Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:50, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.
Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической

Содержание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. 2
Вопрос 2. Взаимосвязь политической социологии с другими науками – политологией, историей, этнологией, психологией, математикой и др. 2
3. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии. 2
4. Основные направления политической социологии. (по лекциям) 3
5. Определение политической системы. 3
6. Основные подсистемы политической системы современного общества. 4
7. Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. 4
8.Типология государства на основе функций (ролей), которые оно играет в жизни общества. 4
БИЛЕТ № 9: Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества. 4
БИЛЕТ № 10: Отличия партий и общественные движений. Причины и пути перехода общественных движений к партиям. 5
11. Основные методики социологического анализа партий и общественных движений 6
12. Группы интересов как участники политических процессов 6
13. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов.(по лекции) 6
БИЛЕТ № 14: Лобби как участники политических процессов. Изменение отношения к ним в западных странах и в России. 7
15. Социологические исследования групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе. 7
16. Понятие политического участия 7
17. Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию. 8
18. Основы социологического анализа индивидуального поведения в политике. 8
19. Политическая культура как предмет социологического анализа. 8
20.Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры. 9
Вопрос 21. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры. 9
22. Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО) 10
23. «Официальная» политическая культура, субкультура и контркультура. 10
24. Методики социологического исследования политической культуры 10
25.Исследование этно-национальных факторов в политических процессах. 11
26.Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития 11
27. Методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов. 11
28.Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений различных типов государственного устройства населением России. 12
Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации. 12
Билет 30 Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных типах субъектов Российской Федерации 13
Вопрос 31. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе. 14
32 вопрос Теории элит западных и российских социологов. 14
33.Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит. 15
34.Социологические подходы к исследованию политического лидерства. Определение и типология политических лидеров. 15
35. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом. (по лекции) 16
36. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний). 16
37. Роль института выборов в политической жизни России. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.(по лекции) 17
38. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний. 17
39. Механизмы влияния СМИ на политические процессы и на общественное сознание. Пути влияния СМИ на политическое сознание россиян. 18
40.Подходы к исследованию степени влияния СМИ на политическое сознание (методики). 18

Файлы: 1 файл

итоговый вариант ответов к экзамену по политической.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

 


БИЛЕТ № 14: Лобби как участники политических процессов. Изменение отношения к ним в западных странах и в России.

Лобби – (англ. - lobby вестибюль, прихожая, кулуары) — давление на органы государственной власти путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп (групп давления) или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. В широком понимании лоббизм – весь неформальный (внепарламентский) процесс взаимодействия государства и гражданского общества для принятия политических решений.

Лоббизм – слово с долгой историей и сложной судьбой. В Английском парламенте с самого начала его существования в коридорах (lobby), куда выходили члены палаты общин на перерыв между заседаниями и где представители заинтересованных деловых кругов пытались оказать влияние на парламентариев нелегальными способами (чаще подкупом). В Англии, Франции, США и других странах практика лоббизма долгое время считалась предосудительной. В Америке традиция лоббизма уходит корнями в годы президентства У. С. Гранта (1869-1877), и из-за изначально явно коррупционного характера взаимодействия с власть имущими термин лоббирование означал покупку голосов в Конгрессе за деньги, а профессия лоббиста долгое время считалась занятием низким и недостойным. Однако постепенно в США и в других западных странах последовательно происходила эволюция от теневых и нелегальных форм воздействия на принимаемые органами государственной власти решения к открытым легальным формам воздействия. Началась профессионализация лоббирования, оно закрепляется в политическом процессе западных стран. Оно стало приобретать более сложный характер, появились разнообразные технологии лоббирования (не только использование денег, но технологии убеждения в своей правоте, передача информации; методы воздействия не на сами органы гос. власти, а на процесс принятия государственных решений, апелляция к идеям социальной ответственности и т.д.). 50-60-е гг. – пик популярности лоббизма на Западе.

Но и до сих пор лоббизм неоднозначно оценивается общественным сознанием. Поскольку лоббизм создает широкий набор возможных последствий, он нуждается в упорядоченном юридическом оформлении.Законодательное регулирование лоббизма постепенно становится характерным для все большего числа стран. В зарубежных странах (США, Франция, Германия, Великобритания) лоббизм более или менее однотипен, механизмы обеспечения принятия решений известны и просты, т. к. отрабатывались долгое время. Различия есть в том, насколько гласно осуществляется лоббирование, насколько оно подконтрольно закону и демократическим институтам, насколько многообразны субъекты и каналы давления и влияния.

Проблема лоббизма имеет свою интересную историю и в России. Императорская Россия: фаворитизм при императрицах, лобби буржуазии и т.д. В СССР долгое время считалось, что лоббизма нет и быть не может. Однако лоббизм существовал в специфической для СССР форме (представители организаций, а затем и различных отраслевых лобби в союзных или региональных отраслевых министерствах выбивали дополнительные ресурсы или объективно заниженные планы). Это приводило к усилению диспропорций в экономике.

С начала 90-х годов происходит ослабление органов государственной власти. В это время в диалоге с властью бизнес превращается из младшего партнера в равного, а иногда даже превосходящего власть по амбициям, силе, ресурсам. Начиная с 1993 года, в стране возникают крупные финансово-промышленные группы (ФПГ), как на федеральном, так и на региональном уровне, которые зачастую диктуют власти, какое политическое решение должно быть принято в определенной ситуации. Отношения между бизнесом и властью становятся все более теневыми и личностно окрашенными, скрытыми от публики. При взаимодействии с органами государственной власти ФПГ начинают применять черные избирательные технологии и искаженные формы государственно-частного партнерства (ГЧП) (Пр. залоговые аукциона, начавшиеся с 95 г.). Бизнес все активнее начинает использовать СМИ для давления на власть. Однако 98-ой год становится начало перелома в отношениях между органами государственной власти и бизнесом (приход Путина). Бизнес оказывает все меньшее влияние на власть. Стало трудноосуществимым давление на власть через СМИ, активная скупка депутатов и чиновников, спонсирование избирательных кампаний. Более того, на бизнес возложили ряд обязанностей и обременений, которые бизнес должен исполнять (пр. необходимость социальной ответственности бизнеса). 

В России нет культуры отношений между бизнесом и властью, как и нет закона о лоббизме, а продвижение интересов компаний и предпринимателей в госорганах носит нецивилизованный характер. Законодательство о регулировании лоббизма позволит заложить в основу деятельности лоббистских организаций определенные этические принципы, нормы, традиции. Жесткий, всеохватывающий и запретительный закон не будет работать. Он должен быть относительно мягким, как бы переходным. В сущности, основное его назначение предложить обществу иную, гласную и цивилизованную форму взаимодействия с властью и тем самым построить параллельный теневому канал влияния на государственный орган.

 

15. Социологические исследования групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе.

А. Бентли в работе “Процесс управления” ввел новое понятие – “группы интересов”, к которым он относил разнообразные организованные группы людей, имеющих определенные цели и выдвигающих конкретные требования перед политической властью. А. Бентли предлагал рассматривать общество как “совокупность различных групп интересов, причем, количество групп ограничивается лишь одним показателем – интересы ради которых они созданы и действуют”.

Социологи были склонны связывать активность добровольческих ассоциаций с высокой степенью социальной дифференциации общества, которая, в свою очередь, являлась следствием процесса модернизации. По замечанию Д. Уилсона, “чем более гетерогенным является общество, тем более разнообразны существующие в нем интересы”. По мнению Т. Парсонса, ассоциации являются одним из главных способов структурирования гражданского общества . В числе множества причин, побуждающих людей объединяться в группы для оказания давления на правительство. Д. Уилсон называет и такую причину как децентрализация политической системы, которая способствует росту числа групп, использующих различные варианты доступа к правительству для достижения собственных интересов. Активности групп интересов может способствовать слабость партийных систем или временное ослабление позиций политических партий.

Самодеятельные гражданские ассоциации (общественные объединения), какими бы “малыми” ни казались их интересы, превращаются в центральный институт гражданского общества, поскольку именно вокруг них, “вращается реальная повседневная жизнь” Именно эти интересы, если они имеют массовый характер, затрагивают большое количество людей и, следовательно, имеют значение для развития общества в целом, должны найти формы своего выражения и представительства на государственном уровне, если не могут быть разрешены силами самих объединений граждан.

Если “группы интересов” определяются как добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами, так и с политическими институтами, то термин “лоббизм” означает лишь непосредственное воздействие на процесс принятия законов в парламенте, а “группы давления” – организации, стремящиеся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Поэтому понятия “лобби” и “группы давления”, более узкие по сравнению с категорией “группы интересов”, отражают лишь ее определенные аспекты.

К ассоциированным группам интересов относятся профсоюзы, торговые палаты, ассоциации промышленников, этнические ассоциации, религиозные и гражданские группы.

Группы давления (группы интересов, лобби) – объединения индивидуумов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

     Чем группы интересов отличаются от политических партий?

     Группы интересов (давления) не стремятся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов.

     Чем группы интересов отличаются от политических движений?

     1) Группы интересов апеллируют (обращаются) не к массам, а к руководителям власти; 2) действуют в кулуарах, за кулисами, в коридорах партий, парламентов, используя личные связи.

     Виды групп интересов (Ж. Блондель): 1) группы по обычаю (католическая церковь в Италии, Польше); 2) институциональные группы (непосредственная близость к процессу принятия решений); 3) группы защиты (профсоюзы); 4) группы поддержки (ассоциации «за» или «против» чего-либо).

Группы давления ≠ группы интересов. 

     Группы давления ( = группы защиты) – группы, защищающие собственные интересы (профсоюз, союз предпринимателей). Группы интересов – группы, выступающие с новой инициативой по изменению законов (феминистское движение).

     Лобби – группы давления 1) формирующиеся на базе бюрократических структур и 2) способные оказывать прямое давление на власть.

В более широком понимании лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.

Сегодня лоббизм делится на формальный (законодательно регулируется и разведён, т.о., с коррупцией) и неформальный. Лоббизм связан с развитием партийной системы и корпоративизма, но обратной связью.

 

16. Понятие политического участия

Участие в политической жизни яв¬ляется непосредственным показате¬лем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением по¬нимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.

Как уже говорилось, отдельный индивид способен выполнять фун¬кции профессионального политика; лица, действующего в рамках групповых интересов и вместе с тем осуществляющего автономную линию поведения независимо от потребностей той или иной общно¬сти. Об особенностях осуществления индивидом элитарных и лидерс¬ких функций речь пойдет далее, а сейчас остановимся на характери-стике политического участия рядового гражданина.

Благодаря такому инструментальному отношению к политике, индивидуальное «участие» характеризует только конкретные формы практических действий человека, независимо от их мотивации или условий осуществления. Иными словами, к «участию» относятся только реально совершаемые в политике действия индивида. Осуществляя такие действия, индивид переступает через порог того умозритель¬ного отношения к политическим событиям, которое выражается в эмоциях, оценках, суждениях и иных сугубо идеальных реакциях. В этом смысле политическое участие предстает как качественно иной, практический уровень включенности индивида в политическую жизнь, заставляющий его совершать там конкретные поступки.

Практические и целенаправленные формы политического учас¬тия характеризуются масштабностью и интенсивностью. Например, индивид может участвовать в решении местных или общефедераль¬ных вопросов, заниматься постоянной активной деятельностью по организации избирательных кампаний, а может изредка принимать участие в выборах — и все это будут разные по значимости и интен¬сивности формы его политического участия.

Непосредственно характеризуя поступки индивида, политичес¬кое участие дает косвенную аттестацию и самой политической сис¬теме, т.е. той внешней среде, которая сопутствует или препятствует политическим действиям граждан. Так, в одних политических систе¬мах индивид имеет возможность практически реагировать на затраги-вающие его поступки властей, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию, а в других то же стремление действовать натыкается на жесткость и неприспособленность политических структур к такого рода желание ям индивидов. Например, во многих демократических странах широко распространены судебные процессы, в которых рядовые граждане оспаривают действия правящих структур.

Факторы

• Категории населения, проявляющие наибольшую политическую активность. Исследования западных политологов показывают, что имеющие более высокое образование и преуспевающие граждане больше склонны проявлять политическую активность по сравнению с другими группами. Так, лица, окончившие колледж, проявляют пятикратную политическую активность по сравнению с теми, которые получили лишь школьное образование.

• Неучаствующие. Это люди, которые не играют активной роли в политической деятельности. Эта категория включает лиц с относительно невысоким уровнем образования и сравнительно низкими доходами; женщин среди них больше, чем мужчин.

• Отсутствие интереса к политике или политическая апатия. Одним из факторов подобного отношения становятся ограничения, налагаемые правительством на свободу слова и выражение личных взглядов. Однако существуют и другие, более важные факторы. Во– первых, человек может быть лишен стимула к участию в политической жизни своим окружением. Во-вторых, на него может воздействовать слабая политическая активность других членов сообщества. В-третьих, он может принадлежать к группе, в которой политическая апатия фигурирует в качестве позитивной модели поведения.

• Сознание политической эффективности. Здесь имеется в виду личное ощущение человека, связанное с реальным или потенциальным воздействием на политический процесс, на основе чего он делает вывод о том, имеет ли смысл исполнять свои гражданские обязанности. Это может стать осознанием возможности социальных перемен и собственной роли в этом процессе. В той мере, в какой сознание политической эффективности поддается определению, можно утверждать, что оно находится в прямой зависимости от степени политического участия.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"