Шпаргалка по "Социальная антропология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная антропология".

Файлы: 1 файл

0085769_E7BC6_shpargalki_po_socialnoy_antropologii.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б9(2) Фазы и механизмы институционализации опыта

Социальное взаимодействие подчинено  принципу «здесь и сейчас» и протекает  в ситуации «лицом к лицу».Именно этот вид(социальное взим)явл-ся как  бы атомом всего мира человеческих взаимоотношений. Все остальные формы взаимодействий явл. лишь производными и удалёнными от этого «атома». Ни один человек не способен постичь другого во всём его многообразии. Поэтому существуют схемы интерпретации поведения и действий другого человека(мужчина, женщина, европеец и т.д.)Мы воспринимаем друг друга как типы. Типизация формируется в «образцы взаимодействий» и упорядочивает ихВажную роль при этом играет вербальный язык (система знаов). В памяти человека осаждается не весь опыт индивида или группы. В основе опыта лежат действия физического, технологического и умственного характера, а всякое действие подвергается опривычиванию. В ходе опривычивания происходит фундаментальный процесс: естественное стремление людей к результативности действия в сочетании со стремлением к экономии человеческих усилий ведут к тому,что в сознании отпечатывается прежде всего позитивный опыт, превращаясь в образец действия. Из-за типизации действий и формирования образцов поведения, у людей возникают определённые ожидания друг от друга. Возникает основа для возникновения институтов-объективных для индивидов социальной реальности. Они диктуют индивидам:»так надо делать». Разделение труда между институтами даёт возможность развивать соответствующую профессиональную культуру, открывает путь к инновациям.

 

 

Б10(1) Проблема богочеловечества в представлении  мыслителей Возрождения 

Возрождение часто называют антропологической революцией,кот  произошла во взгляде на челов-во.Суть её в следующем:1.чел воспринимается как титан(сущ-во,кот явл-ся воплощением космоса и обладает колоссальным потенциалом творческих сил)Воплощение космоса-тело человека.Чел.как титан,носитель колоссальнго кол-ва сил способен ко всему. 2.Промитеизм.Чел выступает ни как слуга,а как соратник Бога. При этом источником богочеловечества явл творч-во.3.под влиянием титанизма и промитеизма сознание чел-ка нач-т приобретать индивид.хар-р и теряет связь со своей религиозной основой.С т.з. Америк антрополога Элиаса антропологич.революция привела к революции сознания.С т.з. Элиаса соц.сознание,кот.определяет соц.отношения,находятся в парадигме «я-общество». Нач-ся смещение в сторону «я»,к индивид.сознанию.

Мартин Лютер:католич. Церковь не может претендовать на роль посредника между Богом и чел-ком. мирская жизнь и светское гос-во занимают важнейшее место в жизни чел-ка.Источник дух.спасения-индивидуальное общение с Богом. Источником дух.спасения чел-ка явл не только вера,но и труд.

 

 

 

 

 

 

 

Б10(2) Роль труда  в жизни человека. Отчуждение от труда, источники преодоления 

Труд как жизненный  мир и разновидность деятельности относится к практич. области,кот  преследует цель преобразования окр.мира чел-ка и общества и достижение практически  полезного результата. Это означает,что в той или иной мере труд.деят-ть связана с необходимостью материальной выгоды. Труд,в зависимости от того,на что направлен:материально-производственный труд,интеллектуально-духовный.Рез-том интеллектуального труда выступает новое знание,кот корректирует картину мира,чел-ка и общества.2й специфической чертой труда явл. Необходимость для достижения рез-та особых знаний,умений и навыков.3я проявл-ся в том,что он как деятельность не отделим от творчества. В процессе труда чел. Прикасается к научным открытиям,изобретениям,технологиям, кот были созданы предшествующими поколениями.В рез-те  столкновения с соц.опытом чел-ка,преобразуется не только окр.мир,но и сам чел-к.В процессе труда совершенствуется система чел.способностей,приобретаются новые знания и навыки,изм-ся отношения чел-ка с окр. миром.Именно орудия труда,технологии,знания позволили чел не просто адаптироваться к окр среде,но и изменить её.Труд даёт чел-ку власть над природой.,усиливает его веру в стабильность существования. Труд заставляет чел-ка никогда не останавливаться на достигнутом.

По Минюшеву источники  развития труда:половой отбор,разделение труда, развитие мира знаков.

Отчуждение по Марксу:чел-к  овеществляет свои силы в виде денег,гос-ва,религии  и оказывается неспособным контролировать свои силы.

Труд является для  рабочего чем-то внешним,не принадлежащим  к его сущности,то,что он чувствует  себя несчастным,изнуряет его физическую и духовную природу.Принудительный труд или же вынужденный труд не явл удовлетворением потребностей в труде.В результате получается так,что рабочий чувствует себя свободно только при выполнении своих животных функций.-при еде,питье,половом акте,украшая себя и т.д. Отчуждённый труд человека,отчуждая от него природу,его самого,его жизнедеятельность,тем самым отчуждает от человека род:он превращает для человека родовую жизнь в средство для поддержания индивидуальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б11(1) Естественный и социальный человек в традиции 17-18 веков 

Рационалистическая традиция (капитализм)обозначила ключевую для социальной антропологии проблему:человека естественного и социального.Гоббс в «Левиафане» впервые противопоставил естественного и социального человека. Естественный человек по Гоббсу это существо эгоистическое и злобное. Наиболее эффективная форма власти-абсолютная монархия.

Локк известен как  основоположник либерализма. При этом рассматривая природу человека,Локк настаивал на концепции естественных прав. Естеств.права- это тот дар, кот. чел-к генетически получает от Бога(свобода,жизнь…) Гоббс рассматривает общественный договор как статическое состояние, как результат договорённости между гражданами и властью. И в случае,если власть нарушает естеств. права чел-ка,граждане могут отказаться от обществ. Договора и его последствий. Просвещение(Вольтер,Дидро,Руссо)   наоборот, отстаивают преимущества естественного человека. Эпоха просвещения в трактовке проблемы человека придерживается материализма (всё в мире определ-ся материей и её движениями)Но тогда человек тоже явл материей,а значит говорить о душе бессмысленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б11(2) Природа  и формы человеческой агрессии

Эта проблема связана  с этологией. Эта наука возникла на стыке биол. и соц., изуч. биологич  аспекты поведения животных и  человека. В аспекте этологии представляется возможным ответить на вопр., что специфично для человека как вида, и что универсально для него как животного. Основатель этологии Карл Лоренцо большое знач. придавал организационному контролю агрессивности и конкурентного поведения животного мира. Он находился под влиянием Дарвина, который воспринимал животный мир как непрекращающееся поле борьбы за существование. Последователи Дарвина – социал-дарвинисты объясняли с этой т.з. агрессивное поведение человека и войны,как борьбу за ограниченные территории, природные, властные и финансовые ресурсы. В коллективе возникают агрессивность и кооперация. Лоренцо откорректировал концепцию Дарвина: борьба присутствует, естественный отбор идёт, но цель- биоло. сотрудничество, т.е. взаимная адаптация биологич. видов. Этологи начиная с работ Лоренцо и Николаса Тимбергерна, рассм-т животное поведение в диалектике агрессивности – альтруизм. С т.з. Хайнда агрессивность животных-это адресованное другой особи поведение, кот. может привести к нанесению вреда и часто связана с установлением опр. иерархичного статуса превосходства. Важным фактором агрессивности явлю территориальность. Представители теории территориальности связывали её с соц. стратификацией биол. вида, на основе пола, возраста, поведенческих характеристик. Популяция животных таким образом рассм-ся как группа, обладающая многоуровневой дифференциацией и имеющая пространственное воплощение.За каждым животным закреплена определ. территория(отсюда и агрессия при вторжении на чужую территорию). Этнобиолог Уилсон рассматривает следующие формы агрессивности: защита и захват территории; борьба за доминирование в пределах организованной группы; акты агрессии при захвате чужого; материалистическая и дисциплинарная агрессия. Социобиологи рассм-т агрессивность как важный фактор человеческой культуры. С этой т.з. считается, что агрессивное побуждение выполняет роль соц клапонов, снижающих избытки негативной энергии. Поэтому сообществу людей необходимо находить социально приемлемые культурные формы реализации агрессивности. Современные теории агрессивности: 1)политич теория- связывают с борьбой за власть.  Борьба за лидерство порождает агрессивность. 2)экономические теории – если в обществе приходится бороться за ресурсы, необходимые для выживания, агрессивность занимает значительное место. 3)психологические теории агрессивности связывают с реакцией человека на негативно воспринимаемый стимул. Здесь принято деление на своих и чужих. 4)коммуникативные теории анализируют способы нейтрализации агрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б12(1) Немецкая антропологическая традиция 19-20 веков о природе человека               И.Кант  - чел-к не только биологический вид, но и способен к созданию особого виртуального мира, мира свободы. Разум создает мир свободы. Чел-к – житель 2 миров: чувственно постигаемого мира природы и мира свободы. Чел-к опирается на волю и нравственность. Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы к тебе относились. Фихте – Сущность чел-ка в его практической деятельности. Цель существования – стремление к гармонии между природой и миром свободы. Маркс – человек должен преодолеть отчуждение: от природы, общества и от других людей; с помощью практики. Гегель – обращал внимание на дух человека. Абсолютный дух – дух человека. Цель развития чел-ка явл. Совершенствование духа и достижение богочеловечества. Шелер – дистанцирование чел-ка от других биол. существ. Чел. – центр мироздания.  Против деградации чел. единственное средство – сознание бога. Чел. стремится  доказать свою исключительность.. Плеснер – чел. существо искусственное, у котор. не нуждается в адаптации к окруж. среде. Необходима идея бога, дающая устойчивость существования. Гелен – чел. неполноценное биол. существо, котор. пытается недостатки превратить в достатки. Средство достижения этого- практич. интеллект и соц. организация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б13(1) Массовый человек и общество в работах Ортегт-иГассета                           Ортего-и-Гассет в своих работах раскрывал сущность массового человека и общества в котором он живет. Он считал, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью – засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам. Характерной чертой современного общества, считает он, стала его странная уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох. Так же одной из характерных черт общества стала растерянность, безрассудное и непонятное метание его во времени и культуре. Он выделяет следующие черты массового человека: -врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; вследствие чего заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;-ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается,лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть – следуя принципу «прямого действия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б14(1)  Проблема природы и сущности современного человека                  Шопенгауэр – чел. интересует вопросы его существования, смысла жизни. Жизнь чел. – трагедия и несчастье. Чел. заставляет жить страх перед смертью. Чел. – существо ценностное. Стремление к жизни трактуется через понятие воли. Воля для него универсальное понятие. Все ценности из проявлении мировой воли. Ницше – центром человека как соц. существа явл. воля к власти. В обществе есть пределы, не дающие сильным прийти к власти. Демократия блокирует волю сильных людей к власти. Утверждал идею сверхчеловека: добрый, открытый, не завистливый, верный своим идеям. Фрейд – действия людей бессознательны, обусловлены 2 инстинктами: либидо и танатос. Либидо (сексуальн. энергия) сублимируется через творчество, если нет естественного выхода. Танатос – источник агрессии. Взаимодействие этих инстинктов – источник бессознательного. Фромм - подлинная свобода – способность мыслить и действовать самостоятельно, критически. Современная демократия есть тирания СМИ и навязываемого образа жизни. Смирившийся с общественным мнением имеет больше шансов на успех.

 

 

Б14(2)  Природа игры и ее роль в жизни человека

 Игру воспринимают как подготовку перед серьезным делом  и противопоставляют труду, т.к. труд ориентирован на практич. Результат, а игра на процесс. Игра выделяет человека из мира животных и стимулирует возникновение культуры. Игра по своей природе – особая символическая реальность, где объекты матер. мира приобретают принципиально другое значение, процесс создания новых символов. Игру и культуру роднит именно символическая реальность.Исходный смысл игры – стремление к полноте бытия, порождающие новые миры и дающие ощущение такой полноты. Становясь взрослым ребенок продолжает играть, т.к. игра охватывает все сферы, т.е. жизнь чел. – те же самые ролевые игры. Игры взрослых связаны с системой готовых символов. Игра неразрывно связана со свободой, т.к. игра выступает как свободная деятельность, выходящая за рамки природы в особый символиче-

ский мир. Законы природного мира в игре не действуют, т.к. в игре устанавливаются свои законы и правила. Игра выступает как репетиция соц. поведения. Т.о. игра – тип духовн. деятельности, в котор. проявляется символическая сущность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15(2)  Смерть  человека как социокультурный  феномен

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная антропология"