Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная работа".
Технология – система знай о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Смысл соц технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию соц отношений и процессов. Проблемы технологизации социальной сферы упирались в вопросы социального управления. Объективные закономерности развития общества позволяют выделить конкретные нормативы и предписания. Социальные технологии – способ регулирования, управления и планирования соц процессов; конечный продукт соц проектирования; совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей; ! сиситема знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов в жизнедеятельности людей и сама практика их применения.
Технология социальной работы – система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Аспекты рассмотрения технологии ср: 1) как система теоретических знаний и практики, которая представляет собой организацию, алгоритм и совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты ср.2) как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом ср
Этапы разработки технологии ср: Теоретический: определение цели, установки, предмета, объекта ср или клиента.. Методический: определение приемов работы для получения конкретных рекомендация для преобразующей деятельности. Процедурный:организация практической деятельности, составление алгоритма действий. Технологию ср характеризует: Динамичность – постоянная смена содержания и форм работы, непрерывность – постоянная поддержка связи с клиентом, цикличность – повторение этапов и процедур при работе с клиентом, дискретность – неравномерность воздействия на клиента.
Т.о, ТСР отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое усвоение технологических процессов – основа профессионализма кадров. Лекционный курс “Технологии социальной работы”, опирается на знания, в первую очередь теории и методологии социальной работы, психологии, социальной экологии и других знаний в области гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин.
2 Целеполагание,
его место и роль в
Целеполагание – фунд-ное понятие в теории деятельности – широко используется в общ науках.Ц. – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим Ц. выполняет ряд важнейших методолог и методич функций и задач, а именно:Выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе « цель – средства достижения – рез-ат конкретного вида деятельности;Предполагает активное функ-ние всех факторов деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.Основной проблемой Ц. является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения – это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действ-сти.Ц. отвечает за порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель – это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Деят-сть – процесс осуществления цели.Особое место занимает Ц. в организации и осуществлении социального действия. Технология соц.работы – это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Ц в технологии соц.работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.Методолог аспект Ц. заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения соц. проблем различного уровня.Организационный аспект Ц. в с.р. заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы. Функции цели в технологии с.р.:Определяет рацион вариант сбора информации и способа действия при решении проблем;Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет соц.работник;Обеспечивает конкретизацию проблемы;Помогает определить способы действия. ! Осн принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотиз и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей. ! Это способ формир структуры целей социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экон-их, соц-ых, полит-их, духовных), их согласование для достижения единой главной цели.Пост-я сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.Ц. – важнейший этап технолог процесса в с.р., опред содержание, инструментарий
Социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи.
Приемы оказания посреднических услуг
Заключение официального
или неофициального договора (договор
– это рабочее соглашение, цель
которого разъяснить сторонам различные
аспекты предоставляемых услуг)
3. Социальная диагностика: цели, этапы. Методы проведения
Соц диагностика –
комплексный процесс
Этапы диагностики: 1. появление соц проблем. Поступление конкретного заказа.2. сбор и анализ данных о соц ситуации клиента(историко генетический метод - его история, документы)структурно функциональный метод- получение данных о текущем состоянии проблемы клиента, социометрическая методика (схема, выявление лидеров форм/ неформ) наблюдение- научно- целенаправленное и опред. образом фиксированное восприятие исслдуемого объекта. .сбор первичной информации. Оценка с помощью других методов ( диагностический метод – эксперимент- активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью созд. условий при которых обнар. какой-либо соц, псих факт. Виды экспр. Естественный эксперимент – незначительные изменения условий жизнедеятельности. Лабораторный экспр. – строгая стандартизация условий проведения. Формирующий – предусм внедерение в практику. Опрос_ анкетирование, интервью; беседа. Тестирование: тесты достижения – для оценки знаний, умений, навыков; психологические тесты – интеллектуальные, тесты способности, тесты креативности, соц-псих тесты)3. Постановка соц диагноза.
Методы СД: 1.Общенаучные методы: -аналитический (рассм-емое явление разлагается на простейшие состав-щие его части и подвергается тщат. изучению);
-синтетический (изучению подв-ся сначала простейшие элементы иссл-х соц. объектов, накапл-ся массив конкр. знания, на их основе путем логич. сопост-й и обобщений делаются закл-я о состоянии исслед. объекта); - моделирование;
- прогнозирование;
2.Социолог. методы: - конкр. социолог. иссл-я; - соц. эксперимент; - cоц. статистика;
3.Психологические методы: психодиаг-ка;
4.Методы экспертных оценок: - метод сравнений и диффер-аций (отбор из неск. способов решения проблемы наиб актуальное); -метод парных сравнений (сопоставление и последующий отбор опред. пары способов решения конкр. проблемы); -метод ранжирования альтернативы (упорядочивание всех возможных способов решения соц. проблемы);
4. Адаптивные
процессы и адаптационные
Социальная адаптация – процесс активного приспособления к новым социальным условиям жизнедеятельности. Важнее всего СА в переломные периоды жизнедеят-ти человека, в периоды радикальных экономических и социальных реформ.
Полная социальная адаптация включает:
Адаптационные процессы (АП) проявляются в 3х формах:
Т. регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в т.ч. в домах-интернатах для престарелых.
В доме-интернате для престарелых 3 этапа работы: 1).пребывание в приемно-карантинном отделение – 2 недели (разъяснением цели и задачи учреждения, знаком-во с распорядком дня и т.п.; методы беседы, консультирование и т.п.; цель – снизить неуверенность, напряженность, тревожность); 2).размещение для проживания в доме-интернате (клиент переводится на ПМЖ в интернат; провед-е социально-психологической адаптации: подбор комнаты, соседей, научить общению и т.п.);
Консультирование - процесс
профессионального общения
Задачи: 1) исследование проблемной ситуации 2) поиск вариантов решения проблемы 3) психологическое воздействие
Конкретное консультирование – когда речь идет об узкоспециальной проблеме
Программное консультирование – помогает объективно оценить деятельность, продиагностировать ситуацию
Основные принципы: 1.клиент – индивидуальность; 2.отказ рассмотрения человека с точки зрения нормы; 3.предоставление права собственного выбора; 4.вызываем расположение клиента, не противоречим ему, умеем слушать, наблюдать, уважать; 5.испытываем эмпатическое принятие, 6.предоставляем обратную связь. Консультация должна иметь конкретную цель, помощь добровольная.
Этапы:
Техники консультирования 1 эшелона: Активное слушание; техники вопросов; эмпатическое слушание (помогаем обобщить, высказать чувства)
Техники 2 эшелона: интерпретация (толкование, высказывание гипотез); столкновение клиента с противоречащей его взглядам информацией; самораскрытие консультанта рекомендации; предоставление профессиональной информации; специальные психотерапевтические техники.
7.Сущность
и содержание технологии
Реабилитация – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.
Социальная реабилитация (восстановление нарушенных социальных связей) может проводиться с разными категориями людей: инвалидами; детьми-сиротами; осужденными
и др., попавшие в ТЖС и нуждающиеся в реабилитации.
Соц. реабилитация – это комплекс мер, направленный. на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность) изменение соц. статуса (беженцы, переселенцы), девиантного поведения (алкоголизм, наркоманы, заключенные).
Среди задач соцработника при работе, например, с инвалидом можно выделить: 1.завязывание социальных связей между социальными службами; 2.помощь в техническом обеспечении инвалида (протезно-ортопедические изделия и т.п.); 3.помощь в трудоустройстве; 4.социально-психологическая работа с инвалидом и его окружением; 5.восстановление социального статуса инвалида!
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.