Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Возрастает роль социологии, поскольку она способна дать знания о реальном состоянии общества, изменения в нем, новые процессы и явления, с которыми мы не встречались раньше. Социология также поможет выяснить тенденции развития на будущее, выработать научно обоснованный прогноз на ближайшие годы и более отдаленную перспективу.
Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых

Файлы: 1 файл

Вопросы.docx

— 83.83 Кб (Скачать файл)

1. Значение социологии современного общества и человека. Сферы приложения социологических знаний.

Возрастает роль социологии, поскольку она способна дать знания о реальном состоянии общества, изменения в нем, новые процессы и явления, с которыми мы не встречались раньше. Социология также поможет выяснить тенденции развития на будущее, выработать научно обоснованный прогноз на ближайшие годы и более отдаленную перспективу. 
 Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых специалистов, являясь составной частью их общего и профессионального образования. Каким является общество, в котором мы живем, каковы перспективы его развития, сможем ли мы участвовать и влиять на общественные процессы, овладеть наукой разумного управления и регулирования этими процессами в современной жизни - на все эти вопросы поможет найти ответ социология.

Места, где  работают социологи, различны: это СМИ, рекламные и PR-компании, консалтинговые компании и социологические аналитические  центры. Также эти специалисты  востребованы в государственных  и муниципальных органах власти.

Широкое применение своим профессиональным знаниям  современные социологи-практики сегодня  находят в области маркетинга и рекламы.

2. Институционализация социологии. Основные составляющие процесса  институционализации.

Институализация - это процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов.

Социальный институт - это высокоорганизованная социальной система отличающаяся устойчивой структурой, тесной взаимосвязанностью, взаимозависимостью своих элементов, многообразием задач.

Составляющие:

  • Создание системы социального образования и научных учреждений
  • Формулировка профессиональных научных сообществ для обмена результатами исследования информацией, формами научного сотрудничества и партнерства-
  • Проведение социологических исследований с целью достижения качества и надежности применяемых методов, развития социологической теории и др.

3. Общие черты институционализации социологии в зарубежных странах.

Американские  университеты

В 1892 году в Чикагский университете был открыт первый в мире факультет социологии, где присуждалась ученая степень по социологии. Ее возглавил один из основателей американской социологии, теоретик и исследователь, организатор соц. науки Альбион Смолл.

В 1894 г в  колумбийском университете открыт факультет социологии. В этом же году программы курсов социологии имели около 200 университетов и колледжей.

В 1909 г.  уже 400. Преподаванием социологии в США занимались более 50 штатных профессоров.

В1916 г. ведущие  русские социологи, биологи, экономисты основали первое в стране  социологическое  сообщество им. Ковалевского. Его президентом стал Лаппо-Данилевский, а секретарем П.А Сорокин.

4. Особенности становления социологии  в России.

Одна из особенностей становления социологии в России это то, что социология поначалу была распространена, но не была признана на государственном уровне, не была представлена в университетах.

Также к особенностям можно отнести тот факт, что  долгое время в России общественные проблемы освещались с помощью художественных средств: поэзии, прозы, публицистики и  т.д.

Главной особенностью можно считать одновременное  зарождение в середине 19 веке двух течений, складывающихся на основе идей Запада – позитивизма (наука, где главный  источник знаний эмпирические исследования) и марксизма (философское, экономическое  и политическое).

5. Особенности развития социологии  в классический период.

Становление и  развитие классической социологии

Социология как наука  вычленилась из философии, а сам термин "социология" был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом.

Большое влияние в 19 в. на социологическую мысль оказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породив эволюционизм - направление общественной мысли на основе представления о единстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом (органицизмом), иногда ещё называют "теорией одного фактора". Сюда относятся концепции, которые выдвигают на первый план природные факторы или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием. Представители этих направлений Л. Гумплович, Г. Спенсер и др., сводили закономерности эволюции человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвигали принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни

В конце XIX в. усилилось влияние  психологической тенденции в  социологии, имеющей следующие самостоятельные  направления: "психология народов", тесно связанное с этнографией; "групповая психология"; "интеракционизм", считающее первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. Результатом поисков явилось  появление социальной психологии как  самостоятельной дисциплины. Из её наиболее ярких представителей нужно  отметить Лебона и Тарда.

Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное  разумное установление своего общественного  устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд Теннис.

Для классической социологии характерны соперничество научных  школ, борьба и плюрализм мнений. В частности, Вебер негативно  относился к функционализму Дюркгейма. В то же время он отрицал и марксизм. Другая характеристика этого времени - секуляризация религии. Если Конт и Сен-Симон саму социологию считали  новой религией человечества, то Дюркгейм и Вебер анализировали религию  как самостоятельный социальный феномен, положив начало социологии религии как научному направлению.

    1. Натурализм: Герберт Спенсер
    2. Позитивизм: Огюст Конт
    3. Исторический материализм: Карл Маркс
    4. Социологизм: Эмиль Дюркгейм
    5. «Понимающая социология»: Макс Вебер

6. Функции социологии.

  1. Познавательная функция. Обеспечивает, прежде всего, “прирост“ нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает закономерности перспективы социального развития общества.
  2. Информационная функция. Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Систематизация и накопление информации осуществляется в форме описания процессов и явлений общественной жизни в виде книг, учебников, научных отчетов и т.п. Социологии, как и любой другой науке.
  3. Описательная функция.
  4. Прикладная функция Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических задач.
  5. Прогностическая функция. Прогностическая функция социологии — это формирование социальных прогнозов. Практическая направленность социологии выражается в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем.
  6. Идеологическая функция. Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Наука может выполнять и выполняет роль средства преобразования окружающего мира: биология - мира животных, социология - мира общественных отношений личности и социальной системы и т.д.
  7. Преобразовательная функция. Средство преобразования можно сравнить с орудиями труда, например, с помощью топора можно построить дом, а можно и отрубить человеку голову, на веревку можно сушить белье, а можно повесить и человека и т.п. С помощью социологических знаний можно оптимизировать человеческие отношения с целью сохранения мира, а можно и разрушить систему отношений, доведя их до состояния войны.

 

  1. Социология как наука. Объект социологии.

  Социология – наука, изучающая общество с использованием собственных методов. Социология изначально была выделена как самостоятельная научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социума и механизмов действия социальности (с французского социальность, переводится как общественность, общежительность. Впервые термин «социология» был использован Огюстом Контом.

Объектом  социологического познания является общество. Но не просто общество, а та сфера  социальной действительности, на которую  направлен  процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объектом  могут  стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как  они включены в  процесс социологического познания. Социолог выделяет в социальном объекте те  свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений  общественной жизни, исследования становления, функционирования  и развития социальных систем.

8. Подходы к определению предмета  социологии.

Предмет –  определенное социальное явление, рассматриваемое  как ключевое. Например, групповое  взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

Существует  несколько основных подходов к определению  предмета социологии.

    1. Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)
    2. Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).
    3. Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).
  1. Содержание предметных полей социологии.

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются  данной наукой. Их познание необходимо для решения теоретической и практической проблематики. Предмет социологического исследования обусловливается  свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он  располагает.

Предмет социологического исследования – это  часть объекта исследования, его  стороны, свойства, характеристики, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании.

Предметом исследования принято считать наиболее значимую сторону объекта с точки  зрения социологической теории и  социальной практики. Одному и тому же социальному объекту может  соответствовать несколько различных  предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта  он отражает, с какой целью, для  решения какой проблемы выбран.

 

10. Соотношение социологии и философии.

   Общетеоретическая социология исходит из соответствующих философских предпосылок. Она базируется на определенном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. Мировоззрение социолога и методология, которую он применяет в своих исследованиях, свидетельствуют об органической взаимосвязи социологии и философии.

Выделившись из универсальных философских систем и, развиваясь, как самостоятельная  наука, социология не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути философский анализ развития общества и существенно углубить исследования. В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает как философская наука.

 И социология, и социальная философия рассматривают  общество в целом. Это их  общая черта, которая определяет  особенно тесную взаимосвязь  этих наук.

Но социальная философия рассматривает общество в наиболее широком ракурсе, как  специфическую часть всего мироздания и поэтому описывает его с  помощью предельно общих понятий  категорий, законов. Социальная философия  анализирует развитие общества под  углом общефилософских законов, т.е. законов, которые действуют в  природе и в обществе и в  человеческом мышлении. Наиболее наглядными примерами законов социальной философии  могут служить законы соотношения  общественного бытия и общественного  сознания, а также законы, характеризующие  источник самодвижение общественной жизни. Все это отражает специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"