Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 149.87 Кб (Скачать файл)

1.Объект и предмет социологии. Место социологии в системе общественных наук.

Объектом  социологической познания является общество. Социология  - учение об обществе. Общество является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии и др). Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Социальное - относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Специфика социологии заключается в том, что она имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой, историей и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими. Место соц-ии в системе наук: а)в отличие от других общественных наук соц-ия изучает общество в целом; б)соц-ия выступает как методологическая и теоретическая основа для специальных общественных наук; в)она разрабатывает методы для изучения общества, используемые другими науками.Но соц-ия не может развиваться без взаимодействия с общественными науками: философией, политологией, историей, психологией, правоведением, экономикой и математикой.

 

 

 

 

45.Понятие и типы девиантного поведения

 

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т. е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией. Таким образом, девиантное поведение определяется соответствием социальным нормам.

Социальная норма –  это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение –  это не просто наиболее часто встречающийся  образец. Поскольку это понятие  относится главным образом к  социальным экспектациям (ожиданиям) «правильного» или «надлежащего» поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т. е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.

Девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к чему-то новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение и др. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и другие.

Девиантное, т. е. отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени:

1) незначительные отступления от норм морали и этикета называет собственно девиант-ным;

2) нарушения норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие «делинквентное поведение» охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А в криминологии он определяется как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному или административному преследованию правонарушений, совершаемых молодыми людьми в возрасте между двенадцатью и двадцатью годами;

3) серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением.

Девиантные исследования довольно часто включают в себя большое разнообразие типов поведения: от злоупотребления наркотиками до футбольного хулиганства и даже занятий колдовством и магией, как поведения, на которое наклеен ярлык девиантного и даже де-линквентного. Социология девиации, таким образом, берет в качестве объекта изучения более широкие, более неоднородные категории поведения, нежели традиционная криминология.

 

20. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Для описания системы неравенства  между группами людей в социологии широко применяют понятие ≪социальная стратификация≫ - иерархически организованные структуры социального

неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе. Термин ≪социальная стратификация≫ как научный оборот ввел Питирим Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Функционализм, в традициях Эмиля Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации). В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации.

Стратификация подразумевает, что  определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с определения места отдельного человека

среди других людей. Любой человек  занимает в обществе много позиций. Эти позиции далеко не всегда можно  ранжировать по их значимости. Для обозначения всей картины различий между

людьми существует особое понятие, по отношению к которому социальная стратификация является частным случаем. Это социальная дифференциация, показывающая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, демографическим), так и по субъективным

(ценностные ориентации, стиль поведения). Данное понятие использовал Герберт Спенсер при описании универсального для эволюции общества процесса появления функционально специализированных институтов и разделения труда, В теории стратификации обсуждается проблема равенства и неравенства. Под равенством понимают: равенство личностное, равенство возможностей, равенство возможностей жизни и равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же типы взаимоотношений, но только наоборот.

Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации, отсюда можно выделить четыре главных измерения  стратификации: доход, власть, образование и престиж.

Доход (собственность) измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени. Собственность, по определению, - основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, Собственность может быть частной, групповой, общественной.

Образование измеряется числом лет обучения в школе или вузе.

Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение.

Власть - это способность социального  субъекта в своих интересах определять цели и направленно-

сти других социальных субъектов, распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения.

Богатство и бедность задают многомерную  стратификационную иерархию. Наряду с вышеперечисленными компонентами измерения выступает социальный престиж.

Престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

 

 

 

 

 

35.Понятие культуры

 

Культура – многообразное  понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано  с сознательной преобразующей деятельностью  человека.

Понятие «культура» может  использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и  деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может  фиксировать способ жизнедеятельности  отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить  по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли – на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису – на народную и элитарную;

4) по видам – на материальную и духовную;

5) по характеру – на религиозную и светскую.

Все социальное наследие можно  рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, и других предметов, которые постоянно  изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать  как способ адаптации общества к  биофизическому окружению путем  его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат  нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории  человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как  люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко  восстановить культуру материальную.

 

 

 

33. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

И ГОСУДАРСТВО

Разные ученые по-разному трактовали понятие гражданского общества. У Гоббса оно слито с государством, Монтескье и Локк уже разделяют общество и государство.

Г. Гегель называл гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание интересов

разных групп, классов и институтов, отношения которых регулируются правом.

Мы же, говоря о гражданском обществе в современное время, имеем в  виду способность существовать и  развиваться различных общественных отношений независимо от государства.

Наши современники видят гражданское  общество моделью, которую надо создать на пути к свободному рынку и демократии (К. Гадмиев). Другая точка зрения понимает под категорией ≪гражданское общество≫ форму объединения людей в современной промышленной цивилизации (В. Библер). Эти точки зрения на гражданское общество подчеркивают независимость от государства институтов, организаций, источников доходов и существования социальных структур общества. Гражданское общество - это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства.

Р. Дарендорф называл гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой. Гражданское общество имеет ряд функций:

1) интегративную (объединяет людей  в группы, определяет нормы деструктивной  борьбы);

2) инструментальную (коллективное  целедостижение);

3) дистрибутивную (определение ролей,  вознаграждений);

4) воспроизводственную (воспроизводство  социальной жизни);

5) регулятивную (контроль, система  норм и санкций);

6) коммуникативную (достижение  консенсуса между разными интересами).

Гражданское общество характеризует  независимость индивидов друг от друга и от государства,

автономный источник доходов, различные  формы собственности, структурированность общества, преобладание ≪среднего класса≫, неразрывность с правовым государством. В отличие от государства гражданское общество может быть только в демократическом обществе. Важная часть гражданского общества - плюрализм мнений. Государство - это совокупность взаимосвязанных

друг с другом учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом в интересах определенного класса. Основными органами государства выступают правительство, вооруженные силы, милиция, суд и т. д. В основе возникновения государства лежат такие

факторы, как социально-экономическое  неравенство, образование классов, разделение труда на

управленческий и исполнительный. На государство влияют общественные отношения, культура, исторические традиции. Государство имеет географические пределы (территорию) и человеческие (население). Государству принадлежит исключительное право на создание законов и норм (и граждане это признают), денег, взимание налогов с населения. Государство нужно для защиты интересов людей от негативных последствий рынка. Но чтобы государство не перешло черту, существует гражданское общество со своими законами, ограничивающими государство.

Государственные функции - интегративная, регулирующая, социальная. Роль социальной функции в настоящее время все больше возрастает, так как гражданское общество не в состоянии справиться с хаосом в обществе.

 

29.Социология семьи и ее основные проблемы.

Социология семьи — отрасль  социологии, изучающая семью. В сферу  исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как  социального института и малой  группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы  семейного поведения, характерные  для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Если названные факторы взаимодействуют  друг с другом без 

глубоких расхождений и противоречий, то под их благотворным

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"