Религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрыть проблему религиозной нравственности, конфликт добра и зла в современном обществе и провести социологическое исследование на тему «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»

Содержание работы

Введение
1. Христианство и нравственность
1.1 Особенности христианской морали
1.2 Нормы морали и христианские заповеди
2. Христианское добро в современном мире
3. Христианская активность в мире
4. Анализ результатов социологического анкетирования по проблеме «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая. Соц. религии.doc

— 770.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………..…...3

 

1. Христианство и нравственность……………………………………….…7

 

1.1 Особенности христианской морали……………………………..10

 

1.2 Нормы морали и христианские заповеди………………………..11

 

2. Христианское добро в современном мире………………………………14

 

3. Христианская активность в мире………………………………………...18

 

4. Анализ результатов социологического анкетирования по проблеме «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»…………...23

 

 

Заключение………………………………………………………………………….37

 

Литература…………………………………………………………………………..39

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Влияние религии на формирование нравственного сознания и нравственных отношений любого народа неоспоримо. Русский народ не стал, естественно, исключением из этого правила.

Отличительной чертой русской православной святости всегда была не полная отрешенность от мира, не голый аскетизм во имя получения самоблагодати, а духовно-нравственное служение людям, обществу, миру через беззаветное служение Богу. Эта традиция, заложенная Феодосием Печерским во второй половине XI в., была наиболее ярко и последовательно продолжена Сергием Радонежским (XIV в.) и его учениками, заволжскими старцами, дошла до Серафима Саровского и старцев Оптиной пустыни, т. е. до начала XXI столетия. Силу их духовно-нравственного влияния на все стороны жизни русского общества переоценить невозможно. Они смиряли гордыню князей, как Феодосии Печерский, при появлении которого на великокняжеском дворе замолкали все. Они освящали великие дела, как Сергий Радонежский, благословивший дружину Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле. Их нравственный авторитет был непререкаем, их влияние на нравственный строй жизни своих соотечественников -- огромно. Они были для народа истинными учителями нравственности, носителями его духа, воплощением его лучших нравственных качеств.

Очевидно, у нас сегодня есть настоятельная необходимость обратиться к этому нравственному источнику, который поможет очиститься от той постыдной безнравственности, которая захлестнула наше общество в начале XXI столетия, создавая реальную угрозу его полной моральной деградации и распада.

В далеком от нас XIV веке, когда Русь изнемогала под гнетом Золотой Орды и народ пребывал в состоянии безысходности, великий русский святой Сергий Радонежский «своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч». Очевидно, и нам, его потомкам, есть необходимость сегодня открыть глаза на самих себя и увидеть, разглядеть в себе отблески того священного духовно-нравственного огня, который горел в душах великих русских святых. Увидеть и встать на путь своего духовно-нравственного возрождения.

«Мир лежит во зле» -- сказано в Первом Послании Апостола Иоанна. И в самом деле, по крайней мере, то царство бытия, в котором живем мы, люди, пронизано всевозможными видами несовершенства. Вспомним только, как распространены среди людей высокомерная гордость, завистливое честолюбие, тщеславие, обидчивое самолюбие, чувственная похотливость, обжорство, пьянство, леность и т. п. пороки. Вспомним душевные и телесные недостатки, с которыми рождаются иногда люди,-- идиотизм, слабоумие, различные уродства. Всевозможные болезни подстерегают нас на каждом шагу, и в конце концов все мы без исключения обречены смерти; всякий большой госпиталь полон таких страданий, которые не уступают мучениям Дантова ада. Социальная жизнь человечества несет с собою другие не менее тяжелые бедствия: войны, революции, бунты, сословную или классовую вражду, эксплуатацию низших сословий или классов высшими. Царство животных и даже растений полно таких явлений, как пожирание одних существ другими и различные виды борьбы за существование. Мало того, природа в целом заключает в себе много проявлений дисгармонии, неустроенности, дикого хаоса: землетрясения, вулканические извержения, грозы и возникающие от них лесные или степные пожары, ураганы, наводнения, горные и снежные обвалы и т. п.

Многие люди, наблюдая перечисленные виды зла и несовершенства мира, приходят к убеждению, что мир не сотворен Богом, что Бога нет или что если Бог существует, то во всяком случае Он не Всемогущ, не Всеблаг, не Всеведущ.

Но истинный христианин, любящий Бога и потому обладающий религиозным опытом, твердо знает, что Бог существует, и в такой же мере не нуждается в сложных хитроумных доказательствах его бытия, никакой зрячий человек, любующийся пейзажем, озаренным светом солнца, не нуждается в умозаключениях, что видимый им свет существует. В живом молитвенном общении с Богом он знает, что Бог есть абсолютно совершенное существо, так что нельзя и помыслить, чтобы Он был лишен Всемогущества, Всеблагости и Всеведения.

Тема данной курсовой работы наиболее актуальна при современных условиях жизни общества: человечество изнемогает  от бессильного   стремления   одолеть   неправду   и   утвердить   разумную и   праведную   жизнь   мирскими   средствами,   забыв   о   единственной исцеляющей и спасающей силе - силе любви. Человечество   постепенно соскальзывало в бездну чистого  зла, в культ насилия и тем обрекло само себя на адские мучения. Подлинная «секуляризация», совершившаяся   в   эту   эпоху,   состоит   не   в   освобождении   человеческой   жизни, а   в   порабощении   ее  силам   «мира   сего» --   силам   злобы,   корысти, ненависти,   душевного   омертвения.   Духовно   ослепшее   человечество вверило свою судьбу слепым вождям. Из этого положения нет другого выхода, кроме нового пробуждения христианской веры. Пробуждение этой веры само собой открывает верные пути ее нравственного осуществления   и,  тем   самым,   путь   подлинного   нравственного   возрождения и исцеления жизни.

В данной работе объектом исследования является религиозная нравственность. Предметом  исследования  является особенности христианской нравственности и морали.

Таким образом, целью данной курсовой работы является  раскрыть проблему религиозной нравственности, конфликт добра и зла в современном обществе и провести социологическое исследование на тему «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи».  Для  этого нужно решить ряд задач:

  1. Раскрыть основы христианской нравственности.

1.1 Выявить особенности христианской морали.

1.2 Раскрыть нормы морали и христианские заповеди.

  1. Определить проблемы христианского добра в современном мире.
  2. Охарактеризовать особенность  христианской активности в мире.
  3. Проанализировать результаты социологического анкетирования по проблеме «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи».

При написании работы были использованы общетеоретические, общелогические и математические, статистические методы.

Эмпирическая база исследования: было проведено анкетирование в количестве 30 человек по проблеме «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи».

Проблема  религиозной нравственности отражена во многих журналах: «Наука и религия», «Знамя», «Дружба народов» и т.д. Исследовалась великими мыслителями: Лосский Н.о., Франк С.Л., Соловьев В.С., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н.  и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ХРИСТИАНСТВО И НРАВСТВЕННОСТЬ

Веками люди искали «естественной религии» -- религии, которая не опиралась бы на специальное «положительное» откровение, не требовала бы слепой веры в него, а вытекала бы сама собой из природы человека и потому была бы для него и необходима, и очевидна. Под «природой» человека разумелся при этом его разум или рационально осмысленное нравственное его начало. Люди искали призрак. Такая религия невозможна по самому существу того, что есть религия. Ибо религия есть видение некой сверхрациональной правды, удовлетворение нужды человеческого духа, выходящее за пределы разумного или рационально-морального его начала. Но если под «естественной религией» разуметь религию, соответствующую глубочайшему, подлинному существу человеческого сердца, сполна его удовлетворяющую и ему внутренне очевидную, то такая религия не только возможна, но ее и нет надобности особо искать: она просто совпадает с христианской религией, которая и есть не что иное, как религия, вытекающая из самого существа человеческого сердца. Тертуллиан выражает это соотношение в классической формуле: anima naturaliter christiana; душа человека по своей природе -- христианка.

Подлинный смысл христианской веры лежит в том, что идея Бога ставится в непосредственную связь с идеей реальности и абсолютной ценности человеческой личности.

Этот персоналистический характер христианской веры, в силу которого она есть именно естественная религия человека, отвечающая последним, самым глубоким и тайным запросам его духа, находит свое выражение в своеобразии христианской морали и христианского отношения к морали.

Мы должны прежде всего осознать своеобразие христианской морали. Обычное, как бы самоочевидное существо морали -- все равно, религиозно санкционированной или безрелигиозной -- состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении определенных действий или поступков. Именно поэтому мораль имеет свое выражение в моральном законе, в неких общих нормах. Классический образец есть здесь ветхозаветный закон, как он выражен, например, в десяти заповедях: «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не сотвори себе кумира», «соблюдай день субботний», «не произноси имя Бога всуе», даже там, где закон непосредственно направлен на побуждения или чувства -- «чти отца и матерь своих», «не имей иных богов», «не пожелай дома и жены твоего ближнего» -- эти побуждения и чувства мыслятся именно как мотивы поведения, и через них нормируется поведение. Известно также, что Ветхий завет рядом с заповедями морального характера и более или менее на одном уровне с ними дает предписания богослужебного, ритуального порядка, правила питания и т. п.

Истинный объект христианской морали есть не поведение, а внутренний строй человеческой души; ее цель есть чистота и совершенство самого существа человека, его сердце; она направлена не на действия, а на само бытие. Верховная заповедь христианства предписывает человеку «быть совершенным, как Отец небесный»; дело идет здесь о духовном состоянии, а не об образе действий. Поведение должно быть только естественным выражением и плодом внутреннего состояния; вне этого доброе поведение не имеет существенной цены, ибо не отличается от того, как поступают «язычники». Конечно, внутреннее состояние «узнается по его плодам»; доброе дерево не может приносить дурных плодов; но и обратно: добрые плоды может приносить только доброе дерево. Христианская мораль есть мораль совершенствования, мораль блюдения и развития добра святыни в составе человеческой личности: она есть как бы гигиена человеческого духа. Если ее содержание есть всеобъемлющая, захватывающая всю душу любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближнему, если она отвергает всякий эгоцентризм, всякую сосредоточенность человека на самом себе и своих личных интересах и учит, что сохранит свою душу только тот, кто ее потеряет - то этим только указываются правильные, соответствующие истинному существу человеческой личности условия ее совершенствования и охранения. Любовь к Богу и людям есть тот необходимый свежий воздух, которым одним только может дышать человеческая душа, та живая вода, без которой она засыхает и гибнет. Христианство учит, что любовь к Богу и к ближнему есть высшее и единственное подлинное блаженство человека, необходимое условие жизни его души. Это вытекает в конечном счете из онтологической взаимосвязанности человеческих душ;   человек,   будучи   ветвью   лозы,   может  жить  только   в  единстве с лозой  и,  будучи  членом  общего  тела,  не может быть  здоров  при болезни другого члена. Так как любовь есть сама стихия человеческой жизни,   то  завет  любви   есть   не   что   иное,   как  указание  здорового, прочного, совершенного строя внутреннего бытия личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Особенности христианской морали

Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т.д.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.). Все вместе  перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание. Главной особенность христианской (как и вообще всякой религиозной морали) является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные формы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали, которая и в изменившихся социально-исторических условиях несет груз нравственных предрассудков, унаследованных от прошедших времен.

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. Христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. Поскольку религия есть фантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, постольку и в христианском сознании отражаются реальные межчеловеческие отношения в измененном религиозной фантазией виде.

 

1.2  Нормы морали и христианские заповеди

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские "заповеди блаженства" и другие новозаветные нравственные наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.

Христианство - идеология, по-своему отражающая явления социальной жизни. Естественно, что, создавая свой моральный кодекс, христианство включило в себя и некоторые простые общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общие требования к поведению личности в коллективе, которые получили отражение в ветхозаветном десятисловии, были выработаны коллективным опытом задолго до внесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещение убийства сородича или соплеменника, запрещение браков внутри племени, возникли еще в недрах родоплеменного строя.

Информация о работе Религия