Школы и проблемы социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

Содержание работы

Введение……………………………………….……………………………….….3
1. Понятие социологии личности.………………………………….……….…5
2. Проблема личности в социологи………………………………………...…9
3. Механизм регулирования поведения и социализации личност……..…13
4. Школы социализации……………….……………………………………...16
Заключение……………………………………………..............……………….19
Список литературы…………………………………..……………….………….21

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

Диспозиционная теория позволяет  установить связи между социологическим  и социально-психологическим поведением личности. Концепция диспозиционной регуляции социального поведения  личности была сформулирована известным  социологом В.А.Ядовым. Ключевым понятием выступает «диспозиция», или установка, в самом широком ее смысле. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Диспозиционная концепция дает возможность объяснить поведение и деятельность индивида в различных социальных средах и социальных системах.

«Личность можно рассматривать как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто является личностью. Скорее, наоборот, «бунтарь» в нашем сознании в большей степени является личностью, чем человек, покорно подчиняющийся существующим нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности.»4

 

Механизм регулирования  поведения и социализации личности

Среди основных механизмов социального поведения личности различают социализацию и социальную адаптацию.

Социализация - процесс филоонтогенетичекого развития психосоциальных свойств и качеств индивида, в ходе которого в результате воздействия общества происходит становление конкретно-исторического типа личности и воспроизводство человека как активного субъекта деятельности, обладающего определенной социально-классовой направленностью, мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Основное содержание этого процесса - с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, а с другой - их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественно-историческая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводит себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности. В классовом обществе социальный опыт всегда опосредован классовыми отношениями. Отсюда очевидно, что характер процесса социализации обусловлен прежде всего социально-экономическими отношениями и его содержание зависит от социально-экономического строя, а также уровня исторического развития общества.

Социализация, как и любой  другой социальный процесс, характеризуется  периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологической  литературе в социализации выделяют три периода - дотрудовой, трудовой, после-трудовой и четыре стадии - ранняя (от рождения до поступления в школу), обучение (с момента поступления  в школу до окончания очных  форм общего и специального образования), социальная зрелость (основная, охватывающая период активной трудовой и общественно-политической деятельности), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации). Разделение на определенные периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социологии ребенка, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста и др. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы социальных институтов: институты первоначального развития природных и социальных свойств, институты обучения и образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности.

Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой  новой для нее социальной среды. Адаптационные процессы происходят постоянно, т.к. постоянно происходят изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас  самих. Можно выделить два вида адаптационных  процессов. Первый вид составляют процессы, связанные с резкой сменой социальной среды. К таким адаптационным  процессам относятся, например, адаптация  сельского жителя в городе и наоборот, адаптация в иной культурной среде, необходимость которой возникает  в результате социального перемещения (например, поступление рабочего в  вуз) или территориального перемещения (смена места жительства), адаптация  в иной национальной среде, производственная адаптация в результате смены  места работы… 

Второй вид социальной адаптации - это адаптация к изменившимся социальным условиям. Так, принятие тех  или иных решений, изменений в  законодательстве ведут к необходимости  согласовывать с ними интересы и  поведение различных социальных групп и личностей. Кроме того, социальная адаптация в обществе несет отпечаток того исторического  этапа, который переживает общество в данный исторический момент. Так, период перестройки отличается резким усилением интенсивности адаптационных  процессов. Соответственно изменяются и критерии адаптированности, в их содержании увеличивается доля общесоциального. В то же время в такие периоды  наблюдается массовое существование  различных форм пассивного приспособления к социальной действительности, начиная от конформизма и кончая уходом от участия в решении социальных проблем в сферу сугубо личных интересов. Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы - семья, производственный коллектив, друзья, соседи по дому и др. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

 

Школы социализации

Школы, или по другому  институты социализации - на всех стадиях  социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор  средств воздействия можно свести вслед за Ж.Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными  словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей  посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается  к системам норм и ценностей и  которые выступают своеобразными  трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический  анализ роли социальных институтов в  обществе. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я» (Берне, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (Кон, 1989. С.26).Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии, либо о создании такой самостоятельной области исследований можно встретить все чаще. Я.Л. Коломинский, например, употребляет понятие «возрастная социальная психология» и активно отстаивает право на существование такой области психологической науки (Коломинский, 1972). Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. «Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает»5.

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, сделаем краткие выводы.

Социология личности –  это отрасль знаний социологии, имеющая  предметом изучения личность как  объект и субъект социальных отношений  в пределах социально-исторического  процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.

Социология стремится  выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить  личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.

Социология личности сосредоточена  на трех основных проблемах:

1) изучение личности как  социальной системы, элемента  социальных общностей и институтов;

2) изучение личности как  объекта социальных отношений  (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе  ее социализации, воспитания);

3) рассмотрение личности  как субъекта общественных отношений,  в том числе социальную деятельность  и активность личности.

Основными механизмами социального  поведения личности является социализация и социальная адаптация.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни  и продолжается всю жизнь. Социальная адаптация - активное освоение личностью  или группой новой для нее  социальной среды, которые происходят постоянно.

В социологии личности множество  выработано множество теорий личности, различия между которыми связаны  с подходами к обществу в микросоциологической или макросоциологической перспективе.

Список использованной литературы

1. Гидденс Э.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/09.php

2. Воронцов А.В./ Громов  И. А.история социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч.1. : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» - М: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2005. – 423 с.

3.Павленок П.Д.Социология: Учебное пособие / П. Д. Павленок, Л. И.Савинов, Г. Т. Журавлев. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая  корпорация  «Дашков и К», 2010. –  736 с.;

4. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - 696 с.

5.  http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/v/bjurokratija.html;

1 Павленок П.Д.Социология: Учебное пособие / П. Д. Павленок, Л. И.Савинов, Г. Т. Журавлев. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 83с.;

2Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - 218 с.;

3Воронцов А.В./ Громов И. А.история социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч.1. : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» - М: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2005. – 304 с.;

4 Зигмунт Бауман. Индивидуализированное общество/Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. – 413с.

5 Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. - 32 с.

 


Информация о работе Школы и проблемы социализации