Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:59, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
П. Сорокин выработал
• количество и качество индивидов, участвующих во взаимодействии;
• характер действий (актов), совершаемых взаимодействующими субъектами;
• природа проводников и характер взаимодействия – непосредственное или опосредованное.
Широкую известность в 60-е гг. XX в. получила разновидность теории социального взаимодействия – теория социального обмена Д. Хоманса и его последователей П. Блау, Эмерсона, акцентировавшая внимание на роли обмена действиями между участниками. Одной из ее модификаций является теория рационального выбора, которая объясняет всю социальную жизнь как результат рациональных выборов действующих лиц.
Влиятельной концепцией, трактующей социальное взаимодействие с позиции выяснения роли символических значений передаваемой в этом процессе информации, являетсясимволический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер).
Существенное место в изучении
проблем социального
Важнейшим видом социального
Внутренним аспектом социализации является интернализация – включение индивидом культурных норм и социальных ценностей общества в свой внутренний мир, становящихся, таким образом, внутренними регуляторами поведения человека.
Процесс социализации продолжается всю жизнь и разделяется на четыре этапа:
1) первичная социализация, соответствующая периоду детства – от появления на свет до полового созревания человека;
2) вторичная социализация, соответствующая юности (от 12–14 до 18–20 лет), как правило, совпадающая с получением формального образования;
3) социализация зрелости (от 18 вплоть до 60 лет), совпадающая с превращением индивида в самостоятельного экономического агента и созданием семьи;
4) социализация старости (свыше 65 лет) – этап постепенного отхода от активной жизни и превращения в иждивенца.
Каждый из этих этапов связан с освоением нового статусного набора и новых ролей.
На первом этапе социализации – в детстве – значительную роль играют биологические особенности организма, задающие качество познавательных процессов. Однако чем больше времени проходит с момента рождения, тем большую роль играют факторы социальные. Продолжительность, функции и способы воспитания различны в разных культурах, в разные исторические периоды, у представителей разных классов.
Надо сказать, что сама идея «детства» относительно нова. Еще в Средневековье с детьми 4–5 лет обращались как со взрослыми. Индустриализация продляет детство и отстраняет детей от работы и других видов деятельности, которые считаются «взрослыми» занятиями. У обеспеченных слоев детство считается периодом беззаботности и неучастия в тяжелом труде. Вместе с тем сегодня в мире трудится более 250 млн детей и примерно половина из них заняты полный рабочий день (данные на 2001 г.). Социальное неравенство оказывается решающим фактором в формировании интеллекта начинающего члена общества. Уже к началу периода вторичной социализации, к моменту прихода в школу, дети заметно различаются по уровню развития, умению читать и писать и т. д.
Содержание, характер и качество вторичной социализации в значительной степени определяются уровнем образовательного учреждения, а это напрямую зависит от социального положения, культурного и материального уровня семьи. Формирование интеллекта на основе научных систематизированных знаний начинается именно в школе. Предполагается, что школьное образование передает умения и знания, в которых нуждается подрастающее поколение, чтобы преуспеть в этом мире. Одновременно ставится задача привития воспитанникам господствующих в обществе идеологических и моральных ценностей.
Следует отметить, что школа также является достаточно поздним продуктом человеческой цивилизации. В некоторых экономически отсталых странах школы, в общепринятом смысле, не существует до сих пор. Передача знаний и навыков новым поколениям происходит здесь в неформальных контактах со старшими, устном общении и следовании наглядным примерам.
Зрелость можно разделить на раннюю – до 40 лет, когда люди завоевывают себе «место под солнцем», самостоятельность в личной и производственной жизни, и среднюю (чтобы не называть «поздней) – от 40 до 60 лет. В средней зрелости жизненные обстоятельства уже вполне сложились, но возникают и новые проблемы. У мужчин чаще это связано с оценкой успешности или неуспешности карьеры. У женщин выросшие дети требуют меньше внимания, а мужья заняты работой. Возникает незаполненное свободное время, поэтому, например, в американском обществе многие женщины возвращаются к учебе и выбирают себе новую карьеру.
На этапе старости, в отличие от более ранних этапов, когда человек принимал на себя новые обязанности и роли, происходит расставание с привычным статусом и ролями. Это связано с невозможностью продолжения экономической активности с прежней интенсивностью. Резкий уход с рынка труда влечет за собой не только материальные, но и моральные потери, утрату прежней идентичности. В продвинутых обществах развитая система пенсионного обеспечения позволяет сделать этот переход менее болезненным, однако в современной России до этого далеко.
Процесс социализации включает в себя не только социализирующихся индивидов, но и тех людей (группы людей), которые обеспечивают на разных этапах обучение нормам и освоение социальных ролей – агентов социализации. К ним относят как конкретные группы, так и социальные институты, например школу, вуз, производство и др.
Наибольшее влияние на установки и поведение ребенка оказывает первый агент социализации – семья. В школе дети получают навыки жизни в формальных организациях, встречаются с социальной неоднородностью. В это время огромное значение для социализации приобретают «группы равных» – как правило, сверстников, с которыми ребенок имеет общие интересы и склонен проводить свободное время. Таким образом вырабатываются навыки самостоятельного выстраивания отношений.
В индустриальных обществах сильнейшее влияние на социализацию оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. Время, проведенное ребенком перед телевизором, сопоставимо с временем, затрачиваемым на посещение школы и общение с родителями.
В связи с ускоряющимся усложнением производства и всей общественной жизни процесс социализации продолжается всю жизнь человека. На всех этапах социализации отчетливо проявляется социальное неравенство. Если на первых двух стадиях дети находятся в неодинаковых условиях, определяющихся социальным и материальным положением родителей, то на стадии зрелости и старости негативный эффект только усугубляется следствиями неравенства первых этапов.
Одним из важных вопросов, на которые пытается ответить социология, является вопрос о социальной организации– что и каким способом поддерживает целостность социальной общности любого уровня.
Сам термин «организация» имеет несколько значений. Во-первых, он означает целевую группу – объединение людей, стремящихся к достижению каких-либо целей, определенным устойчивым образом взаимодействующих между собой. Подробнее организации как целевые институционализированные группы рассматриваются в вопросе «Организации».
Во-вторых, под организацией понимаются
способы руководства и
Некоторые авторы отождествляют социальную организацию с «общественным устройством», однако этот термин не является социологическим и чаще используется другими науками: политологией, экономикой и др.
Если понятие «социальная
Формальная организация
Под социальной общностью в современной социологии понимаются все объединения людей, в которых созданы и сохраняются, хотя бы и на протяжении короткого периода времени, определенные социальные связи.
Под это определение не подпадают совокупности людей, выделенных внешним наблюдателем по какому-либо общему признаку, независимо от того, осознают ли они, что обладают этим признаком, например: инженеры, рабочие, студенты, взрослые и т. д. Эти группы не объединены никакой внутренней связью и представляют собой категории –профессиональные, возрастные и др. Иногда в социологической литературе категории определяются как номинальные группы.
Представляется, что под названием группа следу
Временные собрания людей, например массу купальщиков на пляже, также нельзя назвать группой в полном смысле этого слова, здесь подходит термин «толпа». Если вспомнить представителей французской социологии психологического направления Г. Лебона и Г. де Тарда, то для них толпа– это совокупность людей, имеющих преимущественно физические контакты друг с другом. Другой вид временного собрания людей, когда их объединяют какие-либо культурные интересы и можно говорить о наличии определенных духовных контактов, называют публикой.
Особое место среди социальных общностей занимает общество. В силу сложности и многомерности этого явления сосуществует много определений общества, самым нейтральным из которых является следующее. Общество – это социальная общность, которая включает в себя все остальные виды социальных общностей.
С наступлением эры глобализации некоторые специалисты начинают говорить обо всей человеческой цивилизации как о глобальной социальной общности, или глобальном обществе. Особым видом социальных общностей являются социальные круги. Под этим термином понимается совокупность лиц, постоянно встречающихся и поддерживающих личные контакты, но, в отличие от групп, не имеющих четкого основания обособления и внутренней организации. Круг может со временем преобразоваться в группу.
В последние годы, с развитием
глобализации, некоторые социологи
в качестве особого вида социальных
общностей стали выделять сети,
Социальные группы являются одним из основных видов социальных общностей. Наиболее распространенные признаки социальной группы – наличие взаимодействия между ее членами и идентификация ими себя как члена группы. Р. Мертон добавляет еще один признак – знание другими о принадлежности человека к этой группе.
Дискуссионным остается вопрос, начиная с какой численности группа может считаться таковой. Многие специалисты считают, что группа – это два или более взаимодействующих человека. Г. Зиммель (1858–1918), представитель немецкой социологии, даже подчеркивал, что именно в диадической (состоящей из двух членов) группе происходит наиболее интенсивное взаимодействие.
Более оправданным представляется мнение, что процессы взаимодействия получают иное качество только с появлением третьего участника и группа в полном смысле слова начинается с численности в три человека.
В зависимости от степени тесноты
личных контактов группы подразделяются
на первичные и вторичные. Перв
Некоторые особенности первичных и вторичных групп представлены в табл. 1.
Таблица 1. Особенности первичных и вторичных групп
Наряду с первичными и вторичными
группами выделяют формальные и неформал
Неформальными называют те группы (возможно и вторичные), внутренняя связь членов которых основана на неформальных, «неофициальных» принципах. Формальными, при таком разделении, являются группы (возможно и малые первичные), взаимодействие в которых институционализировано. Чаще всего это происходит в целевых группах, сознательно создаваемых для достижения какой-либо цели, например в формальных организациях, таких как предприятия, органы государственного управления, учреждения и т. п.