Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:50, шпаргалка
Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.
Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической
Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. 2
Вопрос 2. Взаимосвязь политической социологии с другими науками – политологией, историей, этнологией, психологией, математикой и др. 2
3. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии. 2
4. Основные направления политической социологии. (по лекциям) 3
5. Определение политической системы. 3
6. Основные подсистемы политической системы современного общества. 4
7. Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. 4
8.Типология государства на основе функций (ролей), которые оно играет в жизни общества. 4
БИЛЕТ № 9: Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества. 4
БИЛЕТ № 10: Отличия партий и общественные движений. Причины и пути перехода общественных движений к партиям. 5
11. Основные методики социологического анализа партий и общественных движений 6
12. Группы интересов как участники политических процессов 6
13. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов.(по лекции) 6
БИЛЕТ № 14: Лобби как участники политических процессов. Изменение отношения к ним в западных странах и в России. 7
15. Социологические исследования групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе. 7
16. Понятие политического участия 7
17. Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию. 8
18. Основы социологического анализа индивидуального поведения в политике. 8
19. Политическая культура как предмет социологического анализа. 8
20.Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры. 9
Вопрос 21. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры. 9
22. Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО) 10
23. «Официальная» политическая культура, субкультура и контркультура. 10
24. Методики социологического исследования политической культуры 10
25.Исследование этно-национальных факторов в политических процессах. 11
26.Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития 11
27. Методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов. 11
28.Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений различных типов государственного устройства населением России. 12
Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации. 12
Билет 30 Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных типах субъектов Российской Федерации 13
Вопрос 31. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе. 14
32 вопрос Теории элит западных и российских социологов. 14
33.Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит. 15
34.Социологические подходы к исследованию политического лидерства. Определение и типология политических лидеров. 15
35. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом. (по лекции) 16
36. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний). 16
37. Роль института выборов в политической жизни России. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.(по лекции) 17
38. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний. 17
39. Механизмы влияния СМИ на политические процессы и на общественное сознание. Пути влияния СМИ на политическое сознание россиян. 18
40.Подходы к исследованию степени влияния СМИ на политическое сознание (методики). 18
Политическая система общества - сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества.
Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. Основными элементами государства являются:
территория, население, власть.
В современной политологии настойчиво подчеркивается институциональный
аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство — это
совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую
систему управления основными сферами общественной жизни.
К таким учреждениям и организациям относятся: 1) представительные
учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны
общественного порядка; 4) вооруженные силы.
Также к государственным институтам, скорее всего, можно отнести институт президентства.
Президентство – принципиально новый государственный институт в России,
который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения
прежнюю советскую форму организации власти.
Проблема социологических исследований государственных институтов заключатся, в первую очередь, в их закрытости.
У государства есть внутренние функции и внешние. Внутренние:
Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние:
Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Типологию по функциям я не нашел, хотя искал долго!!!
Полит. с-ма – совокупность гос. и негос. полит. институтов, кот. выполняют в обществе полит. функции. Помимо прямых форм влияния народа на государственную власть с помощью референдума, плебисцита, законодательной инициативы («прямая демократия», начало в греческих полисах), появляются посредники между властью и обществом – негосударственные объединения.
В подсистему негосударственных полит. институтов (негос. объединений) входят: 1) Общественные организации (1.1. партии и 1.2. движения); 2) Частные объединения (2.1 группы интересов; 2.2. группы давления; 2.3. лобби).
1.
1.1.
Основные черты: - Закрепленное членство; - Наличие документов, регламентирующих деятельность (устав, регламентирующий порядок деятельности, структуру партии, условия членства, финансирование и т.п.; и программа партии, где содержатся идейные основы и цели партии); - Цель – борьба за получение, сохранение, расширение полит. власти.
Закон РФ «О полит. партиях» 2005 г. партия: - не менее 50 000 членов; - имеет представительства в не менее ½ субъектов (40 из 80); - в каждом субъекте не менее 500 членов партии. Только тогда имеет право участвовать в выборах.
Закон РФ «О полит партиях», вступающий в силу с 1 янв. 2010 г.: не менее 45 000 членов; - в каждом субъекте 450 членов. К 2012 предполагается уменьшить ценз по численности членов в партии до – 40 000.
1.2.
Основные черты: - Могут возникать не в политике, как организации, кот. Борются с какой-л. Проблемой; - Есть возможность перехода: Обществен. движение - Полит. движение - Полит. партия; - Более аморфное, чем партия, объединение, может быть не закреплено членство; - Могут отсутствовать официальные документы; - Массовые общественные организации.
Классификация общественных движений: - экологические (в 20 в. во Франции, Германии… появ. Зеленое движение, давшее начало зеленым партиям по всему миру); - пацифистские (шир. распространение в Европе, приобрело крупные масштабы в конце 19 в., накануне и в ходе 1-й мировой войны); - национальные / национально-освободительные (Пр.: Окончательный распад мировой колониальной системы после Второй мировой войны - обретение независимости британскими, французскими, голландскими, португальскими, бельгийскими владениями в 1940-е — 1970-е); - конфессиональные (явл. светскими организациями, Пр. ХДС и ХСС (Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз Германии, объединились),; - социальные (профсоюзы, союзы предпринимателей; РСПП – Рос. Союз Промышленников и Предпринимателей); - историко-культурные (союзы кинематографистов, музыкантов, композиторов и т.д.); - демографические (молодежные, пенсионеров, женские (суфражистки, феминистки, матерей и др.)).
2.
2.1.
2.2.
2.3.
В политике и в науке отношение к нему неоднозначно.
Отличия: