Реформа Российского образования на примере средней школы, как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ реформ в области среднего образования и изучение мнений по поводу реформ преподавателей и учеников средней школы.
Задачей настоящей работы является:
описание общей концепции проекта федерального закона “Об образовании”.
анализ новелл проекта федерального закона <Об образовании>, изучить опыт становления и развития реформ образования в России.
описание проблем в сфере образования, требующих законодательного урегулирования, определить существующие социальные проблемы образования.
описание критики проекта федерального закона. анализ общественного резонанса при обсуждении проекта федерального закона “Об образовании”.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..........2

Глава 1. Федеральный закон об образовании…………………………...9

Глава 2. Новеллы проекта об образовании……………………………..11
Глава 3. Описание проблем в области образования…………………...16
Глава 4. Критика проекта федерального закона об образовании……..20

Глава 5 Отношение населения к реформе образования……………….29


Заключение……………………………………………………………..…27

Список литературы и других источников……………………………....34

Приложение……………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Отчет!.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с реализацией права на образование и обеспечением государственных гарантий прав граждан Российской Федерации в сфере образования, в том числе возникающие в процессе реализации прав и обязанностей лиц при получении образования различного уровня как за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в связи с деятельностью образовательных организаций, основанных на различных формах собственности, а также в процессе государственного регулирования и контроля исполнения законодательства в области образования.

Законопроектом должны быть установлены новые права и обязанности субъектов системы образования, вытекающие из необходимости:

  1. отражения современных требований к образованию, направленных на удовлетворение объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития страны;
  2. создания условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование;
  3. повышения доступности образования и его качества;
  4. устранения пробелов и снятия противоречий, содержащихся в действующем законодательстве.

Образовательная политика – одна из важнейших составляющих социальной политики государства,  инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод человека,  социально-экономического и культурного развития,  гуманизации общественных отношений.  Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства4 

Новеллы проекта об образовании.

  1. Система образования.

Изменяется система уровней  образования (образовательных цензов):

 

Сейчас

Предлагается

1) основное общее образование; 
2) среднее (полное) общее образование; 
3) начальное профессиональное образование; 
4) среднее профессиональное образование; 
5) высшее профессиональное образование - бакалавриат; 
6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; 
7) послевузовское профессиональное образование.

1) дошкольное образование; 
2) начальное общее образование; 
3) основное общее образование; 
4) среднее общее образование; 
5) среднее профессиональное образование; 
6) высшее образование – бакалавриат; 
7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура; 
8) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка.


 

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Расширяется круг лиц, имеющих право  осуществлять образовательную деятельность:

Сейчас

Предлагается

Образовательную деятельность вправе вести: 
• образовательные учреждения; 
• научные организации – образовательные программы послевузовского профессионального образования, дополнительные профессиональные образовательные программы; 
• иные организации любой организационно-правовой формы – программы профессиональной подготовки; 
• индивидуальные предприниматели.

Образовательную деятельность вправе вести: 
• образовательные организации; 
• научные организации (программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения); 
• организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей (основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения); 
• загранучреждения МИД России (основные и дополнительные общеобразовательные программы); 
• иные юридические лица любой организационно-правовой формы (программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы); 
• индивидуальные предприниматели (основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения).


 

3. Статус обучающихся

Сохраняются все права и меры социальной поддержки обучающихся

Сейчас

Предлагается

Отсутствует

Вводится понятие «обучающийся»
Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (обучении) и осваивающее образовательную программу.

Законодательно не урегулировано.

Обучающиеся, осваивающие основные образовательные  программы за счет средств соответствующих  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах федеральных  государственных образовательных  стандартов, образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, обеспечиваются на время получения образования учебниками и учебными пособиями, техническими средствами обучения, иными необходимыми для учебного процесса учебно-методическими материалами и средствами обучения образовательными организациями бесплатно.

Законодательно не урегулировано.

Транспортное обеспечение обучающихся включает организацию ихбесплатного подвоза к образовательным организациям, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот при проезде на транспорте общего пользования. 
Организация бесплатного подвоза обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется данными образовательными организациями. 
Финансовое обеспечение расходов на организацию бесплатного подвоза обучающихся к образовательным организациям осуществляется учредителями.

Отсутствуют.

Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого-педагогической и медико-социальной помощи: 
- в образовательных организациях; 
- в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

   

 

4. Статус педагогических работников

Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников.Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников

Сейчас

Предлагается

• Сокращенная продолжительность  рабочего времени; 
• Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; 
• Ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск; 
• Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности); 
• Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы; 
• Право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет; 
• Пенсия за выслугу лет до достижения пенсионного возраста.

• Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю; 
• Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; 
• Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; 
• Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности); 
• Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы; 
• Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет; 
• Досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Отсутствуют.

Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников: 
1. Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности. 
2. Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград. 
3. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.

Отсутствуют

Закрепляются полномочия субъектов  Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной  поддержки для лиц, отнесенных к  молодым специалистам.

Отсутствуют

Устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.


 

6. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ.

Совершенствуется  регулирование дистанционных образовательных  технологий. Вводится электронное обучение.

Сейчас

Предлагается

К компетенции образовательного учреждения относится использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. 
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии), в том числе через сеть Интернет, или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. 
Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. 
Организации, осуществляющие образовательную деятельность вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации образовательных программ различных уровня и направленности во всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании. 
Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения частично или в полном объеме. Соотношение объема занятий с использованием дистанционных образовательных технологий (электронного обучения) и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующей образовательной программой. 
Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично посредством дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения, должны сформировать информационную образовательную среду, обеспечивающую реализацию образовательных программ, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам.


 

7. Экономическая деятельность в сфере образования

Закрепляются  права граждан на получение образования  за счет бюджетных средств в образовательных  организациях различных форм собственности  и организационно-правовых форм

Сейчас

Предлагается

Не предусмотрено.

Предусматривается возможность финансового  обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных (частных) организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) в пределах соответствующих ФГОС. 
Предусматривается возможность финансового обеспечения на конкурсной основе за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС. 
Образовательное кредитование. 
Введение единого государственного реестра объектов образовательной деятельности, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя федеральный и региональные банки данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. 
Государственное и муниципальное имущество, включенное в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности,должно использоваться для целей образования. 
Изменение целевого назначения имущества, включенного в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности, возможно только после исключения соответствующего имущества из данного реестра. 
Физические или юридические лица вправе получать информацию, содержащуюся в едином государственном реестре объектов образовательной деятельности.


 

8.Общее образование

Сейчас

Предлагается

Отсутствует.

Предусматривается возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных  с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки. 
Допускается интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта, а также с дополнительными предпрофессиональными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Информация о работе Реформа Российского образования на примере средней школы, как социальная проблема