Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:50, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.
Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической

Содержание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. 2
Вопрос 2. Взаимосвязь политической социологии с другими науками – политологией, историей, этнологией, психологией, математикой и др. 2
3. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии. 2
4. Основные направления политической социологии. (по лекциям) 3
5. Определение политической системы. 3
6. Основные подсистемы политической системы современного общества. 4
7. Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. 4
8.Типология государства на основе функций (ролей), которые оно играет в жизни общества. 4
БИЛЕТ № 9: Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества. 4
БИЛЕТ № 10: Отличия партий и общественные движений. Причины и пути перехода общественных движений к партиям. 5
11. Основные методики социологического анализа партий и общественных движений 6
12. Группы интересов как участники политических процессов 6
13. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов.(по лекции) 6
БИЛЕТ № 14: Лобби как участники политических процессов. Изменение отношения к ним в западных странах и в России. 7
15. Социологические исследования групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе. 7
16. Понятие политического участия 7
17. Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию. 8
18. Основы социологического анализа индивидуального поведения в политике. 8
19. Политическая культура как предмет социологического анализа. 8
20.Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры. 9
Вопрос 21. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры. 9
22. Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО) 10
23. «Официальная» политическая культура, субкультура и контркультура. 10
24. Методики социологического исследования политической культуры 10
25.Исследование этно-национальных факторов в политических процессах. 11
26.Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития 11
27. Методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов. 11
28.Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений различных типов государственного устройства населением России. 12
Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации. 12
Билет 30 Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных типах субъектов Российской Федерации 13
Вопрос 31. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе. 14
32 вопрос Теории элит западных и российских социологов. 14
33.Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит. 15
34.Социологические подходы к исследованию политического лидерства. Определение и типология политических лидеров. 15
35. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом. (по лекции) 16
36. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний). 16
37. Роль института выборов в политической жизни России. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.(по лекции) 17
38. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний. 17
39. Механизмы влияния СМИ на политические процессы и на общественное сознание. Пути влияния СМИ на политическое сознание россиян. 18
40.Подходы к исследованию степени влияния СМИ на политическое сознание (методики). 18

Файлы: 1 файл

итоговый вариант ответов к экзамену по политической.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     В отличие от партии общественное объединение не имеют строгой иерархий, то есть четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается. Как правило, в общественных движениях нет единственного лидера, который максимально полно выражал бы политические ценности движения и определял бы направления его деятельности, на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу; политические движения ориентированы главным образом на инициативность своих участников. Они, как правило, не имеют стабильной организационной структуры, разветвленной организации с отделениями на местах, дисциплинированным подчинением нижестоящих ячеек вышестоящим органам и т.д.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Для политических партий в большей степени характерна «партийная дисциплина», когда каждый член партии подчиняется ее целям – нередко в ущерб своим собственным интересам. Обязательным условием членства в политической партии является согласие с идеологией и политическими ценностями, которые отстаивает или пропагандирует данная партия. Для общественных движений совершенно не обязательно полное идеологическое единодушие его участников; главное, чтобы они имели некоторые общие цели.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Партии претендуют на выражение общенациональных интересов, тогда как политические движения ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Однако несмотря на различия, политические партии и общественные движения схожи в главном -  они обеспечивают выражение мнения определенных групп граждан и воздействуют на государственную власть, заставляя ее изменять свои установки. И иногда происходит процесс перехода из общественного движения в политическое движение и затем в политическую партию.

В ряде случаев, когда выдвинутые общественным движением задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существуют еще некоторые варианты взаимодействия партий и движений:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью. В глазах людей у движений как более аморфных образований, в отличие от партий, есть свои преимущества: нежелание быть разменной монетой в полит. играх; возможность свободного перехода из движения в движение; больше по душе широкая демократия общественных организаций; массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Партии могут брать под контроль, руководить движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

 

11. Основные методики социологического анализа партий и общественных движений

Метод   контент-анализа   широко   применяется   в    политологических исследованиях.  Так   как   основным   объектом   контент-анализа   являются документальные источники, политическая сфера  жизни  общества  предоставляет исследователю огромное количество единиц анализа,  которые  удобно  и  нужно изучать,  используя  количественный  подход.  Среди   таких   документальных источников:  протоколы  заседаний  органов  власти  (Государственной   Думы,

законодательных  органов  всех   уровней),   планы   проведения   заседаний, количество  и содержательная  сторона  политических  решений  всех  органов власти и многое другое.

      Отдельный интерес у исследователей вызывает деятельность средств массовой информации и коммуникации, направленная на политическую сферу жизни общества. Это может быть количество и суть статей на политические темы, вопросы, обсуждаемые политическими обозревателями СМИ, исследование других проблем, направленных на выявление степени влияния СМИ на политическую жизнь. Наконец, метод контент-анализа предоставляет исследователю возможность изучения   такого   аспекта   политической   жизни   как    функционирование избирательной  системы.  Исследование  документов   избирательных   кампаний позволяет  лучше  понять  механизм  избирательного  процесса,  выявить   его закономерности,   объяснить   и   научиться   повторять   выигрышные    ходы избирательных стратегий кандидатов на выборные посты.

Наблюдение,т.к. митинги, выступления и т.д являются зеркалом общественных настроений участников полит. Движений или партий.

интервьюирование руководителей политических партий

Среди перечисленных методов значительное место занимают приемы квантификации, т.е. расчленение анализируемого материала на то или иное количество элементов, которые легко можно количественно измерить и сопоставить как друг с другом, так и с другими элементами, чтобы выявить их истинную значимость для определения сущности и особенностей развития исследуемого феномена. Этот прием особенно эффективен при анализе результатов опросов общественного мнения, голосования на выборах в те или иные органы власти и разного рода других явлений массового характера. В тесной связи с ним используются приемы опроса, интервьюирования, шкалирования.

В основе бихевиористского анализа лежит позитивистский подход, базирующийся на посылке о единообразии, повторяемости и исчислимости элементов, составляющих в совокупности политические феномены. Бихевиористский подход концентрирует внимание прежде всего на поведении отдельного индивида, группы, разного рода социальных, культурных, профессиональных и иных общностей. В политической науке он призван определить реальные параметры и причины политического поведения на массовом уровне и, соответственно, политических процессов и функционирования политических систем

 

12. Группы интересов как участники политических процессов

Группы интересов - преимущественно добровольные, обладающие определенной автономией от правительства организации различного типа (профессиональные, предпринимательские, крестьянские, религиозные, культурные, феминистские, молодежные, ветеранские, экологические и др.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть, пытаются оказывать на нее влияние с целью обеспечить свои специфические интересы. Возрастающая роль Г.и. связана, прежде всего, с увеличением количества и численности объединений по интересам по мере усложнения общества. Отсутствие претензий на высшую политическую власть отличает Г.и. от политических партий. В современном обществе Г.и. играют важную роль посредника между различными социальными группами и политической властью. Взаимодействие групп интересов с властными структурами и между собой через систему формальных и неформализованных связей составляет основу поддержания консенсусных отношений в рамках системы демократического политического устройства.

Основные функции Г.и. состоят в артикулировании интересов (преобразовании социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования), агрегировании интересов (согласовании частных потребностей и выработке общегрупповых целей), информировании органов власти о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, участии в формировании политических элит, властных структур общества. В отличие от групп давления Г.и. чаще всего не обладают такой степенью организованности, которая позволила бы им осуществлять регулярное и эффективное давление на политические институты с целью принятия определенных политических решений в свою пользу.

По характеру деятельности различают одноцелевые и многоцелевые Г.и. К первому типу относятся, в частности, лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте; после достижения этой цели лоббирующие структуры либо распадаются, либо переориентируются на другую конкретную цель. Деятельность многоцелевых Г.и. (например, культурных или молодежных организаций) многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода.

 

13. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов.(по лекции)

И группы давления и группы интересов принадлежат к негосударственным объединениям, в частности к другим или частным организациям (противопоставление общественным организациям).

 

Группы давления

Группы интересов

Г.Д – объединения, с целью влияния на ход политического процесса, который осуществляется путем отстаивания своих интересов и требования проведения определенной политики. Они выразители интересов и важный компонент демократического процесса, который сейчас развивается. Они выполняют функцию коммуникативного характера между органами власти и населением. Они не стремятся к участию в выборах, их главная цель – влияние на результат выборов, в частности на основе неформальных отношений. Субъекты давления: фонды, центры и др типы более формализованных организаций.

Существует 2 классификации по типам групп давления.

По Метьюзу. 1. различение целей: гр продвижения и гр защиты

2. по характеру членства: закрытые (вельдербергский клуб) открытые для вступления и нейтральные.

3. по статусу: инсайдеры (контактируют с правительством) и аутсайдеры.

4. по характеру преследуемой выгоды: коллективная, узкогрупповая.

5. по наличию экономической функции: корпоративные (давление на пол процесс с экономич/материальной выгодой)

6. по характеру деятельности: одноцелевые, многоцелевые (многопрофильные).

По Дюверже.

1. специальные (занимаются только пол деятельностью) и частичные

2. по территориальному признаку: общегосударственные (федеральный уровень) и в отдельных регионах/городах.

3. по масштабам деятельности Парламентского типа (и в правительстве и в парламенте) и региональный уровень власти.

4. по этническому признаку:

Армянская, татарская, грузинская и т.д.

Г.И. – социальные группы, которые выражают свои интересы в общественной среде и стремятся их институционализировать. Члены группы взаимодействуют друг с другом (могут и не формально) по своим интересам. Если группа сама не может ничего достичь, то используя инструмент влияния она становится группой давления.

Пример: футбольные клубы, фанаты группы Flur.

Характеристики: неформализованные, малочисленны, подвижны, аморфны. Социальный феномен.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"