Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:08, шпаргалка
1 Макс Вебер и его политическая социология
2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии М.Вебера.
3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии М.Вебера.
Макс Вебер (1864-1920).Некоторые работы по теме «Политическая социология»: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Харизматическое господство», «Чиновник», «Политика как призвание и профессия». Центральным понятием политической социологии выступает понятие власти. Власть Вебер определяет как идеальный тип. Власть – принуждение к повиновению.Вебера интересовала особая форма власти— легитимная, признанная теми над кем она осуществлялась. Легитимность – категория для установления двусторонних отношений. Она означает принятие притязаний на власть и согласие подчиняться. Такую признанную легитимную власть он обозначал понятием господство. В структуре господства Вебер выделял три элемента:
1.глава политического
2.аппарат управления, на который опирается лидер
3.подчиненные господству массы.
В своих работах Вебер исследовал отношение власти, господств. Он выделил 3 идеальных типа господства и обозначил их: легальное, традиционное, харизматическое.
Типы господства (власти):
Отсюда – бюрократия – идеальный тип (Привет идеальным типам и 3 вопросу – У.А.) рационального господства, воплощение рациональной власти.
3)Харизматическое. Харизма – милость, божья благодать, божественный дар. Опирается на личную эмоциональную преданность людей своему политическому вождю. Легитимность происходит благодаря вере людей в сверхъестественные, сверхчеловеческие качества вождя и доверию к установленному им политическому порядку. Харизматическая демократия рассматривается Вебером в качестве противовеса тотальной бюрократизации общественной системы с ее тенденцией к огосударствлению экономической деятельности людей. Следовательно, харизматический лидер призван уравновешивать возможные попытки узурпации власти со стороны различных олигархических и других групп.
Следует учитывать, что выделенные Вебером три типа господства представляют собой идеальные типы, то есть реально существующие формы отношений и власти могут включать в себя различные сочетания этих типов.
2.Социальное
действие и проблема
По Веберу единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
Признаки социального действия:
-осмысленный характер;
-ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе — целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого.Таким образом, по Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ их жизни в целом. Веберовская теория рационализации — это, по существу, видение им судеб капитализма, который, по его мнению, определяется не спекуляцией, завоеваниями и другими авантюрами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства. «Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, само по себе, ничего общего не имеет с капитализмом, писал он. Капитализм, по Веберу, может быть идентичен обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае его «рациональному регламентированию». Иными словами, Вебер в рационализации жизни видел лишь формальную сторону.Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
.Подводя итоги можно сказать, что он рассматривал социологию как науку о социальном действии. Поведение, по Веберу, становится социальным, если оно имеет смысл, субъективно, осмысленно соотносится с поведением других людей, ориентировано на ожидании определенного их поведения и в соответствии с этим сопровождается субъективной оценкой шанса на успех тех или иных своих действий.
Вебер был первым, кто ясно заговорил о предмете социологии. Объект – социальная реальность. Для Вебера предметом является элементарное социальное действие: действие имеет смысл и адресовано человеку, понимающему этот смысл, или направлено на объект, обладающий смыслом. Действие вызывает ответное действие, тоже обладающее смыслом.
Категория культуры – нагруженность объектов определенным смыслом в отрезок времени.
Предмет социологии – элементарные действие, наполненные социально-значимым смыслом.
Вебер предлагает типологию социальных действий. Критерий выделенных типов социального действия – мера смысла, мера рациональности, стиль мышления.
Социальное действие сегодня – главная категория социологии и ее предмет.
Существуют следующие типы социальных действий:
Мера рациональности самая большая в 1-м и самая маленькая в 4-м.
В этой типологии Вебер поставил себе задачу связать специфику действий с историческим процессом. Каждая историческая эпоха имеет своей доминантой определенный тип действия.
Только 2 типа (1-й и 3-й) соответствуют определенным историческим эпохам. Вся история – это переплетение социальных действий.
Понятия государство, феодализм, экономика – сумма социальных действий. Экономика – следствие социальных действий, а не причина (как у Маркса). Это новая трактовка социального бытия в целом. Предмет социологии по Веберу дает нам новую концепцию социального бытия, которая была сильнее марксистской.
3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии М.Вебера.
Идеальный тип-это формально логическая конструкция, направленная на упорядочивание наблюдаемых научных явлений. М.В. изучает эту идею с помощью капитализма. Обнаружение типического с помощью идеального типа.
Социальный мыслитель создает идеальный тип перед изучением социологии.
Социальные действия должны определить через идеальный тип. Действие есть типическое. Социология-наука о социальном действие.
Вебер подчеркивал, что
ценность эпохи в форме идеально-
Для того чтобы изучить типическую реальность,
мы должны изучить идеальные типы. Идеальный
тип должен быть резким, жестким. Чем дальше идеальный
тип от реальности, тем лучше. Должен отличаться
от реальности для точности. Примером
могут быть экономический обмен, церковь,
ремесло, капитализм и т.д.
«Мы создаем идеальные типы, не для того чтобы найти что то общее, а для того чтобы найти «характерное»».
Вебер начинает различать идеальный тип для истории и социологии. Историческая наука не может быть демографической.
В 1904г. впервые занялись проблематикой идеального типа. В исторических науках мы пользуемся гегелевским идеальным типом: средневековый город, культура капитализма; В социологии мы используем чистые идеальные типы.
3 типа господства: - харизматичное(власть
лидера) , - патриархальная власть
старейшины ), -рациональная(
Это чистые типы социологии, т.к. мы можем обнаружить
их везде.
4. Хозяйственная этика религий: сравнительный анализ.
Если вера — основа религиозной гносеологии, то грех — одна из главных категорий религиозной этики, в которой грех воспринимается как моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога.
Религия — особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека
Заслуга М. Вебера состоит в том, что он осмелился изучить и доказать связь между экономическими и религиозными. Предшествующие ему теоретики — Конт, Маркс, Спенсер, и его современники Зиммель и Дюркгейм, искали связь, между социальными и социальными, экономическими и экономическими. Причем Вебер смог не просто обнаружить связь, но доказать, что корни экономических изменений могут таиться в религии или культуре, а не в самой экономике. Это был революционный поворот научного сознания во всем мире.
М. Вебер — один из основоположников социологии религии. Вебер исследовал главным образом мировые религии и их влияние на ход истории. В работе, которая сделала его знаменитым, «Протестантская этика и дух капитализма» , он исследует влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. Вопросам религии у Вебера посвящен целый ряд фундаментальных исследований, помимо «Протестантской этики» они освещаются также в работе: «Хозяйственная этика мировых религий».
Религия интересовала Вебера главным образом с точки зрения ее воздействия на общество. Он изучал отношение религии к другим культурным институтам, особенно к экономике.
Вебер сравнивает разные религии, выявляя, какая степень рационализации экономической деятельности допускается той или иной религией. Проследив эволюцию самых разных типов религий — от поли- до монотеизма, — Вебер установил, что они движутся в сторону все большего насыщения этическими элементами. Наконец, христианство, а особенно протестантизм, наполнены этикой, что называется, до краев. Процесс этизации религии позволял ей захватить в круг своего непосредственного влияния также область светской жизни и благотворно воздействовать даже на экономическую деятельность людей.