Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:15, шпаргалка
1.МО как особый род общественных отношений
2.Предмет СМО.
3.Общая характеристика специальных методов и частных методик международно-политического анализа.
....
42. Особенности международных конфликтов современности.
43. Понятие и типы междунар. сотрудничества
44. Социологический подход к изучению МО.
В-четвертых, потребность в защите и продвижении национального интереса вызывает необходимость обладания как можно более мощным военным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от его природных, экономических и иных ресурсов. Поэтому международные отношения - это силовое взаимодействие государств, - баланс сил, - в котором преимущества, с точки зрения национальных интересов, имеют наиболее мощные державы.
В-пятых, в зависимости от распределения мощи между наиболее крупными, с точки зрения военного потенциала, государствами - так называемыми великими державами - баланс сил может принимать различные формы, или конфигурации: биполярную, трехполюсную, мультиполярную и т.д.
С учетом сказанного могут быть выделены две основных закономерности, а точнее говоря, две ведущих тенденции в эволюции взаимодействия социальных общностей на мировой арене. К ним относятся глобализация и фрагментация международных отношений, становление единого, целостного мира и все новые формы его раскола.
Указанные закономерности
проявляются, с одной стороны, в
интернационализации
5.Основные положения и представители классической парадигмы. Реализм и неореализм.
Центральными для теории политического реализма являются «понятие интереса, определенного в терминах власти», и связанные с ним понятия баланса сил, геополитической стратегии и т.п.
Ее наиболее известные представители Моргентау, Арон, Нибур, Шуман, Кеннан, Шварценбергер, Томпсон, Киссинджер, Карр, Уолферс.
С точки зрения Г Моргентау» международные отношения представляют собой арену острого противоборства государств. В основе всей международной деятельности последних лежит стремление к увеличению своей власти, или силы и уменьшению власти других. При этом термин «власть» понимается в самом широком смысле: как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа, возможности для распространения его идеологических установок и духовных ценностей. Два основных пути, на которых государство обеспечивает себе власть, и одновременно два взаимодополняющих аспекта его внешней политики это военная стратегия и дипломатия. Первая из них трактуется в духе Клаузевица: как продолжение политики насильственными средствами. Дипломатия же, напротив, есть мирная борьба за власть. В современную эпоху, говорит Г. Моргентау, государства выражают свою потребность во власти в терминах «национального интереса». Результатом стремления каждого из государств к максимальному удовлетворению своих национальных интересов является установление на мировой арене определенного равновесия (баланса) власти (силы), которое является единственным реалистическим способом обеспечить и сохранить мир. Собственно, состояние мира это и есть состояние равновесия сил между государствами. Согласно Мергентау есть два фактора, которые способны удерживать стремления государств к власти в каких-то рамках это международное право и мораль. Главными участниками международных отношений они считают в отличии от идеалистов - суверенные государства, которые рассматриваются как рационально действующие однородные политические организмы, проводящие единую политику в отношении других государств участников международных отношений. Исключительно государства имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения мирных договоров, объявления войн и других действий, составляющих суть международной политики.
Специфика международных
отношений состоит в том, что
они
носят анархичный характер. Каждый актор, проводя тот или иной курс
политики, руководствуется прежде всего
своими собственными интересами,
а не общностью целей (идеалисты). Национальные
интересы главная категория теории политического
реализма, ключевой стимул политики государства
в мировом масштабе.
Шесть принципов политического реализма по Моргентау:
Свое наиболее полное отражение неореализм получил в работах американского ученого К. Уолтца. Им было сформулировано 3 принципа структуры МО. 1). Государства в МО руководствуются мотивом выживания. 2). Участники МО – исключительно гос-ва. По его мнению, негосударственные участники только тогда будут играть решающую роль в системе международных отношений, когда смогут догнать и перегнать сверхдержавы по наличию полномочий и властных возможностей. 3). Государства не однородны, а обладают разными возможностями или потенциалом. По К. Уолтцу, основу международной системы составляет ряд ведущих государств мира, каждое из которых самостоятельно ищет пути к выживанию. И поскольку система по природе анархична (т.е. отсутствует высший гарант, который бы защищал одно государство от другого), каждое государство вынуждено искать свой собственный путь.
6.Марксистско-ленинское понимание сущности МО. Марксизм и неомарксизм.
Исходный пункт теории классического марксизма – экономические отношения. Общество - совокупность социальных отношений – образовалось, когда люди вступили в товарно-денежные отношения (отношения обмена). Отрицательным результатом стало закрепощение и бесправие трудящегося человека, последовавшее за формированием пролетариата – особого сословия, ставшее результатом разложения всех сословий. Вместе с тем человек – высшее существо для человека. Следовательно, необходимо полное возрождение человека путем создания нового строя – строя социальной справедливости. Последователи классического марксизма полагают, что, подобно тому, как в обществе есть два сословия положительные и отрицательные представители (сословие-паработитель и сословие-освободитель), на международной арене также действуют два социальных класса: всемирная буржуазия и мировой пролетариат. Международные отношения, таким образом, имеют эксплуататорскую (империалистическую) природу и представляют собой борьбу этих двух классов.
Представители неомарксизма: Баран, Суизи, Амин, Арджири Имманюель, Валлерстайн. Его сторонники представляют мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Разобраться в этом сложном многообразии помогают базовые понятия «мир-система» и «мир-экономика». Последнее отражает не столько сумму экономических отношений в мире, сколько самую обширную систему взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономически наиболее сильные. Основные черты мир-экономики - это всемирная организация производства, рост значения ТНК в мировом хозяйственном развитии, усиливающаяся координация производственных комплексов, интернационализация капиталов и уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов. По утверждению неомарксистов, государства, которые ранее защищали себя от внешних потрясений, сегодня превращаются в агентов, передающих национальным экономикам требования мир-экономики с целью адаптации к условиям конкуренции на мировом рынке. Вместе с тем исходным пунктом и основой их концептуальных построений выступает мысль о несимметричности взаимозависимости современного мира и более того - о реальной зависимости экономически слаборазвитых стран от индустриальных государств, об эксплуатации и ограблении первых последними. Основываясь на некоторых тезисах классического марксизма, неомарксисты представляют пространство международных отношений в виде глобальной империи, периферия которой остается под гнетом центра и после обретения ранее колониальными странами своей политической независимости. Это проявляется в неравенстве экономических обменов и неравномерном развитии. Так например, "центр", в рамках которого осуществляется около 80% всех мировых экономических сделок, зависит в своем развитии от сырья и ресурсов "периферии". В свою очередь, страны периферии являются потребителями промышленной и иной продукции, производимой вне их. Тем самым они попадают в зависимость центра, становясь жертвами неравного экономического обмена, колебаний в мировых ценах на сырье и экономической помощи со стороны развитых государств. Поэтому, в конечном итоге, "экономический рост, основанный на интеграции в мировой рынок, есть развитие слаборазвитое".
7.Содержание и представители теории «глобализма» в изучении международных отношений.
Глобалистика - междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, аналитическая дисциплина, которая выявляет сущность, тенденции и причины процессов глобализации, других глобальных процессов и проблем, поиск путей утверждения позитивных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих процессов.
Глобалистика как самостоятельн
Формирование глобалистики можно разделить на 4 этапа:
1. Конец 1960-х – начало 1970-х годов. Этот этап был посвящен изучению отдельных глобальных проблем и не объединял их в целостную систему.
2. Вторая половина 1970-х годов. Становление важнейших теор. направлений и определение рамок объекта иссл.
3. 1980-е года. Осуществление попыток практических действий, принцип: «Думать глобально, действовать локально».
4. Рубеж 1980-х - 1990-х годов. Особенно остро встают проблемы обеспечения безопасности, развивается политическая глобалистика. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) - концепция устойчивого развития
Важный вклад в неё внесли: В. И. Вернадский, П. Тейар де Шарден, К. Ясперс, К. Э. Циолковский.
8.Особенности и представители либерально-идеалистической парадигмы.
Представители: Кларк, Вильсон, Сон. Его основная посылка это убеждение в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости. Согласно данному направлению мировое сообщество демократических государств при поддержке и давлении со стороны общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между его членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из его приоритетных тем это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики. В политической практике идеализм нашел воплощение в разработанной после первой мировой войны американским президентом В.Вильсоном программы создания Лиги наций.
Принцип полного невмешательства государства в социально-экономическую жизнь общества.
Сторонники либерально-
Во-первых, участники международных отношений
представляют собой довольно широкий
круг акторов, в который входят не только государства, но
и международные правительственные и
неправительственные организации,
общественные объединения и группы, частные
предприятия и даже отдельные лица. Во-вторых,
отсутствие верховной власти в международных
отношениях создает условия для равноправного участия
в международных отношениях всех суверенных
единиц политической карты мира, а также
негосударственных акторов. Это обеспечивается
за счет создания и развития международных
организаций, совершенствования норм
международного права, демократизации
международных отношений, распространения
на них универсальных норм нравственности
и справедливости. Однако нужно отметить,
что либералы признают один из аспектов
международной анархии, так как не отказываются
от принципа "помоги себе сам". В-третьих,
исходя из многообразия межд. процессов,
последователи идеализма не сводят отношения между
акторами только к состоянию мира и войны,
или даже к сотрудничеству и конфликтам.
9.Неореализм, неолиберализм, неомарксизм: их отличия от канонических парадигм.
Неореализм начинается с посылки, согласно которой теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. В отличие от канонического реализма неореализм не склонен трактовать мировую политику как некую суммарную равнодействующую внешних. В его основе лежит абстрагирование политической сферы от других сфер международных отношений. По мнению Уолца, неореализм абстрагирует политическую сферу от других сфер международных отношений, что позволяет ему сосредоточиться на изучении присущих ей особенностей, на поиске детерминант и закономерностей. Тем самым неореализм, по мнению К. Уолца, получает более широкие возможности как для анализа современности, так и для прогнозирования будущего. От классической парадигмы неореализм отличается и своим подходом к изучению международной политики как целостной системы, функционирующей в соответствии с определенными законами. Уолц стремится преодолеть то, за что теорию политического реализма упрекали модернисты: присущие ей недостатки в методологии и методах исследования международно-политических реалий. В поисках методологической строгости он приходит к выводу о необходимости использовать системный подход. Определяющая роль при этом отводится понятию структуры, Уолц рассматривает ее как распределение возможностей (принуждений и ограничений), которые система вменяет своим элементам-государствам, а также как функциональную дифференциацию и недифференциацию субъектов.
Неолиберализм, стремящийся учесть и отразить в своих теориях все эти процессы, существенно отличается от канонической либерально-идеалистической парадигмы. Его основной характеристикой является признание необходимости частичного участия государства в регулировании социально-экономических процессов. В этом состоит главное отличие неолиберализма от классического либерализма, провозглашавшего принцип полного невмешательства государства в социально-экономическую жизнь общества. Другие основополагающие принципы классического либерализма (индивидуальная свобода, равноправие, конституционализм, частная собственность) сохраняются и неолиберализмом. Во-первых, он выдвигает в центр всех своих концептуальных построений проблемы безопасности. Во-вторых, акцентирует внимание на экономических проблемах. В-третьих, фактически переносит центр тяжести на моральные нормы как побудительную силу, основу и критерий регулятивных действий в международной политике. Вслед за своими идейными предшественниками, сторонники неолиберализма утверждают, что государство — не единственный, а иногда и не главный актер на международной сцене, которая становится все более доступной для транснациональных финансовых и промышленных групп, различного рода неправительственных объединений, террористических и криминальных организаций, профессиональных ассоциаций и даже отдельных индивидов. Отличие неолибералов заключается в том, что они не только усиливают положение, что любой из этих новых участников международных отношений может вынудить государства на непредусмотренные действия и даже вступить с ними в прямое соперничество - делают его исходной основой для нового понимания безопасности. Неолибералы, таким образом, в полном соответствии с канонической либерально-идеалистической парадигмой считают международное сотрудничество не только возможным, но и необходимым для достижения стабильности, социального прогресса и мирового порядка.
Информация о работе Шпаргалка по "Социологии международных отношений"