Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:59, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
2. Социология обеспечивает общественную потребность в познании социальной реальности, как вся наука в целом обеспечивает потребности общества в познании.
3. Функционирование и развитие социологии обеспечивается совокупностью определенных упорядоченных взаимосвязанных статусов и ролей, направленных на изучение социальной реальности. Если брать формальную сторону, это прежде всего статусы и роли профессиональных ученых, исследователей, преподавателей и вспомогательного персонала, обеспечивающих теоретические и эмпирические исследования и передачу социологических знаний последующим поколениям. В нашей стране и во всем мире существуют научные социологические журналы и издания, сеть социологических учебных заведений, институтов и центров.
Помимо формальной, как правило,
документированной структуры
Можно выделить следующие основные
этапы институционализации
1. Наука была бы невозможна без появления самого названия и определения ее предметной области, поэтому одним из первых этапов можно считать 1830-е гг., когда О. Конт ввел название «социология» и определил ее первоначальный предмет.
2. Дальнейшее развитие новой науки невозможно без выработки более или менее точно определенных понятий и терминов, свойственных именно ей, т. е. выработки общего словаря. Также невозможно развитие без устойчивых коммуникаций между потенциальными и реальными исследователями данной области научного знания. На первых порах это взаимодействие ведется на неформальной основе – в виде переписки, научных семинаров и др. Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.
3. Важным шагом в институционализации явилось позиционирование учеными себя в качестве «социологов» и предъявление обществу в этом качестве.
Новая дисциплина, зачастую под разными названиями, включается в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной академической науки.
4. Решающий вклад в институционализацию социологии принадлежит Э. Дюркгейму – основателю первой в мире кафедры социологии в Сорбонне и первого периодического издания – «Социологический ежегодник».
Аналогичные шаги были предприняты в США: в 1892 г. в Колумбийском университете была основана первая кафедра социологии, а в 1895 – «Американский журнал социологии», издающийся до сих пор.
5. Заключительным этапом институционализации можно считать включение социологических специальностей в государственные реестры и стандарты экономически высокоразвитых стран, официально закрепившие профессиональные требования к подготовке и квалификации специалистов-социологов. Таким образом, было закончено оформление их социальных позиций в структуре общества.
В 60-е гг. ХХ в. в США резко возросли государственные дотации, что обеспечило бурное развитие академической социологии. Численность американских социологов превышала количество социологов во всех остальных странах мира. Сегодня в США издается свыше 30 журналов социологической направленности и работают более 20 тыс. профессионалов в области социологии.
В нашей стране процесс был более сложен. После активного начального этапа в конце XIX-начале XX в. развитие социологии было остановлено. Только в 60-е гг. XX в. стала возрождаться эмпирическая социология, в МГУ открылась кафедра методики конкретных социальных исследований (1968). Лишь в 1974 г. появился профессиональный журнал «Социологические исследования», а в конце 1980-х гг. в государственный Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) введена должность «социолог».
С открытия в 1989 г. социологического факультета МГУ – первого в СССР – в стране получили социологическое образование около 20 тыс. выпускников, хотя из этого не следует, что все они работают профессиональными социологами.
В целом можно сказать, что институционализация социологии в нашей стране прошла те же этапы, что и в других странах, но с отставанием от практики высокоразвитых индустриальных стран почти на 100 лет.
Современная социология, предмет которой
в общем виде определяется как
«изучение социальных отношений», рассматривает
все виды социальных отношений в
обществе. Учитывая их многообразие, зачастую
социологи вынуждены применять
различные подходы и методы для анализа
социальных явлений и процессов разной
степени сложности. В связи с этим принято
разделять макро– и микросоциол
Макросоциология изучает крупные социальные общности, системы и структуры, а также процессы их изменения и взаимодействия. Представители макросоциологического подхода рассматривают в качестве объекта своего исследования общество в целом. Они считают, что качественное своеобразие свойственно лишь социальным явлениям и процессам большого масштаба, несводимым к социально-психологическим объяснительным схемам. Макросоциологическая проблематика разрабатывается преимущественно в парадигмах структурного функционализма и социального конфликта.
Микросоциология изучает механизмы и закономерности поведения и взаимодействия людей, их общения и межличностных отношений. К этому направлению социологии относятся теории обмена, символического интеракционизма и др. Традиционно микросоциологические исследования тесно связаны с развитием методики и техники эмпирических социальных исследований.
Это разделение не является искусственным, а отражает реальное сложное взаимодействие макро– и микромира в человеческом опыте. Мы одновременно включены в сеть непосредственного взаимодействия с другими людьми, составляющими наш микромир, и при этом существуем в более широком социальном контексте – макромире. Значимость того и другого миров для нас различна и изменчива.
В последнее время сложилась практика выделения четырех основных уровней по элементам социологического анализа, два из которых, межличностный и групповой, относятся к области микросоциологии, а вторые два – социетальный и цивилизационный (мировой) – к макросоциологии.
На межличностном уровне предметом исследования социологии является типовое взаимодействие людей, ролевое поведение и межличностные связи. На групповом уровне социологического анализа изучаются первичные группы, организации и групповые отношения.
Для наименования следующего уровня анализа, который рассматривает социальные явлениям и процессы в рамках общества как целого, применяется специальный термин – социетальный уровень. Это сделано для того, чтобы избежать многозначности, если назвать его «общественным», поскольку все социальные явления – и межличностные, и групповые – это общественные явления.
И наконец, четвертый уровень анализа – цивилизационный, или уровень мировой системы. Здесь внимание исследователей акцентируется на отношениях между государствами, транснациональными организациями, международными сообществами и институтами и др. Так, например, и К. Маркс, и М. Вебер рассматривали социальные проблемы в мировом масштабе.
Огюст Конт (1798–1857) жил в г. Монпелье, Франция. В 1817–1824 гг. был секретарем известного философа-утописта графа Сен-Симона.
Французское общество в этот период остро переживало кризис традиционных идеологических систем, на фоне интенсивного развития науки и техники шли поиски справедливого общественного устройства.
Основной заслугой О. Конта следует считать то, что он совершил переворот в общественных науках, определив предмет и метод социологии. Он же 1839 г. ввел и термин «социология» для обозначения новой науки об обществе. Первый крупный его труд (1830–1842) – шеститомный «Курс позитивной философии».
Получив математическое и естественное образование, он считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук. По мнению О. Конта, необходимо отделить науку от метафизики и теологии. Истинная наука должна раз и навсегда отказаться от «вечных», неразрешимых вопросов, которые нельзя подтвердить или опровергнуть фактами. Люди не могут устанавливать законы развития природы и общества, можно лишь постичь различные взаимосвязи фактов и явлений, никогда не проникая до конца в подлинные причины их возникновения. Дело ученого – наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе проведенной систематизации выявлять определенные, существующие изначально закономерности.
При изучении общества и общественных явлений необходимо использовать такие же методы, как при изучении неживой природы для получения подлинного «позитивного» знания. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценок и мнений исследователя.
По мнению Конта, «социология» – единственная наука, призванная открывать законы, универсальные как для природы, так и для общества. Впоследствии подобное положение назвали принципом универсализма.
Первоначально в его трудах социология даже называлась «социальной физикой». В качестве основных методов новой науки были предложены: наблюдение, эксперимент, типологизация, сравнительно-исторический метод.
По мнению О. Конта, все науки делятся на абстрактные (изучающие законы, категории, явления: астрономия, физика, химия, биология, социология) и конкретные – применяющие законы к частным областям, например медицина. В своей «всеобщей классификации» наук он ставил социологию выше всех остальных наук, в том числе математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии для общества сравнивал с ролью религии.
Принципиально важно, что О. Конт думает не только об объяснении того общества, которое есть сейчас, но и о том, каким оно должно быть и что надо для этого делать. Таким образом, уже тогда была заложена одна из важнейших функций современной социологии – прогностическая и преобразующая. Можно сказать, что он на новой основе продолжает идеи предшественников – философов французского Просвещения, которые также рассуждали о том, каким должно быть справедливое, здоровое общество, но не обладали необходимым «позитивным» знанием.
О. Конт верил, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. По его мнению, чтобы вылечить больное общество, надо создать точную науку об обществе и открытые ею законы преподавать в школах и университетах, чтобы люди научились правильно и разумно строить свои взаимоотношения.
Под обществом О. Конт понимал все человечество или какую-либо его часть, связанную consensus omnium – всеобщим согласием (солидарностью). Вместе с тем: «…общественная гармония не может установиться там, где господствует конкуренция и эксплуатация.», отсюда, консенсус может быть достигнут путем развития разделения труда – на основе роста всеобщей заинтересованности друг в друге. Из минусов разделения труда (корпоративность, разрушение единства) вытекает необходимость политической власти правительства как выразителя «общего духа». Государство – орган социальной солидарности и подчинение ему– священный долг каждого, считает О. Конт. Посредником между индивидом и обществом выступает семья, но семейные связи имеют совсем другую природу, чем социальные.
Учение О. Конта состояло из социальной статики, описывающей отношения между социальными институтами, и социальной динамики, раскрывающей законы развития социальных систем.
Социальный прогресс понимался им как развитие по восходящей линии. Первичными факторами прогресса являются духовное и умственное развитие человека, вторичными – климат, раса, продолжительность жизни.
Используя метод исторического сравнения, О. Конт обосновывал, в частности, объективность появления социологии. В сформулированном им законе интеллектуальной эволюциичеловечества, или законе трех стадий, в историческом развитии выделено три этапа.
Первая, теологическая, стадия – с начала
человеческой истории до конца европейского
Средневековья люди воспринимали все
вокруг, в том числе и общество, как проявление
воли Бога. С Ренессанса началась метафизическая стадия
Герберт Спенсер (1820–1903), г. Дерби, Великобритания.
Родился в семье учителя, не получил
систематического образования, тем
не менее с помощью интенсивного
самообразования под руководств
Период начала научного творчества Спенсера совпал с расцветом Британской империи. Эпоху королевы Виктории, как называют этот этап в английской истории, часто определяют как героический период капиталистической индустриализации. Ее отличал высокий уровень экономического развития Великобритании как богатейшей колониальной державы и всеобщая уверенность в будущем процветании. В ту пору была чрезвычайно распространена вера в универсальные законы природы и безграничные возможности экспериментального метода.
В первой фундаментальной работе Г. Спенсера «Социальная статика» (1851), не имеющей, кроме названия, ничего общего с социальной статикой О. Конта, развивается идея общественной морали: поскольку созданный Богом мир совершенен в своем устройстве, причастность человека «божественному разуму» открывается в рациональном следовании общественному долгу.
Здесь же вводятся идеи функционализма для объяснения развития социальных институтов, ставшие впоследствии базовыми для парадигмы структурного функционализма: «Законом любой организации является наличие функции у каждого органа и обладание каждой функцией своим специфическим органом».