Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Возрастает роль социологии, поскольку она способна дать знания о реальном состоянии общества, изменения в нем, новые процессы и явления, с которыми мы не встречались раньше. Социология также поможет выяснить тенденции развития на будущее, выработать научно обоснованный прогноз на ближайшие годы и более отдаленную перспективу.
Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых

Файлы: 1 файл

Вопросы.docx

— 83.83 Кб (Скачать файл)

В методике содержатся нормативные предписания  по поводу разработки инструментария, описываются условия и правила его использования, приводятся критерии оценки качества инструментария и границы его применения.

В рамках одного метода сосуществуют ряды, методик  каждая из которых может детализироваться в конкретной ситуации

Техника-совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методы бывают:

  1. Опросные
  2. Неопросные
  3. Социальное исследование и социологическое исследование.

  Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование  начинается с его подготовки: обдумывания  целей, программы, плана, определения  средств, сроков, способов обработки  и т. д.

 Второй  этап — сбор первичной социологической  информации. Это собранные в различной  форме необобщенные сведения  — записи исследователя, выписки  из документов, отдельные ответы  опрашиваемых и т. д.

 Третий  этап — подготовка собранной  в ходе социологического исследования  анкетного опроса, интервью, контент-анализа  и т. д., информации к обработке  на ЭВМ, составление программы  обработки, обработка на ЭВМ.

 И, наконец,  заключительный этап — анализ  обработанной информации, подготовка  научного отчета по итогам  исследования, формулирование выводов  и рекомендаций для заказчика,  субъекта управления.

Социологическое исследование - внутридисципленарное , нормировано научным методом , определенно  предметом и тематикой социологии, предполагает проведение профессионалами , которые понимают его социологическую  теоретику -методологическую основу

Социальное  исследование - более широкое понятие, которое не отпадает стоящую за ним  конкретную науку и потом является междисциплинарным...

 

28. Эмпирическое и прикладное  социологическое исследование.

Эмпирические  исследования ориентированы на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики.

Прикладные исследования ориентированы на получение знания, которое будет использовано при решении практических задач, либо на использование уже имеющегося знания в практических целях. Цель прикладного исследования - решение конкретной социальной проблемы.

29. Виды (типы) социологических исследований  по глубине и масштабу анализа социальной проблемы.

По глубине  анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают пpoбное ( пилотажное), описательное и анaлитическое исследования.

Пилотажное  исследование — предварительное, пробное  социологическое исследование  с  целью  отработки инструментария сбора первичной социологической  информации, методов организации  и процедур проведения массового  полевого исследования. Пробное (пилотажное) исследование предназначается для проверки надежности методик и процедур основного исследования, схемы организации и проведения самого обследования и предшествует ему.

Описательное  исследование — это более сложный  вид социологического анализа. С  его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное  представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследовании может быть применен один или несколько  способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность  и полноту информации, позволяет  сделать более глубокие выводы и  обосновать рекомендации.

Аналитическое исследование: самое сложное и  глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое  количество респондентов. Обычно рассматривает  динамику явления. Аналитическое социологическое  исследование ставит своей целью  наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать  структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

30. Виды (типы) социологических исследований  по изучению объекта в статике  или динамике.

В зависимости от того, изучается  ли данный предмет в статике или  в динамике, выделяются следующие  виды эмпирического социологического исследования:

    • точечное (разовое), которое дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент;
    • повторное — вид исследования, которое предполагает изучение одного и того же социального объекта, с определенным временным интервалом по одной и той же программе и методике.

Повторные исследования можно разделить на трендовые, панельные и лонгитюдные.

Трендовые исследования – то, что актуально сейчас. Они  осуществляются по аналогичным выборкам или в рамках единой генеральной  совокупности с интервалами во времени  с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Тренды бывают когортные и исторические.

Когортные исследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного  времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в  брак, призванных в армию, поступивших  в вуз и т.д.). Объектом когортных  трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая  остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследования выборка  не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, главное, чтобы респонденты были представителями  изучаемой когорты. Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. Постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются.

Панельные исследования – это исследования одних и  тех же лиц через одинаковые интервалы  времени. Частота повторяемости  и общая продолжительность исследования могут быть различными, временные  интервалы между исследованиями являются произвольными. Главное, чтобы  одни и те же лица изучались по одинаковой методике. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним  для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при  осуществлении определенных социальных мероприятий), ( Пример: политические выборы. Опрос людей об изменение их предпочтений).

Лонгитюдное исследование  — исследование, в котором на протяжении относительно длительного периода времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки, изучается одна и та же группа объектов - людей, домохозяйств, предприятий и т.п.

31. Виды (типы) социологических исследований  по объему охвата объекта изучения.

По объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные.

Выборочное  исследование представляет собой способ систематического сбора данных о  поведении и установках людей  посредством опроса специально подобранной  группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Свое название оно получило благодаря использованию  специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования небольшой части, которая очень  точно отражает основные параметры  целого. Процедура построения выборки  основана на методах математической статистики и базируется на принципах  теории вероятности.

Вопросы, на которые отвечают случайно попавшие в выборочную совокупность респонденты, могут быть как письменными, таки устными. В первом случае выборочное исследование называется анкетированием, во втором - интервьюированием. Помимо традиционного анкетирования и  традиционного интервью сегодня  используются новые методики, в частности  интернет-опрос (он-лайн-опрос), телефонное интервью и т.д.

К сплошным исследованиям, охватывающим все единицы  огромной совокупности, относятся переписи населения. В то же время самым  распространенным инструментом познания в социологии выступают выборочные исследования.

32. Виды (типы) социологических исследований  по месту проведения. Оперативное  социологическое исследование.

Полевое исследование - исследование, специфика которого в непосредственном и всестороннем изучении отдельного объекта или ограниченного числа объектов в реальных социальных условиях.

Лабораторное  исследование – исследование, при  котором поведение людей изучается  в искусственно созданной ситуации.

При полевом исследовании ученый находится  в точке событий и осуществляет непосредственное наблюдение.Такие  данные точны и достоверны, но нерепрезентативны, ограничены одним случаем.

Особую разновидность  социологического исследования, проводимого обычно с практическими целями, в короткие сроки и по сокращенной научной программе, принято называть оперативным исследованием.

Первая особенность  такого исследования— направленность на практические задачи, принятие определенных управленческих решений. Вторая характерная  черта — исследование проводится не по собственной инициативе ученого, а по инициативе заказчика. Это не теоретико-содержательная, а узкая  научно-практическая проблема, решение  текущих, тактических задач сегодняшнего дня.

33. Когортное, трендовое, панельное социологическое исследование.

 
   Трендовые исследования – то, что актуально сейчас. Они осуществляются по аналогичным выборкам или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Тренды бывают когортные и исторические.

Когортные исследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного  времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в  брак, призванных в армию, поступивших  в вуз и т.д.). Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследования выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, главное, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты.

Панельные исследования – это исследования одних и  тех же лиц через одинаковые интервалы  времени. Частота повторяемости  и общая продолжительность исследования могут быть различными, временные  интервалы между исследованиями являются произвольными. Главное, чтобы  одни и те же лица изучались по одинаковой методике. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним  для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при  осуществлении определенных социальных мероприятий), ( Пример: политические выборы. Опрос людей об изменение их предпочтений).

34. Понятие программы социологического  исследования.

Начинается социологическое исследование с разработки программы и плана  исследования. Программа выступает важнейшим документом исследования, который определяет концепцию всего исследования, методологию и методы, с помощью которых организаторы исследования намерены осуществить анализ той или иной проблемы

Программа социологического исследования - это изложение его цели и общей  концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью  операций для их проверки.

Программа обычно состоит из двух основных частей, а также рабочего плана исследования.

1. Методологическая часть: постановка  и обоснование проблемы, указание  цели, задач исследования, определение  объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий,  формулирование гипотез.

2. Методическая часть: определение  обследуемой совокупности, характеристика  используемых методов сбора первичной  социологической информации, логическая  структура инструментария для  сбора информации, логические схемы  ее обработки на компьютере.

Методологическую часть программы  как логическую цепь последовательных операций можно схематично представить  следующим образом: проблема, цели , задачи ,объект , предмет , основные понятия,гипотезы.

Программа социологического исследования выражает, с одной стороны, понимание и знание того, что надо сделать, с другой — чем и как выполнить задуманное.

Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса:

    • как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала
    • как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Проблемная ситуация - это реально  существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречия между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений  новым фактам. Отсюда формируется  объективная потребность в получении  нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации.

Сформулированная проблема есть результат  осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины  таких-то и таких-то явлений? Установка: Найти способы решения того-то и того-то.

Проблема уточняется путем:

а) выделения объекта и предмета исследования;

б) постановки целей и задачи исследования;

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"