Сервисная деятельность в структуре социальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сервисной деятельности в Самарской областной универсальной научной библиотеке.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу сервисной деятельности в структуре социальных отношений;
2. Произвести анализ уровня сервиса в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина;
3. Изложить предложения по совершенствованию сервисной деятельности в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений 6
1.1 Социальная услуга: общая характеристика 6
1.2 Виды и секторы услуг в структуре социальных отношений 9
1.3 Сервисная деятельность в структуре социальных отношений 12
Глава 2. Развитие сервисной деятельности в структуре социальных отношений на примере библиотечных услуг 15
2.1 Роль библиотечных услуг в информационном обеспечении 15
2.2 Библиотечные услуги как спектр современной социальной коммуникации 21
Глава 3. Сервисная деятельность Самарской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина 26
3.1 Характеристика деятельности Самарской областной универсальной библиотеки им. Ленина в структуре социальных отношений 26
3.2 Улучшение сервисной деятельности Самарской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38

Файлы: 1 файл

Курсовая СД(оригинал).doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерия СОУНБ использует специальную программу «1С Бухгалтерия». Администрация использует пакет Microsoft Office. В отделе кадров ведется БД «Сотрудники».

В настоящее время  в деятельности Самарской областной  универсальной научной библиотеке применяются следующие основные системы документации:

  • -организационно-распорядительная система документов;
  • -первичная учетная документация;
  • -бухгалтерская документация
  • -кадровая документация;
  • -технологическая документация.

По функциям управления ведется также:

  • -плановая документация;
  • -учетно-отчетная документация;
  • -справочно-информационная и справочно-аналитическая документация;

Часть организационно-распорядительной документации, связанная с функционированием  организации в правовом поле называют организационно-правовой – это устав, положения о структурных подразделениях, регламенты работы персонала, штатной расписание, учредительный /или коллективный договор.

Устав – правовой акт, определяющий структуру, функции и  права библиотеки. В настоящее время устав Самарской областной универсальной научной библиотеки находится на редакции.

В СОУНБ существует такой  документ как Коллективный договор администрации и трудового коллектива Самарской областной универсальной научной библиотеки. Коллективный трудовой договор – это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между работодателем в лице директора библиотеки и работниками, представленными профсоюзным комитетом (ПК). Он разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. № 2490-1, с изменениями от 24 ноября 1995 г. Главное назначение коллективного договора – защита интересов работников, решение проблем условий и охраны труда, предоставление различных социальных льгот. Положения договора не должны противоречить действующему законодательству, он должен закреплять отношения конструктивного сотрудничества между договаривающимися сторонами, отражать реальность выполнения принятых обязательств в конкретной библиотеке.

Штатное расписание – правовой акт, устанавливающий штатную численность организации, состав должностей и размер оплаты труда. Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата от 6 апреля 2001 г. № 26.

Положение о структурном подразделении – правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений. Положения о подразделениях оформляются на общем бланке организации, утверждаются руководителем организации, подписываются руководителем подразделения.[10; стр.139]

 

3.2 Улучшение  сервисной деятельности Самарской  областной универсальной научной  библиотеки им. Ленина

Конечно в своей курсовой работе я разобрала не все документы, отражающих организационно-управленческую и специфическую деятельность СОУНБ. Но на основе тех документов, которые я прочитала на официальном сайте СОУНБ и других сайтах, можно сделать анализ документационного и информационного обеспечения деятельности Самарской областной научной универсальной библиотеки, который позволил сделать соответствующие выводы и предложить ряд рекомендаций и предложений.

В настоящее время  положение с документационным обеспечением деятельности нельзя назвать успешным. На него значительное влияние оказывают  организационно-управленческие проблемы (смена директоров, уход сотрудников, проблемы с финансированием и т.п.). Это приводит к простою работы, добавлению новых обязанностей оставшимся сотрудникам, готовятся только срочные документы, нет времени следить за соответствием документов стандартам и методическим указаниям.

Основные рекомендации по проблеме документационного обеспечения деятельности библиотеки следующие:

  1. необходимо проявить административные усилия и нормализовать организационно-управленческую ситуацию в библиотеке;
  2. внедрить Инструкцию по делопроизводству, повышать квалификацию сотрудников в области делопроизводства и организации работы с документами во избежание ошибок при подготовке, оформлении, редактировании документов;
  3. по мере возможности унифицировать работу по подготовке организационно-распорядительных, планово-отчетных, проектных и других документов в различных структурных подразделениях библиотеки;
  4. развивать материально-техническую базу библиотеки, активно внедрять новые автоматизированные технологии и средства связи. Обеспечить всем сотрудникам выход в Интернет.

В настоящее время  информационное обеспечение деятельности нуждается в повышенном пристальном  внимании руководства библиотеки. Необходимо своевременно проводить замену организационной  техники, приобретать новое программное обеспечение, продолжать работу по автоматизации библиотечных процессов. Особые усилия необходимо сосредоточить на создании собственных баз данных.

Необходимо отметить, что без планомерных, продуманных  усилий администрации, подкрепленных финансовыми ассигнованиями, привлечением опытных, инициативных сотрудников проблему документационного и информационного обеспечения деятельности не решить.[16]

 

Заключение

В ходе работы над курсовой работой на тему: «Сервисная деятельность в структуре социальных отношений» сделаны следующие выводы: 
1. От качества и количества предоставляемых услуг в структуре социальных отношений зависят доход государства, прибыль фирм, комфорт, безопасность и благосостояние потребителей.

2. Социальная сфера  выступает тем пространством общественного бытия, где сервисная деятельность находит целевой объект своей активности - человека с его потребностями, нуждой в разных благах, с его качествами, интересами.

3. Сервисная деятельность  как часть социоэкономической  деятельности оказывается тесно связанной с самыми разными аспектами культурной практики - с бытом и домашним хозяйством населения, с практикой государственно-политического строительства, с социальными слоями и группами, с воспитанием подрастающего поколения, а также с отдыхом и развлечениями людей.

Поэтому велика роль развития и совершенствования сервисной  деятельности в структуре социальных отношений.

Я проанализировала Самарскую областную универсальную научную библиотеку. Анализ сервисной деятельности показал, что: приоритетные направления деятельности библиотеки сегодня – формирование единого информационного пространства и повышение социальной значимости библиотек района, краеведческая работа.

В библиотеке созданы новые подразделения, оснащенные компьютерной техникой: информационный отдел, правовой центр и отдел иностранной литературы.

Библиотека ведет большую работу над сохранением историко-культурного наследия своего района, одним из методов совершенствования сервисной деятельности в СОУНБ является предоставление дополнительных услуг – экскурсии, типографические услуги, доставка документов в оригиналах и копиях по запросам пользователей, заказ и доставка оригиналов, ксерокопий и электронных копий документов и др.

 

Список использованной литературы

      1. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 318 с.
      2. Азарова В. А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря: Монография / МК РФ; Самарская гос. Академия культуры и искусств. – Самара, 1998. – 145 с.
      3. Дворкина М. Л. Библиотечное обслуживание как система: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГИК, 1992. – 162 с.
      4. Завальный А. Н. Раскрытая книга: страницы истории Самарской областной универсальной научной библиотеки. [Текст] – Самара, 1994 – 140 с.
      5. Клюев В. К. Сервисные услуги библиотеки: документально-правовое обеспечение: Научно-практическое пособие / Миннауки России; Ин-т повышения квалификации информ. работников. – М., 1996. – 87 с.
      6. Компьютеризации библиотечных процессов: проблемы, поиски, решения [Текст] / Самарская областная научная библиотека. – Самара: СГИИК, 1995 – 75 с.
      7. Сервисная деятельность: Учебное пособие / С. Н. Коробкова, В. И. Кравченка, С. В. Орлов, И. П. Павлова. Под общ. Ред. В. К. Романович. – СПб.: Питер, 2005 – 156 с.
      8. Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. / Ред. – сост. Е. И. Кузьмин, М. Н. Усачев. – М.: Либерия, 1998. – 224 с.
      9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.
      10. Рогожин М. Ю. Документационное обеспечение управления [Текст] – М.: 2002 – 400 с.
      11. Романович Ж. А., Калачев С. Л. Сервисная деятельность: Учебник / Под общ. ред. проф. Ж. А. Романовича. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К », 2008. – 268 с.
      12. Федеральный закон от 29. 12. 1994 № 78 – ФЗ (ред. от 27. 12. 2009) «О библиотечном деле».
      13. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации».
      14. Федеральный закон от 04.07.1996 № 85 –ФЗ «Об участии в международном информационном обмене».
      15. http://revolution.allbest.ru/marketing/00257735_0.html
      16. http://www/lib.smr.ru
      17. http://revolution.allbest.ru/sociology/00064863_0.html

 

Приложение 1

Классификация социальных услуг по отраслям

Отрасль

Социальная услуга

Потребители

1. Образование

1.1. Дошкольное образование

дети до 7 лет

1.2. Начальное общее, основное  общее, среднее (полное) общее  образование

дети от 6 до 17 лет

1.3. Дополнительное образование

дети от 6 до 17 лет

2. Здравоохранение

2.1. Диагностика заболеваний

Население

2.2. Лечение заболеваний

2.3. Медицинская профилактика заболеваний

2.4. Медицинская реабилитация

3. Спорт и физическая культура

3.1. Предоставление спортивных площадей  для проведения спортивно-массовых  мероприятий

Население

3.2. Оказание спортивно-оздоровительных  услуг (бассейны, восстановительные центры, спортивные залы, плоскостные сооружения)

3.3. Организация занятий физкультурой  и спортом в учебных группах,  создание и содержание клубов, спортивных школ

3.4. Представительство города и  участие в соревнованиях различного уровня как в индивидуальных, так и в командных видах спорта

3.5. Организация спортивно-массовых  мероприятий на территории города

3.6. Обустройство и содержание  спортивных площадок и плоскостных  спортсооружений в микрорайонах  города

3.7. Прокат спортивного инвентаря

3.8. Организация спортивных, оздоровительных  туров

4. Культура

4.1. Обучение в платном кружке (студии)

Население

4.2. Проведение дискотеки, вечера  отдыха, игровых программ, театрализованного  представления, концерта, выпускного бала

Население, юридические лица

4.3. Организация праздника

4.4. Организация выставки

4.5. Демонстрация фильма

Население

4.6. Организация творческой встречи  с актером, режиссером

Население, юридические лица

5. Молодежная политика

5.1. Организация отдыха молодежи

Население в возрасте 14 - 30 лет

5.2. Организация туризма молодежи

5.3. Услуги спортивных секций, творческих  клубов

5.4. Организация досуга молодежи

5.5. Просветительская работа по  профилактике вред-ных привычек  и пропаганда здорового образа жизни

5.6. Консультационная работа по  профилактике наркотической зависимости

5.7. Проведение массовых мероприятий

5.8. Трудоустройство молодежи

5.9. Профессиональное обучение молодежи

6. Социальная защита населения

6.1. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера

граждане, попавшие в трудную жизненную  ситуацию; граждане старшего поколения

 
 

6.2. Содействие в предоставлении  услуг социально-бытового характера

инвалиды по общему заболеванию; инвалиды по зрению; инвалиды по слуху; дети-инвалиды; инвалиды-участники ликвидации в последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС

6.3 . Содействие в улучшении материально-бытовых  условий жизни

ветераны боевых действий

 

6.4. Содействие в своевременном предоставлении мер социальной поддержки

многодетные и неполные семьи

 

6.5. Защита социально- экономических,  трудовых, личных прав и свобод

сироты

 

6.6. Организация досуга, проведение  культурно-массовых мероприятий,  выступление коллективов художественной самодеятельности, организация выставок художественно-прикладного творчества

опекуны

 

6.7. Организация спортивно-оздоровительных  мероприятий

лица без определенного места  жительства

 

6.8. Организация благотворительных  мероприятий, акций по выдаче бесплатных обедов, а также одежды, обуви нуждающимся гражданам

граждане, освобожденные из мест лишения  свободы

7. Транспорт

7.1. Пассажирские перевозки (город)

Население

8. Жилищно-коммунальное хозяйство

Организация жилищно-коммунального обслуживания:

Население

8.1. Отопление

8.2. Реализация твердого топлива

8.3. Горячее водоснабжение

8.4. Холодное водоснабжение

8.5. Водоотведение

8.6. Текущее содержание и текущий  ремонт жилого фонда, включая  лифты, и вывоз мусора

8.7. Бани

8.8. Благоустройство территории  города

8.9. Капитальный ремонт жилого  фонда


 




Информация о работе Сервисная деятельность в структуре социальных отношений