Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа
Целью исследования является анализ сервисной деятельности в Самарской областной универсальной научной библиотеке.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу сервисной деятельности в структуре социальных отношений;
2. Произвести анализ уровня сервиса в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина;
3. Изложить предложения по совершенствованию сервисной деятельности в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина.
Введение 5
Глава 1. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений 6
1.1 Социальная услуга: общая характеристика 6
1.2 Виды и секторы услуг в структуре социальных отношений 9
1.3 Сервисная деятельность в структуре социальных отношений 12
Глава 2. Развитие сервисной деятельности в структуре социальных отношений на примере библиотечных услуг 15
2.1 Роль библиотечных услуг в информационном обеспечении 15
2.2 Библиотечные услуги как спектр современной социальной коммуникации 21
Глава 3. Сервисная деятельность Самарской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина 26
3.1 Характеристика деятельности Самарской областной универсальной библиотеки им. Ленина в структуре социальных отношений 26
3.2 Улучшение сервисной деятельности Самарской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38
Министерство по образованию
ФГБОУ ВПО
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Коммерции Маркетинга и Сервиса
Кафедра Коммерции и Сервиса
Курсовая работа на тему:
«Сервисная деятельность в структуре социальных отношений»
Выполнила студентка ИКМиСа, 2 курса, специальности: «Сервис в торговле»
Козека К. С.
Науч. Руководитель:
Попов Е. А.
Самара 2012
Рецензия
по курсовой работе на тему «Сервисная деятельность в структуре социальных отношений»
Студентки ИКМиС, 2 курса, специальности: «Сервис в торговле», Козека Кристины Сергеевны
Содержание:
Моя курсовая работа посвящена теме "Сервисная деятельность в структуре социальных отношений".
Вопросам исследования
посвящено множество работ
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Сервисной деятельности в структуре социальных отношений" определяют несомненную новизну данного исследования.
Актуальность курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Сервисная деятельность в структуре социальных отношений" в современной сервисной деятельности, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Предметом данного исследования является сервисная деятельность в структуре социальных отношений в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина. Объектом исследования – Самарская областная универсальная научная библиотека им. Ленина.
Целью исследования является анализ сервисной деятельности в Самарской областной универсальной научной библиотеке.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические
аспекты и выявить природу
сервисной деятельности в
2. Произвести анализ уровня сервиса в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина;
3. Изложить предложения
по совершенствованию
В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определили появление деятельности, связанной с услугами разного рода. В этот период сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:
Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека. Услуга – это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей.
Эта деятельность может воплощаться в изделиях (материальные услуги) или существовать как полезный эффект труда, потребляемый в самом процессе труда (нематериальные услуги).
Важной особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд, так и труд, овеществленный в осязаемом продукте. В этом и состоит принципиальное назначение услуг, их общественная функция – непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.
Полезный эффект от услуги – это совокупность полезных свойств услуги, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека.
Социально-культурные услуги – это услуги, удовлетворяющие духовные, интеллектуальные потребности дюдей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессиональго мастерства. К социально-культурным услугам относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма и образования.[11; стр.9]
Согласно Общероссийскому классификатору видов деятельности, продукции и услуг (1994г.), отраслевая структура социально-культурной сферы включает в себя:
1. Оптовую розничную торговлю, ремонт автомобилей, бытовых приборов;
2. Гостиничный и ресторанный бизнес;
3. Транспортное, складское хозяйство, связь;
4. Финансовое посредничество - страхование, пенсионное обеспечение;
5. Государственное управление и социальные услуги;
6. Здравоохранение;
7. Деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;
8. Деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;
9. Деятельность по
ведению частных домашних
Более реальное представление о структуре и, соответственно, услугах социально-культурной сферы дает классификация объектов социально-культурной сферы, проведенная российской статистикой:
1. Образование - дошкольные,
общеобразовательные
2. Культура - библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, киноустановки, памятники истории и культуры, выпуск книжной, журнальной и газетной продукции (система показателей характеризует основные направления деятельности этих учреждений, состояние их материально-технической базы, количественный и качественный состав работников);
3. Охрана здоровья
человека - статистика здравоохранения,
статистика заболеваемости
4. Здравоохранение - сеть
и деятельность учреждений
5. Социальное обеспечение - стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом и медицинском обслуживании и уходе);
6. Жилищно-коммунальное хозяйство - жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;
7. Физкультура и спорт - сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.
Услуги социально-культурной сферы можно подразделит на три вида:
1. общественные услуги в чистом виде;
2. частные услуги в чистом виде;
3. смешанные услуги.
В приложении 1 приведен перечень социальных услуг, оказываемых по отраслям социальной сферы.[17]
Услуги социально-культурной сферы можно подразделить на три вида:
Чистые общественные услуги имеют свойства:
1. Неделимость и
2. Невозможность исключения
из потребления и возможность
потреблять блага, не
3. Отсутствие конкурентности и перегружаемости;
4. Значительный внешний
эффект от производства и
Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей - общенационального, регионального и локального масштаба.
Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет средств бюджета страны или отдельной территориальной единицы. Они предоставляются бесплатно, что обеспечивает государственные гарантии их доступности. Государство гарантирует минимальный социальный стандарт их предоставления в каждом регионе, сохраняя единое социально пространство, реализуя основные конституционные права граждан. [7; стр.49]
Указанные свойства чистых общественных услуг (благ) делают невозможным их включение в рыночные отношения. Попытки перевести этот сектор услуг на коммерческую основу противоречат их экономической природе и неизбежно приведут к их производству и серьезным негативным социальным последствиям.
К этой группе услуг относятся - социальное обеспечение, культура (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, театры, парки культуры и отдыха, зоопарки и.т.д.), охрана здоровья человека и т.д.
Чистые частные услуги обладают альтернативными свойствами:
1. Индивидуальный характер
потребления, делимость и
2. Исключаемость;
3. Конкурентность.
В силу указанных свойств чистые частные услуги целиком и полностью включаются в рыночные отношения.
Большая часть социальных
услуг носит смешанный
В силу вышесказанного в структуре социальной сферы выделяются различные секторы, в которых производятся услуги разных типов:
1. Государственный, где
производятся чистые
2. Добровольно-общественный,
где производятся смешанные
3. Смешанный, где производятся
смешанные общественные блага,
в том числе социально
4. Частный коммерческий,
где производятся частные
Таким образом, социально-культурная
сфера в условиях рыночной экономики
- это сложное структурное
Современное общество является сложным образованием, состоящим из множества дифференцированных частей и социальных единиц. Среди этих частей и единиц следует указать на систему общественного разделения труда, социальные институты, общественные отношения, социальные роли и сетевые связи между людьми, отображающие их всестороннюю зависимость друг от друга, и т. п.
Под сферой социальных отношений понимается сложная сеть взаимодействий людей, а также процессы, характерные для всех областей жизнедеятельности и состоящие из массовых и групповых связей, ролевых и статусных положений людей.
Информация о работе Сервисная деятельность в структуре социальных отношений