Ритуал как элемент организационной культуры и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что данная тема не разработана ещё полностью, в ней есть существенные пробелы, разработкой которых и занимаются сейчас многие современные исследователи в области социологии организаций.
Любая организация стоит перед необходимостью формирования уникального и неповторимого облика. К нему относятся: определение своих целей и ценностей, поддержание высокой репутации фирмы в кругу конкурентов, разработка стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения, а так же нравственных установок работников.

Файлы: 1 файл

osnovnaya_chast_Kharchenko.docx

— 161.02 Кб (Скачать файл)

Что же касается элементов организационной культуры, то их тоже большое разнообразие. К примеру,…О.С. Виханский и А.И. Наумов утверждают, что организационная…культура включает следующие составляющие:

    1. философия, задающая…смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам и клиентам;

    1. доминирующие ценности, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования либо к средствам достижения этих целей;

    1. нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;

    1. правила, по которым ведется «игра» в организации;

    1. климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какая существует атмосфера…в организации и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами;

    1. поведенческие ритуалы (церемонии)[10, с.15].

Однако переходя от рассмотрения организационной культуры в целом, к рассмотрению организационных…ритуалов, важно сказать, что ритуалы играют не последнюю роль в любой культуре. Это действия, которые не имеют утилитарного значения. Ритуалы в организации упрощают социальное поведение сотрудников, закрепляют организационные традиции и моральные нормы, стабилизируют общество.

Ритуал в организационной культуре – это символическое мероприятие, повторяющаяся последовательность действий, которая является неким видимым проявлением…организационной культуры и средством для наглядной демонстрации ее…основных ценностей в организации.

Несмотря на длительное существование российского бизнеса, и российских организаций, можно предположить, что в этой среде уже сложились различные многочисленные организационные ритуалы. К ритуалам можно отнести, например, заседания правления в банках и отчасти акционерные собрания[11].

Однако, в некоторых организациях, весь рабочий коллектив разделен на так называемые «страты». В каждой из таких страт существуют свои, присущие только им ритуалы. Это создаёт разобщённый коллектив без чувства единства.

В каждом отдельном отделе или департаменте или даже небольшой неформальной группе в организации…формируются собственные свои ритуалы. Где-то справляют дни рождения, в других по субботам играют в футбол, в третьих ездят в походы или на рыбалки или даже ходят в баню. Почти не встречаются более-менее крупные…организации с общими ритуалами. Чаще приходится сталкиваться с постоянными оппозициями в коллективе. Руководитель в свою очередь практически никогда не принимает участие в ритуалах, а если участвует, то очень отстраненно. Однако руководитель обязан быть участником ритуала. Более того, именно он и задает те ценности, символом которых является ритуал[12].

Ритуалы и традиции, как правило, выражаются в праздновании каких-либо событий, в поощрении сотрудников и так далее. Их общая черта заключается в наполнении жизни людей смыслом приобщения к целому: рабочей группе, профессии, обществу. В праздничном действии организация также воплощает свои ценности. Праздник максимально выделяет те нормативные и ценностные факторы, которые действуют в остальное время. Он обладает способностью содействовать сохранению стабильности, неизменности общественной…жизни в пределах заданных норм и установок[13, с.130].

Таким образом, опираясь на всё вышесказанное можно выделить следующие функции ритуалов в организационной культуре:

    1. Ритуалы являются средством сохранения и воспроизводства корпоративной культуры в условиях неизбежной смены поколений руководителей и рядовых работников.

    1. Ритуалы укрепляют структуру предприятия.

    1. Ритуалы…демонстрируют, в чем заключаются интересы предприятия, что вознаграждается и что торжественно отмечается.

    1. Ритуалы формируют и укрепляют…приверженность работников своей организации.

    1. Ритуал…конкретизирует и…поддерживает идеологические представления, превращая существующие социальные отношения в конвенциальные, стилизованные и предписанные нормы.

В повседневной же жизни предприятия ритуалы могут играть двоякую роль: с одной стороны, укреплять структуру предприятия, а с другой, в случае затушёвывания истинного смысла совершаемых действий – ослаблять. В позитивных случаях ритуалы являются сценическими постановками произведений, имеющих решающее значение, они символизируют  убеждения, играющие…существенную роль в жизни предприятия. Ритуалы позволяют увидеть общий образ предприятия и его ценностную ориентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Типологии ритуалов  организации

 

 

Организационная…культура имеет различные составляющие: рациональные и иррациональные. Однако, если же рациональные элементы можно объяснить, сравнить формы их проявления с тем, что существует в различных организациях, и, наконец, представить в виде связанного текста, то иррациональные составляющие («душу компании»), можно только почувствовать. Для обретения…подобныхчувств служат и ритуалы, и различные истории из жизни компании[14, с. 238].

Когда же организационная культура какой-либо организации заложена и начинает развиваться, необходимо прибегнуть к определенным мерам, чтобы сделать усвоение основных ценностей качественным и добиться самоподдержания от культуры[15, с.128-129]. К…подобным мерам, в свою очередь, можно отнести организационные ритуалы, так как они превращают ценности общей культуры организации в повседневные практические действия и события. Прикладной же смысл ритуала организации заключается в том, что он оказывает некое эмоциональное воздействие на участников и задает…ощущение приобщенности к коллективу и единства. Бизнес-ритуал – это необходимая и объективно обусловленная.составляющая функционирования организации, способствующая ее адаптации, целедостижению, интеграции и поддержанию ценностного стандарта в окружающей среде.

Обряды или ритуалы организации – это совокупность событий, которые запрограммированы культурой организации. Они позволяющих выявить те ценности и отношения, которые рассматриваются организацией в качестве основополагающих и побуждающих самих участников сделать из них некую систему отсчета, подразумеваемую в момент принятия ими различных решений. Выделяется  шесть основных типов ритуалов:

    1. ритуалы перехода, связанные с назначением на должность;
    2. ритуалы, связанные с понижением в должности;
    3. ритуалы признания (прилюдное вручение премий);
    4. ритуалы…обновления (семинары для передачи или укрепления оргкультуры);
    5. ритуалы умиротворения конфликтов (коллективные переговоры);
    6. ритуалы включения…или интеграции (неформальные встречи, празднества, побуждающие участников идентифицировать свои ценности с ценностями организации);

Наряду с приведённой типологией ритуалов, необходимо заметить, что в ряду материалов, которые посвящены данной тематике, интерес вызывают…публикации американского консультанта по менеджменту Нади Крылов[16], работающей в России с 1981 года. Ей выделены…следующие несколько групп ритуалов:

    1. Ритуалы поощрения и признания;
    2. Ритуалы интеграции;
    3. Ритуал найма служащих;

К первым – ритуалам поощрения и признания автор относит разнообразные юбилеи, празднования достижений, зачисление…в список лучших, публичные поощрения и т. д. Данные ритуалы нацелены показать сотруднику, что руководство компании одобряет его достижения или определённый стиль поведения. Ритуалы, выражающие признание, обязаны продемонстрировать, в чем именно заключаются интересы предприятия. Какие конкретные достижения особо награждаются и отмечаются. Одним словом, данный тип ритуалов служит средством наглядной демонстрации ценностных ориентаций организации. Кроме поощрения работников и закрепления у них желательных норм поведения, такие акции…выполняют еще одну функцию – формирование и укрепление приверженности работников организации, где они работают.

Следующая группа…ритуалов – это ритуалы интеграции. К подобным ритуалам можно причислить действия, которые объединяют служащих компании вместе и помогают им понять, что между ними есть общие цели. К примеру, в конкретной ситуации это могут быть конференции, семинары, деловые игры, вечеринки, совместные поездки, занятия спортом. Такие…ритуалы зачастую используют, чтобы вывести общение сотрудников за формальные рамки служебных отношений[16].

И наконец, третья группа ритуалов – ритуалы найма служащих. Прием нового сотрудника на работу – это не только процедура собеседования и подписания трудового договора. Это действие, показывающее то, как фирма относится к сотрудникам, общий стиль отношений в «принимающей» организации, демонстрация новичку того, что для компании главное. Эти ритуалы служат хорошим средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций компании. Такими ритуалами могут быть, к примеру, ритуал посвящения, встреча с руководством, торжественное знакомство со всеми работникам, экскурсия по музею организации, торжественное поздравление с окончанием испытательного срока и прочее.

Внедрение в новую культуру – процесс довольно сложный, даже болезненный. Адаптация – одна из самых нелегких задач после прихода на новое место работы. Необходимо заблаговременно продумать ритуал вхождения в коллектив «новичка». В некоторых организациях, где организационная культура особенно развита, создается…специальная служба адаптации, включающая наставничество. Главное условие – новый сотрудник не должен испытывать информационный голод или получать ложную информацию. На данной стадии происходит приспособление к организации и согласование ожиданий с реальностью[17, с.126-139].

Если в организации ритуалы не зарождаются самопроизвольно, их необходимо вводить «сверху». Такое условие должно присутствовать, в силу того, что ритуалы обеспечивают определенный психологический настрой коллектива. Он необходим для сохранения коллектива и его стабильности. Наряду с этим, ритуалы формируют и укрепляют преданность сотрудников своей…организации. Каждая организация имеет свою культуру, и назначение ее одно – сплочение коллектива вокруг общих ценностей.

Один из ритуалов организационной культуры – обучение (тренинги-семинары). Этот тип ритуалов целесообразно отнести к организационным, а также интегрирующим ритуалам. Тренинг – это набор таких средств, с помощью которых знания, процедуры и мысли преобразуются в практические действия. Иногда данную методику называют «проблемное обучение», «обучение через опыт» и относят его к методикам активного обучения.

Через…проведение подобных тренингов происходит…интеграция коллектива компании. В этом отражается одна из функций тренинга как ритуала. Тренинг…позволяет объединить людей вокруг реальной или смоделированной проблемы, вводит группу в «дискомфортное состояние», так как через «зону дискомфорта» происходит обучение.

Совместное обучение формирует открытое информационное пространство для сотрудников организации. В результате этого возможно предотвратить конкурентную  борьбу внутри коллектива за различные информационные ресурсы, то есть за знания – как работать с той или иной проблемой. Это средство избегания конфликтов.

Обязательным условием проведения тренинга является задействование опыта его участников. Основная задача тренера заключается в формировании благоприятного и безопасного пространства, которое способствует возникновению у участников желания обмениваться опытом, а также получать новые знания.

Пространство…на тренинге – это уникальная…ситуация, где можно внедрять самые смелые идеи, пробовать различные модели и подходы к решению проблем, примерять на себя новые модели поведения и, что самое главное, – моментально получать от остальных участников обратную связь (рефлексия участников).

Применение тренингов возможно и для адаптации новых работников. Тренинг позволяет уменьшить стресс от новой работы, приобщить работника к корпоративной культуре организации, познакомить его с установками компании, развить его профессиональные навыки и представить персоналу компании.

Проведение тренингов позволяет успешно решать следующие задачи:

    1. формирование открытых и доверительных отношений среди персонала;
    2. внедрение определенного типа организационной культуры и диктуемых ею ценностей;
    3. формирование лояльности и приверженности персонала;
    4. выработка у персонала необходимых моделей поведения;
    5. быстрое…формирование определенных поведенческих навыков;
    6. повышение уровня качества выполняемой работниками работы;
    7. развитие творческое отношения к труду и обязанностям;
    8. проведение…необходимых организационных изменений и предварительная подготовка базы для внедрения изменений;
    9. проведение качественной диагностики персонала и получение немедленной обратной связи.

Информация о работе Ритуал как элемент организационной культуры и его функции