на запрос реформа образования любой поисковый сервер выдает большой список ссылок, однако площадки для дискуссии очень мало. Рынок образовательных услуг затронул высшую школу,  но практически не изменил состояние средних и средне-специальных учебных заведений. Быстро расширился выбор платных направлений и форм обучения, хотя здесь одновременно и предложение рождает спрос, и спрос — предложение. 

 

Среднее образование нацелено на подготовку к жизни всего без  исключения подрастающего поколения. В советский период, начиная с 1960-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи “раннего старта” при вступлении в самостоятельную жизнь. В конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растёт число бросивших школу(по данным экспертов, в начале 2000-х годов не училось около 2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

 

Российская  Федерация провозглашает область  образования приоритетной.1 Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

 

Однако, несмотря на существенные позитивные сдвиги в повышении уровня образования, есть серьёзные социальные проблемы, которые приобрели особую актуальность на грани веков.

 

Целью данного исследования является анализ реформ в области среднего образования и изучение мнений по поводу реформ преподавателей и учеников средней школы.

 

Объектом исследования является современное среднее образование  в России.

 

Предметом исследования является проблема реформирования системы образования  на примере средней школы.

 

Задачей настоящей работы является:

 

  1. описание общей концепции проекта федерального закона “Об образовании”.
  2. анализ новелл проекта федерального закона <Об образовании>, изучить опыт становления и развития реформ образования в России.
  3. описание проблем в сфере образования, требующих законодательного урегулирования, определить существующие социальные проблемы образования.
  4. описание критики проекта федерального закона. анализ общественного резонанса при обсуждении проекта федерального закона “Об образовании”.

 

Эмпирическая база исследования.

 

1.Комплексное  авторское исследования «Мнения по поводу проводимых реформ в области образования”

Использовалась  поисковая система Google.ru.

1.1.Тематический  анализ интернет-сайтов по теме:

В этой системе  было найдено: 1 560 000 результатов по запросу “ реформа образования за и против ”, 3 230 000 результатов по запросу “ мнения о реформе образования ”, 2 380 000 – “ реформы образования для российской средней школы “.

1.2.Контент-анализ  форумов по теме:

По запросу  “Форум реформа образования” найдено 3 930 000 результатов, по запросу “Форум мнений о реформе образования” - 572 000, “Форум. Реформа образования За и Против” - 1 020 000 результатов.

1.3.Вторичный  анализ данных социологических  исследований :

Запрос “ВЦИОМ Реформа образования ” - 119 000 результатов, “Левада-центр Реформа образования ” - 70 000, “ФОМ Реформа образования” - 20 100.

1.4. Анализ  научной литературы по теме:

По исследуемой  теме было найдено 6 книг, 14 статей российских и зарубежных авторов, и материалы 2 научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики одного из российских ВУЗов.

 


 

 


 

Преп                                                                                                                 




                                         



 



 

 

 

Мной  было исследовано 4 форума2 касающихся реформ в области среднего образования. Из 200 отзывов – 136 (68%)оказались “негативными”,  64(32%) “положительными”. Ниже представлены анализ  наиболее важных проблем реформ образования, которые волнуют общество.

Проблемы, волнующие учителей.

- превращение  принципа свободы в воспитательно-образовательном  процессе во вседозволенность, незащищенность  учителя перед учеником;

- высокие  нагрузки на учителя, возникающие  в результате постоянных изменений  программ обучения, вызванные отсутствием  возможности отработать новую  программу и неудобством во  времени проведения переподготовки  учителей;

- навязывание  учебных программ и пособий  учителям со стороны управляющих  и контролирующих образовательный  процесс учреждений (методических  советов, институтов повышения  квалификации работников образования  и др.);

- низкая  оплата труда;

- чрезмерная  разнородность учебных программ  в рамках одной дисциплины.

Проблемы, волнующие учеников и родителей.

- нерациональное  распределение учебной нагрузки  на ученика, приводящие к его  переутомлению;

- отсутствие  возможности для самостоятельного  выбора, саморазвития и творчества;

- повышение  требований, предъявляемых к ученику;

- ограниченность  возможностей получения качественного  образования, обусловленная недостатком  финансовых средств у родителей;

- отсутствие  условий для формирования способности  ученика к самоопределению, в  связи с распространенностью  «диктаторской» культуры учителей  и родителей.

Наиболее  известными мероприятиями реформы  для респондентов оказались:

- увеличение  общей продолжительности обучения  до 12 лет, в том числе до 4 лет  в начальной школе;

- введение  единого государственного экзамена  в форме тестирования, заменяющего  вступительные испытания в вуз;

- предоставление  возможности выбора ряда школьных  дисциплин и формирование классов  с углубленным изучением выбранных  предметов.

Остальные элементы реформы назывались в единичных  случаях и не являлись широко известными для большей части аудитории:

- снижение  начального школьного возраста  до 6 лет;

- вариативность  образовательных учреждений, для  поступления в которые необходимо  пройти специальное тестирование;

- введение  пропедевтических (предварительных)  курсов в начальной школе;

- переход  от линейного преподавания к  концентризму;

- сочетание  федерального и регионального  компонентов в образовании;

- использование  11-го и 12-го классов для получения  начального профессионального образования;

- разделение  учеников на потоки в зависимости  от уровня знаний.

- использование  проектных технологий в обучении;

- введение  платного образования;

- изменение  экономической основы деятельности  школы.

Весьма примечательными  оказались результаты исследований мнения целевых групп в отношении  различных мероприятий, реализуемых  в рамках модернизации образования.

Увеличение  длительности обучения. Главным неоспоримым аргументом в пользу этого нововведения для респондентов оказалась возможность с его помощью снизить нагрузку на ученика, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению общей успеваемости школьников и качества получаемых ими знаний.

Основным контраргументом  родителей мальчиков является наложение  возраста выпускника на призывной возраст, что влечет за собой множество  проблем, связанных с возможностью продолжения образования.

Несогласие небольшой  части респондентов с введением 12-летнего обучения имело эмоциональный характер и не было обосновано каким-либо рациональными аргументами. Можно предположить, что одной из предпосылок формирования такой позиции стала боязнь резких перемен, чем является увеличение срока обучения сразу на два года; 11-летнее обучение воспринимается респондентами более благожелательно, хотя объяснение этому факту дать они не смогли.

Единый государственный  экзамен. Наиболее благосклонное отношение к введению такого экзамена, который заменил бы вступительные экзамены в вуз, было зафиксировано в группах родителей, проживающих в «нестоличных» городах. В пользу этой системы свидетельствовали следующие факты:

- тестирование исключает  возможность коррупции при поступлении  в вузы;

- тестирование исключает  преимущества жителей Москвы  перед жителями провинции при  поступлении в престижные вузы  страны;

- появление больших возможностей  поступления в различные вузы  у разных категорий учеников.

При этом учителя продемонстрировали скорее настороженное отношение  к ЕГЭ, которое объяснялось:

- недоверием к экзамену  как возможности исключения злоупотреблений  при сдаче выпускного экзамена  и при поступлении в вуз;

- возможностью фальсификации  результатов тестирования учителями;

- представлением о неравнозначности  критериев оценки уровня знаний  для сельских школьников и  городских.

В целом можно сделать  вывод о том, что негативные оценки появлялись в связи с существующей каждодневно наблюдаемой практикой, но саму идею единого государственного экзамена респонденты принципиально  одобряют.3

 

Федеральный закон об образовании.

 

Действующий ФЗ "Об образовании  в РФ" был принят в 1992 году и  охватывает все сферы деятельности общества в образовании.  Наиболее важным основанием для разработки проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" является разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования. 

Сфера образования в последние годы стала поле самого настоящего сражения между сторонниками его реформирования и их противниками. Противники - профессионалы, родители, общественность; сторонники - главным образом чиновники и обслуживающие их интересы «исследовательские структуры» - продавливают «реформу» несмотря на широкие протесты. Пишу слово «реформа» в кавычках, поскольку реформа - это нечто созидательное. То, что делают с образованием в РФ - это разрушение.

Информация о работе Реформа Российского образования на примере средней школы, как социальная проблема