Ритуал как элемент организационной культуры и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что данная тема не разработана ещё полностью, в ней есть существенные пробелы, разработкой которых и занимаются сейчас многие современные исследователи в области социологии организаций.
Любая организация стоит перед необходимостью формирования уникального и неповторимого облика. К нему относятся: определение своих целей и ценностей, поддержание высокой репутации фирмы в кругу конкурентов, разработка стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения, а так же нравственных установок работников.

Файлы: 1 файл

osnovnaya_chast_Kharchenko.docx

— 161.02 Кб (Скачать файл)

В ходе исследования были получены следующие данные:

Таблица 1 – Отношения с рабочим коллективом, %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Да

73

Не со всеми

27

Нет

0

Затрудняюсь ответить

0

Всего

100


 

 

Что касается вопроса о сложившихся отношениях с рабочим коллективом, то полученные данные распределились следующим образом: у 73 % респондентов сложились хорошие отношения с рабочим коллективом, а 27 % опрошенных утверждают, что хорошие отношения у них сложились «не со всеми». Что касается возникновения конфликтов, то никто из опрошенных не указал на их наличие. Опираясь на вышеизложенные данные, можно сделать вывод, что в коллективе сложилась благоприятная атмосфера для возникновения устойчивых организационных ритуалов, которые в свою очередь способствуют лишь большему сплочению коллектива.

Большинство сотрудников организации считают, что организационные ритуалы в ЗАО «Юлмарт» способствуют сплочению коллектива. Таких ответов 60 %. По данным видно, что персонал организации главной функцией организационных ритуалов видит именно сплочение коллектива. 40 % респондентов ничего не смогли сказать по данному вопросу, и как видно по выборке к числу данных сотрудников относятся служащие, работающие в компании менее 2-х месяцев.

Таблица 2 –Политика компании, %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Идёт политика нововведений

53

Изменения происходят, но медленно и постепенно

7

Главное это не изменения, а стабильность

33

Другое

7

Затрудняюсь ответить

0

Всего

100


 

 

Политику своей компании сотрудники организации оценивают следующим образом: больше половины опрошенных – 53 % респондентов считают, что компания проводит политику нововведений, то есть происходит трансформация организационной культуры. В то же время 33 % опрошенных считают, что главное это не изменения, а стабильность; эти люди предпочли бы не менять структуру компании, а развивать имеющийся опыт работы. Наряду с этим высказалось мнение – 7 % от общего числа респондентов, что компания на данном этапе своего развития «работает хорошо, а будет работать ещё лучше». То есть полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на стремление к стабильности, политика компании, по мнению её сотрудников, всё же направлена на нововведения.

Полученные данные так же свидетельствуют о том, что ЗАО «Юлмарт» имеет устойчивую систему организационных ритуалов (80 % респондентов). Остальная часть работников, указали, что они не знаю ничего об организационных ритуалах своей компании, но «не против были бы их ввести». В то же время, лишь 67 % ответили, что относятся к ритуалам положительно и 20 % нейтрально. Это говорит о том, что сотрудники, в целом, приветствуют наличие ритуалов в организационной культуре ЗАО «Юлмарт», но не согласны с уже сложившимися ритуалами. В предложение ввести новые ритуалы, сотрудниками высказывались такие мнения, как «разнообразить имеющиеся ритуалы» или «преобразовать их, сделать интереснее».

Но в целом же, по мнению сотрудников, организационные ритуалы ЗАО «Юлмарт» направлены на адаптацию работников в уже сложившемся коллективе и на перспективу их дальнейшего развития. Наглядно этот факт подтверждают данные таблицы 3.

Таблица 3 –Типы организационных ритуалов в ЗАО «Юлмарт», %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Ритуалы перехода, связанные с назначением на должность

15

Ритуалы, связанные с понижением в должности

0

Ритуалы признания

7

Ритуалы обновления

20

Ритуалы умиротворения конфликтов

15

Ритуалы включения или интеграции

28

Ритуалы найма служащих

15

Другое

0

Всего

100


 

 

По данным вопроса о типах ритуалов в ЗАО «Юлмарт» наглядно видно распределение ответов: 28 % респондентов утверждают, что самыми распространёнными в ЗАО «Юлмарт» являются ритуалы включения и интеграции. К подобным ритуалам можно отнести различные мероприятия и праздники, направленные на сплочение коллектива, а также включение в него новых сотрудников. 20 % же опрошенных выделяют ритуалы обновления, как один из основных типов организационных ритуалов данной компании. Причём при уточнении данной категории респонденты зачастую указывали проведение различных семинаров и тренингов, здесь же было названо и корпоративное мероприятие, вечеринка  «take five». Наряду с этим, равное количество респондентов отметило ритуалы умиротворения конфликтов и ритуалы найма служащих – по 15 %. По данным видно, что политика «Юлмарта» в плане организационных ритуалов в большей степени направлена на сплочение коллектива, создание комфортных условий для работы, на адаптацию новых сотрудников и «безболезненное» включение их в новую рабочую среду. Наряду с этим, здесь же организационные ритуалы выполняют одну из функций организационной культуры, а именно интегрирующую функцию, которая формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем ЗАО «Юлмарт».

Что касается распределения ответов сотрудников ЗОА «юлмарт» на вопрос о личном участии в тех или иных ритуалах, то были получены следующие данные: в 33 % случаев сотрудники ЗАО «Юлмарт» отмечали, что им лично приходилось участвовать в ритуалах включения или интеграции. При конкретизации данного типа ритуалов сотрудники приводили в пример различные выезды на природу всем коллективом, корпоративные встречи, праздники «Юлмарт», к примеру, вечеринка «take five» и другие. 29 % опрошенных отметили, что им лично приходилось участвовать в ритуалах обновления – это различные командировки с целью повышения квалификации, локальные семинары или тренинги. Особую нишу занимают ритуалы перехода, связанные с назначение на новую должность – 13 %. По заверению руководства, данный тип ритуалов имеет место быть в силу возможности карьерного роста для молодых специалистов и их стремлению к самореализации. В свою очередь, в ритуалах признания, ритуалах умиротворения конфликтов и в ритуалах найма служащий работники ЗАО «Юлмарт» участвуют гораздо реже: по всем показателям, в равной степени, лишь по 8 % от общего числа опрошенных.

В целом говоря, данные таблицы 4 подтверждают ранее полученные данные о типах организационных ритуалов в ЗАО «Юлмарт».

Таблица 4 –личное участие сотрудников в организационных ритуалах ЗАО «Юлмарт», %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Ритуалы перехода, связанные с назначением на должность

13

Ритуалы, связанные с понижением в должности

0

Ритуалы признания

8

Ритуалы обновления

29

Ритуалы умиротворения конфликтов

8

Ритуалы включения или интеграции

34

Ритуалы найма служащих

8

Другое

0

Всего

100


 

 

Несмотря на подобное разнообразие организационных ритуалов, сотрудники компании выделяют и их основные функции, к которым относятся: укрепление организации, отражение корпоративной культуры и посредничество в общении сотрудников. 

Полученные данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство сотрудников исследуемой организации согласны с тем, что организационные ритуалы ЗАО «Юлмарт» несут в себе позитивные для компании функции, а именно. Так считают 88 % опрошенных сотрудников. 6 % не согласны с данными утверждениями и 6 % затруднились ответить по данному вопросу.

Не меньший интерес представляет распределение ответов на вопрос о факторах, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на формирование или же проведение организационных ритуалов. Данные отражены в таблице 5.

Таблица 5 –Факторы, влияющие на формирование организационных ритуалов ЗАО «Юлмарт», %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Интересы и увлечения сотрудников

32

Уровень сплочённости коллектива

21

Возрастной состав коллектива

10

Количественное соотношение мужчин и женщин в коллективе

0

Географическое расположение организации

3

Организационный тип предприятия

3

Стиль руководства

13

Рабочий график

10

Размер организации

0

Направление деятельности организации

8

Другое

0

Всего

100


 

 

По данным таблицы 5 наглядно видно, что 32 % опрошенных считают, что на формирование ритуалов оказывают непосредственное влияние интересы и увлечения сотрудников. Вторым по значимости фактором выступает уровень сплочённости коллектива – так ответили 21 % опрошенных. Стиль руководства, возрастной состав коллектива и рабочий график практически в равной значимости выделяются сотрудниками ЗАО «Юлмарт» - 13 %, 10 % и 10 % соответственно. Наименее важными факторами здесь выступают направление деятельности организации, её географическое положение и организационный тип – ответы распределены от 3 % до 8 %.

Полученные данные свидетельствую, что при формировании ритуала, в первую очередь внимание коллектива обращается на интересы сотрудников, их предпочтения и желания. В зависимости же от уровня сплоченности коллектива, определяется состав участников для того или иного мероприятия, ритуала и его организаторы. В то же время, важно заметить, что факторы, которые получили меньшее количество ответов, лишь косвенно влияют на формирование ритуалов, и не оказывают решающего значения.

Таблица 6 – Отношение руководства организации к наличию организационных ритуалов, %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Да

87

Относится нейтрально

0

Нет

0

Затрудняюсь ответить

13

Всего

100


 

 

В заключение важно заметить, что руководство ЗАО «Юлмарт» активно поддерживает развитие политики регулирования взаимоотношений между сотрудниками посредством организационных ритуалов. По полученным данным видно, что сотрудники ЗАО «Юлмарт» уверены в том, что руководство организации всецело поддерживает проведение различных организационных ритуалов в компании. Подобных ответов подавляющее большинство – 87 %. Однако среди опрошенных были и такие, кто затруднился с ответом – 13 % респондентов.

Таким образом, обобщив полученные данные, можно сделать вывод, что в ЗАО «Юлмарт» уже сложилась стабильная, устойчивая система организационных ритуалов, посредством которых руководство организации поддерживает стабильность отношений в коллективе, целостность компании и служит для внесения постепенных изменений в организационную культуру компании. 

Таким образом, гипотеза о том, что, несмотря на типологическое разнообразие организационных ритуалов, все они выполняют интегративные функции  и благотворно влияют на организационную культуру ЗАО «Юлмарт» подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Опираясь на всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в организационной культуре любого предприятия свою отдельную нишу занимают организационные ритуалы. Однако, каждая организация использует свои сложившиеся ритуалы с разными целями и вкладывает в них различный смысл. Для одних организаций ритуалы служат средством интеграции коллектива, для других разобщения его на малые части, но в любом случае о ритуале можно говорить как о неотъемлемой части корпоративной культуры.

Данная работа была направлена на раскрытие понятия организационного ритуала, раскрытие его сущности, описанию его основных типов и функций.

Информация о работе Ритуал как элемент организационной культуры и его функции