Шпаргалка по "Социальная антропология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная антропология".

Файлы: 1 файл

0085769_E7BC6_shpargalki_po_socialnoy_antropologii.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Альтернативную теорию развивает современный антрополог-академик Алексеева: развитие человечества идет в 2 альтернативных центрах. (Центральная Африка и Центр. Азия) раскопки показывают, что родиной кролгоньанцев была Центральная Африка. Развивает теорию мутации.

В 20 веке развиваются  альтернативные теории

1 пелеовизита

2 Малдашев – родина  Тибет

3 религия – чел.  продукт божественного промысла, сотворенный в особый день, отличающийся от др. животных разумом и речью, согласно христианству, человек это образ и подобие Бога на земле, что стимулировало идею богочеловечества. Человек как творение Бога обладает свободой, эта свобода привела к грехопадению, изначально от природы чел. оказалось искаженной и двойственной. С одной стороны: чел. – орудие божественного промысла.

С другой стороны: чел. –  представитель животного мира.

С точки зрения католицизма  задача человека: направленность на воссоединение с богом.

С точки зрения православия (заложено в учениях Кирилла и  Мифодия) – проблема выбора.

В Традиции ХХ в.  возникают концепции, отрицающие антропогинез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б5(1) Представление  о природе с сущности чел в  соц антропологии

Сущность - это есть те свойства какого-либо предмета и явления, которые принципиально отлич. его  и выделяют из всех остальных.

Если брать историю  развития соц.антропологии, то в различные  эпохи сущность человека определяеть  по-разному. Восточная цивилизация определ.сущность чел. через душу, специфика чел.души в том, что она стремиться к духовному совершенству. Европейская философия разрабатывала несколько подходов к пониманию сущности: 1- Античная традиция сущность проявляеться через разум - челоаек разумен. 2- Философы Возраждения создали торию богочеловечества. Сущность проявляеться в творчестве.3- в традиции 17-18вв. Маркс -сущность прояв.в труде. 4-сущность прояв.в игре (Берн). Все что окружает человека - это игра.

Современные подходы  сводяться к единству 3-х х-тик:

1-неповторимось, не  смотря на то что биологич.природа  чел.достаточно универсальна, каждый  из нас выступает как неповторимая  личность.

2- незаменимость, каждый  чел.появл.в этом мире ради  определенной цели, который другой  выполнить не может. Проявляеться роль личностного фактора в истории.

3-невыразимость(истинная  природа человека остаеться непостижимой  тайной)

 

 

Б4(2) Формы адаптации  человека к соц условиям

Главный источник развития культуры повседневности явл ее адаптация к внешним условиям и к соц процессам. При этом темпы адаптации и способы к ним зависят от власти и от соц сознания  людей,  которое поддерживает или блокирует те или иные явления культ повседневности. Т.е. в качестве источника адаптации людей выступает сист их ценностей, которая транслируется определенной культурой. Если система ценностей людей противоречит нов явлениям соц реальности, то темпы адаптации либо будут максимально снижены, либо новые явления культуры повседневности вообще не приживутся в этнической культуре.  Мертон выделял 5 форм адаптации: комфортность, инновация, ритуализм, мятеж,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б5(2) Этапы и  закономерности социокультурной социализации

Социализация- это процесс  развития соц.аспекта природы чел., котор. проходит через освоение принципов ролевого поведения и системы регулятивных норм. Инкультурация – процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих данную культуру и отличающих ее от других. Т.о. инкульт.учитывает развитие сознания чел., а социал. – развитие соц.природы и усвоение системы соц.норм. Сходства  - оба учитывают проблему развития личности, ее вхождение в в общ-во и к-ру. Принято выделять 2осн. стадии:

1-первичная инкультурация(детство)  Сюда относится: 1-доминирование  взрослого в трансляции культурного  опыта, норм и правил( важным являеться отн. между родителями и ребенком);2- оказывает влияние формирование невербальной культуры ребенка( отн. ребенка и окр.мира строяться на основе эмоций, переживаний и выражается через жесты, мимику, позу, улыбку;3- игра. Антропологи выдел. след игры: 1-физические, направлены на разв. физических способностей; 2-стратегические, где формируется способность прогнозировать и оценивать их вероятность. 3-стохатические – роль  принадлежит случаю. 4- ролевые игры. Многие исследователи доказывают влияние опыта детства на формирование личности. Здесь важна роль родителей и их соц. статус, и соц.окружение ребенка и его соц.роль в играх. Влияние к-ры на формирование личности происходит на протяжении всей жизни, а значит приобретенные черты в детстве могут быть вытеснены в зрелом возрасте.

2- вторичная инкультурация  . Сюда относиться: профессиональная  культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б6(1) Социальноантропологическая классификация типов личности

Соц-психологический  тип – это особенности духовно психологической организации чел., которая влияет на определенный тип соц.поведения.

К.Юнг – у каждого  чел. сущ. психическая схема принятия решений, и зная псих.схему можно  прогнозировать поведение. Делит на экстраверта(открытый) и интроверта (закрытый)

Античный врач Гален  выдел.3 типа:1)телесный тип, св-но ориентация на материальные вещи, свое тело.2)психики  – важна психическая сторона  действия.3) пневматики – важна проблема души, мировоззренческие проблемы.

Шелдон(амер): 1)мозговой тип – делает акцент на интеллект, х-на замкнутость, сдержанность.2)мускульный тип – чел. живет проблемами тела, стремиться к управлению.3) желудочный – важна еда, стремление к соглашению. Эту же типологию добавляют Кречмер, Шлайн, Люшер. Делят личностей в соответствии с цветами: красный, синий,  желтый, фиолетовый, зеленый, оранжевый.

Философский подход учитывает  мировоззренческие и духовные ориентации. Г.Гурджев (рос. филосов)выдел.5 типов  личности: 1)физический человек –  чисто материальные интересы. 2)эмоциональный  человек – живет в мире эмоций( срав. с ребенком). 3) Чел.интеллектуальный – главное интеллект, знание.4) чел.пути или духовный чел. – стремиться к духовному самосовершенствованию, к саморазвитию. 5)Чел.гармонический – ктор.сочетает в себе все типы. Сложно отнести чел. к определ.типу, отнесение к типу ярче всего определяется в детстве

 

 

Б6(2) Формы и  причины девиантного поведения 

Девиантное поведение  – нарушение человеком принятых в данной социальной среде ценностно-нормативной  базы поведения людей.

Р.Мертон определяет девиантное поведение как результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия. Возникает разрыв между социальными условиями и нормативами культуры. В этом разрыве по Мертону заложен источник девиантного поведения. В этих условиях человек может совершить поступки которые он бы никогда не сделал.

Концепция интегральной социологии: По мнению Сорокина, источником девиантного пов. явл. Низкий материальный уровень людей. Неспособность удовлет. потребности явл. источником революции

Постмодернистские концепции: П.Штомка, акцентирует внимание на проблему соц.изменений. Девиантное поведение обусловлено культурным шоком и кризисом идентификации.

Соврем.американская традиция предлагает использовать метод интерпретации  мотивов, т.е. что заставило чел-ка сов.данное действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б7(1) Представления  о природе человека на востоке

На Востоке сущность чел.рассм.через духовное. Ключивой проблемой явл.проблема чел.души.

1)Буддизм (Сидхарт Гаутама)Истины буддизма:- чел.жизнь это страдание, причной явл.привязанность чел. к материальному миру. Необходимо разорвать связь с матер.миром о достичь состояния отрешенности. – Есть путь освобождения от страданий. Конечной целью – нирвана.  Спсение чел.находиться в его руках.2)Даосизм ( Лао Дзи) «Учение о Дао и Дэ» Дао – та духовна сублимация , кторая лежит в основе всего мира. Дэ – чел. начало. Чел. ничего не должен делать т.к. что-либо изменить не в его силах. Закон по которому развивается Дао, это закон борьбы единства и противоречий. 3) Конфуцианство. Не может принять социальную пассивность чел. С т.з. К. задача чел. в том, чтобы воспитаь в себе, путем совершенствования, те качества, котор.необходимы обществу. В основе лежит образ благородного мужа:трудолюбие, терпимость, уважение старших, стремление к духовному совершенствованию и т.д. Духовно развиваеться чел. и общество.

 

 

Б7(2) Аккультурация  и ассимиляция. Маргинальная личность

При социализации личности часто происходит не  только освоение родной культуры, но и продукт инкультурации. Этот термин обозначает процесс "врастания" личности в другую культуру и необходимо для того, чтобы понять структуру и природу так называемой маргинальной личности,т.е.личности сформировавшейся на стыке двух и более культур, одна из которых может являться родной. Формирующаяся в таких условиях личность вбирает в себя элементы различных культур; этот процесс особенно ускоряеть посредством массвых коммуникаций, межкультурных контактов межличностного и межгруппового х-ра.

Исследования показывают, что многие выдающиеся деятели государств,науки,искусства и т.д. были детьми представителями различных культур (наций), либо росли в условиях, пропитанных духом межкультурного сосуществования.

В условиях конфликтности  культур маргинальная личность- это  индивид, который, усвоив многие ценности двух или более конфликтующих соуиокультурных систем, испытывает дискомфортные чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б8(1) Природа  человека в учениях философов  Античности

Проблема чел.души впервые  появ. в школе Софистов. Придерживались принципа релятивизма и относительности. Считали, что не сущ.универсальных ценностей и норм. Учили управлять и доказывать свою правоту. Сократ выступил против этого. Для него была важна не индевидуальная личностная природа чел., а его общественно соц.природа. В Античности чел. воспринимается как общественно-политическое существо. Сократ считал что знание что хорошо, а что плохо присуще человеку на генетическом уровне, а сл-но суждение о морали.

Платон, один из первых ввел понятие души и рассмотрел ее структуру. 3 душевные силы: 1-разум(филосов, правитель гос-ва) 2-воля(воин)3-страсть( простолюдины, ремесленники, обеспечивающие материальное благополучие гос-ва). Разум должен управлять волей и страстями. Воля подчинять все действия определенной системе поведения и подчинять страсти.

Аристократия- философ, теократия  – воин, демократия – народ.

По Аристотелю душа имеет  чисто материалистическую организацию. 3 типа души: 1-растение;2-животное;3-человек. Сущности чел. присущ разум и интеллектуальная деятельность. Душа основана на нравственности.

Поздние школы Античности

Эпикурийцы – чел. способен управлять, сл-но чел. свободен. Чтобы достичь состояния свободы, чел-ку необходимо преодолеть страхи перед  богами и об-вом. Источник счастья  удовлетворение первичных потребностей( еда и т.д) духовное благо ( любовь и дружба)

Стоики. В мире сущ. законы, котрые не подвластны человеку. Счастье  – духовная гармония. Необходимо выработать невозмутимость духа

 

 

Б8(2) Потребности  человека. Связь с ценностной ориентацией  личности

Если мы признаём универсальность потребностей человека,то необходимо выделить базовые потребности, которые должны удовлетворяться любой культурой Первичные потребности Малиновский считает врождёнными. Первичные порождают систему вторичных. Маслоу выделили 5 уровней потребн:духовные,стремление к уважению,потр в соц.связях, экзистенциальные(потр.безопасности),

Физиологические. Последние 3-базовые. Экзистенц.потр соответствуют  животному инстинкту территориальности  и проявл в стремлении к освоению. Потр. В  соц.всязях-стремление принадл и какой-либо общности,которая идентифицируется как своя. Стремление к уважению-стремл к уважению себя каак личности,так и к уважению других. Дух.потребности-необходимость в самореализации. С дух.потребностями Маслоу связывал искусственные потребности-стремление к познанию,симметрии,красоте и гармонии. Эта система иерархична.Ст.з. Маслоу более сложные потребности возникают только после удовлетворения более простых.Иерархию начинает выстраивать культура

 

 

 

 

 

 

Б9(1) Природа  и сущность человека в религиозной филосфии

Сущность-св-ва предмета или явления,кот отличают его  от остальных.Дух.мир Востока формир-ся буддизмом,даосизмом и конфуцианством.Буддизм:чел.жизнь- страдание,причина страдания-желания,избавление-отказ  от желаний.Даосизм:была одна субстанцияи одновременно мировая закономерность(Дао-дословно «путь»).Человек ничего не может изменить.Конфуцианство:задача человека-воспитание в себе путём духовного совершенствования черты характера,котор благоприятны для процветания общества.В основе конф-ва лежит образ благоприятного мужа,кот обладает набором этих черт.Сущность чел на Востоке опр-ся через способность к духовному изменению,совершенствованию,кот(по Конфуцию)лежит в основе развития общества.

Основоположники католицизма(Бл Августин) отстаивают необходимость церкви как посредника между Богом и верующими.Здесь церковь выступает как важнейшая социальн.организация,задача которой толкование истины.

Православная традиция основана на идее свободы.Право выбора между добром и злом,между дух.возвышением  и падением,нах-ся в руках чел-ка.Роль церкви-помочь чел-ку на пути к дух.возвышению.Мартин Лютер(протестантизм):мирская жизнь и светское гос-во занимают важнейшее место в жизни чел-ка.Источник дух.спасения-индивидуальное общение с Богом. Источником дух.спасения чел-ка явл не только вера,но и труд.Считал,что католичество не имеет право претендовать на роль посредника между Богом и человечеством. Керилл и Мефодий:чел имеет право выбора между добром и злом,между дух.возвышением и падением. Роль церкви-помочь чел-ку на пути к дух.возвышению.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная антропология"