Религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрыть проблему религиозной нравственности, конфликт добра и зла в современном обществе и провести социологическое исследование на тему «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»

Содержание работы

Введение
1. Христианство и нравственность
1.1 Особенности христианской морали
1.2 Нормы морали и христианские заповеди
2. Христианское добро в современном мире
3. Христианская активность в мире
4. Анализ результатов социологического анкетирования по проблеме «Религиозно-нравственная позиция современной молодежи»
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая. Соц. религии.doc

— 770.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Также общество, в котором они живут, 63,4% считают скорее безнравственным, чем нравственным, 13,4% полностью уверены в его безнравственности. 13,4% на этот же вопрос «Вы можете назвать современное общество нравственным?» ответили «Скорее да, чем нет» и 10% затрудняются в ответе. И никто не ответил утвердительно.

Таблица №5

Вы можете назвать современное общество                              нравственным?                                        ( в % )

Скорее нет, чем да

63,4

нет

13,4

Скорее да

13,4

Затрудняюсь ответить

10

Да

-


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Степень нравственного состояния современного общества в сознании молодежи.

 

 

С помощью чего предполагается исправить сложившуюся ситуацию? 43,4% указали все вышеперечисленные варианты ответов:  необходимо духовное воспитание молодежи в учебных заведениях, сделать религию главной идеологией государства, пропаганда в СМИ, улучшение уровня жизни населения, поднять ценность славянской культуры, семейное воспитание. 30% ответили, что все можно решить с помощью семейного воспитания. 10% предпочли улучшить уровень жизни населения и столько же считают необходимым ввести духовное воспитание молодежи в учебных заведениях. 6,7% отметили значение уровня  славянской культуры в нравственности общества.

Как полагают христианские богословы, обучение христианской этики следует начинать по крайней мере с начальной школы. "Конечно, никто не должен навязывать детям религиозный выбор. Но этическое воспитание школа обязана давать... На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего колоссального кризиса никто не заменит слова учителя -- слова настойчивого, убедительного, подкрепленного личным примером и  объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».

Таблица №6

С помощью чего, на Ваш взгляд, можно воздействовать на моральный облик российского общества?                (в%)                                        

Все перечисленное

43,4

Семейное воспитание

30

Духовное воспитание молодежи

10

Улучшение уровня жизни населения

10

Поднять ценность славянской культуры

6,7

Сделать религию главной идеологией государства

-

Пропаганда а СМИ

-

другое

-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На следующий вопрос «Считаете ли Вы себя нравственным человеком?»  63,4% ответили «Да»; 26,7% затрудняются в ответе, а 10% сказали «Нет».

 

Таблица №7

Считаете ли Вы себя нравственным человеком?                     (в%)

Да

63,4

Затрудняюсь ответить

26,7

Нет

10


 

 

 

 

 

 

 

 

Но на открытый вопрос «Совершали ли Вы какой-либо нравственный поступок?»  76,7% ничего не смогли вспомнить. Но при этом нужно вспомнить предыдущий вопрос, где 63,4% уверены в том, что они нравственные люди. Оставшиеся (23,4%) ответили помощь близким и друзьям; подаяние; помощь больным, инвалидам, детям сиротам и общение с детьми группы-риска; помощь бабушке перейти через дорогу.

Таблица №8

Совершали ли Вы какой-либо нравственный, на ваш взгляд, поступок? Если да, то напишите какой?:                                                       ( в % )

Затрудняюсь ответить

76,7

Свой вариант ответа

23,4


 

 

 

 

 

 

 

 

Далее на второй открытый вопрос «А что Вы считаете безнравственным?», 53,4% воздержались от ответа. 46,7% отметили хамство; жестокое поведение по отношению к другим; неуважение; аморальное поведение; насилие; предательство и вероломство; разврат и распутство; ложь и воровство; убийство. Таким образом, из них 12,8% осознанно или нет, назвали Божьи заповеди (Не убивай…; Не прелюбодействуй…; Не кради…; Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего…).

Таблица №9

А что Вы считаете безнравственным?  

( в % )

Затрудняюсь ответить

53,4

Свой вариант ответа

46,7


 

 

 

 

 

 

 

Из опрошенных утвердительно ответили, что верят в Бога 26,7%, а 60% склонились к ответу «Скорее да, чем нет». 6,7% сказали, что «Скорее нет, чем да».3,4% не верят в Бога и столько же затрудняются с ответом на данный вопрос.

 

 

Таблица 10

Верите ли Вы в Бога?                        ( в % )

Скорее да, чем нет

60

Да

26,7

Скорее нет, чем да

6,7

Нет

3,4

Затрудняюсь ответить

3,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

На вопрос «Что для Вас Бог?» 26,7% сказали, что это моя личная вера, 20 % , что это опора и свет всем заблудшим, для 40% Бог есть нечто сверхъестественное. А если вспомнить, что 56,7% сказали о том, что религия для них это вера, то во что  эти 40% верят? 3,4% сказали, что это миф древности, столько же, что любовь. В варианте ответа  «Другое…» 6,8% ответили, что 1)Бог - есть надежда, 2)Бог для них - ничто. И никто не ответил, что это очиститель мира от нечистоты.

Таблица №11

Что для Вас Бог?                            ( в % )

Нечто сверхъестественное

40

Моя личная вера

26,7

Опора и свет всем заблудшим

20

Другое

6,8

Бог есть любовь

3,4

Миф древности

3,4

Очиститель мира от нечистоты

-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И если бог допускает зло на земле, то это за безнравственное поведение(36,7%), за грехи потомком(6,7%), за то, что душа человека изначально греховна (20%). Затруднились с ответом 10%. Некоторые выразили свое мнение (23,3%) - человечество должно совершать ошибки, чтобы учиться на них; несправедливость - противовес добру (баланс); все в мире в равновесии; Бог ставит перед людьми задачи и проблемы, чтобы проверить. И только духовно и морально «чистые» люди попадут в лучший мир. 3,4% посчитали, что таким образом бог очищает землю от «сорняков».

Древняя формула «Если существует бог, почему в мире зло?» поднимает проблему теодицеи. И можно увидеть, что люди оправдывают Бога, считая, что человек сам виноват, и он расплачивается за свою безнравственность. Можно вспомнить, что большинство (63,4%) склоняются к тому, что они живут скорее в безнравственном обществе, а 13,4% полностью уверены в этом.

 

Таблица №12

Как Вы считаете, если Бог Всемогущий, то почему он допускает зло и несправедливость?           ( в % )

Наказывает за безнравственность

36,7

Другое

33,3

Душа человека изначально греховна

20

Человек расплачивается за грехи потомков

6,7

Очищает землю от «сорняков»

3,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На вопрос «Какова цена человеческой жизни на сегодняшний день?»  большинство (50%) сказали - обыкновенная данность, 26,7% считают, что цена человеческой жизни вообще сведена к нулю. 23,4% уважают свою жизнь и, я надеюсь, также относятся к жизням окружающих, считая ее высшей ценностью. Таким образом, на примере современной жизни  общества можно видеть, что общественные нравы разложены до такой степени, что жители не одного, не двух, и не нескольких городов в нашей стране оказываются буквально в осадном положении. За судьбу родных и близких приходится беспокоиться не только после наступления сумерек, но и весь день, когда они вне дома. Да и «дом», судя по скачкообразно нарастающей статистике грабежей, сопровождающихся и насилиями, и убийствами, совсем уже не «крепость». Мало кто на сегодняшний день считает жизнь - высшей ценностью от Бога, когда людей убивают из-за 10 рублей.

 

Таблица 13

Какова цена человеческой жизни на сегодняшний день?                                                           ( в % )

Обычная данность

50

Сведена к нулю

26,7

Является высшей ценностью от Бога

23,4

Другое

-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

В условиях быстро и радикально меняющегося современного мира остро стоит проблема формирования человека как личности, имеющей четкое мировоззрение, твердые нравственные убеждения, способной к рациональным действиям, ощущающей себя частью всего социального и природного мира, понимающей свою ответственность за него. Однако именно в решении данной проблемы людям никак не удается достигнуть желаемых результатов. Духовная культура современного общества переживает период глубокого кризиса.

Это обстоятельство осознается современными мыслителями самих различных направлений. Ему уделяют большое внимание и христианские теологи, взгляды которых на данную проблему представляют ценность не только для предстателей этой веры. В них отражаются и озабоченность людей состоянием мира, и особенно современного христианства, которое охватывает около трети всего населения нашей планеты.

Многие христианские богословы, констатируя кризисное состояние духовной культуры современного общества, связывают его с падением авторитета религии, которое, в свою очередь, порождено особенностями нашей эпохи. Общество становится все более светским, сосредоточенным на мирских проблемах и ориентированным на мирские ценности. Патриарх московский и всея Руси Алексий II так оценивает сложившуюся ситуацию: «Теперь мы живем в секуляризованном, плюралистическом обществе, которое включает верующих и неверующих, православных и последователей иных конфессий и религий. Мы должны всерьез принимать эту реальность….  Да, к голосу церкви многие сегодня прислушиваются. Однако надо сознавать, что людей по-настоящему воцерковленных, жизнь и поступки которых определяются их верой и принадлежностью к Православной Церкви, намного меньше…».

Проблема формирования мировоззрения человека включает в себя решение вопросов, связанных не только с развитием у него представлений о мире, но и с определением и пониманием его места в этом мире. И здесь особенно важное значение придается духовной компоненте человеческого бытия. Однако сегодня мы вынуждены констатировать, что в отношении нравственного совершенствования личности можно говорить скорее об упадке, чем о прогрессе. Одной из важнейших причин этого является, с одной стороны, секуляризация общества, а с другой -- специфика самой религии, проповедники которой оказались слишком далеки от этого общества. Поэтому, например, Патриах Московский и всея Руси Алексий II считает, что сегодня духовные пастыри "призваны к более активным усилиям по духовному просвещению народа". При этом, замечает он, нужно уметь связывать непреходящие истины слова Бож.ия с тем, что волнует людей именно сегодня, говорить о предметах, имеющих прямое отношение к жизни".

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что современная молодежь псевдорелигиозна, т.к. для большинства бог есть нечто сверхъестественное, и что моральные устои носят скорее светский,  нежели религиозный  характер.  Молодые люди живут по законам моды, пафоса, скептицизма, а проще говоря  - равнодушия. Равнодушия ко всему, кроме того, что приносит «популярность». И поднимать сегодня нравственную проблему во всей ее глубине - это значит идти против господствующего умонастроения, вызванного господством социального релятивизма в области этики.

Вместо традиционных христианских добродетелей (послушание, покорность, надежда на небесное воздаяние и др.) ныне превозносятся как собственно религиозные качества активность, социальная ответственность, протест против несправедливых общественных порядков и др.

Но нужно понимать, что жить в современном мире по нравственным заповедям Бога трудно. Христианские ценности предполагают установление бесконфликтных отношений с другими людьми, но также и уход от возникающих противоречий, отказ от активного разрешения жизненных трудностей. Такое отношение к себе, другим людям и ситуациям в одних случаях может иметь социально-адекватную, а в других -- социально-неадекватную форму поведения. Например, когда между людьми устанавливаются доверительные, открытые отношения (например, отношения супругов в семье), то более приемлемым является следование христианским ценностям. В противном случае может произойти  разрыв отношений между людьми (например, распад семьи). Однако абсолютная приверженность христианским ценностям ведет к дезадаптации человека, который перестает учитывать все требования жизни. Например, в случае агрессивного отношения со стороны другого человека или войны отказ от сопротивления может означать для человека физическую гибель. Поэтому в ряде жизненных ситуаций более приемлемым, с точки зрения самосохранения индивида, является следование ахристианским ценностям. Их содержание заключается в активном противодействии трудностям, что часто приводит к обострению противоречий, возникновению конфликтов. Следовательно, христианские ценности являются главным фактором устойчивости межличностных и общественных отношений. Ахристианские ценности обеспечивают прогресс (или регресс) личности, группы или общества, потому что порождаемые ими противоречия являются главным источником (с точки зрения диалектики) изменения любой системы.

Информация о работе Религия