Реформа Российского образования на примере средней школы, как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ реформ в области среднего образования и изучение мнений по поводу реформ преподавателей и учеников средней школы.
Задачей настоящей работы является:
описание общей концепции проекта федерального закона “Об образовании”.
анализ новелл проекта федерального закона <Об образовании>, изучить опыт становления и развития реформ образования в России.
описание проблем в сфере образования, требующих законодательного урегулирования, определить существующие социальные проблемы образования.
описание критики проекта федерального закона. анализ общественного резонанса при обсуждении проекта федерального закона “Об образовании”.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..........2

Глава 1. Федеральный закон об образовании…………………………...9

Глава 2. Новеллы проекта об образовании……………………………..11
Глава 3. Описание проблем в области образования…………………...16
Глава 4. Критика проекта федерального закона об образовании……..20

Глава 5 Отношение населения к реформе образования……………….29


Заключение……………………………………………………………..…27

Список литературы и других источников……………………………....34

Приложение……………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Отчет!.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

Таким образом, среди учеников выделяются две примерно одинаковые группы: сторонников и противников преобразований, что во многом сходится с тем, что мы видели в позиции преподавателей.

Общий итог исследования – подтверждение  гипотезы о том, что поддержка, либо отрицание реформы носит системный  характер, а не является случайным набором отдельных позиций. Следовательно, преподаватели и ученики, выступающие против преобразований, не изменят своей позиции и своего противодействия до тех пор, пока в реформу не будут внесены коррективы по целому ряду направлений. В то же время возможен вариант продолжения преобразований без учета мнения данной группы, что, впрочем, вполне вероятно грозит либо еще большим замедлением темпов преобразований и их частичной реализацией, либо даже «провалом» реформы. 

 

 

Обсужение реформы образования в государственной думе.

 

Разработанный КПРФ проект устанавливал не обязательный, а добровольный принцип сдачи ЕГЭ, предлагалось установить стандарт в 16 предметов (все основные дисциплины, которые изучают школьники в настоящее время). Документ также запрещал конкурсный отбор и какие-либо испытания (тестирования) при приеме в детсады и школы. Проект устанавливал общедоступность и бесплатность в государственных и муниципальных профессиональных учебных заведениях начального и среднего профобразования, повышал число бюджетных мест в вузах, вводил доступные образовательные кредиты.

Коммунисты предлагали увеличить  расходы консолидированного бюджета  России на образование с 3,5% ВВП до как минимум 7%. Отдельный блок законопроекта был посвящен социальному положению педагогов. В каждом классе, по мнению разработчиков, должно быть не более 20 учащихся, что позволит улучшить условия труда и одновременно повысить качество школьного образования.

Думское большинство уже высказалось  в поддержку проекта правительства, пообещав ко второму чтению учесть интересные предложения коммунистов.

“Единороссы” поддержали правительственный законопроект. По словам главы комитета по образованию Александра Дегтярева, государство давно нуждается в базовом законе, чтобы можно было целенаправленно вести политику в сфере образования, встраивая ее в концепцию инновационного развития экономики. Он считает, что подготовленный КПРФ документ "консервирует ту систему образования, которая существует сегодня". Это очевидно из текста законопроекта, он во многом повторяет закон от 1992 года, добавил Дегтярев.

В то же время законопроект Минобрнауки явно ориентирован в завтрашний день, считает он. "Я убежден в том, что никакой инновационной экономики нам не построить, если мы не построим инновационную систему образования", - сказал депутат. Единоросс признал, что сама система образования - очень инерционный механизм, "но если не сделать сегодня тот задел, ориентированный на завтра, который заложен в этом законопроекте, то мы никогда не сделаем этот шаг вперед".

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил об опасности всеобщего образования. Он заранее предупреждал, что либерал-демократы  проголосуют за оба законопроекта. При этом Жириновский оговаривался, что если все поколение будет  образованным, люди будут свергать власть каждые десять лет. "Каждому  поколению не нравится действующая  власть", - сказал Жириновский. Даже если эта власть не совершает ошибки, даже если честные выборы и все  идет хорошо и открыто, новое поколение  отвергает старшее, и это правильно, пояснил он. По мнению Жириновского, "надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности".

Первый зампред комитета по образованию, коммунист Олег Смолин считает, что  правительственный законопроект ликвидирует  льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения для детей-сирот  и военнослужащих. Он также обратил  внимание на то, что "целиком отойдет  на усмотрение регионов вопрос о коммунальных льготах для сельского учителя". Кроме того, продолжил парламентарий, ликвидируются надбавки за ученые степени  и звания и отменяются компенсации за научно-методическую литературу. "Ничего не говорится о выплатах за классное руководство", - добавил депутат. Говоря о платности образования, Смолин рассказал о госпрограмме развития образования на 2013-2020 годы. "Если в 2013 году ожидается, что примерно каждый четвертый рубль должен прийти извне бюджета, то на 2020 год - порядка 30%, то есть более чем каждый третий рубль должен прийти от граждан. Является ли это расширением платности образования, судите сами", - подчеркнул он.

 Лидер партии и фракции  эсэров Сергей Миронов заявлял заранее, что справороссы не будут поддерживать внесенный правительством документ, так как он закрепляет негативные тенденции последних лет и ставит крест на будущем российской школы. "Система образования, безусловно, нуждается в совершенствовании. Но старый метод "разрушим до основания, а затем" приводит нас к печальным результатам. Ведь чем всегда славилось российское (в том числе советское) образование? Прежде всего, упором на воспитательный компонент, а также стремлением дать как можно более широкие знания в разных областях", - сказал парламентарий. По его словам, сегодняшняя ставка на утилитаризм разрушает всякие идеалы и главной целью школы не может быть подготовка учеников к сдаче ЕГЭ. "Не может задачей педагога или администратора быть зарабатывание средств для учебного заведения. Не может молодой человек, если он хочет быть успешным в современном мире, обойтись без знаний основ физики, химии, биологии, то есть наук, которые новыми образовательными стандартами признаны "необязательными"", - сказал Миронов.9

 

 

 

Заключение.

 

В условиях глобализации, информационного  и технологического бума образование  во многом определяет личное благополучие граждан и общества в целом, возможность  инновационного развития страны, становления "экономики знаний", повышения  конкурентоспособности государства  в мире. При этом наличие стабильного  законодательства, обеспечивающего  полноценное правовое регулирование  общественных отношений в области  образования, является необходимым  условием эффективного функционирования и развития отечественной системы  образования.   

Принятие законопроекта должно обеспечить комплексную реализацию норм Конституции Российской Федерации, провозглашающих Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Будущий федеральный закон должен позволить сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования. Приведение в соответствие с новым законодательным актом об образовании норм законов об образовании субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов различного уровня, а также локальных правовых актов образовательных учреждений будет способствовать упорядочиванию системы законодательства об образовании, совершенствованию ее структурно-функциональных связей и оформлению ее как единой, внутренне согласованной системы. 

Однако законопроект постоянно должен находиться на рассмотрении общественности и претерпевать изменения. Необходимо, чтобы адекватные замечания были учтены, а общественное рассмотрение не стало фикцией. Лишь в этом случае законопроект позволит:

1. Обеспечить  государственные гарантии доступности качественного образования.

 

2. Созданть условия для повышения качества общего среднего образования.

 

4. Расширить формирование эффективных экономических отношений в образовании.

 

5. Обеспечить систему образования высококвалифицированными кадрами, их поддержкой государством и обществом.

 

 

 

Отношение населения к реформе образования.

 

Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое  общество всегда находится в состоянии  инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного  образования: создаваемые в нём  интеллектуальные и духовные ресурсы  обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного  производства, технического прогресса, возрождение нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому реформы, происходящие в  обществе, всегда связаны с реформами  и инновациями в образовании.

Роль  образования на современном этапе  развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и  правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления  опасности отставания страны от мировых  тенденций экономического и общественного  развития. Основные принципы образовательной  политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном  законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали  существенное влияние на российское образование, позволив реализовать  академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности  образовательных программ, развитие многонациональной российской школы  и негосударственного сектора образования. Однако произошедший в 90-х годах  общесистемный социально-экономический  кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено  было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны.

В 2010 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан новый законопроект об реформировании системы образования, который превратился в закон № 83-ФЗ. Основными положениями проекта стали:

Введение  единого государственного экзамена;

Частичная коммерциализация среднего образования;

Сокращение  числа учителей и преподавателей.

Большинство направлений данного законопроекта  вызвало множество противоречий как среди учителей, преподавателей (которые непосредственно являются участниками данного преобразования), так и среди учащихся, студентов  и т. д Соответственно, я считаю, что необходимо провести исследование, выявить основные направления, которые ставят под сомнения эффективность и необходимость данной реформы.

Проблема: Эффективность и необходимость реформирования в сфере образования . Негативное отношения учеников к реформам образования.

Объект - ученики г. Москва.

Предмет - отношение к реформе образования.

Цель - анализ проблемы реформирования в системе образования.

Задачи:

1. Изучить  степень осведомленности населения  о содержании образовательной  реформы в Российской Федерации.

. Изучить  мнение населения о едином  государственном экзамене.

. Охарактеризовать  отношение населения о частичной коммерционализации среднего образования.

. выявить  социальные последствия реформы  образования в России с точки  зрения жителей г.Москвы.

Гипотезы:

1. Население недостаточно осведомлено о реформах образования, проводимых в стране.

2. Несмотря на то, что единый государственный экзамен служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. Он не может реально оценивать уровень знаний выпускников школ, т. е. существует необходимость сдачи единого государственного экзамена.

3. Частичная коммерциализация среднего образования приведет к повышению уровня образования.

4. в обществе существует отрицание реформы.

Метод сбора информации: Для проверки гипотез будем использовать вид письменного опроса - анкетирование, так как оно позволяет сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени.

Определение выборочной совокупности: В исследовании сбор данных должен проводиться на основании неслучайной, целевой и репрезентативной выборки.  Тип выборки – квотно-гнездовой.

При анализе  изменений, осуществляемых в сфере  высшего образования, мы исходили из того, что его реформирование обусловлено  имеющимися в высшей школе проблемами, а мероприятия реформы направлены на их решение.

 

Исследование, проведенное методом  анкетного опроса, было направлено на выявление, во-первых, отношения  учеников к проблемам в системе  образования.

 

В первом блоке вопросов нами выявлялась осведомленность учеников происходящих в средней школе изменениях и  их взгляд на необходимость преобразований. Осведомленность учеников о происходящих изменениях в средней школе также  относительно невысока. На вопрос” В стране проводится множество реформ. Одной из них является реформа образования. Слышали ли вы что-нибудь о ней?” Ответ “да, слышал;” 61%, “слышал, но не помню что именно;” 21%

Данные  свидетельствуют о том, что ученики  мало интересуются реформой образования, а значит, не вполне представляют общую  картину - от причин до возможных итогов. В то же время, так или иначе, респондентов реформа непосредственно затронула  уже на этапе сдачи ЕГЭ в  школе и поступления в ВУЗ. Следовательно, осведомленность большого количества опрошенных связана, скорее всего, с наличием личного опыта, с тем, что определенные мероприятия респонденты испытали на себе.

Следующий блок предложенных нами вопросов касался отношения к наиболее известным спорным положениям реформы , которые существуют в системе среднего образования. Большое количество респондентов ответило (40%), что Отмена устной части экзамена (в ЕГЭ) ухудшает качество подготовки к экзаменам и качество знаний абитуриентов.Вопрос про платное образование так же не оставил равнодушных, половина респондентов(47%) считают что образование должно быть бесплатным. Следующими по значимости идут проблемы, связанные с качеством образования 82% опрошенных не ожидают повышения качества образования в резултате реформы. Следовательно, необходимо комплексное и системное решение, проведение мероприятий, которые будут направлены и на решение проблем финансирования, и на повышение качества, доступности.

Информация о работе Реформа Российского образования на примере средней школы, как социальная проблема