Шпаргалка по "социолингвистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:11, шпаргалка

Описание работы

1.Объект и предмет социолингвистики.
2. Социолингвистика и др. смежные дисциплины.
3.Язык как универсальное средство общения.
4.Языковой код. Переключение и смешение кодов.
5. Языковое сообщество.

Файлы: 1 файл

Языкознание учебник.doc

— 943.50 Кб (Скачать файл)

Труд как основная форма взаимодействия человека с внешней средой коренным образом отличается от приспособительного поведения животных. Как ни поразительны сложность и целесообразность поведения животных - будь то добыча или поиски корма, рытье нор или строительство сотов, брачные игры, сезонные миграции, "обучение" молодняка, - программы этих действий определены генетически. Наследственный, биологический характер информации, диктующей поведение животных, обусловливает высокую стандартность поведения всех особей данного вида в синхронии[1] и исключительную консервативность поведения вида в диахронии[2]. Как и морфологическое изменение вида, изменение поведения вида - процесс крайне медленный и "безличный": в естественном отборе "вклад" в эволюционный прогресс отдельных особей, стада или популяции оказывается ничтожно малым.

Труд человека, в отличие от приспособительного поведения животных, не носит наследственного характера. Программы трудовой деятельности отдельного индивида складываются в онтогенезе, в процессе обучения, хотя и на основе врожденной, т.е. заложенной генетически, психофизиологической способности к формированию таких программ. Ненаследственный характер трудовой деятельности человека обусловливает разнообразие форм труда в синхронии и их интенсивную, с нарастающей скоростью, смену в диахронии. Это означает, что по мере развертывания истории от прошлого к будущему возрастает доля нового, т. е. не повторенного, но самостоятельно найденного, открытого, созданного в деятельности индивида, конкретного общества и человечества в целом. Иными словами, возрастает творческий характер трудовой деятельности человека.

Возможность поступательного развития форм труда обусловлена некоторыми принципиальными особенностями  деятельности человека.

1. Трудовая деятельность человека носит социальный характер. Общество опосредует взаимодействие индивида и внешнего мира, что обеспечивает выигрыш не только от сложения усилий, но и от разделения труда. В силу общественного характера бытия человека в его деятельности преобладает социальная мотивация. Биологический аспект бытия не исчезает, но оказывается включенным в системы более сложных социальных закономерностей.

2. Собственно труд человека (как физическая работа) тесно связан с деятельностью познавательной. Возрастает адекватность отражения мира сознанием человека, совершенствуется сама возможность познания, что служит залогом дальнейшего поступательного развития трудовой деятельности человечества.

Социальный характер бытия, трудовой и познавательной деятельности человека предполагает постоянное общение индивидов  между собой. Основной формой человеческого  общения является общение посредством знаков языка, т.е. речевое общение. Речевое общение, способное наладить сложную, богатую и разнообразную социальную деятельность людей, должно быть адекватно этой деятельности - обслуживать все сферы общественного бытия, быть содержательным и мобильным. Поступательному движению общества соответствует расширение и интенсификация коммуникативной деятельности индивидов.

Таким образом, история  человечества совершается в общении. В возрастании роли речевого общения  заключается одно из условий и слагаемых социального прогресса. В этой связи становятся понятными исключительная коммуникативная мощь и совершенство языка как важнейшего средства общения.

Являясь основным средством  общения, язык в филогенезе человечества становился также и важнейшим инструментом познания. По-видимому, успех человеческого пути эволюции обеспечило именно это обстоятельство: то, что и в коммуникативной, и в познавательной деятельности используется один и тот же инструмент - язык. Это привело к взаимодействию и совместному поступательному развитию производственной и познавательной деятельности человека.

Таким образом, труд, сознание, язык и общественный характер бытия - это основа человеческого в человеке, определившая своеобразие эволюционного  пути вида Homo sapiens.

8. Язык как система знаков: отличие коммуникативного знака от признаков, встречающихся в живой и неживой природе; роль сигнала и представления в формировании знака.

В настоящее время  большинство языковедов придерживается мнения о языке как системе  знаков. Такое понимание языка получило обоснование в курсе общей лингвистики Соссюра: знак – психическое явление, т.к. его означающее – это акустический образ, а означаемое – это понятие.

Знаку Соссюр приписывал 2 свойства первостепенного  значения:

1)произвольность – отсутствие естественной природной связи между означающим и означаемым

2)линейность (протяженность)

Знак выступает в системе  в 4 аспектах:

1)семиатическом (связь знака с предметом)

2)синтаксическом (связь знака с др. знаками)

3)семантическом (интерпретирование знаков и их сочетаний, как средство выражения мысли).

4)Прагматическом аспекте (взаимоотношения знаков и людей, кот. ими пользуются).

Знак – материальный предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию. У знака можно выделить 2 функции: замещающая и информативная.

Под знаковыми системами понимается широкий круг явлений:

1)Жестовая речь.

2)Дорожные знаки.

3)Морские семафоры.

4)Азбука для глухонемых.

Изучаются системы в  семиотике. С одной стороны, основная единица языка – слово – отвечает определению знака, т.к. слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.

С другой стороны, языковая система  очень отличается от других знаковых систем. 1)Язык – возникает стихийно, естественно и развивается исторически. Другие знаковые системы создаются искусственно. Они не развиваются, а изменяются по договору. Язык не имеет договорного характера.

2)Язык первичен по отношению к другим знаковым системам, кот. создаются на его основе.

3)Язык – полифункционален. Другие знаковые системы – однофункциональны.

4)Язык – универсален в своей функции, другие знаковые системы ситуативны.

5)Язык – орудие познания, мышления, а другие языковые системы такой специфики не имеют.

Ни одна языковая система, кроме языка, не имеет такой сложности  и многоярусности иерархических  отношений между уровневыми единицами.

 

Следовательно, Язык –  семиотическая система, но система  особого рода. Она несколько оторвана.

Язык является посредником  между человеком и другими  семиотическими системами. Это означает, что с помощью языка происходит обучение этим системам, создание и отмена отдельных знаков, а также осуществляется введение какой-либо системы, и прекращение ее действия.

Языковая система используется всеми носителями данного языка  и любой носитель может быть и  творцом, и получателем знаков. Тогда  как в других семиотических системах этого нет.

Язык как универсальная система  знаков, и как посредник обладает следующими качествами:

1)Язык обладает способности к самоописанию, т.к. нет другой семиотической системы, его описывающей.

2)Язык доступен для овладения каждому, поэтому его материал должен быть просто организован и всегда готов к использованию.

3)Содержание языковых знаков обычно такое, которое может быть единообразно и однородно понимаемо носителями языка.

Каждый автор языкового  знака должен создавать знак таким  образом, чтобы его аудитория  могла возможно более точно определить способ создания знака. Количество знаков языка в силу его посреднической роли и всеобщности не должно быть ограничено.

9. Понятие о системе и системность языка.

система в толковом словаре

1. определенный порядок,  основанных на планомерном расположении  и взаимной связи частей чего-либо

2. Классификация, группировка

3. Совокупность принципов,  служащих основанием какого-либо  учения

4. Совокупность каких-либо  эл-тов, единиц, объединенных по  общему признаку

5. Форма, способ, принцип  устройства, организации, производства  чего-либо

ТО в Лингвистике

Система – совокупность эл - тов, организованных связями и отношениями в единое целое.

В середине 19-го начале 20-го веков в естественных и гуманитарных науках стал осуществляться переход  к системно-структурному представлению о действительности.

Идея структурности разрабатывалась: в философии- Марксом, в химии- Бутлеровым и Менделеевым, в физике – Бором и Резерфордом, в языкознании Соссюром, Б. де Куртене и Фортунатовым.

Принцип системности  языка обусловлен системным характером самой объективной действительности. О языке как о системе одним из первых заговорил Соссюр. Для него был важен термин «система». Термин «структура» вели его ученики. В настоящее время под системой  понимают совокупность взаимосвязи  и взаимообусловленности элементов.

Структура – строение и внутренняя форма организации системы. В лингвистике и семиотике выделяют 2 типа систем: галогенные и гетерогенные.

Гомогенные - состоят  из однородных элементов (в противоставлении с гетерогенными системами).

Гетерогенные - система  более сложная , состоит из разнородных элементов. В них наблюдается деление на подсистемы.

Язык относится к  гетерогенной системе. Он состоит из подсистем , которые не могут функционировать  отдельно  и являются частями  единого целого. Подсистемы языка  называют уровнями или ярусами. Основные ярусы языка: фонетический, морфемный (словообразовательный), лексический и синтаксический.

В каждом из этих ярусов есть соответствующие единицы. Единицы  одного яруса языка должны непосредственно  синтезировать   единицы другого  вышележащего яруса. Совокупность таких ярусов составляет иерархию.

Языковая система занимает особое место среди прочих систем окружающих человека. Солнцев классифицировал  все системы по происхождению:

Материальные (первичные), существовавшие до человека и вне  человека, и характерные для природы: жидкости, газы, твёрдые тела.

Деятельность человека создаёт ещё 3 типа систем:

- идеальные; 

- искусственные; 

- семиотические (вторичные);

Идеальные – системы, элементы которых суть идеальные  объекты. Понятия или идеи.

Пример: система идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки;

Искусственные – технические. Механизмы, аппараты, машины.

Вторичные – языки и другие системы  знаков, созданные для закрепления  и выражения семантической информации и как средство общения людей.

Источником всех систем, кроме первичной,  является психическая  деятельность человека, мышление. Сам  же человек есть первичная, естественная, и способная к мышлению система.

Структура – система.

Термины «структура»  и «система» применяются в языкознании неустойчиво и различно. Во многих работах вообще легко заменяются и не дефферинцируются.

У Виноградова «структура» соотносится с элементами, формами, конструкциями языка и их значениями.

Реформатский для обозначения  совокупностей и единства самих элеменов.

О языке как системе  впервые заговорил Соссюр. Слово  «структура» вообще не употреблял. Этот термин был введен в лингвистику  его учениками, пражская школа, затем Копенгагена. Пражцы под структурой имели в виду не только отношения и связи внутри языка, но и его элементы, копенгагенцы абстрагировали отношения и связи внутри языка и его элементов, стали утверждать. что язык м.б. сведен к некоторой сетке зависимостей и языковые факты м. рассматриваться как существующие в силу их отношений др. с др.

Мельников, Кубрякова  говорят, что любой объект м. рассматривать  в разных отношениях

а) как определенную совокупность элементов – элементный подход

б) как определенную совокупность отношений м/у элементами – структурный  подход

в) как связное целое, т.е. как определенную согласованную совокупность эл-тов и отношений - системный подход

Под системой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных эл-тов, образующих более сложное единство, рассматриваемое со стороны элементов – его частой

Под структурой – состав и внутреннюю организацию единого целого, рассматриваемого со стороны его целостности.

Мельничук предложил  пойти вслед за нелингвистическим  значением слов: система министерства – структура министерсва, нельзя система рычагов – структура рычагов.

Толковый словарь АН СССР в 4х тт.

система

1. определенный порядок,  основанных на планомерном расположении  и взаимной связи частей чего-либо

2. Классификация, группировка

3. Совокупность принципов,  служащих основанием какого-либо  учения

4. Совокупность каких-либо эл-тов, единиц, объединенных по общему признаку

5. Форма, способ, принцип  устройства, организации, производства  чего-либо

Структура – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.

ТО в Лингвистике

Система – совокупность эл-тов, организованных связями и отношениями в единое целое

Структура – совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого. Уровневое строение языка.

Уровень - это крупная часть языка, состоящая из однородных единиц и включающая набор правил, регулирующих использование этих единиц, их группировку в классы и разряды. Уровень характеризуется особой единицей, предельной и минимальной для каждого уровня. Уровнеобразующие единицы -сущность, отражающая характеристики объекта. Они характеризуются особой субстанцией, функциями.

Уровни:

1. фонема.

уровень звука. Фонему можно  представить в виде набора дифференциальных (отличающих) признаков. Фонема -неделимая, основная единица.

Функции -1. строительная 2. смыслоразличительная. Также фонема - класс вариантов звука (аллофонов).

а) морфонема

морфонологический уровень,  промежуточный. Морфологические чередования могут быть регулярными(повторяются в разных формах и частях речи - бегу-бежишь) и нерегулярными(встречаются в считанных случаях берегу-беречь). Нерегулярные явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка -морфонологию (раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы). Друг-друзья-дружить - представители одной морфемы, находящиеся в отношении чередования между собой (алломорфы), друг/ж/з –морфонема (морфологическая обусловленность), advise-advice (историческая)

Информация о работе Шпаргалка по "социолингвистике"