Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:08, шпаргалка
1 Макс Вебер и его политическая социология
2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии М.Вебера.
3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии М.Вебера.
Уильям Айзек Томас (1863-1947) внес огромный вклад в разработку методологического аппарата социологии в русле идей символического интеракционизма. Томас обращал внимание на бесконечное многообразие субъективных мотивов, которые могут лежать за внешним единообразием форм поведения. Отсюда его внимание к субъективному восприятию социального и к процессам формирования межиндивидуальных взаимодействий.
Для анализа внутренних, субъективных аспектов действительности Томас применил два основных методологических понятия, сделавшихся с тех пор предметом постоянного внимания социологов : понятия “установки” и “определения ситуации”. При подходе с точки зрения установок индивида и определения им ситуации своего поведения социолог в состоянии получить , как писал Томас, “неполное, но каузально адекватное объяснение поведения .” Он исходил из того, что для полного объяснения необходим учет множества внешних факторов и что практически и что полное каузальное объяснение недостижимо. То же касается адекватности, т.е.. объяснение должно быть адекватным с точки зрения субъективного восприятия ситуаций действия действующим индивидом.
Концепция установки Томаса, изложенная в написанной им совместно с Ф.Знанецким книге “польский крестьянин в Европе и Америке”, стала первой систематической концепцией установки в социологи. В Томасовской концепции определения ситуации речь идет о “конструируемой” индивидом ситуации его собственного поведения. . Всякой деятельности, пишет Томас, предшествует “стадия рассмотрения, обдумывания, которую можно назвать определением ситуации. В действительности не только конкретные действия зависят от определения ситуации, но и весь образ жизни, и самое личность следует из серии таких определений”. В результате каждая ситуация, в которой оказывается взрослый самоопределяющийся индивид, представляется системой факторов, диктующих поведение в соответствии с прежними ситуациями, пережитыми индивидом в ходе его жизни.()имеется в виду ситуация социальных отношения , элементами которой являются семья, школа, общественное мнение, установки других личностей, с которыми индивиду приходилось иметь дело.
Томас выразил суть этой своей концепции в знаменитом афоризме, который его коллега Р.Мертон назвал “Теоремой Томаса”.
«Если человек определяет ситуации как реальные, они — реальны по своим последствиям»
Теорема
В качестве иллюстрации Томас приводит следующий пример: параноик, попавший в впоследствии в одну из нью-йоркских больниц, убил несколько человек, имевших несчастную привычку бормотать что-то про себя, гуляя по улице; он заключал, что они всячески его поносят, и вел себя так, будто это действительно имело место.
Томас говорит о необходимости анализа всякого действия в его целостном двуедином контексте, т.е. в ситуации, как она определяется исследователем в объективных терминах, и в ситуации, как она формулируется в терминах заинтересованной действующей личности.
РЕБЯТ,ЭТО БЫЛА ИНФОРМАЦИЯ ИЗ УЧЕБНИКА. НИЖЕ ЕЩЕ ПАРОЧКА ПРИМЕРОВ ЕГО ТЕОРИИ ИЗ ИНТЕРНЕТА.
Уильям Исаак Томас был социологом, который заметил, что когда люди пытаются предсказать события в будущем, они делают множество предположений о настоящем. Если эти предположения достаточно значимые, то результирующие действия приведут к этому предсказанному будущему.
Простейший пример — это слухи о дефиците чего-либо. Если вы поверите, что будет нехватка зубной пасты, то вы пойдете и купите немало, прежде чем магазины опустеют — точно также, как и все остальные. Понятное дело, нехватка наступит.
Это очень схоже с предвзятостью экспериментатора и теорией стигмации (наклейки ярлыков). Когда кто-то верит, что вы являетесь определенным типом человека, то вы оправдываете эти ожидания.
Если учитель считает вас умным, то и будет относиться к вам, как к умному человеку. Вам будет оказываться дополнительная помощь, особое внимание, уважение. Вы отвечаете с большим усилием, большим напором, и цикл обратной связи приведет к подтверждению ярлыка.
12. «Социальная драматургия» Ирвинга Гофмана
Особое место среди представителей ролевых теорий занимает И. Гоффман. Он является весьма оригинальным и многосторонним ученым. Будучи антропологом по образованию и человеком энциклопедических знаний, Гоффман занимался самыми разнообразными науками, в том числе социальной психологией, социологией, психологией, психиатрией и др. Он является весьма популярным автором, выдвинувшим особую концепцию «социальной драматургии». Суть ее заключается в том, что он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной терминологией, очень подробно исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на символические формы ролевого поведения. Подобно Г. Блумеру и другим представителям Чикагской школы, Гоффман совершенно не обеспокоен проблемой выбора адекватных методов исследования и неопределенностью используемых им терминов, расплывчатостью определений и употребляемых понятий. Для подтверждения своих положений он в основном использует метод наблюдения. Кроме того, он широко пользуется примерами, взятыми из художественной литературы, мемуаров, автобиографий, газет и журналов и даже из личных бесед.Наиболее полно идеи И. Гоффмана изложены в его монографии «Представление себя другим в повседневной жизни» [Goffman, 1959]. Абстрагируясь от целостных личностных характеристик индивида, Гоффман рассматривает его лишь как носителя самых различных ролей, заданных извне, не связанных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности, ни с объективными социально-историческими условиями. При этом Гоффман исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, с тем чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия.
13. Чикагская
школа: практически-прикладной
ЧШ- первая социолог.школа, которая работала над прктич.исслед. в Зап. Европе.
ЧШ способствовала признанию социологии, как академ.дисциплины и ее институализации в США.
Была организована в 1892 на базе 1 Департамента социологии в США. Университет был основан семьей Родфеллеров.
С деятельностью ЧШ связано появление 1-ого в США социолог.журнала (1898).
Направления исслед-й, хар-е для ЧШ:
-жизнь этнических групп США
- положение чернокожих американцев, включая рабство
- теологические семинары
По мнению ЧШ гл.задача социолог.науки- практическая полезность, эффективность. Значение закл-ся не в теоретических разработках, а в том, чтобы они способствовали решению конкретных соц. проблем, регулированию конфликтов.
Представители ЧШ стремились активно участвовать в жизни города, т.е. они активно привлекали к своей деятельности журналистов, политологов, которые могли сообщить реальные сведения о жизни в городе.
Для представителей ЧШ эмпиризм-не
отказ от теорет. Учения, а способ
адаптации в конкетных
Для ЧШ не было характерно домиирование одной теорет.направлнности: они соединили различные подходы, методы.
Гл. проблема исследований ЧШ- проблема движения соц. общностей от конфликта к согласию. Они использовали элементы эвалюционизма, органицизма, натурализма, микро и макро подходы.
Методы, которые использовала ЧШ: количественные методы, статистик, качественные методики, картографирование, вживание, вхождение в соц.гр., наблюдение, интервью, анализ личных документов.
Осн.заслуга ЧШ-представители добились признания полвых исследований в качестве академич.научн. мероприятий и фундамета социологии как таковой.
В ЧШ придумали особую
технику эмпирического
В основе чикагского варианта включенного наблюдения лежали три принципа: 1) изучать людей в естественном окружении или конкретной жизненной ситуации; 2) обследовать их методом прямого взаимодействия с ними; 3) достичь аутентичного с ними уровня понимания социального мира, делая теоретические заключения в терминах мировоззрения членов изучаемой группы. По существу чикагцы выступили прародителями качественной социологии, если понимать ее не как совокупность теоретических деклараций, а как работающую методологию.
Так же в ЧШ использовался монографический метод (keys-stady)- метод исследования случая, считающегося типичным для конкретного класса явлений
Предмет исследования ЧШ-город вообще и Чикаго в особенности. Они изучали все области социологии: соц.семьи, религии, полит.соц., соц. динамику. Ои подчеркивали, что все проблемы жизни в современном обществе связаны с процессом экранизации.
ЧШ сформировала экологическую концепцию,гл.мысль- общество это естеств.феномен, в основе всех социальных процессов лежит природный уровень.
Основные положения ЧШ:
Переодизация деятельности ЧШ:
1.А.Смолл, У.Томсон и
Установление тесных связей с городским правлением Чикаго.
2.Р.Парк,-гл.проблема
Э.Берджес.- заложил основу социолог.терминологии и создал карту наиболее криминагенных районов Чикаго.
3.У. Огборн-один из
Эверест Черрингтон Хьюз- один из первых участников исследования нацистской Германии.
Стауффер- внес вклад в методологию и технологию измерения установок общественного мнения.
4. Герберт Блумер,Мори Яновиц.
14. Исследование Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого..
Совместное исследование "Польский
крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920
гг.) Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого
стало первым фундаментальным трудом,
в котором была предпринята достаточно
успешная попытка поставить и решить новые
исследовательские задачи: 1) проблема
индивидуализации; 2) отношение между индивидуальной
и социальной эффективностью; 3) проблема
анормального поведения - преступность,
бродяжничество, проституция, алкоголизм
и др.; 4) проблема занятости; 5) отношения
полов; 6) проблема общественного счастья;
7) проблема борьбы рас (этносов) и культур;
8) проблема идеальной организации культуры.
В этой совместной и последующих самостоятельных
работах соавторы апробировали свои основные
идеи. Так, согласно У.Томасу, понятие социальной
ситуации включает в себя три взаимосвязанных
элемента: объективные условия (социальные
нормы и ценности) - установки индивида
и группы - определение ситуации действующим
лицом. В свою очередь Ф.Знанецкий выдвинул
необходимое для социолога требование
- учитывать так называемый человеческий
коэффициент, принимать во внимание точку
зрения индивидов, участвующих в социальной
ситуации, их понимание ее. В более широком
плане это нацеливало специалистов на
рассмотрение социальных явлений как
результатов сознательной деятельности
людей.
Объектом исследования Томаса и Знанецкого
стал определенный класс населения и его
связи с обществом. По мнению ученых, изучаемые
ими крестьяне находились в промежуточном
состоянии, т.к. сохранили еще достаточный
потенциал для того, чтобы существовать
в традиционных рамках, но в то же время
многих из них затронули преобразования
на всех уровнях жизнедеятельности. Работа
“Польский крестьянин …” состоит из
теоретической части («Методологические
заметки») и первичных эмпирических материалов,
разбитых на группы и сопровожденных комментариями.
Задача исследования заключалась в выявлении
механизма воздействия группы и общества
на поведение индивида и процесса адаптации
индивида к окружающей социальной среде.
В "Польском крестьянине...", посвященном
тщательному анализу вопросов, связанных
с адаптацией переселенцев в Новом свете,
авторы впервые объемно применили метод
исследования личных документов (письма,
биографии, дневники, воспоминания и т.п.).
Это существенно обогатило технику сбора
социологической информации. Творчество
У.Томаса и Ф. Знанецкого придало импульс
становлению гуманистического направления
в теоретико-эмпирической социологии,
противостоявшему преобладавшей в то
время позитивистско-
Несмотря на сложность использования предложенного Томасом и Знанецким метода личных документов, он пользовался большой популярностью в течение многих десятилетий. Для своего времени работа “Польский крестьянин ...” стала сильным толчком для развития методов эмпирической социологии и ознаменовала собой отход социологии от абстрактного теоретизирования к осмыслению эмпирических данных. Наибольшее развитие метод личных документов получил в Польше, что обусловлено научным влиянием и авторитетом Знанецкого у себя на родине. Именно в этой стране был отработан и широко использовался механизм сбора биографических материалов, основанный на организации конкурсов.
15: Город, семья
и преступность в работах
Берджес был представителем Чикагской школы.
Город в концепциях чикагских социологов трактовался как стихийно развивающийся организм. Развитие города, по мнению Р. Парка, выглядит следующим образом: рост населения и интенсивная миграция (от лат. migratio — переселение) приводят в соприкосновение на одной территории большие массы людей, что усиливает конкуренцию между ними. Рассматривая миграцию как коллективное поведение, Р. Парк считает, что она образует экологический порядок. Надстраивающиеся над ним экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности "организацию контроля" посредством экономических законов, права, нравов. Таким образом, конкуренция, начавшаяся как борьба за выживание, завершается как ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, сходство), которая приводит к формированию социальных институтов, регулирующих отношения субъектов и обеспечивающих оптимальную" соревновательную кооперацию" и "согласие" в городской общности!