Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:59, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Помимо этого, на результаты наблюдения
существенное влияние оказывает
такая неотъемлемая человеческая черта,
как эмоциональность
По степени формализации выделяют неструктуризованное и
По месту наблюдателя по отношению
к объекту выделяют невключенно
Включенным (участвующим) является наблюдение, при котором сам наблюдатель в той или иной степени является непосредственным участником изучаемых процессов. Таким образом достигается более глубокое понимание различных оттенков и причин тех или иных реакций других участников.
Возможны четыре типа включенного наблюдения:
1) полное включенное, когда остальным участникам неизвестны истинные цели исследователя и его исследовательский статус. Оно может дать наиболее точное представление об изучаемых внутренних процессах, но сопряжено с некоторыми морально-этическими трудностями для самого наблюдателя;
2) форма наблюдения «участник-наблюдатель», когда исследователь не скрывает своей роли и с согласия остальных наблюдает за жизнью группы, беседует с ними, принимает участие в обсуждении проблем;
3) форма «наблюдатель-участник», при которой контакт наблюдателя и наблюдаемых минимален, исследователь не скрывает целей наблюдения, но не участвует в посторонних беседах;
4) «наблюдатель» – реализуется в тех случаях, когда наблюдаемым неизвестны задачи исследователя, они могут даже не знать, что за ними наблюдают. В отличие от невключенного наблюдения исследователь может контактировать с наблюдаемыми, когда это ему необходимо для прояснения ситуации, не объясняя своих истинных целей.
Этнометодологическая
Для всех видов наблюдения не требуется ни дорогостоящего оборудования, ни большого числа сотрудников, материальные затраты невелики, однако очень велики затраты времени – наблюдение может продолжаться год и больше. Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера, поэтому оно применяется в социологических исследованиях на тех стадиях, когда необходимо представить общую картину и атмосферу происходящих процессов. Однако с помощью наблюдения, даже при высокой квалификации исследователя, практически невозможно выявить мнения и суждения людей по отвлеченным от сиюминутной ситуации вопросам жизнедеятельности.
Документы как средства обмена, передачи и хранения информации в обществе являются ценным материалом для социологического анализа. В них закрепляются как объективные данные, так и проявления общественного сознания. Из этого понятия исключаются такие источники информации, как предметы материальной культуры и быта, поскольку их назначение связано с другими потребностями человека.
К основным источникам письменных документ
• государственные архивы;
• архивы предприятий и организаций;
• прессу;
• личные документы;
• косвенную документацию;
• статистические данные.
Каждый из названных источников
предоставляет возможность
Так, например, данные государственных архивов позволяют изучить процессы и явления в длительной исторической ретроспективе. Анализ прессы дает как общий фон социальной атмосферы в тот или иной временной отрезок, так и сведения по определенным социальным группам и категориям людей, явлениям и процессам. Важным направлением социологического анализа периодической печати стало изучение самой прессы как социального явления, ее роли в общественных процессах.
Личные документы– документы, составленные частными лицами по собственной инициативе (письма, дневники, биографии и т. п.), служат материалом для изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях. Классическим примером использования личных документов в социологии может служить работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», основанная на анализе 754 писем и жизнеописаний.
К косвенной письменной документации относятся справочные издания, художественная и учебно-педагогическая литература, которые также используются как источники социальной информации.
Роль статистических данных как материала для социологического анализа невозможно переоценить. Сама идея эмпирических социологических исследований и методика их проведения в значительной степени обязаны своим происхождением опыту социально-экономической статистики.
Особое место занимает вторичны
С полным правом к классу письменных документов можно отнести разнообразные электронные документы, включающие в себя все вышеперечисленные виды документов: архивные, личные, статистические и др. Хотя Интернет не является средством массовой информации, в сети существует уже множество периодических, в том числе социологических изданий, и к ним применимы методы исследования прессовых документов.
Помимо письменных, с социологической точки зрения анализируются
также иконографические, кино-, видео-, фото– и фонодокументы. Наприме
Методы анализа документов чрезвычайно многообразны, что объясняется их постоянным совершенствованием в связи с возрастанием потребностей, специфики, форм документов, направлений и целей анализа.
В качестве основных можно выделить два типа анализа: традиционный классический и формализованный количественный (контент-анализ). Традиционный анализ подразумевает самые обычные последовательные логические операции, направленные на выяснение сути материала, например:
Что представляет собой документ? Каково его содержание? Каков его контекст? Кто его автор? Каковы цели создания документа? Насколько он достоверен? Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? Что можно сказать об оценочных установках, заложенных в документе? и т. д.
Поскольку результаты традиционного анализа очень существенно
зависят от субъективных качеств и оценок
проводящего его специалиста, стали применяться
методы, позволяющие оценивать содержание
документов по количественным признакам.
Самым известным методом количественного
анализа документов является контент-анализ–
Иногда при исследовании средств массовой информации применяют другие единицы счета – количество знаков, строк, колонок, посвященных тому или иному событию, для радио и телевидения считают время, отведенное для освещения определенных событий, и т. п. Существуют специальные процедуры подсчета, учитывающие, например, соотношение благоприятных и неблагоприятных оценок одного и того же события (коэффициент Яниса) и др.
Бергер П. Л. Приглашение в социологию: гуманистические перспективы. – М., 1996.
Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н, Попов А. В. Социология: Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005.
Забродин В. Ю. Индустриальные отношения в России: динамика и перспективы. – СПб., 1997.
История буржуазной социологии XIX-начала ХХ века. – М.: Наука, 1979.
Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
Масионис Д. Социология. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – СПб.: Нотабене, 1992.
Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова. – М.: Наука, 1976.
Смелзер Н. Дж. Социология. – М., 1994.
Социология. – СПб.: ИКА «Тайм аут», 1993.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Прогресс, 1969.
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.
В разное время президентами МИС становились наши соотечественники: П. Лилиенфельд, М. Ковалевский, Н. Кареев и П. Сорокин.
(обратно)
· Предисловие
· 1. Что такое социология?
· 2. Объект и предмет социологии
· 3. Социология и другие гуманитарные науки
· 4. Структура социологического знания
· 5. Функции социологии
· 6. Этапы институционализации социологии
· 7. Уровни социологического анализа
· 8. О. Конт как основоположник социологии
· 9. Г. Спенсер – родоначальник органицизма в социологии
· 10. К. Маркс – основоположник парадигмы социального конфликта
· 11. Психологическое направление в социологии
· 12. Э. Дюркгейм – методолог социологии
· 13. М. Вебер как социолог капитализма
· 14. Теория рациональной бюрократии М. Вебера
· 15. Интегральная социология П. Сорокина
· 16. Символический интеракционизм
· 17. Структурный функционализм
· 18. Теория социального обмена
· 19. Этнометодология
· 20. Видные представители современной социологической теории
· 21. Социология в России
· 22. Социология в современной России
· 23. Социальная структура
· 24. Социальный статус и социальная роль
· 25. Класс как системообразующая основа общества
· 26. Неравенство и социальная стратификация
· 27. Социальные институты
· 28. Социальная мобильность
· 29. Социальное взаимодействие
· 30. Социализация
· 31. Социальная организация общности
· 32. Социальные группы и общности
· 33. Малые группы
· 34. Организации
· 35. Общество
· 36. Современная типология обществ
· 37. Социальные движения
· 38. Общественное мнение
· 39. Культура
· 40. Культура как фактор социальных изменений
· 41. Социология и экономика
· 42. Личность
· 43. Отклоняющееся поведение
· 44. Социологические теории девиации
· 45. Социальный контроль
· 46. Социальные изменения
· 47. Современность и модернизация
· 48. Россия и мировое сообщество
· 49. Методы социологического исследования
· 50. Социологический опрос
· 51. Социологическое интервью
· 52. Наблюдение
· 53. Анализ документов
· Использованная литература . .
http://lib.ec