Религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрыть проблему религиозной нравственности, конфликт добра и зла в современном обществе и провести социологическое исследование на тему «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»

Содержание работы

Введение
1. Христианство и нравственность
1.1 Особенности христианской морали
1.2 Нормы морали и христианские заповеди
2. Христианское добро в современном мире
3. Христианская активность в мире
4. Анализ результатов социологического анкетирования по проблеме «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая. Соц. религии.doc

— 770.38 Кб (Скачать файл)

Вопрос в том - на сколько сильно в мире преобладают те или иные ценности, то таким и будет современное общество и современная молодежь.

Хочется закончить данное исследование словами преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог выше изложенному можно сказать, что религия всегда была копилкой нравственности. Она не просто создала эталоны человечности, не просто «одурманивала» народные массы золотыми заповедями: «не убий, не лги, не делай другому зла, не бери чужого», -- но была тем единственным медлительным процессом этического совершенствования, против которого всегда ополчались нетерпеливые и вожделеющие. Да, в своем развитии религия не была лишена зла, но это зло отличалось от других человеческих институтов, таких, как государство или власть, тем, что, вопреки этому злу, приобщала народные массы к возвышенному и через возвышенное -- к нравственной красоте. А вот восставшие против «религиозного дурмана» тарантулы, разрушив «проклятый культ», не преминули в полной мере воспользоваться отрицательными сторонами церковности -- деспотией, лицемерием, иезуитством, напрочь отбросив ее высшую суть -- возвышенность и человечность. Разрушив то, что с такими усилиями культивировала церковь, они и получили то единственное, что могли получить, -- тотальное растление, бескультовый культ бескультурья, религию корыта, то бишь «удовлетворения непрерывно растущих потребностей».

Большинство людей, формально принадлежащих к христианской культуре, чрезвычайно далеки в своей практической жизни от принципов и заветов христианской морали. Главная проблема здесь состоит вовсе не в резком возрастании количества и усложнении "качества" злодеяний в XX и нынешнем XXI веке, а в смешении в сознании многих людей понятий добра и зла, утрате критериев их различения. Основная причина этого печального факта заключается как раз в том, что большинство людей игнорирует духовную глубину нравственной жизни, надеется спастись без Спасителя, утратив при этом способность к покаянному восприятию своих помыслов и поступков.

Большинству людей проблема добра и зла кажется банальной, примерно такова: «Добро -- это хорошее, зло -- это плохое. Следовательно, к хорошему следует стремиться, а с плохим -- бороться. Следует сразу сказать, что подобный взгляд не только поверхностен, но и весьма рискован и даже опасен.

Пока будет существовать  человек, он не перестанет мучительно размышлять над проблемой добра и зла.

Бог является абсолютным воплощением добра. И так как человек сотворен по образу Божию, то смысл его жизни (или, как говорят христиане, спасение) заключается в стремлении к этому Абсолютному Добру.

Взаимную борьбу добра и зла человек обычно характеризует упрощенно, представляя зло вне себя. И все-таки наиболее часто «линия фронта» добра и зла находится в самой личности, конфликтуют долг и влечения человека, разум и чувства, вечность и минутная выгода. Добро побуждает принимать во внимание интересы человечества, народа, семьи и людей; зло заставляет подобно эгоцентричному Нарциссу взирать только на собственное отражение и приспосабливать все человечество к своим потребностям и интересам, не останавливаясь ни перед какими препятствиями или отдаваясь жизненному самотеку, конформизму, власти инстинктов.

Степень влияния религии на жизнь и культуру современного цивилизованного общества значительно ниже, чем в прошлом.

В процессе секуляризации возрастает и получает права гражданства свободомыслие. Монополизм религиозных традиций рушится.

Секуляризация создает мнение, будто есть вещи поважнее, чем вера. Люди все меньше и меньше обращаются к религиозным нормам и обрядам в поисках источника этики и смысла. Религия стала рассматриваться как область интересов или занятие, которое привлекает ограниченные по составу группы, не играющие существенной роли в публичной жизни.

Христианизация нравственной жизни - не благое пожелание. Это вопрос жизни и смерти не только для России, но и для всей христианской цивилизации в целом. Об этом свидетельствуют многие реалии современного мира, измученного своим несовершенством и изнемогающего под бременем роковых ошибок.

 

 

Литература

 

    1. Архимандрит Рафаил. Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. - М., 1999.
    2. Гарин И. Что такое этика, культура, религия?  - М., 2002.

 

    1. Гусейнов А.А Великие моралисты. - М., - 1995.

 

4. Девятова С.В. Христианская теология и духовная культура 

   современного общества // Соц. - гуман. знания. - 2002. - № 4. - С. 60.    

 

5. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.: В 30 т. -

Л., 1970-1985. Т. 14. 1976.

 

6. Каутский К. Происхождение христианства. - М., 1990.

 

7. Красников Н.П. Православная этика. - М., 1981.

 

8. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.

 

9. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1991.

 

10. Перлов И. Люди с собачьими головами. - М., 1996. - С.63.

 

11. Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике // Человек.   

     №6. 2001.       

               

12. Семенова С. Христос и мы // Дружба народов. №1. 2000.

 

13. Раушенбах Б. Религия и нравственность // Знамя. Янв. 1991.

 

14. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

 

15. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. - М.,

       2000.

                                             Приложение

Социологическое исследование

«Религиозно-нравственная позиция современной молодежи».

Это исследование проводит кафедра «Социальные и гуманитарные науки» ШФ ЮРГТУ. Целью исследования является изучение религиозной нравственности. Ваше участие в данном исследовании очень важно. Просим Вас быть предельно откровенным в ответах на предложенные вопросы.

Правила заполнения анкеты:

Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Обведите кружком цифру того варианта ответа, который соответствует Вашему мнению. Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты ответов, напишите свои ответы на свободных строках. Убедительная просьба: не оставляйте пожалуйста ни одного вопроса без ответа. Указывать фамилию не нужно. Заранее благодарим за участие!

    1. Что для вас лично религия?

001 вера

002 набор моральных устоев

003 подмога в жизни

004 предмет интереса

005 ничто

006 затрудняюсь ответить

007 другое:__________________________________________________

   2. Считаете ли Вы себя религиозным человеком?

    008 считаю

    009 не считаю

    010 колеблюсь между верой и неверием

    011 считаю себя атеистом

    012 затрудняюсь ответить

 

 

   3. Что для вас нравственность?

   013 моральные устои

   014 десять заповедей Христа

   015 милосердный поступок

   016 отличная учеба

   017 помощь родителям по дому

   018 отличительная черта интеллигентного человека

   019 другое:___________________________________________________

4. Связана для Вас нравственность с церковью?

020 да

021 нет

022 затрудняюсь ответить

023 не знаю

5. Вы можете назвать современное общество нравственным?

024 да

025 скорее да, чем нет

026 скорее нет, чем да

027 нет

028 затрудняюсь ответить

6. С помощью чего, на Ваш взгляд,  можно воздействовать на моральный облик российского общества сегодня?

029 необходимо духовное воспитание молодежи в учебных заведениях

030 сделать религию главной идеологией государства

031 пропаганда в СМИ

032 улучшение уровня жизни населения

033 поднять ценность славянской культуры

034 семейное воспитание

035 все вышеперечисленное

036 другое:_________________________________________________

7. Считаете ли Вы себя нравственным человеком?

037 да

038 нет

039 затрудняюсь ответить

 

8. Совершали ли Вы какой-либо нравственный, на ваш взгляд, поступок? Если да, то напишите какой?

________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. А что Вы считаете безнравственным?

____________________________________________________________

 

10. Верите ли Вы в Бога?

040 да

041 нет

042 скорее да, чем нет

043 скорее нет, чем да

045 затрудняюсь ответить

 

11. Что для Вас Бог?

046 Бог есть любовь

047 опора и свет всем заблудшим

048 очиститель мира от нечистоты

049 моя личная вера

050 нечто сверхъестественное

051 миф древности

052 другое:______________________________________________________

____________________________________________________________

12. Как Вы считаете, если Бог Всемогущий, то почему он допускает зло и несправедливость?

053 человек расплачивается за грехи потомков

054 душа человека изначально греховна

055 он наказывает за безнравственность

056 очищает землю от «сорняков»

057 другое:______________________________________________________

 

13. Какова цена человеческой жизни на сегодняшний день?

058 сведена к нулю

059 является высшей ценностью от Бога

060 обычная данность

061 другое:_____________________________________________________

 

 

      14. Ваш пол?

      062 мужской

      063 женский

 

 

      15.  Возраст?

      064 до 21

      065 22-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Религия