Шпаргалка по "Социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная работа".

Файлы: 1 файл

0330372_985D5_shpargalki_po_tehnologii_socialnoy_raboty.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)
  1. Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина.

Технология – система  знай о способах и средствах обработки  и качественного преобразования объекта. Смысл соц технологий сводится к преобразованию  знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию соц отношений и процессов. Проблемы технологизации социальной сферы упирались в вопросы социального управления. Объективные закономерности развития общества позволяют выделить конкретные нормативы и предписания. Социальные технологии – способ регулирования, управления и планирования соц процессов; конечный продукт соц проектирования; совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей; ! сиситема знаний  об оптимальных способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов в жизнедеятельности людей и сама практика их применения.

Технология  социальной работы – система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Аспекты рассмотрения технологии ср: 1) как система теоретических знаний  и практики, которая представляет собой организацию, алгоритм и совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты ср.2) как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом ср

Этапы разработки технологии ср: Теоретический: определение цели, установки, предмета, объекта ср или клиента.. Методический: определение приемов работы для получения конкретных рекомендация для преобразующей деятельности. Процедурный:организация практической деятельности, составление алгоритма действий. Технологию ср характеризует: Динамичность – постоянная смена содержания и форм работы, непрерывность – постоянная поддержка связи с клиентом, цикличность – повторение этапов и процедур при работе с клиентом, дискретность – неравномерность воздействия на клиента.

Т.о, ТСР отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое усвоение технологических процессов – основа профессионализма кадров. Лекционный курс “Технологии социальной работы”, опирается на знания, в первую очередь теории и методологии социальной работы, психологии, социальной экологии и других знаний в области гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин.

2 Целеполагание,  его место и роль в технологическом  процессе.

Целеполагание – фунд-ное понятие в теории деятельности – широко используется в общ науках.Ц. – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим Ц. выполняет ряд важнейших методолог и методич функций и задач, а именно:Выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе « цель – средства достижения – рез-ат конкретного вида деятельности;Предполагает активное функ-ние всех факторов деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.Основной проблемой Ц. является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения – это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действ-сти.Ц. отвечает за порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель – это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Деят-сть – процесс осуществления цели.Особое место занимает Ц. в организации и осуществлении социального действия. Технология соц.работы – это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Ц в технологии соц.работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.Методолог аспект Ц. заключается в обеспечении преемственности  и связи общих и конкретных задач при определении путей решения соц. проблем различного уровня.Организационный аспект Ц. в с.р. заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы. Функции цели в технологии с.р.:Определяет рацион вариант сбора информации и способа действия при решении проблем;Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет соц.работник;Обеспечивает конкретизацию проблемы;Помогает определить способы действия. ! Осн принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотиз и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей. ! Это способ формир структуры целей социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экон-их, соц-ых, полит-их, духовных), их согласование для достижения единой главной цели.Пост-я сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.Ц. – важнейший этап технолог процесса в с.р., опред содержание, инструментарий

  1. Технология посреднической деятельности.

Социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом  и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему  помощи.

  1. Диагностика проблемы, оценка возможностей ее решения, соотнесение с имеющейся информацией о соц. услугах и другие.
  2. Выбор учреждения, которое лучше всего подходит клиенту.
  3. Помощь в установлении контакта, содействие приему клиента в учреждение, службе у специалиста.
  4. Проверка результативности контакта, продвижение в решении проблемы.
  5. Контроль над ситуацией до ее разрешения.

Приемы оказания посреднических услуг

  1. Выписка данных
  2. Сопроводительное письмо
  3. Личный контакт с соц. службами учреждения (звонок, посещение)
  4. Подбор сопровождающего для клиента

Заключение официального или неофициального договора (договор  – это рабочее соглашение, цель которого разъяснить сторонам различные  аспекты предоставляемых услуг). Существенно то, что при составлении  договора об услугах с.р. побуждает клиента активно участвовать в выработке условий. Это дает возможность клиенту изложить свой взгляд на проблему, на пути ее решения, т.о. реализуется принцип самоопределения клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная  диагностика: цели, этапы. Методы проведения

Соц диагностика –  комплексный процесс исследуемого соц явления, с целью выявления, распознания и  изучения причинно-следственных связей и отношений характеризующих  состояние явления и тенденции  дальнейшего развития. Цель – установление достоверной информации об объекте и окружающей его среде, прогнозирование возможных изменений, выработка рекомендаций для принятия решений, для проектирования действий по оказанию помощи. Сущность соц диагноза – точное определение причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиента.Факторы: Социальные (внешние) и биологические (внутренние): необходимо давать целостную характеристику: медико-биологическую, психолого-педагогическую, социально-экономическую. Принципы диагностики  пр. комплексности или системности, пр. конфеденциальности, пр. научной обоснованности (валидность – достоверность,надёжность) пр. клиенто-центризма(с точки зрения интересов клиента) пр. эффективности

Этапы диагностики: 1. появление  соц проблем. Поступление конкретного  заказа.2. сбор и анализ данных  о соц ситуации клиента(историко генетический метод -  его история, документы)структурно функциональный метод- получение данных о текущем состоянии проблемы клиента, социометрическая методика (схема, выявление лидеров форм/ неформ) наблюдение- научно- целенаправленное и опред. образом фиксированное восприятие исслдуемого объекта. .сбор первичной информации. Оценка с помощью других методов ( диагностический метод – эксперимент- активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью созд. условий при которых обнар. какой-либо соц, псих факт. Виды экспр. Естественный эксперимент – незначительные изменения условий жизнедеятельности. Лабораторный экспр. – строгая стандартизация условий проведения. Формирующий – предусм внедерение в практику. Опрос_ анкетирование, интервью; беседа. Тестирование: тесты достижения – для оценки знаний, умений, навыков; психологические тесты – интеллектуальные, тесты способности, тесты креативности, соц-псих тесты)3. Постановка соц диагноза.

Методы СД: 1.Общенаучные методы: -аналитический (рассм-емое  явление разлагается на  простейшие  состав-щие его части и подвергается  тщат.  изучению);

-синтетический (изучению  подв-ся  сначала  простейшие  элементы  иссл-х  соц.  объектов,  накапл-ся  массив  конкр. знания,  на  их  основе  путем логич. сопост-й и обобщений делаются  закл-я о состоянии исслед. объекта); - моделирование;

- прогнозирование;

2.Социолог. методы: - конкр. социолог. иссл-я; - соц.  эксперимент; - cоц. статистика;

3.Психологические методы: психодиаг-ка;

4.Методы экспертных  оценок: - метод сравнений и диффер-аций (отбор из  неск.  способов  решения проблемы  наиб  актуальное); -метод парных  сравнений (сопоставление и последующий отбор опред. пары  способов  решения конкр. проблемы); -метод ранжирования  альтернативы (упорядочивание  всех  возможных способов  решения соц.  проблемы);

 

4. Адаптивные  процессы и адаптационные технологии  в социальной работе.

Социальная  адаптация – процесс активного приспособления к новым социальным условиям жизнедеятельности. Важнее всего СА в переломные периоды жизнедеят-ти человека, в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

Полная социальная адаптация включает:

  • управленческую (организационную) адаптацию (без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия на работе, в быту);
  • экономическую адаптацию (процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов: привыкание к размеру пенсии, к реформе монетизации льгот и проч.);
  • педагогическую адаптацию (приспособление к системе образования, обучения и воспитания: проблема дезадаптации безпризорников);
  • психологическую адаптацию (происходит непрерывно: т.к. изменяется жизнь; стресс – состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях и при особых обстоятельствах, об адаптационном синдроме – совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия, стрессоры);
  • профессиональную адаптацию (приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности).

Адаптационные процессы (АП) проявляются в 3х формах:

  • преимущественно стихийное протекание АП => неудовлетворенность человека условиями самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения (результат – отказ от общественно-полезной деятельности, досуг, самореализация в альтернативных группах, субкультурах);
  • равное соотношение стихийных и сознательных элементов => конструирование идеальных моделей воображаемой деятельности без реального воплощения (результат – создание различных социальных утопий и их пропаганда);
  • преобладание сознательных элементов => формирование жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности (лучше всего способствует самореализации человека).

Т. регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в т.ч. в домах-интернатах для престарелых.

В доме-интернате для престарелых 3 этапа работы: 1).пребывание в приемно-карантинном отделение – 2 недели (разъяснением цели и задачи учреждения, знаком-во с распорядком дня и т.п.; методы беседы, консультирование и т.п.; цель – снизить неуверенность, напряженность, тревожность); 2).размещение для проживания в доме-интернате (клиент переводится на ПМЖ в интернат; провед-е социально-психологической адаптации: подбор комнаты, соседей, научить общению и т.п.);

  1. проживание пожилого человека в доме-интернате первые 6 месяцев (создание в течение полугода благоприятный микроклимат (метод «терапия средой»)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Консультирование в социальной работе.

Консультирование - процесс  профессионального общения специалиста  с клиентом, направленный на оказание социально-психологической помощи.

Задачи: 1) исследование проблемной ситуации 2) поиск вариантов решения  проблемы 3) психологическое воздействие

Конкретное консультирование – когда речь идет об узкоспециальной  проблеме

Программное консультирование – помогает объективно оценить деятельность, продиагностировать ситуацию

Основные принципы: 1.клиент – индивидуальность; 2.отказ рассмотрения человека с точки зрения нормы; 3.предоставление права собственного выбора; 4.вызываем расположение клиента, не противоречим ему, умеем слушать, наблюдать, уважать; 5.испытываем эмпатическое принятие, 6.предоставляем обратную связь. Консультация должна иметь конкретную цель, помощь добровольная.

Этапы:

    1. подготовка клиента к исследованию. Установление контакта, создание атмосферы безопасности. Встреча, приветствие – орг.вопросы – инициирование беседы – создание настроя
    2. Понимание консультантом проблемной ситуации. Поддержка контакта с клиентом. Побуждаем к высказываниям. Помогаем описать проблему, направляем беседу, формулируем гипотезу. Просим конкретизировать, описывать, оценивать, рассказывать о себе, о чувствах.
    3. Изменение эмоционального состояния клиента. Структурируем информацию. У клиента появляется новое видение проблемы. Исследуем варианты решения проблем
    4. Подведение итогов. Воздействующее резюме; обратная связь (свои впечатления); обсуждение перспективы дальнейших отношений; орг.вопросы и финансы; прощание.

Техники консультирования 1 эшелона: Активное слушание; техники вопросов; эмпатическое слушание (помогаем обобщить, высказать чувства)

Техники 2 эшелона: интерпретация (толкование, высказывание гипотез); столкновение клиента с противоречащей его  взглядам информацией; самораскрытие консультанта рекомендации; предоставление профессиональной информации; специальные психотерапевтические техники.

 

 

 

 

 

 

 

7.Сущность  и содержание технологии социальной  реабилитации

Реабилитация – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Социальная реабилитация (восстановление нарушенных социальных связей) может проводиться с разными  категориями людей: инвалидами; детьми-сиротами; осужденными

и др., попавшие в ТЖС  и нуждающиеся в реабилитации.

Соц. реабилитация – это комплекс мер, направленный. на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья  со стойким расстройством функций организма (инвалидность) изменение соц. статуса (беженцы, переселенцы), девиантного поведения (алкоголизм, наркоманы, заключенные).

Среди задач соцработника при работе, например, с инвалидом  можно выделить: 1.завязывание социальных связей между социальными службами; 2.помощь в техническом обеспечении инвалида (протезно-ортопедические изделия и т.п.); 3.помощь в трудоустройстве; 4.социально-психологическая работа с инвалидом и его окружением; 5.восстановление социального статуса инвалида!

Индивидуальная  программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работы"