Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная антропология".
Смерть выступает как важней-
ший фактор понимания феномена жизни. Смерть заставляет человека наполнять смыслом жизнь. Если жизнь была бы бесконечна, она потеряла бы свою ценность и смысл. Но человек стремится к бессмертию, но в творче-
стве и любви. Европейская культура воспринимает смерть как конец чело- ческого существования. В Древне -греческой смерть связана со страной мертвых, мир живых и мертвых не дистанцирован. В Древнем Египте – земная жизнь является подготовкой к смерти. В Древней Индии – теория переселения душ (в развитии чел. 14 перевоплощений, они зависят от поступков чел.). Славяне считали, что существует особый мир предков, душа умершего родственника может воплотиться в детях. Светская модель – человек боится смерти, пытается продлить свою жизнь. Культура может поощрять смерть: эвтаназия, форма наказания, самопожертвование.
16(1) Основные
концепции цивилизации и
Существует 4 основных концеп-
ции цивилизации и культуры: 1) эпоха Просвещения – цивилизация и культура это одно и то же, а критерием развития общества является уровень образованности. 2) О. Шпенглер «Закон Европы». В ней Шпенглер рассматривал культуру как живое об-
разование, которое подобно человече-
скому организму, проходит этапы детства, взросления, зрелости, ста -рости и смерти. Цивилизация рас- сматривается как свидетельство старости и смерти культуры. Признаки цивилизации – урбанизация и рост го-
родов-гигантов, распространение атеизма и кризис религии, духовный кризис человека. 3) Ценностная теория М.Вебера – культура – это система ценностей, а цивилизация как система знаний и технологических достижений (цивилизация и культура сближаются, но не отождествляются). 4) Минюшев – культура содействует выживанию человека.
Б16(2) Россия в социокультурном пространстве Европы
Россия находится на стыке Европы и Азии, и именно это определяет ее специфику. Архетип культуры Российского народа формировался в период образования государственности. Отсюда и специфика мироощущения и мировосприятия россиянина: широта души, склонность к совершению поступков на «авось». Российская революция имела мировой хар-р. Анализ приводит евразийцев к выводу, что если английская революция в свое время привела к формированию британской колониальной империи, то русская к свободной федерации народов, населяющих Россию.
Итак, евразийская цивилизация есть объективно сформировавшееся вокруг России геополитическое культурное, духовное и экономическое пространство как особый мир.
17(1) Социокультурный процесс: факторы и показатели
Любая принятая в данной культуре парадигма взаимодействия людей , если придать ей динамичность, выступает как социокультурный процесс. Аналитичес-
кой единицей такого процесса явл. соци -альное действие. Любое соц. действие содержит в себе культурные атрибуты (знание, ценности и нормы, законы, сим-
волы, образцы, речь и т.д.). Именно с таким культурным оснащением действие может включаться в поток социокультур-
ных процессов. Основной
задачей социокультурного исследования
явл. определение степени
Б17(2) Менталитет россиян (хар-ка осн констант
Менталитет (понятие введено Льюисом Левебрюлем - основоположником школы) – особенности мышления, мировосприятия свойственные представителям крупных этнических групп. Менталитет определяет предрасположенность индивида, определенным образом мыслить, воспринимать окружающий мир, принимать или отвергать определенные культурные коды. Менталитет (в полной мере) в полном объеме проявляется лишь в массовом поведении людей. В индивидуальном сознании ментальность( индивидуальное проявление менталитета) – базовые константы могут варьироваться в широком диапозоне. В менталитете заложены как особенности климата, ландшафта, так и особенности соц. Истории того или иного гос-ва.
Рос. Менталитет – ментальные комплексы: 1 долготерпимость. Позитив: в тяжелых условиях Российский человек обладает колоссальным адаптационным ресурсом и способен выжить.
Негатив – способность к адаптации, значительно снижает соц. импульс человека к переменам.
Долготерпимость – становится почвой для соц. пассивности.
2 Силовой комплекс
– суть: в основе самоутверждения
чел. и его отношения с др.
людьми лежит сила. Сила: физическая,
сила власти, сила распоряжения
опр. благами, сила идей и трад
3 Ментальный комплекс
вождя – стремление русского
человека к лидеру
Следствие культа вождя – подавление индивидуального чел. Я интересам коллектива и гос-ва. В итоге Рос. Человек воспринимается не как личность, а как часть коллектива (общины или гос-ва).
Эти все ментальные комплексы порождают противоречивый национальный характер русского человека, кот. может быть понят только через породоксальность: соединение несовместимых противоположностей. Русский народ выступает как державный а с др стороны как свободно анархический. С одной стороны смирение и долготерпимость, с др. – русский бунт, требующий справедливости. С одной стороны важность любви и свободы (ценности), а с другой – склонность к рабству. (Бердяев)
Б18(1) Языки культуры.
В культуре повседневности язык является основной знаковой системой позволяющей людям понимать друг друга. В мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесписьменных племенных языков ,до национальных языков. Принято выделять 15 языковых семейств, осн семья индоевропейская включающая около 100 языков. Свыше 60% населения говорят на 10-ти наиболее распространенных языках. Соц антропологию интересуют вопросы существования и развития языка как главного семиотического средства, структурирующего и обозначающего опыт. В языке упорядочивается, структурируется, выявляет свое значение позитивный и негативный опыт людей. Словарный состав языков содержит три слоя: а) неизменную массу основных слов; б) технический словарь; в) узкий слой слов. Степень «культурности» конкретного человека обычно оценивается по его словарному багажу. След, социокультурное расслоение людей в обществе определяется типом языка, которым пользуется та или иная соц группа. Типология языка: -общий литературный язык: письменный (научный: эссе; художественный: поэзия, проза); устный(театр).
-общий утилитарный, или стандартный язык: письменный (пресса); устный (радио, TV);
-разговорный, фамильярный язык:
письменный (письма) устный (устная неформальная беседа, жаргон, арго).
А.Моль делит общество на четыре категории: 1 Категория творцов слов (ученые писатели); 2 образованная публика, которая считает себя способной судить об этих словах. 3 лица использующие язык в профессиональных целях. 4 пассивная масса.
Б18(2) Показатели профессиональной культуры человека
Современный «человек умелый» ( homo faber ) —человек квалифицированный, специализирующийся в какой-либо сфере трудовой дея-ти. В общ-ве каждый взрослый чел., добывающий средства к существованию через труд, находит свою «нишу» в соц.-профессиональной пирамиде, включ.в себя около 40 тыс. специальностей — от грузчика до специалиста, имеющего квалификацию «академик». Ныне нашему общ-ву нужны миллионы грузчиков и лишь сотня-другая академиков, поэтому внутр. строение этой пирамиды таково, что она восходит вверх от простого, низшего к сложному, а проф. группы отличаются друг от друга уровнем оплаты труда, образованностью, паттернами (стандартами) потребления, ценностно-нормативными координатами повседневного, трудового и общественного поведения, проф. культурой. Иными словами, эти группы отлич.друг от друга укладом, уровнем, качеством и стилем жизни (в целом — образом жизни). Это сост. и традиционно, но и весьма динамично. Разумеется, жизнен. миры некот. людей, включ. в те или иные проф. группы, могут сильно отлич. от соц.-типичного, присущего всей группе образа их реальной жизни. Поэтому пирамида проф. формируется так, что «нижние» теснят «верхних», постепенно повышая свою квалификацию и находя соответствующее признание в общ-ве (по статусу, престижу, материальному обеспечению). В общ-ве, где труд, его качество и кол-во обусловливают меру потребления, проф. пирамида движется в направлении соц. равенства.
Однако опыт социализма показал, что всякие волевые усилия, преодолевающие естественные границы между группами, ведут к дисгармонии и падению интереса у людей к повышению своей квалификации, что в целом чревато деградацией общ-ва, т.е. падением культ. труда и произ-ва. Поскольку все общ-ва в мире находятся на таком истор. этапе развития производительных сил, когда труд для большинства людей явл. лишь средством к существованию и стимулируется извне, то всякие государственно-политические усилия по искусственному преодолению неравенства в сфере труда ведут к эконом. деградации. Но и переход к принципу «каждому — по собственности» (рабочая сила — товар), осуществляемый ныне в России, не приводит пока к успеху.
Б№19(1)
Норма есть статистический момент, который явл.общим для большинства представителей групп, однако может быть не принят на уровне индивидуального поведения. В результате модель нормы может выглядеть след.образом:
1уровень – нормы
для индивида, котор. задаеться
его биологическими ресурсами(
2уровень – норма для группы, она обусловлена его спецификой, правилами и обычаями.
3уровень – общесоциальные нормы, отражает общий принцип соц.взаимодействия
Б19(2) Основания социокультурной типологии (на примере исслед Парижского института соц измерений
Кречмер, Шлайн, Люшер. Выделили 6 цветов, и на основе их выделили типы людей:
1-красный - моторный
тип, сила, энергия и
2-синий - эластичный, хороший исполнитель, уступчивый, спокойный. Слабость: не может принять решение.
3-желтый - дифферинциальный
тип (интеллектуальные работник
4-фиолетовый - моторный,
эластичный, явл.духовными лидерами
и мобилизуют всех членов
5-зеленый - моторно-дифферинциальный тип. Генератор новых идей. Слабость: не заложена способность релизовать идей на практике.
6- оранжевый - дифференциально-моторный. Ха-но абстрактно-логическое, аналитическое мышление.
Б20(1) Историческая эволюция семиотических систем повседневности
1)Истор.эволюция семиотических систем({) повседневности.
Эти { объедин.внутр.мир
людей и внеш.факторы
В повседнев.жизни выдел. 4класса знаков,олицетворяющих:
1)цельные предметы(костюм,
2)управление действиями людей(меры,команды…)
3)знаки прогностики(приметы,
4)знаки искусств(музыка,
На эти знаковые { накладывается еще один ряд:язык,обряды,игры,средства исчисления.Тогда картина эволюции этих знаково-символических { в дописьменной культ.(1),в общесвах индустриальной цивилизации(11) и культ.информационного общ-ва(111)будет выглядеть так: