Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:59, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Г.
Спенсера считают основателем школы орга
Выступая с позиций крайнего либерализма, Спенсер считает, что конкуренция и выживание лишь тех, кто наиболее приспособлен, обязательны для развития общества. Он называет это положение, по аналогии с естественным отбором в животном мире, основным законом социального развития. Государство, расширяя сферу властного контроля и проникая в образование, охрану здоровья, торговлю, труд и социальное обеспечение, препятствует адаптации человеческого сообщества к среде и выполнению собственных функций.
К 1857 г. у него возникает идея синтеза биологии, психологии, социологии и этики на основе принципа органической эволюции. Эта идея была реализована путем разработки всеобщего закона «естественной причинности», действующего и в природе, и в обществе.
Общество, по Спенсеру, – «реальный предмет», «сверхорганизм», и общественное развитие аналогично развитию организма: от простого и бесформенного к сложному и структурированному.
Этот процесс осуществляется через интеграцию, происходящую параллельно усилению дифференциации частей и разнородности в обществе. На высокой стадии развития социальной дифференциации каждый орган общества, как и живой организм, располагает средствами доставки ресурсов питания, переработки и связи с целым. Структурная дифференциация сопровождается специализацией функций, которая связывается с развитием разделения труда.
Спенсер
выделил и описал главные разновидности социальн
Г. Спенсер оказал большое влияние не только на последующее развитие теоретической социологии, но и на популяризацию социологии в массах. В 1883 г., посетив США, он выступал с лекциями в залах, переполненных восторженными слушателями. Однако уже в первые десятилетия ХХ в. имя Г. Спенсера стало забываться, и в справочниках он стал фигурировать как один из теоретиков либерализма.
Последователями основанного им эволюционно-органического направления социологии, искавшего аналогии между организмом и обществом, были: в Германии – А. Шеффле, во Франции – Р. Вормс, в России – П. Лилиенфельд. Труды Г. Спенсера и его последователей предвосхитили зарождение системного подхода к изучению общества.
Карл Маркс (1818–1883), г. Трир, Вестфалия (совр. Германия), родился в семье адвоката. Маркс получил разностороннее гуманитарное образование (философия, история), большую часть жизни провел в Лондоне, столице огромной в те времена Британской империи. Наряду с Э. Дюркгеймом и М. Вебером К. Маркс считается в мировой социологической литературе исследователем, внесшим наибольший вклад в развитие социологии. Существует также распространенное мнение, что чуть ли не вся мировая социология развивалась как реакция на марксизм, стремление теоретически опровергнуть его.
Отмеченное ранее обстоятельство, что в выборе изучаемых социологами проблем и методов их решения важную роль играют особенности личной биографии, справедливо и в этом случае.
Живя в столице процветающей колониальной державы, К. Маркс, с одной стороны, восхищался производительностью британских предприятий, с другой – был поражен разительными контрастами между кричащим богатством немногих и ужасающими условиями труда и жизни большинства населения.
Фундаментальное
противоречие существующего общества
он видел в том, что промышленные
технологии способны обеспечить материальное
изобилие, но экономическая и политическая
системы сосредоточивают
По
мнению К. Маркса, большинство обществ
развиваются постепенно, но иногда
случаются стремительные, революционные
перемены. Они могут быть вызваны
техническим прогрессом, но главным
образом – социальными
Стоит особо отметить трепетное отношение К. Маркса к категории «труд». Для него «труд» не только создает ценность (стоимость) и связывает людей в общественные отношения, но свободный труд является высшей ценностью человеческого существования.
Являясь свидетелем ранней стадии промышленного капитализма, он отмечал, что эта экономическая система превратила малую часть людей в капиталистов, людей, владеющих и управляющих предприятиями ради извлечения прибыли. Для этого они стремятся продать продукт за цену, превышающую его себестоимость. Большая часть населения –пролетарии, вынужденные продавать свой производительный труд за заработную плату, которую капиталисты стремятся уменьшить. Между этими группами людей – классами– возникает непримиримое (антагонистическое) противоречие, которое устранить невозможно, поскольку эксплуататоры добровольно никогда не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого эксплуатируют. Вывод К. Маркса: эксплуатацию в классовом обществе уничтожить нельзя, она может исчезнуть только в бесклассовом обществе, которое и необходимо построить.
Главным строителем нового общества должен выступить пролетариат как наиболее организованная, в силу самого характера и условий своего труда, часть эксплуатируемых классов. Для этого ему надо осознать свое угнетенное положение и сплотиться в борьбе против капитализма.
Проблема личности и общества решалась
К. Марксом в трактовке человека
как совокупности общественных отношений.
Вообще, категория «отношения» является
ключевой для его работ. В 1845–1846 гг.
в «Немецкой идеологии» (совместной работе
с Ф. Энгельсом, не опубликованной при жизни авторов)
было сформулировано материалистичес
К. Маркс разработал универсальную схему анализа способа производства, призванную объяснить структуру общества и закономерности его эволюции.
Важной предпосылкой появления нового направления исследований стало выдвижение на сцену мировой истории больших масс людей как активных участников исторических процессов. Кризис биолого-натуралистического направления в конце XIX в., не способного удовлетворительно объяснить особенности и причины сознательного поведения людей, особенно больших масс людей, привел к повышению интереса к роли внутреннего мира человека.
Основное возражение против эволюционно-биологического подхода состояло в том, что в усложнении форм общественной жизни повинен не «естественный отбор», а развитие сознательного начала человеческой личности.
Практически одновременно в Европе
и США появились
Л. Уорд (1841–1913), первый президент Американской социологической ассоциации, бывший участником Гражданской войны в Америке, считал, что социальные силы – это те же психические силы, которые действуют в коллективном состоянии человека. Социальные процессы – это целевые действия людей.
Ф. Гиддингс (1855–1931) – основатель первой кафедры социологии в США, в Колумбийском университете, утверждал, что общество – это психическое явление, обусловленное физическим процессом. Сама социология, по его мнению, это наука, которая стремится понять общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин. Упоминание «космических» законов и причин в данном случае вполне укладывается в логику контовского универсализма.
К американской ветви психологического
направления в социологии примыкает
появившийся позднее символичес
Личность – субъект
Тоже органический, но названный так не из-за сравнения с биологическим организмом, а от признания органического единства личности и общества, подход развивал Ч. Х. Кули (1864–1929), профессор Мичиганского университета. Социальное сознание индивида и группы, по его мнению, так же нельзя противопоставить, как звук оркестра и отдельного инструмента. Личность и общество – это лишь разные аспекты изучения, а не разные сущности. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности.
Вместе с тем общественное сознание
несводимо к сознанию отдельного
индивида. Признаком истинного
Концепция «зеркального Я», предложенная им, объясняет механизм формирования социального самочувствия. Наше «Я» формируется через суммирование тех впечатлений, которые, как нам кажется, мы производим на окружающих:
1) мои впечатления о том, каким я кажусь окружающим;
2) мои впечатления о том, как другие оценивают мой образ.
Результатом становится самочувствие – если я удовлетворен своими впечатлениями, то ощущаю комфорт, гордость, если нет – дискомфорт, унижение.
Истоки социальной организации общества кроются в первичной группе: в кооперации и ассоциации непосредственно взаимодействующих лицом к лицу людей.
Большое влияние интеракционизм оказал на развитие в 30-е гг. XX в. теории малых групп и социализации.
В Европе сильнейшим стимулом к развитию психологического направления стали массовые революционные выступления.
Г. Лебон (1841–1931), французский социолог,
врач по образованию, определил современную
ему эпоху как эру «толпы».
Всемирную известность ему
По мнению Г. де Тарда (1843–1904), социальное – это просто коллективное психическое. Ему принадлежат первые исследования роли общественного мнения, средств массовой коммуникации и межличностного общения – разговора. Интересна его дифференциация, разведение понятий толпа и публика. Толпа – это совокупность людей с преимущественно физическим контактом между собой, публика – совокупность, объединяемая духовными контактами. «Публика» появляется лишь с появлением газет.
Эмиль Дюркгейм (1858–1917), г. Эпиналь, Франция, родился в религиозной семье. Окончил элитное высшее учебное заведение – парижскую Эколь Нормаль, где наибольшее влияние на него оказали профессора истории и философии. Этот выдающийся мыслитель является основателем французской социологической школы и крупнейшим методологом социологии.
Для общества, современником которого был Дюркгейм, – Франции последней четверти XIX в. – была характерна общая нестабильность политической жизни, обострившаяся борьба за монархическую реставрацию и переход к империализму.
Ряд специалистов рассматривает концепцию Э. Дюркгейма как ответ на потребность в теоретической основе буржуазного республиканского общества – социальном реформаторстве.
На первых этапах своей научной деятельности Дюркгейм опирался на позитивизм О. Конта, но пошел дальше, выдвинув основные принципы новой методологии:
• натурализм– понимание законов общества по аналогии с законами природы;
• социологизм– утверждение специфичности природы общества как отдельной социальной реальности. Иногда это положение определяется как социологический реализм.
Оценивая заслуги Дюркгейма в развитии социологической науки, Питирим Сорокин отмечал, что, практически только благодаря его концепции социология получила свой собственный предмет изучения, а все его известные предшественники являлись на самом деле «протосоциологами» («досоциологами»). Так, О. Конт широко пользовался физическими аналогиями общественной жизни, Г. Спенсер – биологическими и др.
Основные идеи были сформулированы им в работе «Правила социологического метода» (1895). В частности, о предмете изучения: социология изучает социальную реальность, имеющую особые, присущие ей качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и образует общество.
Социальный факт – это независимый от индивида фрагмент реальности, имеющий собственное существование и способный оказывать на него «давление» – обладающий «принудительной силой», как, например: законы, обряды, обычаи, язык, денежная система и пр. По выражению Дюркгейма, социальные факты нужно рассматривать «как вещи», т. е. исследовать объективно. Социология – это центральная общественная наука, поскольку вооружает исследователя теорией и методом.