Реформа Российского образования на примере средней школы, как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ реформ в области среднего образования и изучение мнений по поводу реформ преподавателей и учеников средней школы.
Задачей настоящей работы является:
описание общей концепции проекта федерального закона “Об образовании”.
анализ новелл проекта федерального закона <Об образовании>, изучить опыт становления и развития реформ образования в России.
описание проблем в сфере образования, требующих законодательного урегулирования, определить существующие социальные проблемы образования.
описание критики проекта федерального закона. анализ общественного резонанса при обсуждении проекта федерального закона “Об образовании”.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..........2

Глава 1. Федеральный закон об образовании…………………………...9

Глава 2. Новеллы проекта об образовании……………………………..11
Глава 3. Описание проблем в области образования…………………...16
Глава 4. Критика проекта федерального закона об образовании……..20

Глава 5 Отношение населения к реформе образования……………….29


Заключение……………………………………………………………..…27

Список литературы и других источников……………………………....34

Приложение……………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Отчет!.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

 

 

  

 

Описание проблем в  области образования.

22 ноября на заседании  Ученого совета филологического  факультета Московского государственного  университета им. М. В, Ломоносова  было единогласно принято заявление  "О реформе образования, ее  итогах и перспективах".

1. Несколько лет подряд отдельные  представители гуманитарного сообщества предупреждали о возможности катастрофы как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте в частности. Ситуация изменилась качественно: катастрофа произошла, и русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса.

2. Это произошло не потому, что  власть обнаружила свою некомпетентность, а потому, что она сознательно и целенаправленно конструировала это «качественное обновление образовательной ситуации». Об адекватности данной оценки красноречиво свидетельствует, в частности, недавно утвержденная правительством РФ Программа развития образования до 2020 г., из текста которой следует, что правительство РФ полностью удовлетворено сделанным до сих пор в указанной области и не собирается корректировать образовательную политику. Единственный качественный показатель оценки уровня образования, фигурирующий в этой программе, базируется на результатах ЕГЭ и рассчитывается как «Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ»; по мнению авторов программы, данный показатель «характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам».

3. Политика российских властей  в области образования обусловлена  совокупностью причин; назовем некоторые,  наиболее очевидные.

А) Стремление власти окончательно уничтожить «советскую» составляющую «постсоветского» образования, в случае с русской классической литературой – резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части «среднего класса», которая ориентирована на обслуживание этой элиты.

Б) Понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования.

В) Стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе сделать его частично или полностью платным.

Г) Давление извне, сопровождавшееся, судя по ряду публикаций в СМИ, выделением значительных денежных средств.

4. Основные средства, которыми воспользовалась власть.

А) Создание подконтрольных и хорошо финансируемых вузов, которые должны были выдвинуть программу образовательных реформ; эту роль, в основном, сыграла ВШЭ.

Б) Информационная поддержка СМИ.

В) Конструирование подконтрольной группы «инновационно мыслящих» педагогов, представителей общественности, деятелей культуры, которой был предоставлен режим наибольшего благоприятствования как в СМИ, так и в структурах, подконтрольных Министерству образования.

Г) На этой основе – активная дискредитация сложившейся в СССР системы взаимоотношений по линии школа – университет как коррупционной и манипулирование реальными фактами коррупции по двум основным направлениям:

а) давление на «старый» ректорский корпус с целью нейтрализации его сопротивления «реформам» и

б) «форматирование» общественного мнения, сопровождавшееся рядом демагогических подтасовок (например: сочинение, как выпускное, так и вступительное, принадлежит к числу наиболее «коррупционноемких» видов экзаменов, следовательно должно быть отменено; при этом никто не объяснял [и почти никто не спрашивал], почему отменяют экзамен, а не создают новуюсистему контроля).

5. Основные результаты, достигнутые реформой.

А) В результате введения ЕГЭ, резкого сокращения часов на преподавание литературы в школе, а в последнее время и упразднения самого предмета «русская литература» (согласно стандарту второго поколения, сейчас в средней школе есть предмет «русский язык и литература»)

а) резко, на порядок упал уровень преподавания русской литературы, уровень знания, уровень ее эмоционального, ценностного, культурно-психологического воздействия на учащихся, фактически лишенных возможности осмыслить литературную культуру прошлого как духовную почву для саморазвития;

б) с отменой сочинения произошли  иные, качественные изменения в характере  преподавания: учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования — создание потребителя, «управляемой массы».

Б) созданы условия для деградации учительского корпуса, обреченного на «подготовку к ЕГЭ» и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками.

В) Резко вырос уровень коррупции.

Г) «Единое образовательное пространство»  РФ оказалось расколото в региональном и социальном отношениях.

6. Общественное противостояние разгрому образования в России незначительно, по крайней мере в том отношении, что власть может себе позволить его игнорировать. К числу симптомов нарастающего сопротивления относятся

а) единичные опыты создания частных  школ, работающих по советским учебникам  и учебным программам;

б) активное развитие интернет-проектов по «оцифровке» советских и дореволюционных учебников.

7. Ситуация  катастрофического обрушения уровня  гуманитарного школьного образования усугубляется массовым закрытием школ в российской провинции и резким сокращением числа бюджетных мест. Фактически это означает, что в самое ближайшее время будут аннулированы достижения советской образовательной системы, а вместе с тем будут окончательно преданы забвению традиции русской дореволюционной школы. Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции.5

 

Ученый Совет филологического факультета МГУ им. Ломоносова сделал Заявление, которое всколыхнуло весь российский Интернет. Такого точного и разящего диагноза «реформаторам» от образования еще не ставился мощной профессиональной корпорацией. Вот основные выводы:

  1. Управлять общественным сознанием тем легче, чем ниже уровень образования. Но ведь этот уровень легко довести и до деградационного.
  2. По всем направлениям шло активное наступление на гуманитарное образование России — на историческое и литературное, прежде всего.
  3. В стране будто сознательно создаются все условия для деградации учительского корпуса, обреченного на «подготовку к ЕГЭ» и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками, которыми Минобрнауки «накачивает» учебные заведения.

 

 

Критика проекта федерального закона об образовании.

 

Анализ отношения к инновациям в системе довузовского образования свидетельствует о нарастающих пессимистических настроениях всей административной системы.  В первую очередь это проявляется в негативной оценке состояния школьного образования.  Исследование,  проведенное Т.Денисовой и С.Сергейчиком,  показало,  что студенты педагогического вуза оценивают положение этой системы как кризисное6 более четверти респондентов обеспокоены сложившимся положением в российской школе. Мнения, относительно необходимости реформирования и обновления образования разделились: 33% отметили необходимость коренных реформ в российской системе образования, 74%  респондентов вместо реформирования предпочли бы ее обновление. Другие исследования показывают, что нововведения в школе дают невысокие результаты и не позволяют в полной мере осуществлять самореализацию и собственное развитие7. Причиной таких результатов, по мнению опрошенных педагогов, в большинстве случаев является отношение учеников и администрации. Мы полагаем, что лишь многообразие форм довузового образование позволит им свободно конкурировать за более полное и комплексное удовлетворение образовательных потребностей,  более эффективное осуществление педагогических инноваций. В то же время со всей определенность проявляет себя стремление управление образованием на федеральном и региональном

уровнях унифицировать педагогические и институциальные модели,  а также усилить государственный контроль в этой сфере. Однобокость подобного подхода ощущают на себе практически все инновационные образовательные структуры России.  На наш взгляд,  концепция «образовательного выбора»  в российском довузовом образовании должна исходить из того, что если у родителей будет возможность выбора школ для своего ребенка,  это предопределит конкуренцию между школами за привлечение учащихся и в результате – к улучшению всего довузовского образования.

Реформирование обусловлено имеющимися в школе проблемами, а мероприятия реформы направлены на их решение.

Для подтверждения (либо опровержения) данных предположений обратимся  к результатам эмпирического, проведенного в школах г. Екатеринбурга.8 Одна из гипотез исследования: противодействие преподавателей и учеников проводимой реформе имеет системный характер, а не является случайным совпадением отдельных позиций. Исследование, проведенное автором методом анкетного опроса, было направлено на выявление, во-первых, отношения к проблемам в системе образования; во-вторых оценки основных мероприятий и направлений преобразований.

 

Блок предложенных нами вопросов касался проблем, которые существуют в системе высшего образования. Анализ результатов исследования позволяет отметить, что наиболее острыми, по мнению преподавателей, являются проблемы низкой оплаты труда преподавателей (74%) и несоответствия школьных знаний вузовским требованиям (46,9%), что относится к блокам проблем финансирования и качества образования. Также достаточно значимой проблемой преподаватели назвали несоответствие квалификации выпускников требованиям работодателей (37,2%), что относится к блоку проблем, связанных с взаимодействием рынка труда и системы образования. Следующими по значимости идут проблемы, связанные с качеством образования - снижение роли теоретических дисциплин (фундаментальных знаний) и увеличение роли прикладных (31,8%), недостаточное количество квалифицированных преподавателей (31%). Таким образом, мы видим, что весь спектр основных проблем, характерных для российской школы, отмечается преподавателями как значимый. Следовательно, необходимо комплексное и системное решение, проведение мероприятий, которые будут направлены и на решение проблем финансирования, и на повышение качества, доступности, и на выстраивание взаимовыгодных отношений между высшим образованием и рынком труда.

Анализ ответов на вопросы о  проблемах в системе высшего  образования показывает, что ученики в большей степени склонны выделять как наиболее значимые проблемы финансирования: низкую оплату труда педагогов (51,2%) и высокую плату за обучение (59,4%), а также коррупцию (53,9%). При этом все остальные проблемы в большей или меньшей степени получили средние оценки значимости. Это свидетельствует о том, что учеников, в первую очередь, интересуют финансовые проблемы, с клоторыми они сталкиваются при получении высшего образования, а проблемы качества, доступности и возможности трудоустройства отходят на второй план.

Итак позиции преподавателей и учеников отчетливо указывают на высокую значимость проблемы низкой оплаты труда преподавателей, в то время как по значимости других проблем у данных акторов наблюдаются разные точки зрения. Данное расхождение, на наш взгляд, вполне может быть объяснено различным социальным статусом акторов и степенью участия в работе ВУЗа. Вполне логично, что преподаватели, которые заинтересованы в развитии качественного и доступного образования, выделяют проблемы, связанные с данными характеристиками обучения в раздел настолько же значимых, как и проблемы финансирования. ученики по информации СМИ и «по слухам» знают о низкой оплате труда преподавателей, а с проблемами оплаты за обучение и коррупции сталкивались, возможно, лично. В то же время проблемы качества и доступности данной группе респондентов сложно оценить в силу возраста и низкой осведомленности о реформе высшей школы.

Преподаватели в большинстве случаев  не ожидают повышения качества образования  в результате реформы (43,5%), либо затрудняются ответить на данный вопрос (35,9%), и лишь одна пятая часть считает, что  качество может быть повышено в рамках реформы (20,6%). Среди ответов учеников наблюдается отчасти схожая картина: 35,4% учеников считают, что качество не будет повышено, 50,5% – затруднились с ответом, и лишь 14,1% уверены, что качество в результате реформы повысится. Такие низкие оценки, данные преподавателями и учеников направлению «повышение качества образования», могут быть интерпретированы как несогласие с той политикой и определенным набором мероприятий, которые проводятся для повышения качества. Кроме того, причина негативного восприятия лежит, скорее всего, в плоскости интерпретации данной проблемы и возможностей (а главное – целей) по ее решению.

Наконец, мера, вызвавшая наибольший резонанс не только в образовательном  сообществе, но и в обществе в  целом, - введение ЕГЭ. Данные, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают негативные оценки этого направления  реформы образования. Так, 68,7% преподавателей не считают целесообразным введения ЕГЭ, а положительно высказываются лишь 15,3%. Аналогичная картина в ответах учеников - 65,6% негативно оценивают ЕГЭ, а положительно высказываются лишь 21%. Данные результаты связаны со многими факторами: несовершенством организационно-технических моментов - контрольно-измерительных материалов, процедуры экзамена, подачи апелляций и др.; неприятием нового подхода к преподаванию («дрессировка на тесты»), снижающему качество обучения, уменьшением возможностей для репетиторства, что было солидным доходом для многих преподавателей. Именно поэтому, на наш взгляд, и преподаватели, и ученики сходятся во мнении, что данная мера не нужна.

Информация о работе Реформа Российского образования на примере средней школы, как социальная проблема