Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:50, шпаргалка
Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.
Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической
Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. 2
Вопрос 2. Взаимосвязь политической социологии с другими науками – политологией, историей, этнологией, психологией, математикой и др. 2
3. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии. 2
4. Основные направления политической социологии. (по лекциям) 3
5. Определение политической системы. 3
6. Основные подсистемы политической системы современного общества. 4
7. Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. 4
8.Типология государства на основе функций (ролей), которые оно играет в жизни общества. 4
БИЛЕТ № 9: Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества. 4
БИЛЕТ № 10: Отличия партий и общественные движений. Причины и пути перехода общественных движений к партиям. 5
11. Основные методики социологического анализа партий и общественных движений 6
12. Группы интересов как участники политических процессов 6
13. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов.(по лекции) 6
БИЛЕТ № 14: Лобби как участники политических процессов. Изменение отношения к ним в западных странах и в России. 7
15. Социологические исследования групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе. 7
16. Понятие политического участия 7
17. Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию. 8
18. Основы социологического анализа индивидуального поведения в политике. 8
19. Политическая культура как предмет социологического анализа. 8
20.Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры. 9
Вопрос 21. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры. 9
22. Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО) 10
23. «Официальная» политическая культура, субкультура и контркультура. 10
24. Методики социологического исследования политической культуры 10
25.Исследование этно-национальных факторов в политических процессах. 11
26.Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития 11
27. Методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов. 11
28.Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений различных типов государственного устройства населением России. 12
Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации. 12
Билет 30 Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных типах субъектов Российской Федерации 13
Вопрос 31. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе. 14
32 вопрос Теории элит западных и российских социологов. 14
33.Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит. 15
34.Социологические подходы к исследованию политического лидерства. Определение и типология политических лидеров. 15
35. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом. (по лекции) 16
36. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний). 16
37. Роль института выборов в политической жизни России. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.(по лекции) 17
38. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний. 17
39. Механизмы влияния СМИ на политические процессы и на общественное сознание. Пути влияния СМИ на политическое сознание россиян. 18
40.Подходы к исследованию степени влияния СМИ на политическое сознание (методики). 18
Методы политической социологии – средства анализа, способы проверки и оценки политической теории. Методы политсоц:
Системный подход (Р. Мертон) рассматривает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований.
Структурный функционализм (концепция Т. Парсонса) - направление, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения структурного функционализма любая политическая система состоит из структур, выполняющих определенные функции. Подструктурами понимаются политические организации или институты. Структуры состоят из совокупности взаимосвязанных ролей (например, депутат – это политическая роль, а парламент – политическая структура). Под функциями понимается всякая периодическая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий.
Сравнительный метод (концепция Э.Дюркгейма) заключается в сопоставлении однотипных политических явлений и процессов в различных политических системах и выявление их общих черт и специфики с целью нахождения оптимальных форм политической организации. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п. Ситуационный анализ - анализ ситуации, то есть взаимодействия между субъектами политической системы в определенный период времени. В зависимости от объекта анализа выделяют общий и фрагментарный ситуационный анализ. Общий анализ предполагает комплексную оценку состояния всей политической системы. фрагментарный анализ- анализ какой-либо части политической ситуации. Он, как и общий анализ, может быть вертикальным (в качестве объекта выступает какой-либо политический институт) и горизонтальным (необходим для решения конкретной, локальной задачи). В зависимости от целей ситуационного анализа выделяют проблемный и диагностический ситанализ. Проблемный анализ связан с определенной проблемой. Диагностический анализ позволяет выявить потенциальные возможности возникновения проблемных ситуаций, а также выявить возможности оптимизации деятельности политического субъекта.
Теория прогнозирования - способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов, задача которых содействовать научному обоснованию планов и решений. В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.
Методики:
контент-анализ - формализованный метод изучения текстовой информации. Это, по сути, поиск в исследуемом тексте определенных смысловых понятий и выявление частоты их употребления в рамках общего содержания документа. Данный метод имеет ряд преимуществ – возможность сокращения общего объема исследуемого материала; не требуется создание специально обученных исследовательских коллективов и работы с респондентской сетью, что значительно удешевляет саму процедуру; ограничение субъективных влияний при работе с большими объемами информации, доступность материалов для контент-анализа. Круг привлекаемых материалов может быть очень широк – официальные документы, периодическая пресса, художественная литература и др. Главным преимуществом является то, что контент-анализ документов при высокой ценности конечного результата в то же время не оказывает какого-либо влияния на сам объект исследования (политическую партию, политического лидера), все контакты здесь опосредованные. Однако контент-анализ достаточно трудоемкая процедура. Наиболее продуктивные результаты приносит использование контент-анализа как мониторинговое сопровождение социологических опросов или наблюдения.
Анкетный опрос относится к наиболее распространенным методам современной политической социологии. Он позволяет в достаточно сжатые сроки получить информацию об общественном мнении тех или иных социальных групп или населения в целом; об отношении людей к тем или иным политическим событиям, лидерам, явлениям; об информированности и знаниях респондентов о какой-либо области; об их реальном поведении (об участии или неучастии в голосовании, в деятельности политической партии, в политических акциях и пр.); об общем настроении людей. Анкетирование позволяет исследователям быстро и оперативно анализировать состояние и тенденции изменения общественного сознания больших групп людей.
интервью относится к опросным методам сбора информации и предполагает непосредственный контакт интервьюера и респондента. С его помощью удается значительно глубже, чем при анкетировании, понять некоторые явления политической жизни общества. К примеру, без подробной и углубленной беседы с респондентом невозможно представить из чего складывается недоверие человека к тем или иным политическим институтам; какими мотивами руководствуются люди избегая голосования, что означается «быть чиновником» сегодня, как принималось решение о создании избирательного блока или политической партии и т.д.
наблюдение. Принципиальная особенность наблюдения, как метода социологического познания состоит в том, что его объектами являются взаимодействия, взаимоотношения и поведение людей, всегда насыщенные различными эмоциями, личностными смыслами и многозначными культурными символами, включенными в само содержание наблюдаемых действий или ситуаций, именно в этом состоит основная трудность в интерпретации результатов наблюдений. При тщательно разработанной программе набюдения этот метод позволяет исследовать ситуации, к которым никакие иные исследовательские процедуры неприменимы. Например, такие события политической жизни, как: собрания, демонстрации, митинги, встречи, конфликты, переговоры и др.
метод фокус-групп. В политической социологии его использование эффективно в тех случаях, когда необходимо оперативно получить экспертную оценку какой либо ситуации. В настоящее время фокус-группы широко используются, в частности, при изучении эффективности политической рекламы, особенностей восприятия визуальной политической информации различными категориями населения и др.
Среди ключевых направлений политической социологии можно выделить следующие.
1. Исследование сущности и функций государства, политической системы и ее подсистем. (Ж. Т. Тощенко, например, изучаю человеческий фактор. Впоследствии в 1987 г. вышел труд «Человеческий фактор производства»).
2. Исследование политический партий и общественных движений, а также негосударственных организаций. (Истон и Алмонд в 50-60-ые года ХХ в. ввели понятие «политическая система», а уже с 1976 г. Батлер и Стоукс изучали партийную идентификацию, а именно предпочтения той или иной партии людьми).
3. Исследование групп интересов, групп давления и лобби.
4. Исследование индивидуального политического участия и политического поведения политических деятелей и конкретных людей. (Курт Левин изучал лидерство и выделил 3 основных стиля: авторитарный, демократический и стиль невмешательства. Кэтрин Брикс и Изабель Маерс разработали методику психологического анализа лидеров, что в дальнейшем привело к построению портретов политических Либеров по 4 основным качествам).
5. Исследование политической апатии и абсентеизма.
6. Сравнительные исследования типов политических систем, их эффективности/неэффективности, стабильности/нестабильности, в частности исследования партийной системы.
7. Анализ отношений между государствами (положительное и отрицательное), их сотрудничество, интеграция, международные конфликты, войны, то есть социология международных отношений.
8. Изучение политических элит и правящего класса в современных обществах, то есть элитология. (Основатели Г. Моска и В. Парето, в дальнейшем развивали науку Р. Михельс, а также Крыштановская, но уже в отечественной социологии).
9. Исследование политической культуры. (Г. Алмонд и Верба ввели понятие «политической культуры» в 1956 г., в дальнейшем развивали это направление также и Бурлатский, Галкин и Назаров.).
10. Исследование процесса принятия политических решений, а также функционирования власти (в частности decision-making process).
11.Исследование политических выборов, то есть электоральная социология.
12. Исследование роли, а также влияния СМИ (печатные и электронные источники).
13. Изучение политических институтов в традиционных обществах, а именно ранее существовавших элементов и сохранившихся до сих пор, то есть политическая антропология.
Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Первым наиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе. Идеи Д. Истона в дальнейшем широко использовались большинством ученых, изучавших проблемы политической системы общества.
По вопросу о функциях власти в зарубежной политической науке доминирует мнение Д. Истона и Г. Алмонда, согласно которому выделяются регулирующая, экстакционная, дистрибутивная и реагирующая функции политической системы. Основными функциями политической системы как целого являются следующие:
- определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.
- мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуществление целей и задач;
- укрепление единства общества;
- распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;
- урегулирование конфликтов.
Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.
Структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем.
Первой из них является совокупность субъектов – носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе.
Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.
Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны.
Четвертое, особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства. Об основных видах политической культуры и политической идеологии будет сказано ниже.
Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной. Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.