Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:59, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Положение усложняется тем, что люди имеют не один статус, а несколько, в зависимости от количества тех сфер общественной жизни, в которые они включены. Так, в семье человек имеет статус отца, сына, дочери. Одновременно, на работе, если рассматривать систему властных отношений, он обладает статусом начальника, подчиненного. Если взять его профессиональную деятельность, то ему присущ статус специалиста в какой-то профессии, неквалифицированного работника и т. д. и т. п.
Совокупность всех статусов человека называется статусным набором. Наборы статусов изменяются и ветвятся с течением жизни.
Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни человека, круг общения, его социальную идентичность, называется главным статусом.
Различают статусы, приобретаемые
от рождения, – раса, пол, национальность
– прирожденные, и аскриптивные (приписываемые), получение которых
фактически не зависит от человека, например:
принц – сын короля; брахман – член одной
из высших каст в Индии и пр. Особое место
занимают достигнутые или приоб
В малых, первичных группах большое значение имеет личный статус человека, в значительной степени формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств.
Социальная роль тесно связана с понятием статуса. В психологии «роль» – это то поведение, которое демонстрирует индивид. Социологическое определение роли серьезно отличается от психологического, указывая как раз на «социальность» – рамки, налагаемые на человека обществом во взаимодействии с другими. Социальная роль – это поведение, ожидаемое от человека, имеющего определенный статус. Иногда подчеркивается, что роль – динамический аспект статуса. Адекватное исполнение людьми определенных ролей делает взаимодействие человека с обществом и другими людьми предсказуемым, минимизирует возможность конфликтов.
Огромное многообразие социальных ролей потребовало упорядочения их типов. Одна из классификаций принадлежит Т. Парсонсу, выделившему пять основных параметров, с помощью которых можно описать любую роль:
1) уровень эмоциональности, который ожидается при адекватном исполнении роли;
2) способ получения, связанный с разными типами статусов, приписываемых или достигаемых;
3) масштаб проявления, описывающий широту рамок отношений, в которых данная роль может исполняться;
4) степень формализации;
5) мотивация (какова подразумеваемая цель исполнения данной роли).
Поскольку каждый человек имеет достаточно широкий набор статусов, число ролей, которые требуют от него определенного поведения, также велико. В реальной жизни возникают возможности ролевого конфликта. Ролевой конфликт возникает, в частности:
• в случаях, когда требования ролей, которые должен выполнять индивид одновременно, противоречат друг другу;
• когда взаимодействующие люди по-разному трактуют требования одной и той же роли;
• когда выполнение роли индивидом оказывается на пересечении интересов двух или нескольких групп, ожидающих от него различного поведения.
Р. Мертон для преодоления ролевых конфликтов, которые, как правило, весьма болезненно переживаются людьми, предложил несколько способов. Первый – это установление для себя приоритетов ролей – какие являются важнейшими, какие менее важные и т. п. Второй способ – разделение сфер жизнедеятельности, требующих выполнения разных ролей. И третий, когда нет выхода – чувство юмора, перевод конфликтной ситуации в смешную.
Сложилась традиция, при которой термин «класс» прочно связывается с именем Карла Маркса. Отчасти это справедливо, хотя понятие «социальный класс» ввели в научный оборот в начале XIX в. французские ученые О. Тьерри и Ф. Гизо. Подобная ассоциация возникла потому, что анализ классов и классовый подход занимают ведущее место в его работах.
Маркс разделил общество на два основных класса – тех, кто обладает собственностью на средства производства, и тех, кто такого права собственности не имеет: на капиталистов и пролетариат. Поскольку Маркс не дал точного определения класса, каноническим в марксистской традиции считается определение В. И. Ленина. Итак, классы– это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам получения и, следовательно, – размерам доли общественного богатства. Основным признаком классового деления в такой редакции становится экономический – наличие или отсутствие «капитала».
Последовательный оппонент К. Маркса М. Вебер, в общем, признавал правомерность деления на классы по признаку собственности на капитал, но считал это недостаточным. Класс для М. Вебера – это большая группа людей, обладающих одинаковыми жизненными возможностями. Любая классовая позиция во многом определяет жизненный путь индивида. В качестве критерия классовой принадлежности М. Вебер предложил дополнительно использовать собственность на рабочую силу. Так, собственники рабочей силы, имеющие высокую квалификацию и получающие высокую заработную плату, отнесены им к классу профессионалов. Мелкие предприниматели и торговцы также выделяются в отдельный класс – мелкой буржуазии. Таким образом, в социальной структуре, по М. Веберу, насчитывается уже четыре основных класса.
Помимо названных, М. Вебер предлагал учитывать при выделении больших групп социальной структуры и другие признаки, а именно – престиж и власть. Поскольку положение по экономическому признаку, престижу и власти может не совпадать, социальная структура превращается из классовой в многомерную иерархию. Впоследствии эти критерии стали учитываться в разработке современных систем стратификации – распределении больших групп людей не по классам, а по слоям общества.
Однако различные точки зрения на классовый подход в социологии сохраняются до сих пор. Например, в Великобритании считалось, что основным принципом разделения на классы является различие между физическим и нефизическим трудом. После Второй мировой войны эти взгляды нашли отражение в Британском Генеральном Регистре классификации социоэкономических групп. Были выделены тринадцать групп, представители которых имели близкие типы социального, культурного и досугового поведения –жизненные стили. Основой для разделения на группы служили профессиональные занятия и профессиональный статус. В настоящее время в английском обществе принято выделять три класса: рабочий, промежуточный (средний) и высший.
Традиционное
деление на классы в американской
социологии несколько отличается от
британского и насчитывает
Большинство социологов признает, что такое крупномасштабное деление не позволяет проводить детальный анализ динамики социальных процессов. Ряд специалистов – в частности Р. Ротмэн, основываясь на размерах дохода, выделяет в американском обществе шесть классов, дополнительно разделяя средний класс на высший средний, класс предпринимателей и низший средний класс. По его данным (1978) рабочий класс составлял 50–60 % населения, низший – 10–15 %, а три средних класса в совокупности – 30–45 %. При этом в состав рабочего класса включены работники сферы услуг.
Известно, что люди не равны от рождения,
хотя бы по своим биологическим
В
самом общем смысле стратификация
– это неравномерное
Хотя распределение может быть неравномерным, что, с этической точки зрения, несправедливо, но это объективная реальность. П. Сорокин, на основе изучения исторических статистических данных, пришел к выводу, что никакой устойчивой тенденции обострения или снижения социального неравенства не существует. Имеются лишь временные отклонения в ту или иную сторону. Количество ресурсов в любом обществе, в любое время ограничено, и общество не может предоставить их всем поровну. Другой вопрос, по каким принципам происходит это распределение. Общества различаются и тем, в чем именно заключается неравенство, тем, как именно в них объясняется, почему люди занимают неравное положение.
Под системой социальной стратификации понимается совокупность способов, которой в обществе поддерживается неравномерность этого распределения. Социология различает общества, системы стратификации которых являются закрытыми. В этом случае возможность изменения индивидом своего социального положения, с которым жестко связан уровень доступа к общественным благам, маловероятна или отсутствует. Примером могут быть кастовые, сословные общества, где преобладают аскриптивные социальные статусы. Другой тип – общества с открытой стратификационной системой. В них возможность перехода из одного слоя в другой вполне реальна. Например, классовые общества, особенно достигшие постиндустриальной стадии развития, более открыты, чем традиционные. В них большее значение имеют не наследственные, а достигаемые статусы.
Социальное
неравенство порождает богатых
– людей, владеющих наибольшим количеством
дефицитных ресурсов, и бедных, соответственно,
имеющих минимальный доступ к
общественным благам. Различают абсолютную и относит
Бедность – не только экономическое понятие, но и особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение, сужающие возможности цивилизованного развития. Именно поэтому снижение масштабов бедности является важной задачей современного общества. Бедность порождается социальным неравенством, но характеризует лишь часть общества. Уровень социального неравенства характеризует общество в целом.
Одним из способов измерения экономического неравенства является сравнение самого высокого и самого низкого уровня доходов. П. А. Сорокин выявил, что в средневековой Германии их соотношение составляло 10 000 к 1, в средневековой Англии – 600 к 1. Другой косвенный способ – выяснение доли семейного дохода, которая тратится на продукты питания. Чем беднее семья, тем больше доля расходов на питание. Богатые в современном обществе тратят на свое питание всего 5–7% доходов.
Мерой неравенства, по П. Сорокину, могут служить два параметра:
• высота стратификации, которая показывает величину социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;
• профиль стратификации, т. е. соотношение численности социальных позиций по мере повышения статусного слоя (страты).
Чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. В продвинутых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет развитого «среднего класса». В отсталых – к пирамидальной, или, по сорокинской терминологии, «конусной».
Российский профиль
Важным эмпирическим показателем
социального неравенства
Что касается проблемы функций социальной стратификации, существуют
различные точки зрения. В 1945 г. был сформулирован
«тезис Дэвиса-Мура», названный так по
имени авторов – приверженцев структурно-
Критики этого тезиса отмечают, во-первых,
сложность в определении
В русле парадигмы социального конфликта отрицается полезность стратификации для всего общества, поскольку многие талантливые люди из низших слоев никогда не смогут получить образование, чтобы реализовать свой потенциал. На аргументы сторонников стратификации, что ценности и убеждения, которые узаконивают социальное неравенство, разделяют широкие слои населения, также дается весомый ответ. Эти ценности и убеждения отражают интересы более влиятельных членов общества и носят идеологический характер.