Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная антропология".
Б1(1) Предметное поле соц антропологии,ее связь с др науками
Объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими, в обществе как социокультурной системе. Следовательно, в объект этой дисциплины включается также (природное, социальное и искусственное окружение человека) культура. Ее предметом являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Окружение изучается в функциональных и символических аспектах.
Психология изучает, как известно, разделяемые членами общества психические характеристики, т.е. личностные черты, стереотипы поведения и восприятия, психические отклонения, типичные характеры. Если объект психологии – индивид, то необходимо развитие новой дисциплины, объектом которой должно выступать поведенческое взаимодействие индивида со средой. Если среда понимается лишь как социальная(т.е. человеческое окружение индивида), то диаду «индивид-среда» изучает социальная психология. К настоящему времени она является наиболее развитой из всех психологических дисциплин в нашей стране. В отсутствие социальной антропологи как науки социальная психология взяла на себя ряд её функций. Поэтому некоторые знания, добытые в области взаимодействия индивид со средой (культурной) антропологии. Особенно это относится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющегося поведения человека.
В объект социальной
антропологии входит также
Сейчас развивается частная научная дисциплина, называемая геокультурологией. Обнаруживаются серьёзные особенности степной, лесной и горной культур, что немаловажно для социальной антропологии, ориентированной на изучение культур народов нашей страны.
Б1(2) Факторы разнообразия людей.Роль генетического и социокультурного наследования в расслоении общества
Разнообразие людей коренится в биологии человека – мы рождаемся с разными генами. Именно она создала и возможность человеческого общества, и его необходимость. Разнообразие людей и изменчивость такого разнообразия возможны лишь в обществе и через общество. Факторы человеческого разнообразия являются наследственность и среда. Думая о разнообразии людей основным различием с точки зрения генетики является различие между генотипом («программой» эволюции организма) и фенотипом (всеми проявлениями организма, включающими в себя его морфологию, физиологию и поведение в конкретные моменты его жизни). Есть несколько ошибок:
а) гены определяют фенотип,
б) гены определяют предельные возможности,
в) гены определяют предрасположенности.
1) Восприятие, место и
характер работы, социальный опыт
приводят к различиям в
2)Теорией «Пустых ячеек»:
генотип, мол, определяет колич
3)Идея предрасположенности (например, к полноте или худобе человека) предлагает, что тенденции проявляется в нормальных условиях. В отношении человека «нормальные средовые условия» выглядят чрезвычайно расплывчато и здесь не помогают даже средние величины для популяции, взятые как эталоны.
Расы- подразделения вида «человек разумный». Расы характеризуются общими наследственными физическими особенностями. Различают негроидную, европейскую и монголоидную расы.
Если отдавать приоритет цвету кожи, то сами термины неточно описывают цвет. По этой классификации целые народы остаются вне её.
Б2(1)Парадигмы культуроантропологи- ческого познания
Научные парадигмы являются моделями объяснения и интерпретации поведения изучаемого объекта: природного, социального, психологического или культурного явления.
Диалектическая парадигма.
Диалектика перехода культуры
из одной формы в другую
посредством активности
Структурно – функциональная
парадигма, позволяющая понять
и объяснить порождение и
Структуралистская
парадигма, помогает
Феноменологическая
парадигма. Применяется для
1 наука о предметах опыта (Ламберг), она изучает принципы чувственности;
2 «негативная наука»,
содержащая критику чистого
3 учение о становлении знания (Фихте), изучение наличных форм сознания (Гегель);
инвайроментальная
парадигма применяется при
Б2(2) Менталитет. Его функции и место в системе общественного сознания и коллективного подсознательного
Менталитет(понятие введено Льюисом Левебрюлем - основоположником школы) – особенности мышления, мировосприятия свойственные представителям крупных этнических групп. Менталитет определяет предрасположенность индивида, определенным образом мыслить, воспринимать окружающий мир, принимать или отвергать определенные культурные коды. Менталитет (в полной мере) в полном объеме проявляется лишь в массовом поведении людей. В индивидуальном сознании ментальность( индивидуальное проявление менталитета) – базовые константы могут варьироваться в широком диапозоне. В менталитете заложены как особенности климата, ландшафта, так и особенности соц. Истории того или иного гос-ва.
Рос. Менталитет – ментальные комплексы: 1 долготерпимость. Позитив: в тяжелых условиях Российский человек обладает колоссальным адаптационным ресурсом и способен выжить.
Негатив – способность к адаптации, значительно снижает соц. импульс человека к переменам.
Долготерпимость – становится почвой для соц. пассивности.
Силовой комплекс – суть: в основе самоутверждения чел. и его отношения с др. людьми лежит сила. Сила: физическая, сила власти, сила распоряжения опр. благами, сила идей и традиций.
Ментальный комплекс вождя – стремление русского человека к лидеру харизматического плана.
Следствие культа вождя – подавление индивидуального чел. Я интересам коллектива и гос-ва. В итоге Рос. Человек воспринимается не как личность, а как часть коллектива (общины или гос-ва).
Эти все ментальные комплексы порождают противоречивый национальный характер русского человека, кот. может быть понят только через породоксальность: соединение несовместимых противоположностей.С одной стороны смирение и долготерпимость, с др. – русский бунт, требующий справедливости. С одной стороны важность любви и свободы (ценности), а с другой – склонность к рабству.
Б3(1) Современные представления о
происхождении и
Древопитеки (в лесах древней Африки) возникли 20 млн. лет назад.
= 9 млн. лет назад
появляются австралопитеки, большой
объем мозга = 650 – 680 мл куб,
более развитые кости рук,
= 4 млн лет назад обнаружен Эмилем Девца на острове Ярк – пятикантроп близкий мнантроп (на территории Китая): прямоходячие. На их стоянках были впервые обнаружены следы материальной культуры (каменные орудия труда и остатки золы), большой объем мозга 1350 мл куб.
=300 000 лет назад – неардельтальцы (пещера Неондынтарь – Франция): приближаются к современному чел. 1450 мл куб мозг; развиваются орудия труда; на стоянках обнаружены кремниевые орудия труда; обнаружены первые следы духовной культуры (наскальная живопись; резные фигуры из камня и дерева, в основном женские).
=50 000 лет назад – оледенение и после него появляются кромоненцы: мозг 1350 мл куб; развитая сфера деятельности, рыболовство, охота и др.; разные орудия труда; технология строительства жилища; расширилась территория их проживания, вышли на равнину и создана предпосылка к неолитической революции (от присваивающей экономики к производящей; от рыболовства, собирательства к пастушеству, земледелию).
Факторы эволюции:
1 постоянное увеличение объема мозга за счет его верхней части
2 прямохождение и развитие
кистей рук для трудовой
3 совершенствование орудий труда
4 изменение семейно-брачных отношений
Стадо обезьян основывается
на эндогамии – способ организации
семейно-брачных отношений
Б3(2) Атрибуты жизненной среды чел
Атрибуты жизненной среды человека :
1.пространство – у
человека, как и у животных, есть
свои охранные зоны и территори
Интимная зона – самая главная из всех зон, поскольку именно ее человек охраняет словно свою собственность. В эту зону могут проникать лишь дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники, т.е. те, кто находится в тесном эмоциональном контакте с человеком. В этой зоне выделяется сверхинтимная подзона радиусом в 15см, в которую можно проникнуть лишь посредством физического контакта.
Личная зона – это расстояние, которое обычно разделяет людей, собравшихся вместе по какому –либо поводу: на официальном приеме, дружеской вечеринке, спектакле.
Социальная зона - это расстояние мы принимаем и охраняем в обществе с людьми, которых знаем не очень хорошо. Социальная зона характерна для общения людей, расположенных на различных уровнях социальной (профессиональной, должностной) пирамиды.
Общественная зона: когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
2 Время – позволяет
регламентировать, синхронизировать
и тем самым упорядочивать
совместную жизнь людей в
На уровне конкретной жизненной среды время является абсолютной величиной, поскольку для того, чтобы оно объективно изменилось, необходимо, чтобы эта среда двигалась со скоростью, близкой к скорости света. Время на этом уровне объективно, оно не зависит от чьих-либо желаний. Именно это его свойство позволяет синхронизировать процессы, протекающие в жизненной среде, организуя взаимодействие людей по месту и времени. Существуют единицы и системы его измерения: эра, век, год, месяц, неделя, сутки. В плане же восприятия времени, обусловленного переживаниями человека, оно является относительной величиной. «Счастливые часов не наблюдают» - суждение, основанное на верных наблюдениях. Психологическое время весьма отличается от астрономического: оно связано с внутренним миром человека и зависит от его состояния. Время течет медленно, когда человек ждет кого-либо.
Для организации
жизненной среды людей
Б4(1) Современные концепции антропогенеза
Концепции отвечают на вопрос: Что является источником развития биологических видов? (теория Дарвина –« происхождение видов путем естественного отбора» 1860).
Суть концепции Дарвина: между биологическими видами существует борьба за ограниченные природные ресурсы. Более высокие возможности имеет биол. вид, кот. появился после объединения.
Адаптационный ресурс чел.
позволяет приспосабливаться к
различным биологическим
Спорные вопросы:
1 Что выделяет человека от обезьяны
2 не найдено переходных видов от обезьяны к человеку
3 мы не наблюдаем равномерного развития человека