Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Возрастает роль социологии, поскольку она способна дать знания о реальном состоянии общества, изменения в нем, новые процессы и явления, с которыми мы не встречались раньше. Социология также поможет выяснить тенденции развития на будущее, выработать научно обоснованный прогноз на ближайшие годы и более отдаленную перспективу.
Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых

Файлы: 1 файл

Вопросы.docx

— 83.83 Кб (Скачать файл)
  1. Изучаемым субъектам социальной жизни;
  2. Сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты;
  3. Междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками.

По субъектам  социальных действий различают отраслевые социологии:

  1. Личности,
  2. Семьи,
  3. Малой группы,
  4. Коллектива,
  5. Профессиональных групп,
  6. Страт и классов,
  7. Молодежи
  8. Лиц зрелого возраста
  9. Пожилых людей
  10. Женщин
  11. Гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола,
  12. Национальных образований
  13. Организаций (социология армии, высшей школы и т.п.),
  14. Политических партий,
  15. Электората,
  16. СМИ
  17. Типов поселений
  18. Регионов страны,
  19. Элиты общества,
  20. Органов власти и т.д.

Появление новых  субъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных  переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и др.) и  необходимость их социологического анализа предопределяют возникновение  либо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли.

По второй типологии выделяют следующие отраслевые социологии:

  1. Труда,
  2. Свободного времени,
  3. Быта,
  4. Управления,
  5. Индустриальную,
  6. Сельскохозяйственную (социологию сельского хозяйства),
  7. Военную,
  8. Науки,
  9. Образования,
  10. Воспитания (в т.ч. педагогическую социологию),
  11. Морали,
  12. Права,
  13. Религии,
  14. Моды,
  15. Спорта,
  16. Искусства,
  17. Литературы,
  18. Медицины и здравоохранения,
  19. Рекламы,
  20. Кино,
  21. Девиантного поведения (в том числе социологию преступности),
  22. Образа жизни,
  23. Общественного мнения,
  24. Социальной работы.

16. Двухуровневая структура  социологического знания.

Социологию  также подразделяют на:

    • Макросоциологию
    • Микросоциологию

 В зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне.

На макроуровне  изучаются большие социальные системы  и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие  социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология  — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

17. Трехуровневая структура социологического знания.

В структуре  социологии принято выделять три  уровня:

  1. Верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
  2. Средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
  3. Нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.

18. Особенности теоретического, эмпирического  знания в социологии.

Суть теоретического знания – в объяснении фактов и построении моделей, облегчающих это объяснение.

Суть эмпирического знания – в установлении фактов и их первичном обобщении.

Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания.

Эмпирическое  знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы  эмпирического знания.

Теоретические и эмпирические знания тесно связаны  между собой. Теоретические знания необходимы для грамотного осуществления  эмпирических исследований, а эмпирическая социология обеспечивает теоретические  разработки проверенными и обобщенными  социальными фактами.

19. Понятие прикладной социологии.

Прикладная  социология – это социология, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или  потенциально может использоваться для удовлетворения частных или  общественных потребностей. Прикладная социология — это совокупность теоретических  моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных  на практическое применение, достижение реального социального эффекта.

Прикладная  социология собирает и обрабатывает информацию, отношение общества к  вопросам и проблемам этого общества в настоящий момент времени. Она включает как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социальные структуры и процессы.

20. Виды (типы) социологических исследований.

1. Теоретические, эмпирические, методологические

Суть теоретических  исследований – в объяснении фактов и построении моделей, облегчающих  это объяснение.

Суть эмпирических исследований – в установлении фактов и их первичном обобщении.

Суть методологических исследований — в накоплении, построении и применении социологического знания.  
2. Фундаментальные и прикладные

Фундаментальные исследования ориентированы на решение научных проблем, связанных с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.

Прикладные исследования ориентированы на получение знания, которое будет использовано при решении практических задач, либо на использование уже имеющегося знания в практических целях.

Цель фундаментального исследования - развитие и совершенствование  самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного  исследования - решение конкретной социальной проблемы. 
3. Описательные, прогностические, аналитические

Пилотажное  исследование — предварительное, пробное  социологическое исследование  с  целью  отработки инструментария сбора первичной социологической  информации, методов организации  и процедур проведения массового  полевого исследования. Пробное (пилотажное) исследование предназначается для  проверки надежности методик и процедур основного исследования, схемы организации  и проведения самого обследования и  предшествует ему.

Описательное  исследование — это более сложный  вид социологического анализа. С  его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное  представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Аналитическое исследование: самое сложное и  глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое  количество респондентов. Обычно рассматривает  динамику явления. Аналитическое социологическое  исследование ставит своей целью  наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать  структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. 
4. Полевые, лабороторные и клинические

Полевое исследование - исследование, специфика которого в непосредственном и всестороннем изучении отдельного объекта или ограниченного числа объектов в реальных социальных условиях.

Лабораторное  исследование – исследование, при котором поведение людей изучается в искусственно созданной ситуации.

Клиническое исследование — научное исследование с участием людей, которое проводится с целью оценки эффективности и безопасности нового лекарственного препарата или расширения показаний к применению уже известного лекарственного препарата.

5. Лонгитюдные, панельные, повторные, когоротные

Лонгитюдное исследование  — исследование, в котором на протяжении относительно длительного периода времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки, изучается одна и та же группа объектов - людей, домохозяйств, предприятий и т.п.

Панельные исследования – это исследования одних и  тех же лиц через одинаковые интервалы  времени. Частота повторяемости  и общая продолжительность исследования могут быть различными. Главное, чтобы одни и те же лица изучались по одинаковой методике. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий).

Повторное исследование рассматривает изучаемый объект в динамике, изменении. Это – исследование одного и того же или различных  контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям.

Когортные исследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного  времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в  брак, призванных в армию, поступивших  в вуз и т.д.). Объектом когортных  трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая  остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследования выборка  не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, главное, чтобы респонденты были представителями  изучаемой когорты.

  1. Методология, методы в социологии. Уровни социологической методологии.

Методы социологического исследования 
 Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос, они могут сочетаться в различных вариантах.

 
  Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами.

  1. информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц;
  2. события фиксируются в момент их совершения;
  3. регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания.

В то же время возможны искажения  реальной действительности в субъективных оценках исследователя. 
 Социологическое наблюдение является научным и отличается от обыденного тем, что оно подчинено исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее продуманной процедуре, все результаты наблюдения фиксируются. 
 

Изучение документов. Документом в конкретном социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном пли печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке. 

Опрос. 
Выделяют следующие виды опросов:

    • опрос по месту работы;
    • опрос по месту жительства;
    • опрос в специальном месте.

Опрос бывает в виде анкетного опроса и интервью. 
Сначала рассмотрим метод интервью: 
 Интервью – заранее запрограммированное целенаправленная беседа с респондентом. 
 Виды интервью:

  • свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов, применяется на начальной стадии исследования;
  • глубинное интервью применяется для выяснения общественного мнения по определенному кругу вопросов;
  • фокусированное (направленное) интервью изучает общественное мнение о конкретном факте (событии, ситуации).

 Особенности интервью:

  • для проведения интервью выбирается время, наиболее удобное для респондента.
  • задача интервьюера (опрашивающего) состоит в том, чтобы максимально непредвзято и объективно зафиксировать ответы, во время опроса создавать благоприятную атмосферу и т.д.
  • вопросы интервью могут иметь «открытый» или «закрытый» характер: открытый характер – набор открытых вопросов, фиксируемых полностью; закрытый (стандартизированный) характер – респондент отвечает на анкету, состоящую преимущественно из закрытых вопросов (например, перепись населения).

 
Действия, запрещенные интервьюеру  при проведении опроса:

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"