Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрыть проблему религиозной нравственности, конфликт добра и зла в современном обществе и провести социологическое исследование на тему «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»
Введение
1. Христианство и нравственность
1.1 Особенности христианской морали
1.2 Нормы морали и христианские заповеди
2. Христианское добро в современном мире
3. Христианская активность в мире
4. Анализ результатов социологического анкетирования по проблеме «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»
Заключение
Литература
Приложение
Секуляризация создает мнение, будто есть вещи поважнее, чем вера. Люди все меньше и меньше обращаются к религиозным нормам и обрядам в поисках источника этики и смысла. Религия стала рассматриваться как область интересов или занятие, которое привлекает ограниченные по составу группы, не играющие существенной роли в публичной жизни.
Происходящее вследствие секуляризации вытеснение из сознания людей религиозных мировоззренческих представлений порождает «религиозный вакуум», который заполняется возвратом к примитивным формам религиозности -- мифологии, магии, язычеству, суевериям и т. д. В этот спектр «заменителей религии» наряду с оживлением верований, уходящих корнями в далекое прошлое, включаются также и активно пропагандируемые в средствах массовой информации новые веяния: идеологические мифы, социальные утопии, легенды о «пришельцах» и т. д. -- вплоть до коммерческого культа секса.
Христианство в странах с далеко зашедшей секуляризацией более склонно к модернизации, чем религия в мусульманском мире. Так, христианская церковь ныне старается интерпретировать содержание Священного Писания в свете современной науки. Избегая утверждений о мире, могущих противоречить научным представлениям, она стремится концентрировать внимание верующих в первую очередь на нравственных, ценностных аспектах веры. Наряду с чисто религиозной деятельностью в христианской церкви на первый план выдвигаются проблемы благотворительности, организации досуга молодежи, патриотизма, воспитания детей, сохранения семей и т. п. (т. е. происходит «обмирщение» церкви). Участие в общественно-политической жизни общества она ограничивает главным образом утверждением идеалов миролюбия, гуманизма, равенства, справедливости.
Последствия секуляризации оцениваются по-разному. Одни авторы считают ее негативным явлением. Они утверждают, что секуляризация выдвигает взамен высших, вечных духовных ценностей чисто земные приоритеты: права и свободы человека, возможность его самореализации, комфорт, достаток и развлечения, что в результате нее обедняется духовный мир людей и катастрофически снижается уровень культуры, что она ставит под угрозу стабильность общества. Другие оценивают ее позитивно и указывают на такие ее конструктивные следствия, как развитие рациональности мышления, науки, техники, образования, толерантности и миролюбия в отношениях с лицами, группами, государствами, имеющими иные религиозные предпочтения (ибо если тает сила веры, то пропадает и охота воевать и умирать за нее). Но каковы бы ни были последствия секуляризации и мнения о них, несомненно одно: степень влияния религии на жизнь и культуру современного цивилизованного общества значительно ниже, чем в прошлом, и постоянно продолжает снижаться. Поэтому бессмысленно бороться против секуляризации, как это делают в нашей стране некоторые защитники православия, призывающие к «религиозному возрождению России». Можно дать новую жизнь каким-то православным традициям, включив их в светскую культуру подобно другим народным обычаям (например, празднование Рождества Христова, венчание и т. д.), но вернуться к былому могуществу церкви невозможно. Это понимают и многие видные деятели православия.
В современной религиозной литературе все чаще раздаются голоса, говорящие не о том, как сопротивляться секуляризации, а о том, как в ее условиях должна действовать Церковь и какова должна быть роль религии в секуляризованном обществе. Подчеркивается, что секуляризация дает церкви исторический шанс очиститься от всего наносного, изначально ей не присущего, что она способствует сосредоточению церкви на главной задаче религии -- спасений души, нравственном воспитаний, духовном совершенствований человека, что для личности, которая, освободившись благодаря секуляризации от давления со стороны церкви и общества, может решать вопрос веры по собственному усмотрению, религия становится более значимой.
Однако следует помнить, что религия
выполняет -- хорошо или плохо, но
выполняет -- важные социальные функции,
и пока не видно, что именно ее
может заменить в этом деле. А раз так,
то общество должно быть заинтересовано
в ее существовании.
«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», -- сказал как-то Вольтер. Люди так и сделали. И независимо от того, соответствует ли Их представление о Боге действительности, оно существует в культуре, и общество ни в прошлом, ни в настоящем, ни, видимо, в обозримом будущем все же не может вообще обойтись без него. Показательно, что после того, как Ницше шокировал добропорядочную европейскую публику, вбросив в Западную культуру сенсационную идею: «Бог умер!», две системы, основанные на идеологии «мертвого Бога» -- фашизм и коммунизм, -- занялись массовым умерщвлением и самого человека в специально созданных для этого лагерях.
Секуляризация, не уничтожая религию, предполагает рост атеизма в обществе. По сравнению с религией атеизм -- мировоззренческая позиция более трудная и более ответственная. Атеист не перекладывает на Бога решение проблем морали -- он сам берет на себя обязанность определять, что есть добро и зло. Однако для множества людей страх перед Богом и упование на его моральную поддержку оказывается необходимым.
В нашей стране за последние годы сделано немало для того, чтобы вывести религию из того положения, в котором она пребывала при социализме. Но нельзя перегибать палку в другую сторону. Если раньше, в советское время, власти заставили почти полностью умолкнуть голос церкви и нельзя было и слова молвить в защиту религии, то теперь становится едва слышным голос атеизма. Антирелигиозная пропаганда считается чуть ли не неприличной и редко получает доступ к средствам массовой информации, а иногда и подвергается уголовному преследованию.
Совершенно неоправданным является в наши дни как стремление «искоренить» религию, которое было присуще советской власти, так и желание возродить ее в качестве духовной основы культуры или, тем более, государственной идеологии. Современной цивилизации чужд дух обязательного официального единомыслия и нетерпимости к инакомыслию, она должна дать человеку полную свободу в выборе религии или атеизма, в научном анализе и критике их положений.
4. Анализ результатов социологического анкетирования по проблеме «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»
(на примере г. Шахты)
Происходящие в России социально-экономические, политические, правовые изменения явились причиной трансформации общественных и индивидуальных социальных ценностей и норм. Ведущую роль в процессе обновления ценностей в обществе стали играть возрождающиеся традиционные для России религии, среди которых наиболее распространенной является христианство. Об этом свидетельствует большое количество возникших за последнее десятилетие религиозных объединений и их миссионерская деятельность. Следовательно, на фоне существующих тенденций в общественной жизни России вполне допустим тот факт, что формирование системы общественных и индивидуальных ценностей может происходить на базе ценностей христианства.
Важность проблемы становления и функционирования в обществе социальных ценностей основывается на общепринятых положениях, согласно которым ценностные ориентации, с одной стороны, образуют стержень культуры и обеспечивают интеграцию общества, являются связующим звеном во взаимодействиях общества и личности, между личностями, с другой стороны, признаются центральным компонентом личности и высшим уровнем мотивации и регуляции ее.
Таким образом, в условиях новых общественных отношений важной, но недостаточно решенной (особенно на экспериментальном уровне), является проблема представленности христианских ценностей в сознании современной российской молодежи.
В качестве христианских ценностей рассматривались морально-нравственные заповеди, представленные в Новом Завете.
Обозначенная проблема определила постановку определенной цели исследования: определение степени религиозной нравственности современной молодежи.
Для этого нужно решить ряд задач:
1. Определить отношение к религиозной нравственности в сознании современной молодежи.
2. Проанализировать степень выраженности христианских ценностей в сознании молодежи.
В соответствии с целью исследования было выдвинута гипотеза, что если современная молодежь нерелигиозна, то она опирается на «законы» светской жизни, и религиозные моральные устои намного ниже, чем были ранее, когда люди были более набожны и религиозны.
В ходе исследования было опрошено 30 студентов: 12 мужского пола и 18 женского пола. Возраст респондентов до 21 года и от 22-30 лет.
Анкета включала половые и возрастные характеристики респондентов и 13 вопросов, из которых два были открытыми с целью получения более развернутой репрезентативной информации.
Результаты исследования
Интересными оказались результаты, полученные на вопрос: «Что такое лично для вас религия?». Большинство отождествляет религию с верой (56,7%). Для других она представляется неким набором моральных устоев (13,4%). Столько же ответили, что это предмет интереса. Для 3,4% это оказалась подмога в жизни. Столько же сказали, что религия для них ничто. И 10% просто затрудняются ответить.
Таблица №1
Что для Вас лично религия? ( в % ) | |
Вера |
56,7 |
Набор моральных устоев |
13,4 |
Предмет интереса |
13,4 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
Подмога в жизни |
3,4 |
Ничто |
3,4 |
Другое |
- |
В то же время религиозными людьми себя считают 36,7%. К нерелигиозным людям себя относят 16,7%. Достаточно велик процент (33,4%) находящихся между верой и неверием, что наглядно отражает духовное состояние значительной массы студентов. Вместе с затруднившимися дать ответ на данный вопрос (13,4%) они составляют 46,8%, что в принципе объясняется вполне объективными причинами: в этом возрасте еще не завершен процесс становления мировоззрения, взглядов, в том числе и религиозных, формирования жизненных ценностей.
Таблица №2
Считаете ли Вы себя религиозным человеком? (в%) | |
Считаю |
36,7 |
Колеблюсь между верой и неверием |
33,4 |
Не считаю |
16,7 |
Затрудняюсь ответить |
13,4 |
Считаю себя атеистом |
- |
На
вопрос что такое нравственность из всех
вариантов 70% ответили, что для них это
моральные устои. Далее 13,4% выбрали
милосердный поступок. 6,7% сказали,
что нравственность для них это 10 заповедей
Христа, а 3,4% выбрали отличную учебу, столько
же помощь родителям. И столько же олицетворяют
нравственность с отличительной чертой
интеллигентного человека. Можно констатировать
падение духовности общества, т.к. Божьи
заповеди далеко не первые в отождествлении
с нравственностью.
Что для Вас нравственность? ( в % ) | |
Моральные устои |
70 |
Милосердный поступок |
13,4 |
Десять заповедей Христа |
6,7 |
Отличная учеба |
3,4 |
Помощь родителям по дому |
3,4 |
Отличительная черта интеллигентного человека |
3,4 |
другое |
- |
Рис. 1. Результаты понимания понятия «нравственность» в сознании молодежи.
И что интересно у большинства понятие нравственность не связана с церковью(36,7%), 30% затрудняются ответить.26,7% сказали, что нравственность отождествляют с церковью. И 6,7% попросту не знают. Духовный кризис общества можно связать с падением авторитета церкви, как сокровищницы нравственности. Это возможно порождено особенностями современной эпохи, когда общество становится более светским, ориентированным на мирские проблемы и ценности. А возможно в этом виновата сама церковь.
«Людей, видящих в РПЦ здоровую силу общества, меньшинство не только в населении в целом, но и среди верующих» - показали опросы, проведенные в 1995 г.. Людей не устраивает отсутствие у РПЦ собственной социальной доктрины - в начале XX в. ее социальная доктрина была монархической, затем - просоветской, в конце века - демократической, т.е. она постоянно подстраивалась к социальной доктрине государства. Люди замечают не только противоречащее идеалам христианства сближение иерархов РПЦ с приватизировавшими народную собственность «новыми русскими», но подчас и с криминальными олигархами. «Раньше - констатирует И. Перлов, - церковь ходила под КГБ. Теперь рядом со святыми мощами за деньги хоронят бандитов, убитых в разборках. В Санкт-Петербурге в Псковско-Печерском монастыре, где лежит прах Кутузова, Мусоргского и предков Пушкина, похоронили убитого уголовного авторитета. Он заранее дал деньги на храм... О каких нравственных канонах церкви можно говорить после этого?».
Таблица №4
Связана для Вас нравственность с церковью? (в % ) | |
Нет |
36,7 |
Затрудняюсь ответить |
30 |
Да |
26,7 |
Не знаю |
6,7 |