Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:42, реферат
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
Введение……………………………………….……………………………….….3
1. Понятие социологии личности.………………………………….……….…5
2. Проблема личности в социологи………………………………………...…9
3. Механизм регулирования поведения и социализации личност……..…13
4. Школы социализации……………….……………………………………...16
Заключение……………………………………………..............……………….19
Список литературы…………………………………..……………….………….21
Диспозиционная теория позволяет
установить связи между социологическим
и социально-психологическим
«Личность можно рассматривать как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто является личностью. Скорее, наоборот, «бунтарь» в нашем сознании в большей степени является личностью, чем человек, покорно подчиняющийся существующим нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности.»4
Механизм регулирования поведения и социализации личности
Среди основных механизмов социального поведения личности различают социализацию и социальную адаптацию.
Социализация - процесс филоонтогенетичекого развития психосоциальных свойств и качеств индивида, в ходе которого в результате воздействия общества происходит становление конкретно-исторического типа личности и воспроизводство человека как активного субъекта деятельности, обладающего определенной социально-классовой направленностью, мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Основное содержание этого процесса - с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, а с другой - их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественно-историческая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводит себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности. В классовом обществе социальный опыт всегда опосредован классовыми отношениями. Отсюда очевидно, что характер процесса социализации обусловлен прежде всего социально-экономическими отношениями и его содержание зависит от социально-экономического строя, а также уровня исторического развития общества.
Социализация, как и любой
другой социальный процесс, характеризуется
периодичностью и стадийностью протекания.
В отечественной
Социальная адаптация - активное
освоение личностью или группой
новой для нее социальной среды.
Адаптационные процессы происходят
постоянно, т.к. постоянно происходят
изменения и в социальных условиях
нашего существования, и в нас
самих. Можно выделить два вида адаптационных
процессов. Первый вид составляют процессы,
связанные с резкой сменой социальной
среды. К таким адаптационным
процессам относятся, например, адаптация
сельского жителя в городе и наоборот,
адаптация в иной культурной среде,
необходимость которой
Второй вид социальной
адаптации - это адаптация к изменившимся
социальным условиям. Так, принятие тех
или иных решений, изменений в
законодательстве ведут к необходимости
согласовывать с ними интересы и
поведение различных социальных
групп и личностей. Кроме того,
социальная адаптация в обществе
несет отпечаток того исторического
этапа, который переживает общество
в данный исторический момент. Так,
период перестройки отличается резким
усилением интенсивности
Школы социализации
Школы, или по другому
институты социализации - на всех стадиях
социализации воздействие общества
на личность осуществляется или непосредственно,
или через группу, но сам набор
средств воздействия можно
Заключение
Исходя из вышеизложенного, сделаем краткие выводы.
Социология личности – это отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.
Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.
Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:
1) изучение личности как
социальной системы, элемента
социальных общностей и
2) изучение личности как
объекта социальных отношений
(воздействие общества на
3) рассмотрение личности
как субъекта общественных
Основными механизмами социального поведения личности является социализация и социальная адаптация.
Социализация представляет
собой процесс становления
В социологии личности множество выработано множество теорий личности, различия между которыми связаны с подходами к обществу в микросоциологической или макросоциологической перспективе.
Список использованной литературы
1. Гидденс Э.http://www.gumer.
2. Воронцов А.В./ Громов И. А.история социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч.1. : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» - М: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2005. – 423 с.
3.Павленок П.Д.Социология: Учебное пособие / П. Д. Павленок, Л. И.Савинов, Г. Т. Журавлев. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 736 с.;
4. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - 696 с.
5. http://www.onlinedics.ru/
1 Павленок П.Д.Социология: Учебное пособие / П. Д. Павленок, Л. И.Савинов, Г. Т. Журавлев. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 83с.;
2Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - 218 с.;
3Воронцов А.В./ Громов И. А.история социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч.1. : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» - М: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2005. – 304 с.;
4 Зигмунт Бауман. Индивидуализированное общество/Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. – 413с.
5 Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. - 32 с.