Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

адим Юрьевич Забродин Социология.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Нобелевский лауреат, экономист С. Кузнец в 60-е гг. ХХ в. выявил историческую тенденцию – усложнение технологий, как правило, сопровождается на первом этапе усилением социального неравенства, но впоследствии положение выравнивается. Эту тенденцию нарушило появление постиндустриального общества, в котором социальное неравенство увеличивается. Из всех стран с высокими доходами наибольшим экономическим неравенством отличаются США.

27. Социальные институты

Сам термин «институт» (от лат. institute – установление) имеет несколько разных значений. В узком смысле так называются специализированные научные и учебные заведения. В широком смысле этот термин обозначает совокупность норм и правил, устанавливающих порядок отношений в какой-либо сфере общественной жизни.

Одним из первых социологов, обративших внимание на социальные институты как специфические конструкции отношений в обществе, был Г. Спенсер. В современной социологической теории существуют разные определения этого понятия. Практически во всех концепциях социальных институтов есть указание на то, что это устойчивые формы организации человеческой деятельности, но дальше начинаются разногласия. Так, например, известный американский экономист, родоначальник институционализма в экономической теории, Т. Веблен, обращал внимание на то, что социальные институты представляют собой привычные способы реагирования на внешние изменения. Современный немецкий социолог А. Гелен подчеркивал регулятивную роль институтов, которые упорядочивают поведение людей, направляя их по желательным для общества путям. Иногда институт определяется как совокупность норм и образцов поведения, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

Одним из обобщающих определений, выработанных в традиции структурного функционализма, является следующее.

Социальный институт – это совокупность упорядоченных взаимосвязанных социальных статусов и ролей, направленная на выполнение каких-либо функций, обеспечивающих потребности общества в определенной сфере жизнедеятельности.

В неявном виде – через содержание ролей и статусов – в этом определении учитываются и нормы, и ценности, правила и образцы поведения и др. В современной отечественной литературе подчеркивается роль социальных институтов как основных компонентов социальной структуры общества, интегрирующих и координирующих индивидуальные действия людей. Институты упорядочивают социальные отношения в отдельных сферах жизни общества.

Социальные институты, существующие в настоящее время, появились  не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни  с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения. Так, первый институт экономики – производство – возник около 2 млн лет назад. Но тогда это были лишь отношения, возникшие в обществе в связи с появлением первого орудия труда. Институту семьи около 500 тыс. лет, государству и образованию – 5–6 тыс. лет и т. п.

Со  временем, переходя в устойчивую форму, приведенные в систему, обеспечивающие в совокупности выполнение какой-либо общественно полезной функции, нормы  и правила закрепляются юридически, устанавливая статусные права и обязанности. Процесс формирования и развития социальных институтов называется институционализацией.

Для успешного функционирования социальных институтов необходима, одновременно с институционализацией, интернализация– освоение членами общества норм, прав и обязанностей на уровне внутренней системы ценностей каждого человека.

Из  всего многообразия социальных институтов выделяют основные, удовлетворяющие основные жизненные потребности общества:

• в воспроизводстве человеческого рода – институты семьи и брака;

• в безопасности и социальном порядке – институты государства (армия, органы охраны правопорядка, судебная система и пр.) и политики;

• в обеспечении средств существования – экономические институты;

• в получении и передаче знаний, социализации – институты науки, образования, культуры;

• в решении духовных проблем – институты религии, общественной интеграции.

Помимо  главных (основных), существуют частные (неосновные) социальные институты, которые являются частями первых. Неосновные институты в последнее время принято называть общественными практиками. В них входят механизмы, методы, процедуры, обеспечивающие функционирование главных институтов (например: профессиональный подбор, расстановка и продвижение работников в рамках деятельности экономических институтов), а также обычаи. Так, в основном институте семьи в различных культурах существуют различные обычаи осуществления брака – похищение невест, выкуп, приданое и т. п.

Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу. Универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.

Основные  функции, выполняемые институтами, не остаются неизменными. Так, ранее церковь выполняла функцию передачи знаний и воспитания. Со временем эти функции перешли к институтам образования.

Если  какой-либо институт своей деятельностью  наносит обществу вред, имеет место дисфункция института. Нарастание дисфункций может привести к дезорганизации общества.

Функции и дисфункции институтов общества могут  быть явными и латентными, скрытыми. Первые – осознаваемые и произвольные, вторые – неосознаваемые. Так, например: введение сухого закона в начале ХХ в. в США повлекло неявную дисфункцию этого закона, так как привело к появлению мафиозных кланов и подпольной бандитской империи, специализирующейся на контрабанде алкоголя.

28. Социальная мобильность

Социальная мобильность (от лат. – движение, перемещение) – это совокупность социальных перемещений людей в обществе – изменение их социальных статусов. Мобильность отражает динамику социальной структуры и тесно связана с социальным неравенством и социальной стратификацией. В широкий научный оборот это понятие ввел П. А. Сорокин.

Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная (восходящая и нисходящая) и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность отражает изменение  социальных статусов представителей последующих  поколений по сравнению с предыдущими. Например, в XX в. расширение образовательных возможностей широких слоев населения развитых стран сделало вполне обычной ситуацию, когда выходцы из рабочей среды получали высшее образование и более высокий социальный статус. Здесь мы имеем восходящую межпоколенную мобильность. Однако не являются исключением случаи, когда представители высших слоев в результате личных причин или в ситуации изменений общественного строя, войн и революций снижают свой социальный статус. Это называется нисходящей межпоколенной мобильностью.

Внутрипоколенная  мобильность, которую можно назвать  также социальной карьерой, отражает изменение социальных позиций человека на протяжении его жизни. Она также  может быть восходящей и нисходящей.

Вертикальная мобильность заключает в себе восходящие и нисходящие процессы мобильности – в зависимости от направления перемещения. Если получаемый социальный статус выше прежнего – мобильность восходящая, если ниже – нисходящая.

Горизонтальная мобильность –  это перемещение из одной социальной группы (слоя) в другую, имеющую равный по уровню статус. Например, это может быть перемещение из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный социальный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую. Она подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса – туризм, переезд на другое место жительства и т. п. Если при переезде меняется социальный статус, то такую мобильность называют миграцией.

На характер мобильности оказывают  влияние пол, возраст, уровень смертности и рождаемости, плотность населения, однако самым главным фактором является степень открытости системы стратификации. Так, кастовые и сословные общества, относящиеся к закрытым, практически исключают восходящую вертикальную мобильность вне того слоя, к которому принадлежит человек. С развитием человеческого общества границы между слоями становятся более проницаемыми, как в Индии, где кастовое деление до сих пор весьма ощутимо, так и в тех странах, где изменилась система стратификации.

Если вспомнить российскую историю, то от крепостничества, когда крепостному  крестьянину получить «вольную»  было совершенно невозможно, произошел  вначале небольшой сдвиг –  за особые заслуги можно было стать свободным человеком, а затем – отмена крепостничества. Аналогично, наследственных бояр при Петре Первом сменили дворяне, и личное, а впоследствии и потомственное дворянство получили за свои заслуги многие простолюдины.

Мировая тенденция состоит в снижении барьеров между стратами, что обеспечивает путь наверх большему числу способных и талантливых людей, от чего выигрывает все общество. Высшие социальные слои общества количественно меньше, чем средние и низшие классы, поэтому недостаток мобильности в обществе может создавать социальную напряженность. Так, например, широко известная студенческая революция 1968 г. во Франции была вызвана, в том числе, недостаточным количеством социальных позиций для занятия молодыми образованными людьми. Во многих странах законодательно запрещено работать людям, достигшим определенного статуса, после выхода на пенсию.

По социально-демографическим показателям  в целом более мобильны мужчины  и молодые люди, чем женщины  и пожилые. Там, где высок уровень  рождаемости, больше молодежи, которая более подвижна.

Уровень рождаемости на разных ступенях социальной лестницы существенно различается. Здесь также прослеживается общемировая  тенденция: чем выше социальная позиция  человека, тем меньше у него детей, и наоборот. Например, фермеры и сельскохозяйственные рабочие в США имеют в полтора раза больше детей, чем это необходимо для самозамещения, в то время как у профессионалов собственных детей для заполнения в будущем их позиций не хватает.

Помимо индивидуальной мобильности, выделяют групповую, когда целые классы и группы людей изменяют свой статус, теряя свое привилегированное положение или приобретая его. Чаще всего это происходит в периоды войн и революций. Так, после Октябрьской революции 1917 г. в России были отменены все прежние сословия, причем высшие были лишены многих гражданских прав. Новая элита формировалась, как правило, из бывших разночинцев или рабочих и крестьян. Индивидуальная мобильность в большей степени связана с достигаемыми статусами, а групповая – с аскриптивны-ми, приписываемыми.

Для обеспечения возможности сравнения  характера мобильности в различных  обществах П. Сорокин ввел два  параметра:

• интенсивность мобильности – вертикальная социальная дистанция, или количество слоев – экономических, профессиональных или политических, проходимых индивидом за определенный период времени;

• всеобщность мобильности – число индивидов, которые изменили свое положение в вертикальном направлении за определенный временной промежуток. Абсолютная величина дает абсолютную всеобщность, относительная ко всему населению – относительную.

29. Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие как  обобщающая категория занимает ключевое положение в целом ряде социологических  теорий. Это объясняется той ролью, которую взаимодействие между людьми играет в жизни общества в целом или в любой социальной общности более низкого уровня. Строго говоря, само появление целостного общества, его институтов является результатом человеческого взаимодействия, прямого или опосредованного. К. Маркс прямо указывал на то, что общество – это «продукт взаимодействия людей».

О. Конт, придя к выводу, что базовым  элементом общественной структуры  может выступать лишь такая единица, где уже присутствует социальное взаимодействие, т. е. имеется не менее двух участников, даже определил как основную ячейку общества семью. Современные источники рассматривают социальное взаимодействие как процесс, посредством которого люди действуют и реагируют на действия других.

Следует различать употребление социологического термина «социальное взаимодействие» и понятия «социальное взаимодействие» в широком смысле, когда под ним подразумевается любое взаимодействие социализированных индивидов. Подобное расширительное толкование имеет право на существование, поскольку каждый социализированный индивид несет в себе качества «социального существа» и его действия в обычных условиях отражают культурные и ценностные нормы и образцы поведения, выработанные обществом.

Однако для выявления наиболее значимых для функционирования и  развития социальных общностей форм и типов человеческого взаимодействия социологическая теория выдвигает определенные ограничения в употреблении этого понятия.

Так, теория социального действия М. Вебера утверждает, что социальное действие является единственно реальным в эмпирическом смысле фактом общественной жизни. Всякое общество представляет собой совокупность поступков и взаимодействий составляющих его людей. Но не каждый поступок является, по М. Веберу, действием. Поступок становится действием, только если предполагает субъективную мотивацию человека, направленность на решение его жизненных проблем. А действие становится социальным лишь тогда, когда и поскольку содержит ориентацию на реакцию других людей.

П. Сорокин сформулировал основные условия возникновения любого социального взаимодействия:

• наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

• совершение ими каких-либо действий (актов), влияющих на взаимные переживания и поступки;

• наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

В качестве проводника может выступать  любой «предмет», не обязательно  материальный, наделяемый некоей символической  нагрузкой. Проводник передает значимую информацию участникам взаимодействия. Функции проводника могут выполнять: язык (в том числе язык жестов, тела), музыка, деньги, цветы и пр. Тот или иной предмет становится проводником, лишь наполняясь соответствующим смыслом.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"