Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:05, шпаргалка
Возрастает роль социологии, поскольку она способна дать знания о реальном состоянии общества, изменения в нем, новые процессы и явления, с которыми мы не встречались раньше. Социология также поможет выяснить тенденции развития на будущее, выработать научно обоснованный прогноз на ближайшие годы и более отдаленную перспективу.
Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых
в) предположения (гипотез), вариантов решения поставленной проблемы. В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.
Объект социологического исследования - это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При описании объекта социального исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая), временные границы.
Предмет исследования - это то, что изучается в объекте, то есть на что направлено изучение, те свойства и стороны объекта, которые отражают определенную проблему. Это могут быть социальные явления и процессы, если объектом выступают конкретные социальные общности; степень выраженности свойств, характеристик, структура социальных явлений и процессов, общностей людей и т.п. Выбор предмета исследования:
1. Ориентируется на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.
2. Очерчивает границы (рамки)
предпринимаемого
Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию - теоретическую или прикладную. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая проблема, как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.
Задачи исследования - это содержательно-
Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются дополнительные задачи. В последнем примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.
Задачи исследования представляют
собой содержательную, методическую
и организационную
Гипотеза — предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.
Различают гипотезы: по содержанию
предположений об объекте - описательные
(структурные и функциональные) и
объяснительные (причинно-следственные);
по задачам - основные и не основные;
по степени разработанности и
обоснованности - первичные и вторичные
(выдвигаются взамен тех, которые
опровергаются эмпирическими
В ходе проведение системного анализа объекта и предмета социологического исследования осуществляется операционализация понятий - научная процедура связи теоретического аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается в объединении в единое целое проблемы формулирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов, то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.
Составной частью операционализации
является интерпретация основных понятий
как их теоретическое и эмпирическое
уточнение. Выделяются теоретическая
и эмпирическая интерпретация. Теоретическая
интерпретация понятий это
Эмпирическая интерпретация
Цель эмпирической интерпретации
- последовательная конкретизация содержания
понятий, дающая возможность выйти
на такие проявления (косвенные, опосредованные)
непосредственно недоступных
35. Общая характеристика
Программа социального
исследования - изложение теоретико-
Основные компоненты программы социологического исследования:
Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).
Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Проблема - отражение проблемной ситуации, возникающей в процессе социального развития.
Объект - в широком смысле, носитель той или иной социальной проблемы. Определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя. Объект - общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс.
Предмет
- свойства, стороны, отношения и
процессы данной реальности (т.е. данного
объекта), выделяемые исследователем для
целенаправленного изучения. Концентрированное
выражение взаимосвязи проблемы
и объекта исследования. В одном
и том же объекте может быть
выделено несколько предметов
Цель - чаще всего практическая, так как призвана дать прежде всего информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить их эффективность. Цель определяет характер и ориентацию (теоретическую или прикладную) исследования. (Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение, какого результата ориентируется данное исследование?)
Задачи - формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и заключают в себе поиск ответа на вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы.
Гипотезы исследования - набор приемов, методов, применяемых исследователем, общая направленность исследования задаются до его начала сформулированными гипотезами. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Выдвижение гипотез предопределяет логику всего процеса исследования. Социальное исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.
36. Профессиональные общества социологов, профессиональные издания.
Формирование первых профессиональных социальных обществ началось во Франции в 1872, основатель Литре
Институт создан в Париже в 1893 году социологом Вормсом
Первый Конгресс МИС прошел в Париже в 1894 году и носил в большей степени ознакомительный характер.
Это способствовало социологическому сближению различных стран и созданию способов и форм их международного сотрудничества
37. Особенности профессии
социолога, возможности ее
Профессия
социолога направлена на детальное
изучение общества посредством специальных
методов исследования. В зависимости
от сферы исследования такой работник
может называться маркетологом, аналитиком,
политтехнологом и т. п.
Специалисты в области социологии
делятся на два типа: ученые-социологи
и прикладные социологи. Ученые изучают
общественную жизнь с помощью различных
методов исследования. Результатом их
труда становится теоретическое обоснование
тех или иных общественных явлений. Прикладные
социологи чаще всего занимаются практическими
исследованиями жизни общества. Проводят
опросы населения по тем или иным вопросам,
исследуют мнение электората, занимаются
статическими подсчетами.
Места, где
работают социологи, различны: это СМИ,
рекламные и PR-компании, консалтинговые
компании и социологические
Широкое применение своим профессиональным знаниям современные социологи-практики сегодня находят в области маркетинга и рекламы.
38. Этический (профессиональный) кодекс социолога.
1. Уважение прав человека, его достоинства и индивидуальности
Социологи обязаны уважать права, достоинство и индивидуальность каждого человека. В своей профессиональной деятельности они обязаны избегать предубеждения, любых форм нетолерантности и дискриминации по отношению к полу; возрасту; этнической принадлежности; расе; и т.д.
Социологи обязаны поддерживать самый высокий уровень компетентности в своей работе; они понимают, что их профессиональные возможности имеют свои пределы, и берутся только за те задачи, для которых у них достаточно образования, умения и опыта.
В своей профессиональной деятельности — в научных исследованиях, преподавании, практической работе, предоставлении услуг – социологи обязаны действовать честно, справедливо и уважать права и интересы друг друга и других людей, затрагиваемых их профессиональной деятельностью.
Социологи обязаны придерживаться самых высоких профессиональных норм и принимать на себя ответственность за свою работу.
Социологи должны понимать свою профессиональную ответственность перед обществом, в котором они живут и работают. Они обязаны представлять общественности свои знания и умения во благо самого общества.