Предметом правового
регулирования законопроекта являются
общественные отношения, связанные с реализацией
права на образование и обеспечением государственных
гарантий прав граждан Российской Федерации
в сфере образования, в том числе возникающие
в процессе реализации прав и обязанностей
лиц при получении образования различного
уровня как за счет средств бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, так и с
оплатой стоимости обучения физическими
и (или) юридическими лицами в связи с деятельностью
образовательных организаций, основанных
на различных формах собственности, а
также в процессе государственного регулирования
и контроля исполнения законодательства
в области образования.
Законопроектом должны быть установлены
новые права и обязанности субъектов системы
образования, вытекающие из необходимости:
- отражения современных требований к
образованию, направленных на удовлетворение
объективных запросов общества и реальных
секторов экономики, потребностей социально-экономического
развития страны;
- создания условий для ведения экспериментальной
и инновационной деятельности в сфере
образования, связанной с внедрением в
образовательную практику новых технологий,
форм и методов обучения и направленной
на более полную реализацию права на образование;
- повышения доступности образования и
его качества;
- устранения пробелов и снятия противоречий,
содержащихся в действующем законодательстве.
Образовательная политика – одна
из важнейших составляющих социальной
политики государства, инструмент
обеспечения фундаментальных прав
и свобод человека, социально-экономического
и культурного развития, гуманизации
общественных отношений. Образовательная
политика устанавливает на основе общественного
согласия коренные цели и задачи развития
образования, гарантирует их проведение
в жизнь путем согласованных действий
государства и общества. Первейшая задача
образовательной политики на современном
этапе - достижение современного качества
образования, его соответствия актуальным
и перспективным потребностям личности,
общества и государства4
Новеллы проекта об образовании.
Система образования.
Изменяется система уровней
образования (образовательных цензов):
Сейчас |
Предлагается |
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование
- бакалавриат;
6) высшее профессиональное образование
- подготовка специалиста или магистратура;
7) послевузовское профессиональное образование. |
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование;
5) среднее профессиональное образование;
6) высшее образование – бакалавриат;
7) высшее образование – подготовка специалиста,
магистратура;
8) высшее образование – подготовка научно-педагогических
кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. |
2. Организации,
осуществляющие образовательную деятельность
Расширяется круг лиц, имеющих право
осуществлять образовательную деятельность:
Сейчас |
Предлагается |
Образовательную деятельность вправе вести:
• образовательные учреждения;
• научные организации – образовательные
программы послевузовского профессионального
образования, дополнительные профессиональные
образовательные программы;
• иные организации любой организационно-правовой
формы – программы профессиональной подготовки;
• индивидуальные предприниматели. |
Образовательную деятельность вправе вести:
• образовательные организации;
• научные организации (программы подготовки
научно-педагогических кадров, программы
ординатуры, дополнительные профессиональные
программы, программы профессионального
обучения);
• организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, организации,
осуществляющие лечение и (или) оздоровление
детей (основные и дополнительные общеобразовательные
программы, программы профессионального
обучения);
• загранучреждения МИД России (основные
и дополнительные общеобразовательные
программы);
• иные юридические лица любой организационно-правовой
формы (программы профессионального обучения,
дополнительные профессиональные программы);
• индивидуальные предприниматели (основные
и дополнительные общеобразовательные
программы, программы профессионального
обучения). |
3. Статус
обучающихся
Сохраняются все права и меры
социальной поддержки обучающихся
Сейчас |
Предлагается |
Отсутствует |
Вводится понятие «обучающийся».
Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном
порядке в организацию, осуществляющую
образовательную деятельность, и (или)
заключившее в установленном порядке
договор об образовании (обучении) и осваивающее
образовательную программу. |
Законодательно не урегулировано. |
Обучающиеся, осваивающие основные образовательные
программы за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в пределах федеральных
государственных образовательных
стандартов, образовательных стандартов,
устанавливаемых университетами, обеспечиваются на время получения
образования учебниками и учебными пособиями,
техническими средствами обучения, иными
необходимыми для учебного процесса учебно-методическими
материалами и средствами обучения образовательными
организациями бесплатно. |
Законодательно не урегулировано. |
Транспортное обеспечение обучающихся включает
организацию ихбесплатного подвоза к образовательным организациям,
а также предоставление в соответствии
с законодательством Российской Федерации льгот при проезде на транспорте общего
пользования.
Организация бесплатного подвоза обучающихся
государственных и муниципальных образовательных
организаций, реализующих основные общеобразовательные
программы, осуществляется данными образовательными
организациями.
Финансовое обеспечение расходов на
организацию бесплатного подвоза обучающихся
к образовательным организациям осуществляется
учредителями. |
Отсутствуют. |
Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого-педагогической и
медико-социальной помощи:
- в образовательных организациях;
- в центрах психолого-педагогической
и медико-социальной помощи. |
|
|
4. Статус
педагогических работников
Сохраняются
все права (академические и трудовые)
и меры социальной поддержки педагогических
работников.Сохраняются все права (академические
и трудовые) и меры социальной поддержки
педагогических работников
Сейчас |
Предлагается |
• Сокращенная продолжительность
рабочего времени;
• Ежемесячная денежная компенсация
в целях содействия обеспечению книгоиздательской
продукцией и периодическими изданиями;
• Ежегодный удлиненный основной оплачиваемый
отпуск;
• Компенсация расходов на оплату жилых
помещений, отопления и освещения (для
сельской местности);
• Длительный отпуск сроком до одного
года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной
педагогической работы;
• Право на повышение квалификации не
реже одного раза в пять лет;
• Пенсия за выслугу лет до достижения
пенсионного возраста. |
• Сокращенная продолжительность
рабочего времени не более 36 часов в неделю;
• Ежемесячная денежная компенсация
в целях содействия обеспечению книгоиздательской
продукцией и периодическими изданиями;
• Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый
отпуск;
• Компенсация расходов на оплату жилых
помещений, отопления и освещения (для
сельской местности);
• Длительный отпуск сроком до одного
года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной
педагогической работы;
• Повышение квалификации за счет средств
работодателя не реже одного раза в пять
лет;
• Досрочное назначение трудовой пенсии
по старости. |
Отсутствуют. |
Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников:
1. Государство признает особый статус
педагогических работников в обществе
и создает условия для осуществления профессиональной
деятельности.
2. Размер заработной платы каждого педагогического
работника зависит от его квалификации,
сложности выполняемой работы, количества
(интенсивности), а также качества и результативности
его труда, наличия почетных званий, государственных
и ведомственных наград.
3. Органы государственной власти Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
при определении нормативов финансового
обеспечения образовательной деятельности
рассчитывают уровень заработной платы
педагогических работников образовательных
организаций не ниже средней заработной
платы работников, занятых в сфере экономики
субъекта Российской Федерации, на территории
которого расположена соответствующая
образовательная организация. |
Отсутствуют |
Закрепляются полномочия субъектов
Российской Федерации по установлению
дополнительных мер государственной
поддержки для лиц, отнесенных к
молодым специалистам. |
Отсутствуют |
Устанавливается запрет на платную индивидуальную
педагогическую деятельность педагогического
работника организации, осуществляющей
образовательную деятельность, с лицами,
обучающимися в данной организации, если
это приводит к конфликту интересов педагогического
работника. |
6. Общие
правила организации образовательного
процесса и реализации образовательных
программ.
Совершенствуется
регулирование дистанционных образовательных
технологий. Вводится электронное обучение.
Сейчас |
Предлагается |
К компетенции образовательного
учреждения относится использование и
совершенствование методик образовательного
процесса и образовательных технологий,
в том числе дистанционных образовательных
технологий. Под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные
технологии, реализуемые в основном с
применением информационных и телекоммуникационных
технологий при опосредованном (на расстоянии)
или не полностью опосредованном взаимодействии
обучающегося и педагогического работника.
Образовательное учреждение вправе использовать
дистанционные образовательные технологии
при всех формах получения образования
в порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования |
Под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные
технологии, реализуемые, в основном, с
применением информационных и телекоммуникационных
технологий при опосредованном (на расстоянии),
в том числе через сеть Интернет, или не
полностью опосредованном взаимодействии
обучающегося и педагогического работника.
Под электронным обучением понимается
реализация образовательных программ
с использованием информационно-телекоммуникационных
сетей, в том числе сети Интернет.
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность вправе использовать дистанционные образовательные
технологии и (или) электронное обучение
при реализации образовательных программ
различных уровня и направленности во
всех предусмотренных законодательством
об образовании формах обучения или их
сочетании.
Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием дистанционных
образовательных технологий и (или) электронного
обучения частично или в полном объеме.
Соотношение объема занятий с использованием
дистанционных образовательных технологий
(электронного обучения) и путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника
с обучающимся при реализации основной
образовательной программы определяется
соответствующей образовательной программой.
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность полностью или частично
посредством дистанционных образовательных
технологий и (или) электронного обучения, должны сформировать информационную
образовательную среду, обеспечивающую реализацию
образовательных программ, обеспечить
обучающимся вне зависимости от их места
нахождения доступ к необходимым для освоения
соответствующей образовательной программы
образовательным ресурсам. |
7. Экономическая
деятельность в сфере образования
Закрепляются
права граждан на получение образования
за счет бюджетных средств в образовательных
организациях различных форм собственности
и организационно-правовых форм
Сейчас |
Предлагается |
Не предусмотрено. |
Предусматривается возможность финансового
обеспечения за счет бюджетных средств образовательной
деятельности негосударственных (частных)
организаций, реализующих основные общеобразовательные
программы (образовательные программы дошкольного
образования, начального общего образования,
основного общего образования, среднего
общего образования) в пределах соответствующих
ФГОС.
Предусматривается возможность финансового
обеспечения на конкурсной основе за счет
бюджетных средств образовательной деятельности
негосударственных организаций, реализующих
основные профессиональные образовательные
программы, в пределах соответствующих
ФГОС.
Образовательное кредитование.
Введение единого государственного
реестра объектов образовательной деятельности, который представляет собой
государственную информационную систему,
включающую в себя федеральный и региональные
банки данных, единство и сопоставимость
которых обеспечиваются за счет общих
принципов формирования, методов и формы
ведения реестра.
Государственное и муниципальное имущество,
включенное в единый государственный
реестр объектов образовательной деятельности,должно использоваться для
целей образования.
Изменение целевого назначения имущества,
включенного в единый государственный
реестр объектов образовательной деятельности,
возможно только после исключения соответствующего
имущества из данного реестра.
Физические или юридические лица вправе
получать информацию, содержащуюся в едином
государственном реестре объектов образовательной
деятельности. |
8.Общее
образование
Сейчас |
Предлагается |
Отсутствует. |
Предусматривается возможность реализации
основных образовательных программ
общего образования, интегрированных
с дополнительными предпрофессиональными
программами в целях получения обучающимися
начальных знаний и навыков о профессии
и подготовки обучающихся к продолжению
образования по соответствующему направлению
подготовки.
Допускается интеграция основных образовательных
программ общего образования с дополнительными
предпрофессиональными программами в
области физической культуры и спорта,
а также с дополнительными предпрофессиональными
программами, имеющими целью подготовку
несовершеннолетних граждан в области
обороны и безопасности государства, обеспечения
законности и правопорядка. |