Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:08, шпаргалка
1 Макс Вебер и его политическая социология
2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии М.Вебера.
3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии М.Вебера.
Социальная антропология состоит из общей и центральной теории . Общая теория : три группы проблем
Центральная теория : имеет дело с детерминантами соц. отношений Р. Браун сформулировал эту теорию в терминах кодаптации т.е. подборки и гармонизации индивидуальных интересов или ценностей.
Бранислав- Каспар Малиновский исследовал папуасов и меланизейцев на Тобрианских островах. Сформулировал функционалистский подход к изучению культуры. Он рассматривал каждую культуру , как закрытую систему , а все культуры, как сравниваемые между собой. Модель культуры представлена в виде схемы с 4-мя составляющими.
1)внешние факторы , не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические потребности, географическая среда, человеческое окружение, расса, история.
2)наиболее типичные ситуации в рамках цикла жизни человека.
3)Функциональные аспекты культуры :
Хоз-во, воспитание политический уклад, право, магия и религия, наука, искусство, досуг. Каждый функциональный аспект имеет трехслойную структуру: функциональный, описательный, идеалогический слой., соответствующие иерархии эконом. базы соц аспектов, культурных аспектов.
В рамках соц. антропологии развивались две тенденции 1- концентрировалась на прямом и тщательном наблюдении примитивного общества. 2-сочетала непосредственное наблюдение с разрабатываемой общей теорией.
26. Теория
социального действия Парсонса
Понятием, объединяющим
социальное действие и социальную систему,
является понятие типовых переменных.
Парсонс определяет последние как фундаментальные
дилеммы, с которыми сталкивается социальный
деятель. Социальные системы могут характеризоваться
через четыре набора комбинаций решений
дилемм:
1) партикуляризм или универсализм
— деятели должны решить, оценивать ли
человека с помощью общих критериев (универсализм)
или использовать критерии уникальные,
применимые лишь в отношении конкретного
человека (партикуляризм);
2) поступки или качества
— необходимо решить, оценивать ли людей
по их поступкам или опираясь на их личные
качества;
3) аффективная нейтральность
или аффективность — деятели могут
находиться в определенных отношениях
либо по причинам инструментальным, не
затрагивающим их чувств (аффективная
нейтральность), либо по эмоциональным
причинам (аффективность);
4) «диффузность» или специализация
— индивидам в любой ситуации приходится
выбирать между вовлеченностью наряду
с другими индивидами в широкий спектр
социальной деятельности («диффузность»)
и сосредоточенностью на достижении лишь
специфических, структурированных целей
(специализация).
Парсонс построил формализованную
модель системы действия, включающую четыре
подсистемы: социальную, культурную, личностную
и поведенческий организм. Инвариантный
набор функциональных проблем составляют:
адаптация, целедостижение, интеграция,
воспроизводство структуры и снятие напряжения.
Так, за культурной системой закрепляется
в основном функция воспроизводства структуры.
Если в социальных системах доминируют
проблемы социального взаимодействия,
то культурные системы складываются вокруг
комплексов символических значений —
кодов, на основе которых они структурируются.
Личностная система — это главный исполнитель
процессов действия и, значит, воплощения
культурных принципов и предписаний. Поведенческий
организм трактуется как адаптивная подсистема,
сосредоточение основных возможностей
человека, на которые опираются остальные
системы. Эту модель Парсонс рассматривал
как универсальный методологический инструмент,
предназначенный для анализа любых конкретных
обществ и любых живых систем действия.
27. теория социальной системы Т. Парсонса
Исходя из того, что консенсус представляет собой важнейшую социальную ценность, Парсонс видит главную задачу социологии в анализе институционализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Когда ценности институционализированы и сообразно им структурировано поведение, возникает стабильная система — состояние «социального равновесия». Существуют два пути достижения этого состояния: 1) социализация, посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, выполняющие эту функцию, — семья, образовательная система); 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.
Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:
Данную структурно-
Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». Так, если изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в социальной системе в целом.
28. Мертон и структурный функционализм.
Мертон обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре. Под функциями американский социолог понимает «те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы»
Далее он специально характеризует явные и латентные функции и подчеркивает важность такого выделения. Первые (явные функции) означают объективные и преднамеренные последствия социального действия, вторые (латентные функции) - непреднамеренные и неосознанные последствия. Мертон отмечает, что «разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с. его объективными последствиями, которое часто обнаруживается в социологической литературе.Американский социолог предупреждает об ошибочности отождествления мотивов и функций, поскольку первые выступают как субъективные категории, вторые же - как объективные. Мотивы и функции изменяются независимо друг от друга, о чем следует всегда помнить социологам.
Социологи не учитывали латентной социальной функции, принимая в расчет лишь явную. Они в начале эксперимента не обратили внимания на его социальные последствия для отношений между членами контрольной и экспериментальной групп. В конце концов сложившаяся ситуация заставила социологов задуматься над скрытыми, не очевидными вещами, связанными с отношениями между людьми. Таким образом, главная задача социологии - изучение не столько явных, сколько скрытых, латентных функций.
Такой подход существенно
расширяет горизонты
В работе «Социальная теория и социальная структура» он утверждает, что функциональный анализ является как самым перспективным, так, по-видимому, и наименее систематизированным направлением среди существующих социологических теорий. Вместе с тем он полагает, что ряд положений, считавшихся фундаментальными для функционализма, оказываются, по меньшей мере, спорными, а возможно, и ненужными для него. К таковым он относит три основных постулата функционального анализа, которые формулирует и излагает в сжатой форме:
- стандартизованные виды
социальной деятельности и
- все элементы социальной
и культурной системы
- все эти функции
необходимы и незаменимы. Первый
постулат назван постулатом
Таким образом, Мертон стремился конкретизировать абстрактные теоретические размышления его старшего коллеги, «спустить» их с высоких «теоретических небес» на более низкий и приземленный уровень. Мертона постоянно тянуло к теоретизированию иного характера, более тесно связанного с эмпирическими исследованиями. Решению этой задачи была посвящена разработка теорий среднего уровня.
29. Типология
форм индивидуального
Формы Определяемые Институцианализирован.
приспособления культурой цели cредства
------------------------------
Конфортность + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Мятеж + - + -
I. Конформность- Чембольшестабильностиобщества,
II. Инновация- Эта форма приспособления вызывается значительным культурным акцентированием цели-успеха и заключается в использовании институционально запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и власти, или хотя бы их подобия. Такая реакция возникает, когда индивид ассимилировал акцентирование цели без равнозначного усвоения институциональных норм, регулирующих пути и средства ее достижения.
III. Ритуализм. Он предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены. Несмотря на то, что культурное предписание"стараться преуспеть в этом мире" отвергается и, таким образом, горизонты сокращаются, продолжается почти безусловное соблюдение институциональных норм.
IV. Ретритизм Под эту категориюподпадаютнекоторые виды адаптационной активности страдающих психозами, лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнанных, праздношатающихся бродяг, хронических алкоголиков и наркоманов. Они отказались от предписанных культурой целей, и их поведение не соответствует институциональным нормам. Это вовсе не означает, что в каких-то случаях источником данного типа приспособления является не сама отвергаемая ими социальная структура, и что их существование не представляет собой проблему для членов общества.
V. Мятеж- Этот тип приспособления выводит людей
за пределы окружающей социальной структуры
и побуждает их создавать новую, то есть
сильно видоизмененную социальную структуру.
Это предполагает отчуждение от господствующих
целей и стандартов.Последниеначинают
считатьсячисто произвольными, а их претензия
на законность и приверженность индивидов
— несостоятельной, поскольку и цели,
и стандарты вполне могли бы быть другими.
В нашем обществе движение организованногосопротивленияст
Аномия [греч. a — отрицательная частица, nomos — закон] — понятие, введенное Э.Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп (в том числе социально декларируемые образцы поведения), а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи.
Аутопойезис (по-английски пишется как "autopoiesis", а переводится по разному - встречаются такие переводы как "автопоэзис", "аутопойесис") - термин чилийских эпистемологов и нейрофизиологов Умберто Матураны и Франциско Варелы, используемый Луманом для своих социальных размышлений, который можно перевести как самотворение или самовоспроизводство.
30. Общество как социальная система в социологии Никласа Лумана. Понятие «аутопойезиса».Если в психических системах смысл функционирует в рамках когнитивных операций, то в социальных системах – в рамках коммуникативных процессов. Операции социальных систем состоят из коммуникаций. Луман кладет теорию коммуникации в основу всей теории социальных систем, отождествляя коммуникацию и общество. В то же время Луман разрывает с традиционным представлением о коммуникации как передаче сообщения от передатчика к приемнику. Вместо этого коммуникация понимается как целостный процесс, который определяется именно посредством своей функции – создания социальных систем.
Коммуникация является в трактовке Лумана процессом тройной селекции: информации, сообщения и понимания. Вначале из ряда возможных состояний селектируется одно в качестве информации, затем выбирается определенное действие, чтобы сообщить эту информацию и, наконец, различая между селекциями информации и сообщения, происходит понимание. Вместе с пониманием завершается коммуникативный акт.
Информация в интерпретации Лумана является не структурой, а событием. Луман определяет информацию как «событие, которое меняет состояние системы»37. Когда информация проявляется, она не исчезает бесследно, а оставляет структурный эффект, изменяя состояние системы. Реагируя на это изменение, меняется вся система. Луман подчеркивает, что информация всегда функционирует как «новое», создающее смысл. Повторение новости уже не несет информации. Это происходит потому, что информация есть неожиданная селекция из нескольких возможностей. Будучи неожиданной, эта селекция побуждает к новым контингентным операциям, которые были бы столь же неожиданными без получения этой информации, но теперь становятся для системы логичными. В лумановской интерпретации информация не привходит извне, и не «передается», она может быть только результатом собственных операций самореференциальных систем, которые реагируют на изменение собственных состояний.
Сообщение – основной динамический элемент коммуникации и является действием, обусловливающим временное протекание коммуникации. Хотя коммуникация традиционно отождествляется именно с сообщением, вследствие чего часто редуцируется к понятию социального действия, сообщение имеет в коммуникации минимальную функциональную нагрузку, выбирая, должна ли информация быть распространена, и как.