Сервисная деятельность в структуре социальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сервисной деятельности в Самарской областной универсальной научной библиотеке.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу сервисной деятельности в структуре социальных отношений;
2. Произвести анализ уровня сервиса в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина;
3. Изложить предложения по совершенствованию сервисной деятельности в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений 6
1.1 Социальная услуга: общая характеристика 6
1.2 Виды и секторы услуг в структуре социальных отношений 9
1.3 Сервисная деятельность в структуре социальных отношений 12
Глава 2. Развитие сервисной деятельности в структуре социальных отношений на примере библиотечных услуг 15
2.1 Роль библиотечных услуг в информационном обеспечении 15
2.2 Библиотечные услуги как спектр современной социальной коммуникации 21
Глава 3. Сервисная деятельность Самарской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина 26
3.1 Характеристика деятельности Самарской областной универсальной библиотеки им. Ленина в структуре социальных отношений 26
3.2 Улучшение сервисной деятельности Самарской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38

Файлы: 1 файл

Курсовая СД(оригинал).doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Министерство по образованию

ФГБОУ ВПО

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Коммерции  Маркетинга и Сервиса

Кафедра Коммерции и Сервиса

Курсовая работа на тему:

«Сервисная деятельность в структуре социальных отношений»

Выполнила студентка ИКМиСа, 2 курса, специальности: «Сервис в торговле»


Козека К. С.

Науч. Руководитель: 
Попов Е. А.

 

 

Самара 2012

 

Рецензия

по курсовой работе на тему «Сервисная деятельность в структуре  социальных отношений»

Студентки ИКМиС, 2 курса, специальности: «Сервис в торговле», Козека Кристины Сергеевны

  
Содержание:

 

Введение

Моя курсовая работа посвящена  теме "Сервисная деятельность в  структуре социальных отношений".

Вопросам исследования посвящено множество работ теоретиков и исследователей-практиков. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Сервисной деятельности в структуре социальных отношений".

Высокая значимость и  недостаточная практическая разработанность проблемы "Сервисной деятельности в структуре социальных отношений" определяют несомненную новизну данного исследования.

Актуальность курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Сервисная  деятельность в структуре социальных отношений" в современной сервисной деятельности, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предметом данного исследования является сервисная деятельность в структуре социальных отношений в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина. Объектом исследования – Самарская областная универсальная научная библиотека им. Ленина.

Целью исследования является анализ сервисной деятельности в Самарской областной универсальной научной библиотеке.

Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические  аспекты и выявить природу  сервисной деятельности в структуре  социальных отношений;

2. Произвести анализ  уровня сервиса в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина;

3. Изложить предложения  по совершенствованию сервисной  деятельности в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина.

 

Глава 1. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений

1.1 Социальная  услуга: общая характеристика

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определили появление деятельности, связанной с услугами разного  рода. В этот период сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

  • В сфере экономических отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);
  • В области государственно-правовых отношений;
  • В сфере духовных и художественно-эстетических запросов;
  • В быту и в удовлетворении личных потребностей.[1; стр.11]

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека. Услуга – это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей.

Эта деятельность может  воплощаться в изделиях (материальные услуги) или существовать как полезный эффект труда, потребляемый в самом  процессе труда (нематериальные услуги).

Важной особенностью услуги является полезное действие для  потребителя, причем это действие может  оказывать как живой труд, так  и труд, овеществленный в осязаемом  продукте. В этом и состоит принципиальное назначение услуг, их общественная функция – непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.

Полезный эффект от услуги – это совокупность полезных свойств услуги, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека.

Социально-культурные услуги – это услуги, удовлетворяющие духовные, интеллектуальные потребности дюдей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессиональго мастерства. К социально-культурным услугам относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма и образования.[11; стр.9]

Согласно Общероссийскому  классификатору видов деятельности, продукции и услуг (1994г.), отраслевая структура социально-культурной сферы включает в себя:

1. Оптовую розничную  торговлю, ремонт автомобилей, бытовых  приборов;

2. Гостиничный и ресторанный  бизнес;

3. Транспортное, складское  хозяйство, связь;

4. Финансовое посредничество - страхование, пенсионное обеспечение;

5. Государственное управление  и социальные услуги;

6. Здравоохранение;

7. Деятельность по  предоставлению коммунальных и  персональных услуг;

8. Деятельность по  распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

9. Деятельность по  ведению частных домашних хозяйств  с наемным обслуживанием.

Более реальное представление  о структуре и, соответственно, услугах  социально-культурной сферы дает классификация  объектов социально-культурной сферы, проведенная российской статистикой:

1. Образование - дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения  начального, среднего и высшего  профессионального образования,  дополнительного образования;

2. Культура - библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, киноустановки, памятники истории и культуры, выпуск книжной, журнальной и газетной продукции (система показателей характеризует основные направления деятельности этих учреждений, состояние их материально-технической базы, количественный и качественный состав работников);

3. Охрана здоровья  человека - статистика здравоохранения,  статистика заболеваемости населения, инвалидности, производственного травматизма;

4. Здравоохранение - сеть  и деятельность учреждений здравоохранения,  их размещение, состояние и оснащенность, кадры врачебного и младшего  медицинского персонала;

5. Социальное обеспечение  - стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом и медицинском обслуживании и уходе);

6. Жилищно-коммунальное  хозяйство - жилой фонд, его благоустройство,  жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;

7. Физкультура и спорт  - сеть спортивных сооружений, их  размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Услуги социально-культурной сферы можно подразделит на три  вида:

1. общественные услуги  в чистом виде;

2. частные услуги в  чистом виде;

3. смешанные услуги.

В приложении 1 приведен перечень социальных услуг, оказываемых по отраслям социальной сферы.[17]

 

1.2 Виды и секторы  услуг в структуре социальных отношений

Услуги социально-культурной сферы можно подразделить на три  вида:

    • общественные услуги в чистом виде;
    • частные услуги в чистом виде;
    • смешанные услуги.

Чистые общественные услуги имеют свойства:

1. Неделимость и неизбирательность,  совместный характер потребления;

2. Невозможность исключения  из потребления и возможность  потреблять блага, не оплачивая  их;

3. Отсутствие конкурентности  и перегружаемости;

4. Значительный внешний  эффект от производства и потребления  этих благ.

Производство и потребление  чистых общественных услуг подразумевает  удовлетворение общественных потребностей - общенационального, регионального  и локального масштаба.

Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет средств бюджета страны или отдельной территориальной единицы. Они предоставляются бесплатно, что обеспечивает государственные гарантии их доступности. Государство гарантирует минимальный социальный стандарт их предоставления в каждом регионе, сохраняя единое социально пространство, реализуя основные конституционные права граждан. [7; стр.49]

Указанные свойства чистых общественных услуг (благ) делают невозможным  их включение в рыночные отношения. Попытки перевести этот сектор услуг на коммерческую основу противоречат их экономической природе и неизбежно приведут к их производству и серьезным негативным социальным последствиям.

К этой группе услуг относятся - социальное обеспечение, культура (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, театры, парки культуры и отдыха, зоопарки и.т.д.), охрана здоровья человека и т.д.

Чистые частные услуги обладают альтернативными свойствами:

1. Индивидуальный характер  потребления, делимость и избирательность;

2. Исключаемость;

3. Конкурентность.

В силу указанных свойств  чистые частные услуги целиком и  полностью включаются в рыночные отношения.

Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, занимая промежуточное положение  между общественными и частными благами. К ним относятся услуги в области: здравоохранения, образования, культуры, а также тяготеющие к общественному сектору услуг, называемые социально значимыми, поскольку ориентированы не только на интересы личности, но и на интересы общества. Удовлетворение этих потребностей приносит не только экономический, но и широкий социальный эффект, обеспечивая социальную защиту, социальное равенство, социальную интеграцию и стабильность общества. Для этих услуг характерна высокая степень неисключаемости и неконкурентности в их потреблении.

В силу вышесказанного в  структуре социальной сферы выделяются различные секторы, в которых  производятся услуги разных типов:

1. Государственный, где  производятся чистые общественные  блага и социально значимые  блага;

2. Добровольно-общественный, где производятся смешанные общественные  блага ограниченного доступа  (муниципального уровня, спортивные  клубы, федерации и т.д.);

3. Смешанный, где производятся  смешанные общественные блага,  в том числе социально значимые  услуги. Он представлен организациями смешанной формы собственности - государственно-общественными, государственно-частными, частными некоммерческими организациями.

4. Частный коммерческий, где производятся частные блага  на коммерческой основе, где предприятия  работают ради извлечения прибыли. Организационно-правовые формы - товарищества, общества, малые предприятия, совместные предприятия.

Таким образом, социально-культурная сфера в условиях рыночной экономики - это сложное структурное образование, включающее в себя четыре сектора с различными формами собственности и хозяйствования первичных звеньев, которые определяются местом производимых ими услуг на шкале общественных и частных благ.[15]

 

1.3 Сервисная деятельность  в структуре социальных отношений

Современное общество является сложным образованием, состоящим из множества дифференцированных частей и социальных единиц. Среди этих частей и единиц следует указать на систему общественного разделения труда, социальные институты, общественные отношения, социальные роли и сетевые связи между людьми, отображающие их всестороннюю зависимость друг от друга, и т. п.

Под сферой социальных отношений  понимается сложная сеть взаимодействий людей, а также процессы, характерные  для всех областей жизнедеятельности  и состоящие из массовых и групповых связей, ролевых и статусных положений людей.

Информация о работе Сервисная деятельность в структуре социальных отношений