Сервисная деятельность в структуре социальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сервисной деятельности в Самарской областной универсальной научной библиотеке.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу сервисной деятельности в структуре социальных отношений;
2. Произвести анализ уровня сервиса в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина;
3. Изложить предложения по совершенствованию сервисной деятельности в Самарской областной универсальной библиотеке им. Ленина.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений 6
1.1 Социальная услуга: общая характеристика 6
1.2 Виды и секторы услуг в структуре социальных отношений 9
1.3 Сервисная деятельность в структуре социальных отношений 12
Глава 2. Развитие сервисной деятельности в структуре социальных отношений на примере библиотечных услуг 15
2.1 Роль библиотечных услуг в информационном обеспечении 15
2.2 Библиотечные услуги как спектр современной социальной коммуникации 21
Глава 3. Сервисная деятельность Самарской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина 26
3.1 Характеристика деятельности Самарской областной универсальной библиотеки им. Ленина в структуре социальных отношений 26
3.2 Улучшение сервисной деятельности Самарской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38

Файлы: 1 файл

Курсовая СД(оригинал).doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Через предоставление информации они наряду с другими  социальными институтами осуществляют коммуникацию, передачу культурных ценностей, образцов из поколения в поколение.

Ознакомление  пользователей с документами, информацией  содействует образованию, просвещению. Поэтому можно говорить об информационной, коммуникационной, культурной, просветительной, образовательной и др. ролях библиотек. При этом понятие роли трактуется как характер и степень участия.

Кроме того, библиотеки существуют в организациях, учреждениях, относящихся ко всем сферам человеческой деятельности, обеспечивая их информацией, поэтому роль библиотек связывают  также с ролью тех учреждений, которые они обслуживают.

Общество  накопило огромное количество информации. Чтобы она могла быть доступна людям любой территории, организации, профессии, интересов, существуют разные библиотеки, обслуживающие разные потребности  пользователей. У каждого вида библиотек есть свое назначение например, научно-техническая, детская, юношеская, деловая библиотека[9; стр.468].

В отношении  назначения библиотек можно сказать, что в последние годы оно становится более разнообразным, происходит дальнейшая дифференциация библиотек: появляются деловые библиотеки, библиотеки духовной литературы, семейного чтения, экологической направленности и др.

Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость, выравнивающего информационные возможности разных категорий населения.

Технологический процесс обслуживания можно определить как последовательность действий (операций, процедур) библиотекаря над предметом  труда (запросом), направленных на предоставление пользователю определенной услуги. Технологические процессы выполнения разных форм услуг весьма различны. Поэтому библиотечный персонал специализируется на определенных процессах, а в средних и крупных библиотеках даже на определенных процедурах или операциях, чтобы оперативнее выполнять запросы пользователей.

Новые информационные технологии вносят существенные изменения  в технологический процесс выполнения значительной части услуг; меняется акцентировка блоков модели технологического процесса обслуживания (включает три блока: подготовка к обслуживанию, реализация услуги, анализ обслуживания) [3; стр.134].

Поэтому основные усилия библиотекарь теперь должен сосредоточить  на первом и третьем блоках технологии, т. е. выявить потребности пользователей и возможности по их удовлетворению, продумать и организовать в соответствии с ними новые виды услуг (Интернет с электронной почтой, интерактивным общением и др., использование оптических носителей информации), а также информационноемкие услуги, связанные с анализом текста, создать комфортную библиотечную среду (доступность информации мировых ресурсов, удобство ориентировки в них, духовность общения и т. п.).

Таким образом, с внедрением новых технологий и  носителей информации процесс обслуживания становится для пользователя практически невидимым, в известной мере виртуальным. Большое значение в нем приобретают организационные вопросы подготовки и анализ, он требует больших интеллектуальных усилий в связи с предоставлением информационноемких услуг.

В обслуживании происходят и более кардинальные изменения. Пользователю скоро не нужно  будет идти в библиотеку, чтобы  получить книгу из библиотечного  фонда, он её сможет прочитать на экране своего компьютера.

Принципиальное  отличие обслуживания, использующего новые информационные технологии, от традиционного в том, что пользователю становятся доступными мировые ресурсы (а не одной библиотеки или некоторой сети библиотек). Второе отличие в том, что традиционное обслуживание предполагает приход пользователя в библиотеку, а новое само приходит к пользователю (в дом, на службу и т. п.), т.е. создает не массовые или групповые, а индивидуальные условия потребления информации. Третье существенное отличие в том, что, традиционное обслуживание ориентирует пользователя, главным образом, в документах, а новое — также и в текстах.

Получает  развитие еще одна тенденция библиотечного  обслуживания — оно все более  становится самообслуживанием, ведь пользователь, работая на компьютере, сам продумывает  стратегию поиска, входит в информационные сети, в том числе библиотечные, сам уточняет свой запрос, используя разноуровневые программные меню, мысленно "составляет" поисковое предписание, осуществляет поиск по разным признакам.

Библиотечное  обслуживание уже давно представляет собой многоуровневую систему, поскольку без связи с другими библиотеками многие запросы пользователей не могут быть удовлетворены. Современные технологии, особенно Интернет, усиливают эту характеристику обслуживания. Интернет представляет собой всемирное объединение взаимосвязанных компьютерных сетей. Локальная сеть библиотеки получает доступ к глобальной сети Интернет при установлении соединения с компьютером сервис-провайдера — организации, сеть которой имеет постоянное подключение к Интернет и предоставляет услуги другим организациям и отдельным пользователям. Региональный сервис-провайдер, работающий с конечным пользователем, подключается, в свою очередь, к более крупному провайдеру — сети национального масштаба, имеющей узлы в различных городах страны или нескольких странах. Национальные сети получают доступ в глобальный Интернет путем подключения к международным сервис-провайдерам — сетям, входящим в мировую магистральную инфраструктуру Интернет. Региональные и национальные провайдеры, как правило, имеют связи между собой [8; стр.10]. Российские пользователи пока большую часть информации потребляет из зарубежных сетей.

Новые технологии открывают  перед библиотечным обслуживанием  широкие горизонты, но и их использование  ставит проблемы: несовместимость разнообразных технологических продуктов, их быстрая устареваемость; отсутствие у пользователей знаний, навыков. Последнее, в сущности, — проблема поиска информации (как конкретных сведении, так и источников информации по определенному кругу вопросов), которая становится все острее с ростом объема информационного наполнения Интернет. Нахождение нужной информации облегчает использование имеющихся в этой сети поисковых систем и печатных справочников по ресурсам Интернет.

 

Глава 3. Сервисная деятельность Самарской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина

3.1 Характеристика  деятельности Самарской областной  универсальной библиотеки им. Ленина  в структуре социальных отношений

В 1860 г. была открыта Самарская  общественная (публичная) библиотека, будущая Самарская областная универсальная научная библиотека (СОУНБ). С 1882 г. по 1918 г. она носила имя Самарской Александровской публичной библиотеки. Практически весь советский период библиотеки называлась Куйбышевской областной библиотекой [4; стр.15]. С 1991 г. ей было присвоено имя Самарской областной универсальной научной библиотеки. В настоящее время Самарская областная библиотека является общедоступной научной библиотекой универсального профиля, центральным хранилищем краеведческой, отечественной и иностранной литературы Самарской области. Она выполняет функции межобластного депозитария универсального профиля для зоны Поволжья (1975 г.), научно-методического центра для массовых библиотек Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, регионального центра отраслевой информации по проблемам культуры и искусства, образованию и филологии [16].

В настоящее время  фонд библиотеки составляет более 4 млн. ед. хр., в штате работает 143 библиотечных работника (83,6 % из них имеют высшее образование). Ежегодно библиотека обслуживает более 55 тыс. читателей, осуществляет около 2 млн. книговыдач, проводит более 500 различных массовых мероприятий. Крупными партнерами СОУНБ являются Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), американская некоммерческая организация «Project Harmony» и др. Наиболее значимые грантовые проекты СОУНБ: программа «Английский язык для библиотекарей», «Программа развития Интернет в Самарской области», «Библиотечные ресурсы Самары – в Интернет» и др.

Структура СОУНБ включает в себя:

  1. Административный отдел:
    • Директор, заместитель по библиотечной работе;
    • Заместитель по хозяйственной работе;
    • Заместитель директора по фондам;
    • Главный инженер;
    • Главный бухгалтер;
    • Начальник отдела кадров;
  2. Информационно-библиографический отдел:
  • Сектор краеведческой библиографии;
  • Сектор информации по культуре, искусству, образованию и филологии;
  • Центр правовой и научно-технической информации;
  1. Отдел читальных залов:
      • Зал выдачи литературы;
      • Зал периодических изданий;
      • Сектор массовой работы с читателями;
      • Выставочный зал;
      • Центр доступа к Интернет;
  1. -Отдел основного книгохранения:
    • Зал электронных каталогов;
    • Зал каталогов;
  1. -Отдел депозитарного хранения:
    • Сектор обменного фонда;
  1. -Отдел развития и инноваций;
  1. -Межбиблиотечный абонемент;
  2. -Отдел редких книг;
  3. -Отдел искусств;
  4. -Отдел комплектования книжного фонда;
  5. -Отдел обработки литературы и каталогизации;
  6. -Редакционно-издательский отдел;
  7. -Центр формирования информационной культуры;
  8. -Центр информатизации библиотечной отрасли;
  9. -Отдел литературы на иностранных языках:
    • Абонемент;
    • Читальный зал;
    • Читальный зал американской литературы (American Center in Samara) [16].

Деятельность СОУНБ  организована по следующим основным направлениям:

  • - комплектование, развитие и сохранение фондов;
  • - развитие внешней и внутренней кооперации;
  • - финансово-хозяйственная деятельность;
  • - управление персоналом;
  • - социальная и просветительная деятельность;
  • - маркетинг и PR;
  • - проектная деятельность;
  • - методическое сопровождение деятельности;
  • - исследовательская и поисковая деятельность;
  • - информационно-библиографическая работа;
  • - информатизация.

За последний период в управлении библиотекой произошли существенные изменения, в библиотеке дважды происходила смена директора, была смена заместителей. В 2005 г. в период директорства Кузьмишиной Т. М. был проведен ремонт библиотеки, установлена система электронных пропусков для сотрудников. В настоящее время СОУНБ возглавляет Колоколова Татьяна Анатольевна, заместителем по библиотечной работе является Никулина Наталья Николаевна, заместителем по хозяйственной работе – Темников Михаил Леонтьевич, заместителем директора по фондам – Матенкова Галина Николаевна. Проблемы организационно-управленческого характера, низкое материальное стимулирование рядовых сотрудников привели к уходу из библиотеки ряда сотрудников, негативно сказались на деятельности многих отделов. В том числе, в библиотеке сменилось несколько секретарей.

Организационно-управленческие проблемы библиотеки сказываются на всех подсистемах обеспечения ее деятельности, включая информационное и документационное обеспечение.

В 1993 - 94 гг. в СОУНБ  был создан сектор автоматизации, на который было возложено решение проблем автоматизации и компьютеризации библиотеки. Консультационную помощь сотрудникам СОУНБ оказывали преподаватели Самарской государственной академии культуры и искусств: Л. Л. Мотова, В. Н. Стрельников, Л. Н. Голенок. Была приобретена необходимая техника (компьютеры, периферия, технические средства), базы данных (в числе первых, БД «Право», «Консультант плюс», «Российский генеральный регистр», и др.) [6; стр.47].

Началось создание электронного каталога. Информационно-библиографический  отдел в автоматизированном режиме осуществлял текущую аналитическую роспись периодических изданий на предмет отбора краеведческой информации, одновременно накапливая БД для издания текущего БУ «ЛОРК» («Литература о родном крае», для его подготовки была приобретена специализированная автоматизированная система «Указатель» НПП «Информасистема») и краеведческого электронного каталога (СКата). В отделах, создающих электронные каталоги, параллельно с вводом информации создавались словари ключевых слов, продолжалась разработка технологической документации, рабочих инструкций

В каждом отделе СОУНБ  используется свое программное обеспечение. Например, в Центре правовой и патентно-технической  информации имеются электронные  справочно-правовые системы:

  1. «Консультант плюс»;
  2. «Гарант»;
  3. «Эталон»;
  4. «Банк правовых актов».

Информация о работе Сервисная деятельность в структуре социальных отношений