Шпаргалка по "Социальная антропология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная антропология".

Файлы: 1 файл

0085769_E7BC6_shpargalki_po_socialnoy_antropologii.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 Смерть выступает  как важней-

ший фактор понимания феномена жизни. Смерть заставляет человека наполнять смыслом жизнь. Если жизнь была бы бесконечна, она потеряла бы свою ценность и смысл. Но человек стремится к бессмертию, но в творче-

стве и любви. Европейская  культура воспринимает смерть как конец  чело- ческого существования. В Древне -греческой смерть связана со страной мертвых, мир живых и мертвых не дистанцирован. В Древнем Египте – земная жизнь является подготовкой к смерти. В Древней Индии – теория переселения душ (в развитии чел. 14 перевоплощений, они зависят от поступков чел.). Славяне считали, что существует особый мир предков, душа умершего родственника может воплотиться в детях. Светская модель – человек боится смерти, пытается продлить свою жизнь. Культура может поощрять смерть: эвтаназия, форма наказания, самопожертвование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16(1)  Основные  концепции цивилизации и культуры

 Существует 4 основных концеп-

ции цивилизации и культуры: 1) эпоха Просвещения – цивилизация и культура это одно и то же, а критерием развития общества является уровень образованности. 2) О. Шпенглер «Закон  Европы». В ней Шпенглер рассматривал культуру как живое об-

разование, которое подобно  человече-

скому организму, проходит этапы детства, взросления, зрелости, ста -рости и смерти. Цивилизация рас- сматривается как свидетельство старости и смерти культуры. Признаки цивилизации – урбанизация и рост го-

родов-гигантов, распространение  атеизма и кризис религии, духовный кризис человека. 3) Ценностная теория М.Вебера – культура – это система  ценностей, а цивилизация как система знаний и технологических достижений (цивилизация и культура сближаются, но не отождествляются). 4) Минюшев – культура содействует выживанию человека.

 

 

Б16(2) Россия в  социокультурном пространстве Европы

Россия находится на стыке Европы и Азии, и именно это определяет ее специфику. Архетип культуры Российского народа формировался в период образования государственности. Отсюда и специфика мироощущения и мировосприятия россиянина: широта души, склонность к совершению поступков на «авось». Российская революция имела мировой хар-р.  Анализ приводит евразийцев к выводу, что если английская революция в свое время привела к формированию британской колониальной империи, то русская к свободной федерации народов, населяющих Россию.

  Итак, евразийская цивилизация есть  объективно сформировавшееся вокруг России геополитическое культурное, духовное и экономическое пространство как особый мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17(1) Социокультурный процесс: факторы и показатели

 Любая принятая в данной культуре парадигма взаимодействия людей , если придать ей динамичность, выступает как социокультурный процесс. Аналитичес-

кой единицей такого процесса явл. соци -альное действие. Любое соц. действие содержит в себе культурные атрибуты (знание, ценности и нормы, законы, сим-

волы, образцы, речь и  т.д.). Именно с таким культурным оснащением действие может включаться в поток  социокультур-

ных процессов. Основной задачей социокультурного исследования явл. определение степени оснащенности элементами культуры конкретного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б17(2) Менталитет россиян (хар-ка осн констант

Менталитет (понятие введено  Льюисом Левебрюлем  - основоположником школы) – особенности мышления, мировосприятия свойственные представителям крупных этнических групп. Менталитет определяет предрасположенность индивида, определенным образом мыслить, воспринимать окружающий мир, принимать или отвергать определенные культурные коды. Менталитет (в полной мере) в полном объеме проявляется лишь в массовом поведении людей. В индивидуальном сознании ментальность( индивидуальное проявление менталитета) – базовые константы могут варьироваться в широком диапозоне. В менталитете заложены как особенности климата, ландшафта, так и особенности соц. Истории того или иного гос-ва.

Рос. Менталитет – ментальные комплексы: 1 долготерпимость. Позитив: в тяжелых условиях Российский человек  обладает колоссальным адаптационным  ресурсом и способен выжить.

Негатив – способность  к адаптации, значительно снижает  соц. импульс человека к переменам.

Долготерпимость – становится почвой для соц. пассивности.

2 Силовой комплекс  – суть: в основе самоутверждения  чел. и его отношения с др. людьми лежит сила. Сила: физическая, сила власти, сила распоряжения  опр. благами, сила идей и традиций. Сила религиозной идеи в том что во-первых российский человек глубако усваивает религиозную нравственность, во-вторых считает духовное начало доминируещем и приволирующим в соц жизни. В-третьих воспринимается власть и лидера идеально с позиции абсолютной веры в него. В-четвертых в своей соц практике стремится к поиску и воплощению в соц жизни абсолютного добра и справедливости.

3 Ментальный комплекс  вождя – стремление русского  человека к лидеру харизматического  плана.(учение Иосифа Волоколамского) Склонность российского чел к авторитарному режиму

Следствие культа вождя  – подавление индивидуального чел. Я интересам коллектива и гос-ва. В итоге Рос. Человек воспринимается не как личность, а как часть  коллектива (общины или гос-ва).

Эти все ментальные комплексы порождают противоречивый национальный характер русского человека, кот. может быть понят только через породоксальность: соединение несовместимых противоположностей. Русский народ выступает как державный а с др стороны как свободно анархический. С одной стороны смирение и долготерпимость, с др. – русский бунт, требующий справедливости. С одной стороны важность любви и свободы (ценности), а с другой – склонность к рабству. (Бердяев)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б18(1) Языки культуры.

В культуре повседневности язык является основной знаковой системой позволяющей людям понимать друг друга. В мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесписьменных племенных языков ,до  национальных языков. Принято выделять 15 языковых семейств, осн семья индоевропейская включающая около 100 языков. Свыше 60% населения говорят на 10-ти наиболее распространенных языках. Соц антропологию интересуют вопросы существования и развития языка как  главного семиотического средства, структурирующего и обозначающего опыт. В языке упорядочивается, структурируется, выявляет свое значение позитивный и негативный опыт людей. Словарный состав языков содержит три слоя: а) неизменную массу основных слов; б) технический словарь; в) узкий слой слов. Степень «культурности» конкретного человека обычно оценивается по его словарному багажу. След, социокультурное расслоение людей в обществе определяется типом языка, которым пользуется та или иная соц группа. Типология языка: -общий литературный язык: письменный (научный: эссе; художественный: поэзия, проза); устный(театр).

-общий утилитарный,  или стандартный язык: письменный (пресса); устный (радио, TV);

-разговорный, фамильярный  язык:

письменный (письма) устный (устная неформальная беседа, жаргон, арго).

А.Моль делит общество на четыре категории: 1 Категория творцов слов (ученые писатели); 2 образованная публика,  которая считает себя способной судить об этих словах. 3 лица использующие язык в профессиональных целях. 4 пассивная масса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б18(2) Показатели профессиональной культуры человека

Современный «человек умелый» ( homo faber ) —человек квалифицированный, специализирующийся в какой-либо сфере трудовой дея-ти. В общ-ве каждый взрослый чел., добывающий средства к существованию через труд, находит свою «нишу» в соц.-профессиональной пирамиде, включ.в себя около 40 тыс. специальностей — от грузчика до специалиста, имеющего квалификацию «академик». Ныне нашему общ-ву нужны миллионы грузчиков и лишь сотня-другая академиков, поэтому внутр. строение этой пирамиды таково, что она восходит вверх от простого, низшего к сложному, а проф. группы отличаются друг от друга уровнем оплаты труда, образованностью, паттернами (стандартами) потребления, ценностно-нормативными координатами повседневного, трудового и общественного поведения, проф. культурой. Иными словами, эти группы отлич.друг от друга укладом, уровнем, качеством и стилем жизни (в целом — образом жизни). Это сост. и традиционно, но и весьма динамично. Разумеется, жизнен. миры некот. людей, включ. в те или иные проф. группы, могут сильно отлич. от соц.-типичного, присущего всей группе образа их реальной жизни. Поэтому пирамида проф. формируется так, что «нижние» теснят «верхних», постепенно повышая свою квалификацию и находя соответствующее признание в общ-ве (по статусу, престижу, материальному обеспечению). В общ-ве, где труд, его качество и кол-во обусловливают меру потребления, проф. пирамида движется в направлении соц. равенства.

Однако опыт социализма показал, что всякие волевые усилия, преодолевающие естественные границы между группами, ведут к дисгармонии и падению интереса у людей к повышению своей квалификации, что в целом чревато деградацией общ-ва, т.е. падением культ. труда и произ-ва. Поскольку все общ-ва в мире находятся на таком истор. этапе развития производительных сил, когда труд для большинства людей явл. лишь средством к существованию и стимулируется извне, то всякие государственно-политические усилия по искусственному преодолению неравенства в сфере труда ведут к эконом. деградации. Но и переход к принципу «каждому — по собственности» (рабочая сила — товар), осуществляемый ныне в России, не приводит пока к успеху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б№19(1)

Норма есть статистический момент, который явл.общим для большинства представителей групп, однако может быть не принят на уровне индивидуального поведения. В результате модель нормы может выглядеть след.образом:

1уровень – нормы  для индивида, котор. задаеться  его биологическими ресурсами(п.  рабочий день 6 часов)

2уровень – норма  для группы, она обусловлена его  спецификой, правилами и обычаями.

3уровень – общесоциальные  нормы, отражает общий принцип  соц.взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б19(2) Основания  социокультурной типологии (на примере исслед Парижского института соц измерений

Кречмер, Шлайн, Люшер. Выделили 6 цветов, и на основе их выделили типы людей:

1-красный - моторный  тип, сила, энергия и дисциплинированность. Соц.поведение ориентировано на  успех,на стабильность и коммуникабильность. Слабое звено: для достижения своей цели часто ведут себя агресивно.

2-синий - эластичный, хороший  исполнитель, уступчивый, спокойный.  Слабость: не может принять решение.

3-желтый - дифферинциальный  тип (интеллектуальные работники). Ха-на напряженность, замкнутость, скованность и ориентация на разум.

4-фиолетовый - моторный, эластичный, явл.духовными лидерами  и мобилизуют всех членов организации  на достижение цели.

5-зеленый - моторно-дифферинциальный  тип. Генератор новых идей. Слабость: не заложена способность релизовать идей на практике.

6- оранжевый - дифференциально-моторный. Ха-но абстрактно-логическое, аналитическое  мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б20(1) Историческая эволюция семиотических систем повседневности

1)Истор.эволюция  семиотических систем({) повседневности.

Эти { объедин.внутр.мир  людей и внеш.факторы посредством  языков,служат средством отбора фактов культуры из ряда соц.фактов и обеспечивают динамику культ.

В повседнев.жизни выдел. 4класса знаков,олицетворяющих:

1)цельные предметы(костюм,дизайн  утвари…)

2)управление действиями  людей(меры,команды…)

3)знаки прогностики(приметы,знамения…)

4)знаки искусств(музыка,хореография…)

На эти знаковые { накладывается  еще один ряд:язык,обряды,игры,средства исчисления.Тогда картина эволюции этих знаково-символических { в дописьменной культ.(1),в общесвах индустриальной цивилизации(11) и культ.информационного общ-ва(111)будет выглядеть так:

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная антропология"